Влияние уровня социального интеллекта на профессиональную адаптацию

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология кадровой работы
  • 29 29 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 02.03.2007
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Ведущая роль в переходе от предболезни к болезни отдается истощению и срыву компенсаторных механизмов под влиянием пролонгированного или интенсивного действия факторов риска. В то же время болезнь можно рассматривать как развернутый во времени динамичный неуспешно протекающий процесс адаптации организма к их же действию.
Авторы рассматривают ситуацию социального конфликта в качестве вероятного фактора риска, отмечают, что современная социально-психологическая ситуация сопровождается ростом числа состояний психо эмоционального напряжения и психической дезадаптации в популяции. По их мнению, в качестве основного фактора психогенеза в этом случае выступает социальная фрустрированность как следствие невозможности реализации личностью своих социальных потребностей. Социальная фрустрированность, проявляясь, с одной стороны, как состояние или форма функционирования индивида в конкретной социальной ситуации и в то же время являясь следствием этой же ситуации, с другой стороны, носит совершенно личностный характер, отображая весь специфический для данного индивида спектр реакций. Можно предположить, что социальная фрустрированность и является своеобразной сценой, на которой и разворачивается динамический процесс формирования состояния социальной, психической и соматической дезадаптации. Предлагается следующая схема психогенеза вследствие действия социальных факторов риска: социальные конфликты - социальная фрустрированность — нарушение психической адаптации - предболезнь - болезнь.
Факторы риска личностного характера могут локализоваться в социально- психологической области, отражая степень выраженности строго индивидуального для каждого человека адаптационного барьера, индивидуально проявляющуюся перед патогенными воздействиями стойкость.
М.А. Беребин и Л.И. Вассерман считают, что прорыв адаптационного барьера с развитием состояния дезадаптации под воздействием истощающих, а также резко проявляющихся или сверхпролонгированных дезадаптирующих факторов становится возможным лишь в результате нарушения всей системы адаптации в целом, а не изолированного патогенного воздействия на тот или иной компонент этой системы. Важнейшим условием нарушения адаптационного барьера является дезинтеграция этой системы, вследствие отсутствия взаимокомпенсации и исчерпания резервных возможностей организма и личности. Дезадаптация может проявляться по-разному: от ослабленной асинхронной деятельности -при незначительных и малозначимых воздействиях до рассогласованной, дезорганизованной и нецеленаправленной - при действии индивидуально значимых высокотравмирующих факторов. Локализация же области действия этих факторов определяет неравнозначную их роль в формировании состояния дезадаптации:
• факторы социально-психологического и индивидуально-личностного характера определяют потенциальную возможность возникновения дезадаптивного состояния;
• факторы биоконституционального характера определяют своеобразие, тип и формы этого состояния.
Важно определение локализации этих факторов, направления развития дезадаптивных форм функционирования [1, 75]:
• соматическое
• невротическое
• психологическое (прежде всего, социально-психологическое).
Ряд исследователей в качестве таких фундаментальных личностных факторов выделяют тревожность и психическую ригидность.
Социальная фрустрированность занимает обособленное место в группе факторов риска, так как её первопричины лежат вне личности, в социальной области, а следствием последних являются конкретные личностные реакции, мотивированные действия и поступки, детерминирующие состояние фрустрированности индивида.
В.П. Казначеев [по 8] описал три конституциональных типа, характеризующихся различными индивидуально- типологическими особенностями адаптации при длительном пребывании в экстремальных климато-географических условиях.
1. Тип «спринтер» хорошо переносит действие раздражителей интенсивных по силе и кратковременных. В то же время он физиологически мало приспособлен к выдерживанию длительно действующих факторов средней и слабой интенсивности. Вследствие этого конституционально- адаптационные свойства «спринтеров» оказываются более выигрышными только в течение первых 2-3 лет пребывания в экстремальных условиях.
2. Тип «стайер» менее приспособлен к действию кратковременных и сильных экстремальных факторов. В то же время он способен сохранять повышенную устойчивость при нагрузках слабой и средней интенсивности, продолжительных по времени. Благодаря подобным конституционально- адаптационным свойствам «стайеры» после относительно кратковременной перестройки могут длительно сохранять оптимальный уровень адаптированности. В начальный же период адаптации (до одного года) «стайеры» по эффективности адаптации уступают «спринтерам».
3. Смешанный тип – «микст», занимает промежуточное положение между «стайером» и «спринтером».
Нам кажется возможным перенос такого разделения на сферу социально- психологической адаптации, в частности, в профессиональной сфере, что позволяет выделить группы с затрудненной первичной адаптацией («стайеры») и с высоким риском выгорания («спринтеры»).
Ф.Б. Березин [5] подчеркивает, что эффективность адаптации нельзя оценивать независимо от затратных показателей, и определяет психическую адаптацию как "процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды".
И.В. Давыдовский [по 1] предложил термин "цена адаптации". Адаптация как одно из фундаментальных свойств живой материи является результатом и средством разрешения внутренних и внешних противоречий, она существует и формируется на грани жизни и смерти, здоровья и болезни, за счет их столкновения и взаимоперехода. Плата за адаптацию зависит от резервных возможностей организма. Плата, которая вышла за пределы "биосоциального бюджета" и требует от организма все новых усилий, ведет к полому адаптационного механизма. Это носит не только биологический, но и социальный характер и достигается иногда ценой определенных повреждений, той или иной дисгармонией по сравнению с нормой.
Рассматривая вопрос о поведенческой адаптации, В.И. Медведев [10] отмечает важное значение малоизученного механизма информационной защиты, ограничивающей поступление информации в мозг человека для ее последующей переработки. Фильтрация информации может осуществляться на всех этапах ее движения, начиная от рецепторов и кончая проекционными зонами коры больших полушарий и включением мнестических процессов, где главную роль играют механизмы забывания. При участии этого информационного фильтра формируется субъективная концептуальная модель действительности, в соответствии с которой строится индивидуальная стратегия адаптации. В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский называют этот механизм "перцептуальной защитой".[по 11 ]
Помимо избыточности информации к информационному фактору экстремального состояния относят информационную депривацию, искажение информации, неожиданность ее получения.
М.А.Дмитриева [по 1] развивает и конкретизирует понятие психической адаптации, рассматривая проявление этого психологического феномена в профессиональной деятельности. Под психологической профессиональной адаптацией исследователь понимает процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда». Профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и социальную среду. Адаптивность как способность человека к адаптации связывается с согласованием целей и результатов профессиональной деятельности.
Наиболее интересным (с точки зрения проблемы профессиональной адаптации человека) нам представляется видение двух приведенных типов адаптационного процесса, предложенное Л.М.Митиной. Исследователь, опираясь на положения Рубинштейна о двух способах жизни, выделила две модели (или стратегии) профессиональной адаптации: модель профессионального функционирования (адаптивное поведение) и модель профессионального развития (творчество, личностный и профессиональный рост). В первой модели у человека доминирует пассивная тенденция, проявляющаяся в приспособлении, а отчасти, и в подчинении профессиональной деятельности внешним обстоятельствам. Во второй модели – модели профессионального развития – доминирует активная тенденция, проявляющаяся в стремлении к профессиональному самовыражению, самореализации.
При адаптивном поведении (I модель) в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде предписанных требований, правил, норм. В деятельности специалист, как правило, руководствуется постулатом экономии собственных энергетических затрат (физических, эмоциональных, интеллектуальных и др.). При этом он пользуется, в основном, наработанными ранее алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенных в штампы, шаблоны, стереотипы.
При поведении профессионального саморазвития (II модель) человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневности, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, конструирующим свое настоящее и будущее, что позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессиональной деятельности, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов, возможность «приподнять потолки». Таким образом, вторая модель адаптации, по Л.М.Митиной, ориентирована на активное использование и развитие имеющегося у человека индивидуального ресурса.



















Выводы
Интеллект в целом является одним из необходимых условий адаптации личности к окружающей среде. Социальный интеллект выступает как способность к социальной адаптации, к адекватному восприятию, отношению и реагированию на стимулы социального окружения.
Профессиональная адаптация, являясь составной частью социальной адаптации, позволяет не только гармонизировать состояние профессионала в новых для него условиях, но и существенно повысить производительность труда, снизив влияние дезадаптивных механизмов на профессиональную деятельность.
Таким образом, социальный интеллект является необходимым условием профессиональной адаптации.
















Список литературы
Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб., 2004.
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.-М.,1991
Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы психологии. М., 1-95.
Аспекты адаптации. СПб.,- 2001.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека - Л., 1988.
Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе в оценке психической адаптации //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им В.М. Бехтерева, 1994, #3.
Виньков Р. Р., Социальная адаптация работника к трудовой деятельности. СПб., 1998.
Геранюшкина Г. П., Социальный интеллект: методики оценки и развития. - 2003.
Медведев В. И., Адаптация человека. СПб., 2003.
Опыт социальной адаптации личности. М., 2002.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.1999.
Свенцицкий А.Л. Исследование стресса в производственной организации (социально-психологический подход) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1995, №4, с. 252.
Холодная  М.А. Психология интеллекта. М., 1999.
Шустова Н. Е., Социально-психологическая адаптация личности: теоретико-методологические основы. - 2002.





















28

1.Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб., 2004.
2.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.-М.,1991
3.Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы психологии. М., 1-95.
4.Аспекты адаптации. СПб.,- 2001.
5.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека - Л., 1988.
6.Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
7.Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе в оценке психической адаптации //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им В.М. Бехтерева, 1994, #3.
8.Виньков Р. Р., Социальная адаптация работника к трудовой деятельности. СПб., 1998.
9.Геранюшкина Г. П., Социальный интеллект: методики оценки и развития. - 2003.
10.Медведев В. И., Адаптация человека. СПб., 2003.
11.Опыт социальной адаптации личности. М., 2002.
12.Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.1999.
13.Свенцицкий А.Л. Исследование стресса в производственной организации (социально-психологический подход) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1995, №4, с. 252.
14.Холодная М.А. Психология интеллекта. М., 1999.
15.Шустова Н. Е., Социально-психологическая адаптация личности: теоретико-методологические основы. - 2002.

Вопрос-ответ:

Что такое социальный интеллект?

Социальный интеллект - это способность человека эффективно взаимодействовать и общаться с другими людьми, понимать их намерения, эмоции и мысли.

Какова структура и функции социального интеллекта?

Структура социального интеллекта включает в себя такие компоненты, как эмпатия, способность к общению, умение слушать и понимать других, умение решать конфликты. Функции социального интеллекта включают возможность эффективного сотрудничества, лидерства, адаптации в различных социальных ситуациях.

Как социальный интеллект влияет на профессиональную адаптацию?

Социальный интеллект играет важную роль в профессиональной адаптации, так как способность к эффективному взаимодействию с коллегами, решению конфликтов, межличностной коммуникации и адаптации в новой рабочей среде являются ключевыми навыками для успешной работы.

Каковы явления социально-психологической адаптации?

Явления социально-психологической адаптации включают в себя процессы приспособления к новой среде, формирования социальных связей, адаптации к новым ролям и правилам, установлению рабочих отношений, разрешению конфликтов и созданию комфортной рабочей атмосферы.

Какие выводы можно сделать на основе данной статьи?

Основные выводы данной статьи заключаются в том, что социальный интеллект является важным фактором для успешной профессиональной адаптации, и развитие социальных навыков может способствовать повышению эффективности работы и улучшению межличностных отношений на рабочем месте.

Каково определение социального интеллекта?

Социальный интеллект - это способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми, проявлять социальные навыки и понимать эмоции и мотивы других людей.

Какие функции выполняет социальный интеллект?

Социальный интеллект выполняет ряд функций, включающих понимание эмоций других людей, установление эмоционального контакта, восприятие социальных норм и правил, адаптацию к социальным ситуациям и решение конфликтных ситуаций.

Как социальный интеллект влияет на профессиональную адаптацию?

Уровень социального интеллекта может оказывать значительное влияние на профессиональную адаптацию. Люди с развитым социальным интеллектом легче устанавливают контакты с коллегами, понимают их потребности и эмоции, эффективно решают конфликты и успешно адаптируются к новым рабочим условиям.

Какие выводы можно сделать по результатам исследований о социально-психологической адаптации?

В результате исследований было выяснено, что важную роль в процессе адаптации играет уровень социальной интеллекта. Люди с высоким уровнем социального интеллекта легче приспосабливаются к новой среде, устанавливают социальные связи и успешно решают проблемы взаимодействия с окружающими.