Экономическая сущность налогов и их роль в современном обществе
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 04.09.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие и экономическая сущность налогов
2. Роль налогов в современном обществе и проблемы налоговой системы
Заключение
Список литературы
В настоящее время федеральное налоговое законодательство не во всем является эффективным и справедливым инструментов регулирования межбюджетных отношений. В некоторых случаях напрямую нарушает интересы одних бюджетов в ущерб другим. Например, индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают налоги, как правило, по месту жительства, а не по месту фактической деятельности и извлечения дохода, что нарушает права соответствующих территорий на налоговые доходы.
Анализ регионального и местного уровней законодательства по вопросам налогообложения на территории Сибирского федерального округа также свидетельствует о большом количестве проблем, которые несколько отличаются от проблем федерального уровня.
Многие принятые на территории округа нормативные акты противоречат федеральному законодательству. Установленные на региональных и местных уровнях налоговые льготы не всегда эффективны с макроэкономических позиций. И это несмотря на то, что нормотворческая деятельность органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в настоящее время жестко регламентирована федеральным законодательством.
Только по состоянию на 1 апреля 2005 г. на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, налоговыми органами выявлено более 140 законодательных и нормативно-правовых актов, противоречащих федеральному законодательству. К сожалению, быстрое их приведение в соответствие практически не возможно, в силу длительной процедуры принятия необходимых решений соответствующими законодательными (представительными) органами власти.
Основными противоречиями законодательства субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству в настоящее время являются:
введение новых налогов, сборов, отчислений (дополнительных платежей на содержание пожарной охраны, лицензирование отдельных видов деятельности и т. п.);
неустановление всех обязательных элементов налогообложения (объектов налогообложения, налогового периода, сроков уплаты налогов и т. д.);
нарушение порядка введения в действие актов законодательства о налогах и сборах;
изменение установленного порядка определения налогооблагаемой базы по ряду налогов (например, по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности, налогам на имущество физических лиц);
предоставление индивидуальных налоговых льгот налогоплательщикам;
изменение порядка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;
нарушение порядка реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам.
Очевидно, что разрешение указанных противоречий крайне необходимо, поскольку от этого зависит решение другой задачи - повышения эффективности системы налогового администрирования.
Практически каждый год в налоговой системе России появляются «популярные» и относительно легкие способы ухода от уплаты налогов. К их числу в разные годы относились и продолжают относиться такие, как:
а) регистрация организаций в зонах льготного налогообложения;
б) уплата налогов через так называемые «проблемные» банки;
в) использование налично-денежных расчетов с фальсификацией первичных документов;
г) регистрация фирм-однодневок по утерянным паспортам, на лиц без определенного места жительства и т. п.;
д) возмещение НДС по «лжеэкспортным» операциям и т. д.
Парадоксально, но факт - за все годы своего существования российская система налогового администрирования практически смирилась и оставляет безнаказанным факт регистрации и работы фирм-однодневок, начисляющих, но не уплачивающих налоги.
Конечно, основные причины этого скрываются в отсутствии необходимого правового поля, в несовершенстве действующего законодательства. Однако даже в существующих условиях имеются значительные резервы по повышению эффективности налогового контроля.
На наш взгляд, эффективная борьба практически со всеми способами уклонения от уплаты налогов была бы более реальна, если бы у налоговых органов имелись необходимые для этого трудовые, материальные и информационные ресурсы.
Задача обеспечения налоговых органов подготовленными высококлассными и мотивированными на результативную работу сотрудниками сталкивается не только с проблемой отбора и подготовки кадров, но и с адекватной оценкой и оплатой труда уже работающих специалистов. К сожалению, существующая система оценки труда работников территориальных налоговых органов напрямую зависит только от уровня выполнения бюджетных назначений. В то же время основной задачей налоговых органов в соответствии с Налоговым кодексом является не выполнение бюджетных назначений, а осуществление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов на соответствующей территории, который, в условиях полного соблюдения налогового законодательства, может быть и без доначислений сумм налогов.
Необходима разработка мероприятий по дальнейшему совершенствованию налоговой системы России.
К их числу следует прежде всего отнести необходимость приведения в соответствие с Налоговым кодексом РФ всех законодательных актов, принятых до него, а также продолжение работы по юридическому и экономическому совершенствованию действующего налогового законодательства.
Кроме того, в целях пресечения фактов принятия законодательными (представительными) органами субъектов России и органов местного самоуправления необходимо законодательно установить обязательность процедуры согласования проектов налоговых законодательства (проектов нормативно-правовых актов) с территориальными налоговыми органами.
Для совершенствования системы налогового администрирования необходимо продолжить создание специализированных баз данных о налогоплательщиках, предусмотрев их расширенное информационное наполнение через межведомственный обмен и установление дополнительных обязанностей по представлению данных.
Для решения перечисленных выше проблем необходимо налаживать и укреплять взаимодействие между всеми заинтересованными ведомствами, повышать налоговую культуру населения.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены вопросы экономической сущности налогов и их роли в современном обществе.
Основным видом государственных доходов являются налоги, поскольку они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики.
Налогом признается обязательный и безвозмездный взнос, подлежащий уплате в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальных образований и соответствующие внебюджетные фонды. Основное деление налогов – это деление в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. Различают федеральные налоги, региональные налоги — налоги субъектов РФ, местные налоги.
Сущность налога - изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход,
хозяйственные субъекты, владельцы капиталов, действующие в сфере предпринимательства.
Налоговая политика - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.07.2006). – Справочная система Консультант Плюс.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.12.2006, с изм. от 30.12.2006). – Справочная система Консультант Плюс.
Дмитриев Ю. А. Налоговая система российской Федерации: проблемы и пути развития // Государство и право. - 2006. - № 7. – с. 17-29.
Игнатов Н.К. Налоговый кодекс РФ с комментариями. Часть вторая. М.: ТАНДЕМ, - 2006.
Козырин А.Н. Налоги и налогообложение. – М.: Финансы, 2005.
Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007.
Козырин А.Н. Налоги и налогообложение. – М.: Финансы, 2005. – с. 15
Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007. – с. 38
Козырин А.Н. Налоги и налогообложение. – М.: Финансы, 2005. – с. 47
Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007. – с. 156
Дмитриев Ю. А. Налоговая система российской Федерации: проблемы и пути развития // Государство и право. - 2006. - № 7. – с. 20.
19
организационные
юридические
экономические
Принципы налогообложения
Принцип хозяйственной независимости
Принцип единства налоговой системы
Принцип нейтральности (равного налогового бремени)
Принцип справедливости
Принцип подвижности налогообложения
Принцип установления налогов законами
Принцип соразмерности
Принцип
стабильности
налоговой системы
Принцип приоритета налогового закона над неналоговым
Принцип учета
интересов
налогоплательщиков
Принцип
исчерпывающего перечня налогов
Принцип отрицания обратной силы налогового закона
Принцип наличия в законе существенных элементов налога
Принцип
экономичности
Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений
2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.07.2006). – Справочная система Консультант Плюс.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.12.2006, с изм. от 30.12.2006). – Справочная система Консультант Плюс.
4.Дмитриев Ю. А. Налоговая система российской Федерации: проблемы и пути развития // Государство и право. - 2006. - № 7. – с. 17-29.
5.Игнатов Н.К. Налоговый кодекс РФ с комментариями. Часть вторая. М.: ТАНДЕМ, - 2006.
6.Козырин А.Н. Налоги и налогообложение. – М.: Финансы, 2005.
7.Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007.
Вопрос-ответ:
Что такое налоги и какова их экономическая сущность?
Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые с физических и юридических лиц для финансирования нужд государства. Экономическая сущность налогов заключается в том, что они являются важным источником доходов государства и одним из механизмов регулирования экономических процессов.
Какая роль налогов в современном обществе?
Роль налогов в современном обществе очень важна. Они позволяют государству получать средства для финансирования своих функций и обязательств перед гражданами. Налоги также используются в качестве инструмента регулирования экономических процессов, влияют на распределение доходов и формируют социальную политику государства.
Какие проблемы существуют в налоговой системе?
В налоговой системе существуют различные проблемы. Некоторые из них включают неэффективное использование налоговых средств, несправедливое распределение налоговой нагрузки, высокие ставки налогов, сложные процедуры уплаты налогов и недостаточную прозрачность системы. Эти проблемы могут создавать негативные последствия для экономики и общества.
В чем причина неэффективности и несправедливости налоговой системы?
Причиной неэффективности и несправедливости налоговой системы может быть несовершенство законодательства, недостаточная контроль за соблюдением налоговых обязательств, наличие льгот и привилегий для определенных групп налогоплательщиков, а также коррупция и недобросовестное поведение в системе сбора налогов.
Как можно улучшить налоговую систему?
Для улучшения налоговой системы можно предпринять несколько мер. Важно провести реформу налогового законодательства с целью упрощения процедур и снижения ставок налогов. Также нужно усилить контроль за соблюдением налоговых обязательств и борьбу с коррупцией. Разработка более справедливой системы распределения налоговой нагрузки также является важным аспектом улучшения налоговой системы.
Что такое налоги и какова их экономическая сущность?
Налоги - это обязательные платежи, которые граждане и организации уплачивают государству. Экономическая сущность налогов заключается в том, что они являются одним из источников доходов государственного бюджета. Они используются для финансирования государственных программ и проектов, поддержания социальной инфраструктуры и обеспечения экономического развития.
Какова роль налогов в современном обществе?
Роль налогов в современном обществе очень важна. Они являются основным источником финансирования государства. Налоги позволяют обеспечить функционирование государственных органов, оборону, социальную защиту населения, развитие инфраструктуры и другие сферы жизни общества. Они также влияют на распределение доходов и формирование социальной справедливости.
Какие проблемы существуют в налоговой системе?
В налоговой системе существует несколько проблем. Во-первых, некоторые налоги могут быть несправедливыми и обременительными для определенных групп населения или бизнеса. Во-вторых, существует проблема уклонения от уплаты налогов, которая приводит к потере доходов государства. Также нередко возникает проблема двойного налогообложения, когда один и тот же объект облагается налогами различными уровнями власти.
Почему федеральное налоговое законодательство не всегда является эффективным?
Федеральное налоговое законодательство не всегда является эффективным по нескольким причинам. Во-первых, оно включает в себя сложные и запутанные правила и условия, что создает проблемы у налогоплательщиков и требует больших затрат на налоговое сопровождение. Во-вторых, существует проблема коррупции и злоупотребления в сфере налоговых органов, которая мешает эффективному сбору и распределению налоговых средств. Также можно отметить, что некоторые положения законодательства могут быть устаревшими и не учитывать современные экономические реалии и вызовы.