Развитие учебных действий на уроках русского языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 25 25 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 14.05.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое рассмотрение вопроса о развитие учебных действиях в школе
1.1. Некоторые вопросы обучения русскому как неродному языку
1.2. Понятие «учебные действия»
1.3.Критерии развития учебных действий на уроках русского языка
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Орфограмма № 10. Непроизносимые согласные в корне слова: честный – честьКаждое правило отрабатывается одну неделю, в конце недели – письменная работа или зачет, в зависимости от сложности данной орфограммы. Письменные задания даются на 15–20 минут в начале урока ежедневно. После каждой работы над орфограммами проводится анализ и выясняется: следует ли делать повторение по этому правилу или нет.Для выявления причин ошибок, допущенных учеником необходимо проникновение в лабораторию его мысли: важно знать, как он рассуждал, проверял ли свои рассуждения. Это можно показать на примере работы с орфограммами.1-й день. Маки, круги, плиты, грузы, луга, шарфы, зубы, ножи, взрывы, соседи, пароходы.– Прочитайте. Укажите корень в каждом слове. Послушайте, как звучит согласный на конце корня.– Поставьте в единственное число и во 2 столбик запишите все слова.– Что вы теперь заметили?– Теперь скажите, слова 2 столбика к какой орфограмме относятся? Почему? Докажите.2-й день. Соро.ка, отга.ка, ска.ка, бума.ка, нахо.ка, зама,ка, бере.ка, гря.ка.– Посмотрите на эти слова внимательно. Как вы думаете, эти слова к какой орфограмме относятся?– Чем похожи между собой эти упражнения, эти орфограммы ? Чем отличаются?– Как можно ориентироваться, чтобы не слушать их?3-й день. Бег, забег, воз, ход, поход, лес, груз.– К какой орфограмме относятся? Почему? Докажите. Найдите проверочные слова к ним и запишите.4-й день. Сказочка, крошечка, ложечка, книжечка, рубашечка, лодочка, уточка, тетрадочка.– Прочитайте. Укажите корень в каждом слове. Послушайте, как звучит согласный на конце корня? Это какие слова (проверочные или проверяемые)?– Найдите к каждому слову проверяемое слово, запишите в тетради.5-й день. Город, шапка, провод, трубка, круг, повязка, мак, мед, суп, ложка, зуб, грибки, складка.– Прочитайте слова. Разделите эти слова на 2 группы.– На какие группы разделили (№ 6 и № 9)? Почему? Чем похожи орфограммы? Чем отличаются?– Еще как можно разделить эти слова?6-й день. Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.– Прочитай эти слова. Распредели слова на 2 группы. На какие группы разделили? (№ 6 и № 7)– Докажите. Найдите и напишите через тире в 1 столбике проверяемые слова, а во 2 столбике наоборот проверочные слова.7-й день. Диктант.Перелетные птицы улетели на юг. По утрам бывают легкие заморозки. Журча еще бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл. Бьется лебедь средь зыбей, коршун носится за ней. Ночью морозы доходили до семи градусов. Наступило утро, и туристы отправились в поход. Мурава лугов ковром стелется, виноград в садах наливается.– в каждом предложении есть орфограммы на № 6 и № 9. Найдите эти орфограммы, подчеркните, надпишите над ними проверочное слово или проверяемые слова.1-й день. П.сьмо, п.сатель, расп.сание, зап.сал. Стр.ло, выстр.л, стр.льба, стр.лял.М.док, м.довый. Посм.трел, рассм.трел, пересм.трел. Сл.ва, сл.вечко, сл.варь. Т.рговля, т.ргует, т.рговый (ряд).– Перед каждой группой слов напишите проверочное слово.– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень.– К какой орфограмме относятся эти слова. Докажите.2-й день. Стрела, кора, винт. Рогатый, дождливый, шерстяной, ленивый.Сверкает, болит,скрипит.– Работаем по орфограмме №7. 3-й день. Сторона, голова, борозда, сторонка, молодой, головка, сторожить, молоденький, борозда, холода, говорит, холод, колоски, говор, колос. – Запишите в столбик группы однокоренных слов. Подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные. Образец : сторона – сторонка.– Укажите в каких словах остался непроверенный безударный гласный.– Подберите и запишите на каждой строчке столбика проверочное слово для проверки второго безударного гласного.4-й день. Гнезда, шалость, корм, бег, шаг, соль.– Подберите и запишите как можно больше слов проверяемых к проверочному.5-й день. Г.зета, зар.дил, пл.тина, ш.ссе, гл.дит, выс.хла, к.мбайн, п.года, г.стиница, г.ризонт.Ов.щи, в.сенний, ч.стота, д.журный, р.бята, .гурец, уч.ник, посм.рел, р.кета, пол.вают.– Прочитайте слова. Составьте из данных слов 2 группы по орфограммам №7 и №8. Запишите их в два столбика, вставляя пропущенные буквы.6 день. Диктант. В природе шла схватка двух времен года. Зима наступала, осень оборонялась. Для начала наступающая сторона производила разведку. Она посылала на короткое время морозы, резкие колючие ветры и снежную заваруху. Кустарники и лиственницы оголились, травы совсем помертвели. Началось решительное наступление зимы. Будто небо перемещалось на землю. Все вокруг побелело. Дороги исчезли.– Выпишите из текста орфограммы № 7, 9.– Найдите проверочные слова или проверяемые слова. На наш взгляд, именно при проведении такой планомерной работы на уроках русского языка формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия.Заключение      В ходе изучения любого учебного предмета, в частности русского языка, происходит формирование у учащихся познавательных действий двух видов: специфических и общелогических. Специфическими действиями  при изучении русского языка являются: умения распознавать части речи, выделять части слова, находить главные и второстепенные члены предложения и т. д. Общелогическими действиями  выступают анализ (умение анализировать заданный объект, выявлять его признаки), сравнение  объектов по их признакам; классификация, основанная на  закономерностях варьирования признаков в совокупности однородных объектов; выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение. Если учебные действия уже сформированы  у учащихся, это находит отражение в высокой эффективности  обучения, сознательном и прочном усвоении ими специфического материала. Учебные действия являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний из уже имеющихся.   Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.Список литературыВасильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык, 6 класс» М.: Мнемозина, 2009. – 287 с.Девяткина Г.В. Коммуникативно-мыслительные игры как средство дигностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучаемых. - 1999.- 5.- с.174-178. Егоров О. Коммуникативная функция учебных занятий: она должна "работать" на образовательный процесс / Учитель. -2001.-М. 1.-с.27-30 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/. Киянченко Е.А. Учим детей общаться// Д/С, начальная школа.- 2002.- М.-с.63-68 Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005.Львова С.И., Львов В.В. Русский язык . 6 класс. В 3 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2009. – 208 с.Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы (под ред. С.И.Львовой). – М.: Эксмо, 2007. – 496 с.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http:// mon.gov.ruПроект федерального государственного образовательного стандарта общего образования/ «Вестник образования» №1,2009.Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1997.Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы// Моск. Пед. ГБС. ун-т.- факультет дошкольной психологии и педа-гогики: составитель.: Л.В. Поздняк, в.И. Ящина, Т.И. Ярофеева, М. Ко-мисарова. - М.: МПГУ- 2001.-352с. Тадж Д. Влияние взаимодействия и коммуникации между сверстниками на их когнитивное развитие.// Вопросы психологии.-1991.1.- с.33-43. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.ту на уроке русского языка.

Список литературы
1.Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык, 6 класс» М.: Мнемозина, 2009. – 287 с.
2.Девяткина Г.В. Коммуникативно-мыслительные игры как средство дигностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучаемых. - 1999.- 5.- с.174-178.
3.Егоров О. Коммуникативная функция учебных занятий: она должна "работать" на образовательный процесс / Учитель. -2001.-М. 1.-с.27-30
4.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
5.Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
6.Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
7.Киянченко Е.А. Учим детей общаться// Д/С, начальная школа.- 2002.- М.-с.63-68
8.Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005.
9.Львова С.И., Львов В.В. Русский язык . 6 класс. В 3 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2009. – 208 с.
10.Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы (под ред. С.И.Львовой). – М.: Эксмо, 2007. – 496 с.
11.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http:// mon.gov.ru
12.Проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования/ «Вестник образования» №1,2009.
13.Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1997.
14.Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы// Моск. Пед. ГБС. ун-т.- факультет дошкольной психологии и педа-гогики: составитель.: Л.В. Поздняк, в.И. Ящина, Т.И. Ярофеева, М. Ко-мисарова. - М.: МПГУ- 2001.-352с.
15.Тадж Д. Влияние взаимодействия и коммуникации между сверстниками на их когнитивное развитие.// Вопросы психологии.-1991.1.- с.33-43.
16.Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
17.Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.ту на уроке русского языка.

Вопрос-ответ:

Какими методами можно развивать учебные действия на уроках русского языка?

Развитие учебных действий на уроках русского языка можно осуществлять с помощью различных методов и приемов, таких как активное обучение, индивидуальная работа, использование интерактивных технологий, ролевые игры, проектные задания и др. Главное, чтобы учащиеся были активно вовлечены в учебный процесс и имели возможность самостоятельно действовать, а не только п pass объяснения учителя.

Почему развитие учебных действий важно при обучении русскому как неродному языку?

Развитие учебных действий играет особую роль при обучении русскому как неродному языку, поскольку это позволяет учащимся активно использовать полученные знания и навыки. Благодаря развитию учебных действий учащиеся лучше усваивают языковые структуры, улучшают свою грамматику и словарный запас, развивают коммуникативные навыки.

Какие критерии можно использовать для оценки развития учебных действий на уроках русского языка?

Для оценки развития учебных действий на уроках русского языка можно использовать следующие критерии: самостоятельность и инициативность, активность и усидчивость, качество выполненных заданий, грамотность и точность языкового выражения, умение применять языковые навыки в реальной жизненной ситуации.

Есть ли какие-то конкретные правила или методы отработки правил орфограмм на уроках русского языка?

Да, для отработки правил орфограмм на уроках русского языка можно использовать различные правила и методы. Например, можно проводить диктанты и контрольные работы, где учащиеся должны правильно применять орфограммы. Также можно использовать игровые формы работы, где учащиеся должны находить и исправлять ошибки в словах.

Какова продолжительность отработки каждого правила орфограмм на уроках русского языка?

Продолжительность отработки каждого правила орфограмм на уроках русского языка может быть разной и зависит от сложности данного правила. Обычно каждое правило отрабатывается одну неделю, в конце которой проводится письменная работа или зачет по данному правилу. При необходимости, отработка правила может быть продлена или повторена в дальнейшем.

Какие вопросы обучения русскому языку могут возникнуть у неродных носителей?

У неродных носителей русского языка могут возникать вопросы, связанные с грамматикой, произношением, лексикой и практическим использованием языка.

Что подразумевается под понятием "учебные действия"?

Под понятием "учебные действия" понимается разнообразные активности, которые учащиеся выполняют на уроках для освоения новых знаний, умений и навыков.

Какие критерии развития учебных действий на уроках русского языка существуют?

Основные критерии развития учебных действий на уроках русского языка включают уровень грамотности, способность анализировать и синтезировать информацию, умение применять полученные знания на практике и развитие коммуникативных навыков.

Зачем каждое правило отрабатывается одну неделю на уроках русского языка?

Отрабатывание каждого правила на уроках русского языка в течение недели позволяет учащимся получить достаточное количество практики и закрепления материала, а также уверенность в его применении.

Какие произносимые согласные могут встречаться в корне слова "честный"?

В корне слова "честный" встречается только произносимая согласная "с".

Какие вопросы обучения русскому языку рассматривает глава 1 статьи?

Глава 1 статьи рассматривает вопросы развития учебных действий на уроках русского языка, включая некоторые аспекты обучения русскому как неродному языку.

Что означает понятие "учебные действия"?

Понятие "учебные действия" в данной статье означает активности, которые выполняют учащиеся на уроках русского языка с целью получения знаний, умений и навыков.