НА ПУТИ К ПОЛИСУ. ГОМЕРОВСКОЕ ОБЩЕСТВО.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 13 13 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 26.06.2012
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение.
1.Греческое общество на пути к полису.
2. Гомеровский период греческого развития.
Заключение.………………………………………………………………………..8
Литература…………………………………………………………………………
Фрагмент для ознакомления

У него нет ни дома, ни семьи. Он не защищен законом. Между отдельными родовыми союзами не было прочной связи и только необходимость в совместной защите против внешнего врага, заставляла их держаться друг друга и селиться в стенах полиса. В остальном филы и фратрии были самостоятельны. Патриархальная моногамная семья - ойкос - была главной экономической ячейкой гомеровского общества. У Гомера отчетливо уже выступает ведущее, господствующее положение знати во всех сферах жизни - в духовной так же, как и в социально-политической, - а вместе с тем и соответствующий тип протоклассовой и протогосударственной организации - аристократический протополис.Соответственно этой уже обозначившейся тенденции к переменам в области экономики, и даже еще более отчетливо, проступают новые тенденции и в сферах социальной и политической. Греческое общество на исходе IX в. до н. э., по данным Гомера, - это рождающееся классовое общество, с рельефно выступающей множественной градацией в среде некогда равных общинников-сельчан.Наверху социальной пирамиды - родовая аристократия, комплектующаяся из "богом рожденных" и "богом вскормленных", как их определяет эпический поэт, царей-басилевсов и их сородичей, чье реальное господство опирается на традиционное верховенство знатных семей в общинах, на ведущую их роль в делах войны и на предоставленные им от общин и закрепленные в наследственное владение лучшие и большие наделы земли - теменосы. Ниже - масса простого народа, главным образом земледельцев, чье положение свободных общинников - крестьян и воинов - непосредственно зависит от сохранения полученных ими от общины земельных участков - клеров. Еще ниже - утратившие эти однажды данные им наделы "бесклерные мужи", бедняки, которых нужда заставляет идти к богатому и знатному соседу в поденщики, превращая, таким образом, в презренных и забитых батраков-фетов. И, наконец, на самом социальном дне - рабы, добытые войною или пиратством, используемые достаточно уже широко и в сельском хозяйстве (в садоводстве и скотоводстве), и в домашних работах, и для личных услуг.Равным образом и в политической сфере, хотя до рождения государства дело еще не дошло, о подлинном народоправстве первобытнообщинной поры говорить уже не приходится. Традиционная структура управления в лице известной триады народное собрание - совет старейшин - вождь сохраняется, но сохраняется, скорее, внешне, нежели по существу. Собрания общинников (воинов) созываются от случая к случаю по прихоти знатной верхушки, и служат эти сходки для обоснования и проведения мер, отвечающих интересам прежде всего самой знати. И это верно как для ахейского войска под Троей, так и для мирной Итаки, и там и здесь заправляют знатные патроны.На основании изложенного следует вывод, что реальная власть в гомеровском обществе сосредотачивалась в руках наиболее могущественных и влиятельных представителей родовой знати, которых Гомер называет басилевсами. Приходится признать, что политическая организация гомеровского общества была очень далека от подлинной демократии. В социальном плане, гомеровские греки явно находились уже на грани разрыва с традиционным общинным порядком и перехода на стадию цивилизации со всеми присущими ей элементами и качествами - хозяйством индивидуальной семьи, господством частновладельческого принципа и разделением общества по имущественной и правовой градации на более или менее четкие социальные группы.Так или иначе, не приходится отрицать наметившихся важных экономических сдвигов, выражавшихся в постепенном отделении от земледелия специальных ремесленных и торговых занятий. И, очевидно, именно этими сдвигами была обусловлена обозначившаяся тогда же оппозиция город - сельская округа, оппозиция, указывающая на рождение нового, настоящего города.Заключение.Подводя итог работе, можно с полной уверенностью сказать, что Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. В этот период в Греции зарождаются классовое общество, а вместе с ним и государство, которые ранее уже существовали в этой же Греции во времена расцвета микенской цивилизации. Несмотря на то, что это было время упадка и застоя и вместе с тем, с тем это было и время накопления сил перед новым стремительным подъемом.Литература: Фролов Д.Ф. Рождение греческого полиса. СПб.: Издат. дом. СПбГУ, 2004.

Литература:
1. Фролов Д.Ф. Рождение греческого полиса. СПб.: Издат. дом. СПбГУ, 2004.

Вопрос-ответ:

Какое греческое общество описывается в книге?

В книге описывается греческое общество на пути к полису.

Что означает понятие "полис"?

Полис - это город-государство, основное политическое и социальное образование в Древней Греции.

Какие особенности были у гомеровского периода греческого развития?

Гомеровский период характеризовался отсутствием у человека дома и семьи, отсутствием защиты законом. Только необходимость в совместной защите против внешнего врага объединяла отдельные родовые союзы и заставляла их селиться в стенах полиса.

Какие социальные группы были самостоятельны в гомеровском обществе?

Самостоятельными социальными группами в гомеровском обществе были филы и фратрии.

Где можно найти дополнительную литературу по данной теме?

Дополнительную литературу по данной теме можно найти в разделе "Литература" к книге.

Как развивалось греческое общество на пути к полису?

Греческое общество на пути к полису развивалось путем объединения отдельных родовых союзов в стенах полиса для совместной защиты от внешних врагов. В остальном филы и фратрии были самостоятельны.

Что было характерно для Гомеровского периода греческого развития?

В Гомеровском периоде греческого развития отсутствовали дом и семья, защиты от закона. Была слабая связь между отдельными родовыми союзами, и только необходимость в совместной защите против внешнего врага заставляла их селиться и объединяться в полисе.

Какие изменения происходили в греческом обществе на пути к полису?

На пути к полису происходили изменения в греческом обществе, которые включали объединение родовых союзов для совместной защиты и формирования полиса, отсутствие дома и семьи, самостоятельность фил и фратрий.

Какие причины привели к объединению греков в полисе?

Греки объединялись в полисе из-за необходимости в совместной защите от внешних врагов. Без объединения родовых союзов в полисе, они были не защищены законом и не имели надежного союзника.

Какие социальные группы были самостоятельны в древнегреческом обществе?

В древнегреческом обществе самостоятельными были филы и фратрии. Они не были привязаны к полису и имели свою собственность и правовой статус, отличный от общества полиса.

Какое место занимал патриарх в гомеровском обществе?

Патриарх не имел ни дома, ни семьи, и был не защищен законом. Он оставался сам по себе и не имел прочной связи с другими родовыми союзами. Единственное, что заставляло его держаться других родственных групп и селиться в стенах полиса, - это необходимость в совместной защите от внешних врагов.

Какие были связи между филами и фратриями в гомеровском обществе?

Между отдельными родовыми союзами филов и фратрий не было прочной связи. Каждая из них была самостоятельной и не зависела от других, кроме случаев, когда требовалась совместная защита от внешних врагов. Эта необходимость заставляла различные группы селиться в стенах полиса и сотрудничать друг с другом.