Социальная работа в дошкольном учреждении
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 16.04.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1.Особенности организации деятельности социального работника в дошкольном учреждении
1.1.Особенности социальной работы в условиях ДОУ
1.2.Особенности социальной работы в ДОУ
Глава 2.Совершенствование деятельности социального работника в дошкольном образовательном учреждении
2.1.Организация деятельности социального работника в ДОУ
2.2.Результаты экспериментальной работы
Заключение
Список источников и литературы
Выводы к главе 1.
Работа социального работника начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).
Работа социального работника предполагает достижение следующих целей: выявление и преодоление последствий насилия над детьми, гармоничная жизнь семьи в целом и комфорт каждого члена семьи; осознание стереотипов взаимодействия и изменение их патологических форм каждым членом семьи.
Помимо социального работника и психолога необходимо привлечь к работе с детьми, пережившими жестокость, воспитателей группы. Именно воспитатели оказывают неоценимую помощь в повседневной кропотливой, ежеминутной работе по преодолению последствии жестокости.
Глава 2.Совершенствование деятельности социального работника в дошкольном образовательном учреждении
2.1.Организация деятельности социального работника в ДОУ
Исследовательская работа проходила на базе ДОУ»Золотая Рыбка».
Социальная деятельность в условиях МДОУ»Золотая Рыбка» – это та работа, которая включает в себя и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении, а также помощь в становлении ребенка в обществе.
Цель: создание единства образовательного пространства детства в детском саду, обеспечивающее социально психологическое благополучие всем детям и социально – психологическую поддержку семьям и педагогам в реализации их воспитательных функций в условиях социального партнерства.
Основными задачами деятельности социального работника МДОУ»Золотая Рыбка» являются:
1. Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:
· Повышения активности и ответственности родителей педагогов в решении задач социального развития;
· Повышение уровня компетентности родителей.
2. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей.
3. Разработать критерии профессиональной деятельности педагогов, учитывающие уровень развития, их способности к самореализации в профессиональной деятельности.
4. Повышать коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности детей.
5. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей.
На начало учебного года был разработан план работы социального работника, который предусматривает такие этапы работы как:
· Организационно-методическая работа;
· Консультативная работа;
· Статистическая работа;
· Коррекционно-диагностическая работа;
· Коррекционно-развивающая работа совместно с педагогами;
· Просветительская работа. МДОУ «Золотая Рыбка» осуществляет образовательную, правовую и финансово- хозяйственную деятельность на основании Устава.
В ДОУ»Золотая Рыбка» функционирует четыре возрастные группы.
Таблица 1.
Наличие и комплектование групп (2010 – 2011 уч. году)
№ Название группы Кол-во групп
Кол-во воспитанников (на постоянной основе) 1
2 младшая 1 20 2
средняя 1 19 3
старшая 1 19 4
подготовительная 1 21
Общее кол-во групп 4 4
Общее кол-во воспитанников 79
*Данные о воспитанниках, на постоянной основе
Таблица 2.
Общий контингент воспитанников
2008/2009 уч.год 2009/2010 уч.год 2010/2011 уч.год
104 108 100
девочек – 46 мальчиков -58 девочек – 59 мальчиков -49 девочек – 57 мальчиков - 43 На начало учебного года было проведено анкетирование родителей с целью выявления социального статуса семьи и составления социального паспорта МДОУ, также было проведено посещение воспитателями групп и социальным педагогом семей на дому с целью обследования жилищных условий воспитанника и составления акта обследования семьи.
Таблица 3.
Социальный паспорт МДОУ «Золотая Рыбка» на 01.10.2011 г.
Группа Кол-во дошкольников
Из неполных семей Не благополучные Под опекой
На внутреннем учете Дети инвалиды Малообеспеченные семьи
Многодетные семьи
Колобок (2-я младшая) 25 3 - - - - - 3 Дружная семейка (средняя) 26 1 1 - 1 - - - Солнышко (старшая) 24 2 - - - - - 1 Рукодельница (подготовительная) 24 2 - - - - - -
Всего: 100 8 1 - 1 - - 4
Данные в течение учебного года изменялись.
Детский сад посещают воспитанники из семей различного социального статуса.
Детский сад посещают воспитанники из семей различного социального статуса.
Таблица 4.
Социальный паспорт ДОУ за 2009-2010, 2010-2011 учебный года:
Параметры
2009-2010 уч.г.
2010-2011 уч.г.
Количество
Количество
Критерии семьи
Контингент
Мальчиков 46 43
Девочек 59 57
Социальный состав семьи Полные семьи 99 89 Неполные семьи
9 11 Социальная характеристика семьи
Малообеспеченные 3 -
Многодетные 6 4
Матери-одиночки 9 11
В семье есть неработающие 12 20
В семье есть дети-инвалиды
1 - Неблагополучные семьи
На муниципальном учете - -
На внутреннем учете - -
Родительская плата за ДОУ Семьи, пользующиеся льготами по оплате за ДОУ
9чел.
(50%)
- 2.2.Результаты экспериментальной работы
Прежде, чем начать свою работу по оказанию помощи неблагополучным семьям мы выделили для себя некоторые из доминирующих факторов неблагополучия семьи, такие как:
Семьи с детьми-инвалидами;
Семьи, где дети находятся на попечении третьих лиц;
Семья в состоянии развода или после развода;
Неполная семья;
Семьи, где один или оба родителей страдают алкоголизмом, наркоманией, нервно-психическими заболеваниями или отбывают срок в местах лишения свободы;
Жестокое обращение с детьми и т.д.;
Проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются разных сторон жизни, такие как: социальные, правовые, материальные, медицинские, психологические, педагогические и др.
Решение некоторых проблем неблагополучных семей в стенах ДОУ возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, а именно:
раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
определение причин неблагополучия семьи;
осуществление информационной помощи семье;
организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
На начало учебного 2011 года в нашей группе было выявлено 4 неблагополучные семьи, родители детей которые злоупотребляют спиртными напитками, ребенок находился с понедельника по пятницу в круглосуточной группе детского сада. Были выявлены дети, чьи родители находятся в местах лишение свободы, а малыши остаются с бабушками.
Составили информационные карты на каждую неблагополучную семью, где описывали: состав семьи, социально бытовые условия, основная проблема неблагополучия, уровень материального обеспечения семьи, характеристика внутренних и внешних контактов семьи. К картам приложили индивидуальные планы работы с рекомендациями узких специалистов. (например: с мамой Влада Б. провести индивидуальные беседы «Проблемы и затруднения в воспитании ребёнка», «Зависимость ребёнка от матери», а так же консультации специалистов по проблеме развития ребенка. С папой была запланирована консультация психолога «Гармония отношений»).
Следующим этапом работы стало составление совместных планов работ с родительским комитетом по каждой семье.
Во взаимодействии с семьёй мы использовали следующие формы:
Родительские собрания;
беседы;
индивидуальные консультации;
информационные и тематические стенды «Дошколенок», где изложены основные права детей, представлена информация о возможной социальной помощи родителям, опекунам;
«Круглый стол», где происходило не только обсуждение в нетрадиционной обстановке с родителями актуальных проблем воспитания, но и более опытные родители делились с молодыми родителями своим опытом.
«Родительские гостиные» — встречи родителей с узкими специалистами учреждения (педагогом-психологом, учителем-логопедом, руководителем по физическому воспитанию; педагогом по изодеятельности, медицинским персоналом);
телефон доверия;
пикники, чаепития.
Особенно важна профилактическая работа воспитателя с неблагополучными семьями. Взаимодействуя с родительским комитетом, проводим совместные патронажи неблагополучных семьей. Такое посещение семьи дает возможность наблюдать ее в естественных условиях. Что позволяет нам выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Патронаж мы проводим со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно-реабилитационные:оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Посещение семьи позволяет нам определить проблему, разработать план дальнейшей работы с данной семьей.
На начало учебного года составили не только план взаимодействия с такими семьями, но план мероприятий по вовлечению неблагополучных семей в жизнь детского сада.
Таблица 5.
План мероприятий по вовлечению неблагополучных семей в жизнь детского сад
Совместная деятельность детей и родителей, изготовление поделок из природного материала «Осенние причуды»; сентябрь Выставка поделок на тематику: «Новогодние фантазии» декабрь Конкурс рисунков на тему: «В мире детской любви» апрель Родительская конференция «Развитие творческой способности детей» март В детском саду были созданы психолого-педагогическая служба поддержки семьи и Комиссия по защите прав ребенка. Психолог провела с нашими родителями коллективные консультации «Ребёнок боится темноты» и «Влияние жестокого обращения с ребёнком в семье на его развитие» и индивидуальные по темам, которые мы планируем в индивидуальных картах взаимодействия.
Благодаря такой совместной деятельности удалось вывести из статуса «неблагополучная семья» - 3 семьи. С этой семьей было рекомендовано продолжать работать индивидуально.
Вывод к главе 2.
Основной целью работы явилась не передача родителям той, или иной информации, а превращение их в единомышленников, в сотрудников, совместно с которыми можно обеспечить условия для полноценного психического и личностного развития ребёнка. Поэтому и были достигнуты следующие результаты: родители, этой группы, стали больше уделять внимание ребёнку; интересоваться жизнью в детском саду, 3-е из них устроились на постоянную работу; перестали злоупотреблять спиртными напитками.
Заключение
Кризисные явления в различных сферах жизни общества обостряют проблемы социализации подрастающего поколения. В настоящее время особенно актуально изучение как процесса социализации ребенка, так и факторов, влияющих на нее.
Одним мощных факторов социализации ребенка является семья. Все самое лучшее ребенок может получить в гармоничной семье.
Эффективность социальной работы в ДОУ зависит в значительной степени от организации работы с семьей в целом, а не только с ребенком. Организовывая работу с семьей мы решаем проблему возникновения условий для насилия в семье; работая с ребенком, мы решаем проблемы уже последствий этого насилия.
Так, работа была нацелена на повышение педагогической грамотности родителей, вовлечение большего количества социальных институтов в решение данной проблемы.
Особое внимание в ходе нашей исследовательской работы было уделено улучшению микроклимата семьи. С этой целью удачно была организована совместная деятельность родителей, педагогов, детей. Именно совместная деятельность детей и родителей увеличивает взаимное доверие, обогащает атмосферу семьи, позволяет расти авторитету родителей у детей и авторитету детей у родителей.
Список источников и литературы
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Уч. пособие для ВУЗов - М: Аспект Пресс, 2007.- 286с.
Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А. и др. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Метод. пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. - 288с.
Бочарова В.Г. О некоторых методических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности \\ Теория и практика социальной работы: Общественный и зарубежный опыт: В 2-х т., Москва - Тула, 2008. -Т.1- 460с., т.2.- 390с.
Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. Монография. - М.: 2009.- 184с.
Богданова Т.Г., Братанова О.А. и др. Социальная дошкольная педагогика и психология: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений. - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2007.- 336с.
Владинска Н, Петрова Н. Социально - педагогическая модель коррекционно-воспитательной деятельности; теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.: Изд-во АСОПиР, 2009. - 230с.
Гуров В.Н., Шинкаренко Н.Ф., Подготовка социальных работников: региональная система. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999.-64с.
Гуров В.Н., Резванова И.Ю. Социальная адаптация старших дошкольников в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения. - Ставрополь: СКИПКРО, 2003. - 111с.
Дерюгин В.И. Социальные методы социально - профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е издание - Челябинск, 1996
Кевля Ф.И. Социально- педагогическая поддержка семей и детей группы риска \\ Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы \\ № 1, 2008 - С.22-31
Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998. - 207с.
Козлова С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. - М.: Школьная пресса, 2008. - 32с.
Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста \\ Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.
Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции \\ Дошкольное воспитание № 5, 2003г.
Мардахаев Л.В. Основы социально- педагогической технологии: Учебное пособие. - Рязань: Изд-во «Ярмарка»,2009. - 92с.
Никитина Л.Е. Развитие социальной педагогики в России. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. М., 2001.- 42с.
Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание социально- психологической помощи детям с проблемами в развитии М.: Академия 2002.- 277с.
35
1.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Уч. пособие для ВУЗов - М: Аспект Пресс, 2007.- 286с.
2.Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А. и др. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Метод. пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. - 288с.
3.Бочарова В.Г. О некоторых методических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности \\ Теория и практика социальной работы: Общественный и зарубежный опыт: В 2-х т., Москва - Тула, 2008. -Т.1- 460с., т.2.- 390с.
4.Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. Монография. - М.: 2009.- 184с.
5.Богданова Т.Г., Братанова О.А. и др. Социальная дошкольная педагогика и психология: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений. - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2007.- 336с.
6.Владинска Н, Петрова Н. Социально - педагогическая модель коррекционно-воспитательной деятельности; теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.: Изд-во АСОПиР, 2009. - 230с.
7.Гуров В.Н., Шинкаренко Н.Ф., Подготовка социальных работников: региональная система. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999.-64с.
8.Гуров В.Н., Резванова И.Ю. Социальная адаптация старших дошкольников в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения. - Ставрополь: СКИПКРО, 2003. - 111с.
9.Дерюгин В.И. Социальные методы социально - профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е издание - Челябинск, 1996
10.Кевля Ф.И. Социально- педагогическая поддержка семей и детей группы риска \\ Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы \\ № 1, 2008 - С.22-31
11.Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998. - 207с.
12.Козлова С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. - М.: Школьная пресса, 2008. - 32с.
13.Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста \\ Лишенные родительского попечительства. - М., 1991.
14.Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции \\ Дошкольное воспитание № 5, 2003г.
15.Мардахаев Л.В. Основы социально- педагогической технологии: Учебное пособие. - Рязань: Изд-во «Ярмарка»,2009. - 92с.
16.Никитина Л.Е. Развитие социальной педагогики в России. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. М., 2001.- 42с.
17.Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание социально- психологической помощи детям с проблемами в развитии М.: Академия 2002.- 277с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности организации деятельности социального работника в дошкольном учреждении рассматривает Глава 1?
Глава 1 рассматривает особенности организации деятельности социального работника в условиях ДОУ и особенности социальной работы в ДОУ.
Что представляют собой особенности социальной работы в условиях ДОУ, о которых говорится в Главе 1.1?
Особенности социальной работы в условиях ДОУ включают в себя работу с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогическими работниками, а также работу по предупреждению и преодолению проблем в различных сферах жизни детей.
Какие особенности социальной работы в ДОУ рассматривает Глава 1.2?
Глава 1.2 рассматривает особенности социальной работы в ДОУ, включающие в себя работу по организации совместного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ с целью поддержки и развития детей.
Что предусматривает организация деятельности социального работника в ДОУ, о которой говорится в Главе 2.1?
Организация деятельности социального работника в ДОУ включает в себя проведение индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями и педагогами, организацию педагогических советов и тренингов, а также участие в разработке и реализации планов работы.
Какие результаты экспериментальной работы описываются в Главе 2.2?
В Главе 2.2 описываются результаты экспериментальной работы по совершенствованию деятельности социального работника в дошкольном образовательном учреждении, которые включают в себя положительные изменения в поведении детей, улучшение взаимодействия между педагогами и родителями, а также увеличение уровня доверия и сотрудничества в коллективе.
Какие особенности организации деятельности социального работника в дошкольном учреждении?
Организация деятельности социального работника в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей. Во-первых, социальный работник должен учитывать возрастные особенности детей и адаптировать свою работу под них. Во-вторых, ему необходимо тесно сотрудничать с педагогами и родителями, создавая благоприятную атмосферу для развития детей. В-третьих, социальный работник в дошкольном учреждении должен быть готов помогать детям и родителям в решении различных проблем, таких как воспитание, развитие, здоровье и безопасность.
Какие особенности социальной работы в условиях ДОУ?
Социальная работа в условиях дошкольного учреждения имеет свои особенности. Во-первых, социальный работник должен работать с детьми разного возраста и с разными потребностями. Во-вторых, он должен учитывать множество факторов, влияющих на детский коллектив, например, влияние семьи, места проживания и т.д. В-третьих, социальный работник должен быть внимательным к проблемам детей и предлагать им помощь, а также проводить профилактическую работу по предупреждению возможных проблем.
Какие особенности социальной работы в ДОУ?
Социальная работа в дошкольном учреждении имеет свои особенности. Во-первых, социальный работник должен уметь работать в команде с педагогами и другими специалистами. Во-вторых, он должен быть готов помогать детям и их родителям в решении разных проблем, таких как адаптация в коллективе, развитие социальных навыков и т.д. В-третьих, социальный работник должен быть гибким и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям и потребностям детей и их семей.
Какие особенности характеризуют социальную работу в дошкольном учреждении?
Социальная работа в дошкольном учреждении имеет свои особенности. Во-первых, она направлена на работу с детьми дошкольного возраста, что требует специальных знаний и навыков. Во-вторых, социальные работники в дошкольных учреждениях часто выполняют функции психологов и педагогов, помогая детям и их родителям в вопросах развития и адаптации. Кроме того, социальная работа в дошкольном учреждении включает в себя работу с родителями, помощь им в воспитании и социализации детей.
Какие особенности организации деятельности социального работника в дошкольном учреждении?
Организация деятельности социального работника в дошкольном учреждении включает в себя несколько особенностей. Во-первых, социальный работник должен иметь навыки работы с детьми дошкольного возраста и умение проводить индивидуальные и групповые занятия. Во-вторых, социальный работник работает в тесном взаимодействии со всеми сотрудниками дошкольного учреждения, включая воспитателей, педагогов и администрацию. Он также должен уметь вести консультационную работу с родителями и представителями других организаций. Также важно учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка и создавать для него подходящую среду и условия.