Консервативные партии и их роль в политической системе стран запада
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 30.03.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Партийно-политические системы: общая характеристика
2.Консервативная партия Великобритании и ее роль политической системе
3. «Голлизм» как фактор партийной системы Франции
Заключение
Литература:
Де Голль полагал, что «сильное государство отнюдь не исключает больших прерогатив парламента и не заинтересовано в ликвидации многопартийности. Но партии как корпоративные институты по своей природе противостоят единому и сильному государству». В противовес «режиму партий» де Голль предлагал возродить подлинную демократию, основанную на суверенитете народа. Фундаментальные проблемы, подобные выбору формы конституционного устройства или главы государства, должны решаться непосредственным волеизъявлением – в ходе референдума.
Во внешнеполитических идеях главной стала идея «национального величия» Франции и независимого, направленного в первую очередь на отстаивание национальных интересов внешнеполитического курса. Эта идея объединяла все аспекты политики – от государственного строительства до экономического регулирования.
Одним из первых государственных деятелей Запада де Голль выдвинул идею «единой Европы». Он ратовал за «Европу отечеств», за то, чтобы каждое государство, входящее в «общеевропейский дом», не забывало о своём национальном патриотизме и своей самобытности. «…признав национальную самобытность каждого из государств и их право сохранять эту самобытность, объединять их усилия во всех областях, собирать регулярно министров, а периодически и глав правительств или глав государств, создать постоянные органы для обсуждения вопросов политики, экономики, культуры, обороны, спокойно обсуждать их на встречах парламентов соответствующих стран, привить вкус и привычку коллективно рассматривать все проблемы, затрагивающие общие интересы, и вырабатывать по возможности единую позицию по этим проблемам? Разве не может такое всеобщее сотрудничество … привести к действиям в области прогресса, безопасности, влияния, отношений с внешним миром, помощи развитию тех стран, которые нуждаются в этом, наконец, и главным образом, в деле мира, к действиям, которые будут носить общеевропейский характер? Разве это не приведёт, Сообщество созданное шестью странами, к тому, что другие государства начнут присоединяться к нему. Разве не может таким путём возникнуть, наперекор войнам, из которых состоит история человечества, объединённая Европа,…».
В области социально-экономической политики голлисты выступали с требованием с требованием реформы отношений между собственниками и трудящимися, «…организовать контакты между заинтересованными предпринимателями и администрацией для совместного изучения положения на предприятиях государственного сектора и для распределения «фондов зарплаты» между различными категориями трудящихся».2 «Я усматриваю доказательство того, что наша общественная структура немощна и шатка…. для излечения этого главного порока следует, чтобы те, кто своим трудом создаёт богатство нации, непосредственно участвовали в развитии той отрасли, в которой они трудятся, и тем самым становились бы ответственными за дело».
Де Голль считал, что основой возрождения «великой Франции» не только реформу конституционного устройства, но и обеспечение социальной стабильности в стране. Главную роль в этом, по его мнению, могла сыграть концепция «ассоциации труда и капитала», призванная преодолеть классовый антагонизм, сформировать «третий путь» общественного развития. В обеспечении участия рабочих в прибылях и управлении производством голлисты видели эффективный способ необратимого изменения социальной структуры капиталистического общества. В сочетании с активной экономической политикой государств и независимым, прагматичным внешнеполитическим курсом подобная политика могла стать основой для возрождения национального единства и благополучия.
Как показала история, серьезные изменения в расстановке социально-политических сил во Франции проявились в период 1973—1976 гг., когда голлистская партия утратила абсолютное большинство мест в парламенте и уступила важнейшие государственные посты представителям других правых и центристских группировок. Одновременно с изменением социальной базы и падением голлистской партии усилилось влияние левых сил.
В 1972 г. реформированная Социалистическая партия (ФСП) и Французская коммунистическая партия подписали совместную Программу демократического Правительства народного единства. Программа предусматривала проведение в стране социально-экономических и политических преобразований, восстановление роли и престижа парламента и др.
Противостояние двух партийных блоков — коалиции левых сил, с одной стороны, и правоцентристской коалиции (ОПР—СФД) — с другой, получило название “биполяризации” политической жизни, став определяющей чертой развития политической системы Франции.
“Биполяризация” открыла непосредственную возможность прихода к власти левого блока, а также изменений во взаимоотношениях властей. Президент и правительство могли отныне стать представителями противостоящих группировок, и их фактическая роль прямо зависела от связи с партийно-парламентским большинством.
Период 1986—1988 гг. стал уникальным в том отношении, что помимо определенной переоценки роли государства, Пятая республика впервые испытала новацию “раздельного правления” — сосуществования президента-социалиста и правоцентристского правительства, опирающихся на оппозиционные друг другу политические блоки. Второй такой период “сосуществования” продолжался с 1993 по 1995 г., а с 1997 г., напротив, социалистическое правительство “сосуществует” с президентом-голлистом.
Политические события 80—90-х гг. показали, что, несмотря на все сложности и перипетии партийного соперничества, примат президентской власти во всех областях государственной жизни и ныне остался неизменным. Не случайно наиболее распространенными оценками Пятой республики являются такие характеристики, как “суперпрезидентская республика” или “ультрапрезидентский режим”.
Независимо от расстановки основных политических сил, на рубеже XX и XXI вв. государство во Франции оставалось значительной регулирующей силой в экономике и социальных отношениях. Периодически проводимые национализация и приватизация отраслей экономики в целом сохранили соотношение государственного и частного ее секторов. Особенностью приватизации во Франции при передаче малоэффективных отраслей хозяйства и объектов госсобственности является сохранение в государственной собственности крупных пакетов акций этих объектов, использование государственных облигаций или аукционов.
На рубеже ХХ–ХХI вв. политическая жизнь Франции претерпела существенные перемены. Избрание Ж.Ширака президентом республики в 1995г. послужило катализатором идеологических, политических и организационных изменений во французском правоцентристском лагере. Сближение его неоголлистской и либеральной частей проходило при поддержке однородных слоев населения на основе общих положений в идеологических концепциях, где националистические и социальные рудименты голлизма все чаще сочетались с антиэтатистской и европейской риторикой либералов.
Создание в 2002г. новой правоцентристской партии Союз за народное движение (ЮМП) далеко не ликвидировало трения между ее составляющими, подогреваемые как фракционным и личным соперничеством, которое переместилось отныне внутрь единой партии, так и назревающей сменой поколений в элите правого лагеря, но в целом способность голлистских партий к эволюции инициировала изменения в истории современной Франции.
Таким образом, в деятельности консервативных (голлистских) партий Франции есть то, что объединяет их с консерваторами в Великобритании: способность формулировать новые предвыборные цели и задачи; в процессе эволюции учитывать возникающие в обществе новые тенденции; способность к ребрендингу; умение действовать в условиях «маятниковой» смены партий. Эти факторы позволяют голлистам быть влиятельной политической силой, что подтверждается и предвыборной ситуацией весны 2012 года, когда одним из вероятных претендентов на пост президента Французской республики является лидер консерваторов-центристов Николя Саркози.
Заключение
На основе анализа источников и литературы, сделанного при написании работы можно сформулировать следующие выводы.
Особенностью современного западного общества является преобладание двухпартийных систем, которые представляют собой своеобразную разновидность многопартийности, которая возникла в ряде западноевропейских стран при различных обстоятельствах. Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти.
Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая - оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Как правило, одной из таких партий (вне зависимости от названия) является консервативная партия, выступающая с идеологией сохранения (либо незначительного видоизменения) существующей системы либеральных ценностей.
Законодательного оформления политического процесса в Великобритании не существует, поскольку страна относится к англо-саксонской системе права, тем не менее, обычаи регламентируют существование в ней двухпартийной, с тенденцией с перехода к системе двухсполовинной партийной системы. В ней велика роль консервативной партии (прежде – тори).
Хотя специального партийного законодательства не существует и во Франции, регламентация избирательного процесса, с которым напрямую связаны политические партии, в том числе и неоголлистская «Союз за народное движение», осуществляется с помощью Конституции Пятой республики (1958г.) и Избирательного кодекса 1956г.
Несмотря на различные формы государственного устройства, консервативные партии в Англии и Франции показывают свою жизнеспособность и умение эволюционировать в изменяющемся мире и политической ситуации в своих странах. Условием для этого является, в том числе, и многопартийность в указанных странах.
Тема данного исследования актуальна и для России. С одной стороны, результаты идеологического и политического развития французской и английской «правой» во многом определяют внешнюю политику этих государств и их взаимоотношения с Россией. С другой – российские правые партии также проходят эволюционный этап и опыт английских консерваторов и французских правоцентристов во многом для них показателен, естественно, учитывая национальные и исторические особенности.
Литература:
Абраменко А.Г. Создание и эволюция Союза за народное движение во Франции (2002–2007 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. - М., 2010.
Арзаканян М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти. – М.: Высш. Школа, 1990. – 240 с.
Арзаканянц М.Ц. Мишель Дебре // Вопросы истории. 2002. № 1. С. 45-53.
Великобритания: эпоха реформ / Под ред. А. А. Громыко. М.: Весь мир, 2007. 520 с.
Громыко А. А. Модернизация партийной системы Великобритании. М.: Весь мир, 2007. 344 с.
Громыко А.А. Проблемы перехода Британии от вестминстерской к плюральной модели демократии. – URL: ieras.ru›gromyko_ar23.htm
Де Голль Ш. Мемуары надежд. 1958 – 1962: Пер. с фр./Общая ред. проф. В.И. Антюхиной-Москвиченко и В.Н.Седых.- М.: Прогресс,2000.- 340 с.
Исаев Б. А. История партий. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2007. 419 с.
Исаев Б. А. Практическая партология: генезис партий и партийно-политических систем/ Учебник – СПб.: Петрополис. 2010. 514 с.
История государства и права зарубежных стран. Учебник. Часть 2. /Под общ. ред. О.Жидкова и Н.Крашенинниковой – М.: НОРМА – ИНФРА, 1998. 712 с.
История политических и правовых учений. Учебник. Изд. 2-е, стереотип. – М.: НОРМА, 1997. 736 с.
Конституции зарубежных государств (Маклаков В.В. - тексты конституций США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Греции, Японии, Канады): учеб. пособие – М.: Юстицинформ,2009. 560 с.
Конституционное право зарубежных стран. Учебник/ Под ред. Баглая М.В.. Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. – М.: НОРМА, 2004.-832 с.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред. Мишина А.А.- Учебно-практическое пособие. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. – 560 с.
Конституционное право государств Европы/ Отв. ред. Ковачев Д.А.: Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2005. — 320 с.
Конституция Французской Республики и Сообщества. 5 октября 1958 г.//Хрестоматия по новейшей истории. Т.3. 1945 – 1961.- Ч.1. – М.: Изд. Социально – экономической литературы,1961. – С.475 – 477.
Лейпхарт А. Партийные системы. Двухпартийные и многопартийные системы // Партии и выборы: Хрестоматия / Отв. ред. и сост. Н. В. Анохина, Е. Ю. Мелешкина. Ч. 1. М., 2004.
Лихтенштейн А. В. Политические партии и российский президенциализм: границы применения теорий // Партии и выборы: Хрестоматия: В 2 кн. / Отв. ред. и сост. Г. Н. Андреева, Н. В. Анохина, Е. Ю. Мелешкина. М.: ИНФРА-НОРМА, 2004. 623 с.
Лоуэлл А. Правительства и политические партии в государствах Западной Европы. М., 1905.
Мир политической мысли: Хрестоматия по партологии: В 4 кн. / Под ред. Б. А. Исаева, А. К. Голикова и др. - СПб.: Петрополис, 2002–2004.
Политология. Учебник/ Мельвиль А.Ю. и др. – М.: Изд-во Проспект,2004. – 624 с.
Политология: Хрестоматия / Б.а. Исаев, А.С. Тургаев и др. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
Уильямс Ч. Последний великий француз. Жизнь генерала де Голля: Пер. с англ. А.Ю. Шманевского. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 606 с.
Чернов И.В. Французские правоцентристы: опыт создания единой партии. 1988–1995 гг. - СПб.: Петрополис, 2003. 190 с.
Code electoral (Partie Législative) de la Republiqe Fransaise // URL: www.affaires-publiques.com/textof/codelect/codelectoral.hml.
Конституционное право зарубежных стран/ Под ред.Баглая М.В. и др. – М.: Норма, 2004. 832 с.; История государства и права зарубежных стран. Часть 2 / Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. 712 с., Политология. Учебник / Пол ред. Мельвиля Ю.А. и др. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. 624 с и др.
Исаев Б.А. Развитие партийной системы Великобритании // Политэкс. Политическая экспертиза. 2008. № 4. С. 52-60; Громыко А. А. Модернизация партийной системы Великобритании.- М., 2007 и др.
Новиков Г.Н. Два этюда о де Голле и голлизме.- Иркутск, 2001; Шмелев Д.В. Валери Жискар д’Эстен и жискардизм в политической жизни Франции (1974–1981).- Казань, 2004; Его же. Неолиберализм Валери Жискар д'Эстэна: теория и внутриполитическая практика (1974–1981): автореф. дис. … канд. ист. наук. Казань, 2001; Смирнов В.П. Франция в ХХ веке.- М., 2001; Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции ХХ века.- М., 2003; Её же. Де Голль и реформа государственного устройства Франции// Отечественные записки. 2004. № 2. С. 10–20; Абраменко А.Г. Партия «Союз за народное движение» (СНД) – современные наследники голлизма во Франции // Власть. 2010. № 4. С. 79-83 и др.
Политология. Курс лекций: Учебное пособие/ Под ред. М.Н. Марченко 4-е изд, перераб и доп. – М.: Юрист, 2003. С. 85.
Конституционное право зарубежных стран/ Под ред. Баглая М.В. и др.- М.: Норма, 2004. – С. 162.
Там же. С. 165.
Лоуэлл А. Правительства и политические партии в государствах Западной Европы. М., 1905. С.49, 50,67-74.
Лейпхарт А. Партийные системы. Двухпартийные и многопартийные системы // Партии и выборы: Хрестоматия / Отв. ред. и сост. Н. В. Анохина, Е. Ю. Мелешкина. Ч. 1. М., 2004. С.28-29.
Лихтенштейн А. В. Политические партии и российский президенциализм: границы применения теорий // Партии и выборы: Хрестоматия: В 2 кн. / Отв. ред. и сост. Г. Н. Андреева, Н. В. Анохина, Е. Ю. Мелешкина. М., 2004.С.166.
Лиджфарт А. Правление большинства в теории и на практике // Международный журнал социальных наук. 1991. № 2. С. 60–72.
Исаев Б.А. Развитие партийной системы Великобритании // Политэкс. Политическая экспертиза. 2008. № 4. С.56.
История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. / Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца – М.: ИНФРА-НОРМА, 1997. С.475.
Громыко А.А. Модернизация политической системы Великобритании. – М., 2007. С. 243.
Исаев Б.А. Развитие партийной системы Великобритании // Политэкс. Политическая экспертиза. 2008. № 4. С.58.
Громыко А. А. Проблемы перехода Британии от вестминстерской к плюральной модели демократии. – URL: ieras.ru›gromyko_ar23.htm
Арзаканян М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти. – М., 1990. – С.162.
Де Голль Ш. Мемуары надежд. 1958 – 1962. - М.,2000.- С.175 – 176
Там же. С. 318-319.
Там же. С. 319-320.
Де Голль Ш. Указ. соч. С. 318-319.
34
1.Абраменко А.Г. Создание и эволюция Союза за народное движение во Франции (2002–2007 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. - М., 2010.
2.Арзаканян М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти. – М.: Высш. Школа, 1990. – 240 с.
3.Арзаканянц М.Ц. Мишель Дебре // Вопросы истории. 2002. № 1. С. 45-53.
4.Великобритания: эпоха реформ / Под ред. А. А. Громыко. М.: Весь мир, 2007. 520 с.
5.Громыко А. А. Модернизация партийной системы Великобритании. М.: Весь мир, 2007. 344 с.
6.Громыко А.А. Проблемы перехода Британии от вестминстерской к плюральной модели демократии. – URL: ieras.ru›gromyko_ar23.htm
7.Де Голль Ш. Мемуары надежд. 1958 – 1962: Пер. с фр./Общая ред. проф. В.И. Антюхиной-Москвиченко и В.Н.Седых.- М.: Прогресс,2000.- 340 с.
8.Исаев Б. А. История партий. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2007. 419 с.
9.Исаев Б. А. Практическая партология: генезис партий и партийно-политических систем/ Учебник – СПб.: Петрополис. 2010. 514 с.
10.История государства и права зарубежных стран. Учебник. Часть 2. /Под общ. ред. О.Жидкова и Н.Крашенинниковой – М.: НОРМА – ИНФРА, 1998. 712 с.
11.История политических и правовых учений. Учебник. Изд. 2-е, стереотип. – М.: НОРМА, 1997. 736 с.
12.Конституции зарубежных государств (Маклаков В.В. - тексты конституций США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Греции, Японии, Канады): учеб. пособие – М.: Юстицинформ,2009. 560 с.
13.Конституционное право зарубежных стран. Учебник/ Под ред. Баглая М.В.. Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. – М.: НОРМА, 2004.-832 с.
14.Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред. Мишина А.А.- Учебно-практическое пособие. 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. – 560 с.
15.Конституционное право государств Европы/ Отв. ред. Ковачев Д.А.: Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2005. — 320 с.
16.Конституция Французской Республики и Сообщества. 5 октября 1958 г.//Хрестоматия по новейшей истории. Т.3. 1945 – 1961.- Ч.1. – М.: Изд. Социально – экономической литературы,1961. – С.475 – 477.
17.Лейпхарт А. Партийные системы. Двухпартийные и многопартийные системы // Партии и выборы: Хрестоматия / Отв. ред. и сост. Н. В. Анохина, Е. Ю. Мелешкина. Ч. 1. М., 2004.
18.Лихтенштейн А. В. Политические партии и российский президенциализм: границы применения теорий // Партии и выборы: Хрестоматия: В 2 кн. / Отв. ред. и сост. Г. Н. Андреева, Н. В. Анохина, Е. Ю. Мелешкина. М.: ИНФРА-НОРМА, 2004. 623 с.
19.Лоуэлл А. Правительства и политические партии в государствах Западной Европы. М., 1905.
20.Мир политической мысли: Хрестоматия по партологии: В 4 кн. / Под ред. Б. А. Исаева, А. К. Голикова и др. - СПб.: Петрополис, 2002–2004.
21.Политология. Учебник/ Мельвиль А.Ю. и др. – М.: Изд-во Проспект,2004. – 624 с.
22.Политология: Хрестоматия / Б.а. Исаев, А.С. Тургаев и др. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
23.Уильямс Ч. Последний великий француз. Жизнь генерала де Голля: Пер. с англ. А.Ю. Шманевского. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 606 с.
24.Чернов И.В. Французские правоцентристы: опыт создания единой партии. 1988–1995 гг. - СПб.: Петрополис, 2003. 190 с.
25.Code electoral (Partie Legislative) de la Republiqe Fransaise // URL: www.affaires-publiques.com/textof/codelect/codelectoral.hml.
Вопрос-ответ:
Какова общая характеристика партийно-политических систем?
Партийно-политические системы представляют собой комплекс взаимодействия политических партий в рамках определенной страны или региона. Они определяют структуру и функционирование политической системы, роль и влияние партий на политические процессы.
Какова роль Консервативной партии Великобритании в политической системе страны?
Консервативная партия Великобритании является одной из основных политических сил в стране. Она представляет консервативные и центристские взгляды и, традиционно, поддерживает меры экономической свободы и ограниченную роль государства. Консерваторы имеют значительное влияние на формирование политической агенды Великобритании и участвуют в правительстве в различные периоды.
Какова роль "голлизма" в партийной системе Франции?
"Голлизм" или "голлистская практика" - это термин, используемый для описания политического стиля, разработанного генералом Шарлем де Голлем во времена его правления. Он представляет собой комбинацию элементов авторитаризма и демократии, позволяющую создать сильное государство, но при этом сохранить многопартийность и предоставить парламенту некоторые прерогативы. "Голлизм" вносит определенную стабильность в партийную систему Франции и способствует функционированию политической системы страны.
Какие прерогативы парламента не исключает сильное государство, согласно Де Голлю?
Де Голль считал, что "сильное государство отнюдь не исключает больших прерогатив парламента и не заинтересовано в ликвидации многопартийности". Он полагал, что партии как корпоративные институты по своей природе противостоят единому и сильному государству, но при этом они должны существовать и участвовать в политической жизни страны, в том числе через парламентские процессы.
Какова общая характеристика партийно-политических систем?
Партийно-политические системы являются основой для функционирования политической жизни в стране. Они представляют собой комплекс взаимоотношений между политическими партиями, избирателями и государством. Они могут быть однопартийными или многопартийными, их структура и характер могут существенно отличаться в разных странах.
В какой роли находится Консервативная партия Великобритании в политической системе страны?
Консервативная партия Великобритании является одной из двух основных политических сил в стране, второй является Лейбористская партия. Консервативная партия традиционно привержена консервативным ценностям и поддерживает свободный рынок, низкие налоги и ограниченное государственное вмешательство. Она имеет сильное влияние на политику Великобритании и участвует в формировании правительства и принятии законов.
Как «голлизм» влияет на партийную систему Франции?
«Голлизм» - это концепция политического лидерства, разработанная Шарлем де Голлем, который был президентом Франции. Он считал, что сильное государство должно существовать в условиях парламентской демократии и многопартийности. Голлизм ставит приоритет на роль президента и его возможности воздействовать на политическую систему. Партии, согласно де Голлю, должны быть определенной корпоративной силой, но не представлять угрозу для сильного государства.
В чем заключается роль консервативных партий в политической системе стран запада?
Консервативные партии имеют важную роль в политической системе стран запада. Они представляют интересы консервативных и традиционалистских групп населения, придерживающихся традиционных ценностей и относящихся с опаской к радикальным изменениям. Консервативные партии часто выступают за ограниченное государственное вмешательство в экономику, поддержку свободного рынка и традиционных семейных ценностей. Они также участвуют в выборах, формировании правительства и разработке законодательства.
Какова общая характеристика партийно-политических систем?
Партийно-политические системы представляют собой организованные структуры, в которых политические партии играют важную роль. Они служат каналами передачи политических взглядов, конкурируют за политическую власть и влияние, а также представляют интересы различных групп населения. В таких системах существуют различные политические партии, которые представляют разные идеологии и приверженности. Консервативные партии являются одной из главных категорий партий в таких системах.
Какова роль Консервативной партии Великобритании в политической системе страны?
Консервативная партия Великобритании является одной из двух основных политических партий в стране, вторая - Лейбористская партия. Консерваторы идентифицируют себя как партия, придерживающаяся консервативных ценностей и принципов. Они отстаивают традиции, свободный рынок, небольшое вмешательство государства в экономику и поддержку семьи. В политической системе Великобритании Консервативная партия играет важную роль, поскольку она часто участвует в формировании правительства и создании законодательной политики.
Как фактор "голлизма" влияет на партийную систему Франции?
"Голлизм" - это термин, используемый для описания политической идеологии истины Шарля де Голля, президента Франции с 1959 по 1969 годы. Де Голль полагал, что сильное государство не исключает больших прерогатив парламента и не заинтересовано в ликвидации многопартийности. Он считал партии корпоративными институтами, которые противостоят единому и сильному государству. Таким образом, фактор "голлизма" влияет на партийную систему Франции, поскольку он поддерживает идею о слабой роли политических партий и сильном государстве, управляющем французским обществом.