Технологии социальной работы с семьей, имеющими детей.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 33 33 страницы
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 24.04.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический аспект организации социальной работы с семьей имеющих детей
1.1. Социально-педагогическая защита семей имеющих детей
1.2. Анализ современной практики социальной работы с семьей имеющих детей
Глава 2. Практика организации социально-педагогической работы с многодетной семьей
2.1. Социальная работа с многодетной семьей на примере муниципального учреждения Центр социальной помощи семье и детям «Рука помощи»
2.2. Рекомендации по организации социальной работы с многодетной семьей
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Принцип позитивного образа семьи, в основе которого лежит понимание института семьи как естественной среды для формирования личности.Принцип равной ответственности. Многие годы и десятилетия государство брало исключительно только на себя воспитательные функции семьи; в последние пять - десять лет оно пытается вернуть эти функции семье. Не имея опыта поколений, взрослые члены семьи, зачастую не понимают и не принимают эту установку, требуя от общества привычной модели ответственности. Социальные работники и социальные педагоги в силу своей профессиональной деятельности обязаны научить семью выполнению этих новых задач, неся ответственность за воспитание семьи. Важно определить меру ответственности каждого субъекта: семьи и социального работника - представителя государства.Основой социально-педагогической деятельности специалиста является максимальное включение активного самосознания и самотворчества в процесс стабилизации и устойчивого развития семьи и ее членов, определение круга причин, мешающих этому процессу. Для решения поставленной задачи со взрослыми членами семьи идет постоянный диалог о готовности к самореализации; специалист ищет пути оптимизации жизнедеятельности семьи.Концепция позитивной психотерапии Н. Пезешкиана и X. Пезешкиана позволяет нам представить семью в виде айсберга, у которого проблемы лежат над поверхностью, легко видны, а причины психолог ищет под водой. Диагностика семьи позволяет выбрать правильную стратегию в работе с нею, определить причины ее проблем. Даже при наличии в учреждении профессионального специалиста первичную диагностику социальный педагог или социальный работник должен самостоятельно уметь произвести и использовать.Наиболее необходимой при любой степени профессионализма, как показывает практика, являетсякоммуникативная функция. Характерные для сегодняшнего кризисного периода недоверие и замкнутость людей мешают социальному педагогу и социальному работнику, работающему с семьей, наладить устойчивые доброжелательные отношения, так необходимые для изменения внутренней ситуации в самой семье и во взаимоотношениях«родители - дети».Методическая функция обеспечивает эффективность деятельности всех субъектов (детей, родителей, специалистов и самого работника).Организаиионная функция позволяет дополнить деятельность работника практическими формами, обеспечивающими усвоение знаний, опыта, навыков и умений.Одной из сложных, но обязательных функций в работе с семьей является административная. Анализ деятельности социальных педагогов и социальных работников показал, что там, где идет постоянное заполнение документов, там, где работник фиксирует практически каждое действие в работе с семьей, эффективность намного выше. Нам представляется, что на занятиях по подготовке и повышению квалификации социальных педагогов и социальных работников нужно больше внимания уделять не только теоретическому, но и практическому усвоению этой функции.Формирование образа средней «здоровой семьи», ее права, обязанности, льготы и т.п. обеспечиваются выполнениеминформационной функции. Выполнение ее не ограничивается информацией для конкретной семьи или для определенной категории семей. Практика показала необходимость информации о проблемах и о явлениях глубоко спрятанных внутри. Сама семья далеко не всегда осознает глубину и причинность существующих проблем. При направленности социально-педагогической работы только на проблемы семья-айсберг либо, всплывая, высвечивает более глубокие проблемы и конфликты, либо, переворачиваясь (как настоящий айсберг при таянии), проявляется с новой стороны, с совершенно новым комплексом проблем.Как бы ни была сформирована у самой семьи потребность в улучшении ситуации, сама она зачастую не оценивает всей глубины, всей причинности лежащих на поверхности и требующих немедленного решения проблем. В то же время мы можем говорить о недостаточной сформированности у большинства семей желания решать свои проблемы с помощью специалистов или вообще допускать до них кого-либо.Исходя из вышеизложенного, специалист, работающий с семьей, по существу является универсальным посредником и координатором всей совокупности социально-педагогической деятельности, которая должна способствовать позитивному изменению семьи всеми возможными средствами, на всех возможных уровнях. Отсюда, методическое и кадровое обеспечение становится еще одним важным компонентом содержания социально-педагогической работы с семьей.О методическом обеспечении работы с многодетными семьями и кадровом обеспечении, будет сказано в следующих параграфах, а здесь мы считаем необходимым определить функции специалиста, работающего с семьей, и его место в системе этой работы.В процессе диссертационного исследования нами были определены, апробированы и введены в действие следующие основные функции специалиста, работающего с семьей:Диагностическая функция. Ее выполнение зависит от степени профессионализма социального педагога и социального работника и наличия в их распоряжении средств печати, местного радио и телевидения, а также рекламы их деятельности.Прогностическая функция. Она обеспечивает изменение ситуации в отношении семьи, активизацию ее социально-воспитательного потенциала, формирование новых семейных традиций. Анализ ситуации в конкретной семье, в определенной категории семей, учет возможностей и потребностей социума позволяет определить образ, модель семьи, создать прогноз для определенного периода времени.И так многодетная семья занимает особое место в системе социальных институтов. Являясь самодостаточной по своей сути, она реализует многие важные социальные и воспитательные функции, необходимые для стабилизации и развития всего общества. В то же время, признавая эту специфику многодетной семьи философы, демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты, в своих исследованиях, до сих пор не дали комплексного анализа ее психолого-педагогического потенциала, не раскрыли особенностей его развития и становления. В конкретных условиях развития общества многодетная семья относится к одной из наиболее незащищенных категорий и требует особой социально-педагогической защиты.ЗаключениеВ заключении сделаем ряд общих выводов об условиях эффективности социальной работы с семьей имеющих детей:1. Социальная работа с семьей должна базироваться на глубоком знании специфики этой категории семей, необходимо оказывать ей всестороннюю помощь в целях дальнейшего и устойчивого развития государства. Народ, род, семья – составляющие части общества. Дестабилизация одной из этих составляющих приводит к дестабилизации целого. Необходимо постоянно учитывать взаимосвязанность процессов, происходящих в семье и обществе.Например многодетная семья наиболее полно отражает как позитивные, так и негативные изменения, а при благотворительных условиях максимально реализует свой социально-воспитательный потенциал. Следовательно, для решения вопросов воспитания детей и подростков, формирования устойчивого общества необходимо уделять особое внимание многодетной семье, ее сохранению и развитию.2. В практике социальной работы с многодетной семьей приоритетами являются ее позитивная направленность, раскрытие и приведение в движение сущностных сил самой семьи, реализация ее активной субъектной позиции.Именно многодетная семья способствует удовлетворению всех основных потребностей личности: биологических, социальных и духовных. Учитывая в своей работе данную особенность многодетной семьи, необходимо помнить о том, что в кризисных условиях эта особенность самодостаточности способствует возникновению замкнутости, а, следовательно, и консервации некоторых негативных факторов, которые в дальнейшем перерастают в неблагополучие.3. Социальная работа с семьей имеющих детей должна охватывать все аспекты ее жизнедеятельности, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов, при этом приоритет должен отдаваться организации многодетной семьей собственного дела и культурного досуга.Таким образом, профессиональная подготовка специалистов не может и не должна ограничиваться подготовкой только работников, непосредственно связанных с семьей (социальных педагогов и социальных работников). В сферу внимания при подготовке и переподготовке, специализации кадров важно включать и руководителей социально-педагогических служб самых различных уровней.Проблема оказания социальной помощи семьям включает в себя множество неисследованных аспектов. Так, в реализации специфически организованной работы с семьей необходимо изучение таких аспектов данной проблемы, как особенности социализации воспитания детей в многодетной семье, роль и место отца в многодетной семье, особенности нравственно-этического воспитания детей в семье и др.Список литературыАзаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Арг. и факты, 1993. - 608 с.Актуальные проблемы социального воспитания / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой, В.Е. Львова. - М., Запорожье: АПН СССР, 1990. - 168 с.Аседова Э.М. Многодетная семья: социальные проблемы // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». - Махачкала: ДГПУ, 1999. - С. 9-10.Аседова Э.М. Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». Вып. 2. - Махачкала: ДГПУ, 2005. - С. 35-36.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 2004. - 208 с.Бочарова В.Г. Специфика воспитательной работы с семьей по месту жительства: опыт и проблемы // Семья и формирование личности: Сб. науч. Трудов / Под ред. A.A. Бодалева и др. - М., 1981. - С. 81-87.БурцеваP.A. Семья сегодня. Материалы к циклу лекций и практических занятий. - М., 1991. -112 с.ВербМ.С. Любовь и семья в XX веке. - Свердловск: Изд. Ур. ун-та, 1988. - 80 с.ВоликоваТ.В. Учитель и семья: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. -127 с.Воспитаниедетей в семье: Библиогр. указатель / Сост. A.B. Жилина. - М.: Педагогика, 1990. - 56 с.Воспитаниедетей по месту жительства: Тезисы докладов. - Ростов-на- Дону, 2011.-36 с.Воспитателии родители: Из опыта работы / Сост. JI.B. Загик, В.М. Иванова. - М.: Просвещение, - 1985. 96 с.Воспитательнаяработа в семье. Примерная программа и методические рекомендации по педагогическому просвещению родителей / Сост. P.A. Низамов. - Казань, 1979. - 92 с.Воспитательнаяработа в семье. Примерный учебно-тематический план и программа народного университета педагогических знаний / Сост. Г.В. Гребенников. - М.: Знание, 2003. - 64 с.ГаершоваН.В. Нарушение функций семьи как объект социологического исследования // Семья как объект философского и социологического исследования/Под ред. А.Г. Харчева и др. - JL, 2004.- С. 104-130.ГребенниковИ.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием // Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием: Сб. н. трудов. - М.: Академия пед. наук, 1980. - С. 3-23.ГребенниковИ.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.ГуровВ.Н. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае. // Педагогика. 1997. № 1. - С. 43-47.ГуровВ.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993. - 184 с.3имняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. 2011. - М.: Вып. 2. - С.8 -153аинышев И.Г., Злобин П.Е. Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. № 3. - С. 39.3икурова Р.И. Особенности репродуктивного поведения в российских регионах // Социс. 2005. № 2 - С.82-87.ИвановО.М. Семья, общество и социализация индивида // Семья как объект философского и социологического исследования / Под ред. А.Г. Харчева и др. - Л.: Наука, 1994. - С. 71-103.Марченко В. А. Влияние семейных отношений на воспитание сознательной дисциплины учащихся // Воспитание сознательной дисциплины и предупреждение педагогической запущенности учащихся: Сб. н. тр. / Под ред. A.C. Белкина, А.И. Ткаченко, Е.А. Фомина. - Свердловск, 1987. - С. 43-52.Морозова JI.A. Женщины и право (обзор материалов конференции в Саратове) // Государство и право. 1995. № 9. - С. 133-140.Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994. - 171 с.Мудрик A.B. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 40 с.Программа "Социальная педагогика". Научный руководитель - чл. - Кор. РАО В.Г. Бочарова // Российское образование. Информ. справочный обзор "Кто есть кто". 1996. № 1-2. - С. 41-47.Профессионально-этические нормы социальной работы / Под ред. С.А. Беличевой, А.Я. Варга, М.В. Фирсова. - М.: Соц. здоровье детей, 1993. - 32 с.Семенов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями // Воспитание школьников. 2003. № 1. - С. 29-35.Синельников А.Б. Демографические факторы изменения социально- экономического потенциала семьи // Семья в России. 1997. №1. - С. 103- 106.Современная семья: социальные, правовые, медицинские, психолого- педагогические аспекты проблем // Тезисы докладов совместного российско-американского научно-практического семинара. - Пермь, 1994. -127 с.Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. - М.: ЦСП РАО. 1996.-218 С.Торохтий B.C. Учебная программа по дисциплине «Психология социальной работы с семьей». - М.: ЦСП РАО, 1996. - 44 с.Теория и практика социальной работы // Межвуз сборник научных трудов /Под ред С.И. Реутова. - Пермь, 1994. - 191 с.Холостова Е.И. Некоторые аспекты социальной работы с семьей / Отв. ред. Т.В. Шеляг. - М., 1995. - С. 24-34.

Список литературы
1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Арг. и факты, 1993. - 608 с.
2.Актуальные проблемы социального воспитания / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой, В.Е. Львова. - М., Запорожье: АПН СССР, 1990. - 168 с.
3.Аседова Э.М. Многодетная семья: социальные проблемы // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». - Махачкала: ДГПУ, 1999. - С. 9-10.
4.Аседова Э.М. Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». Вып. 2. - Махачкала: ДГПУ, 2005. - С. 35-36.
5.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 2004. - 208 с.
6.Бочарова В.Г. Специфика воспитательной работы с семьей по месту жительства: опыт и проблемы // Семья и формирование личности: Сб. науч. Трудов / Под ред. A.A. Бодалева и др. - М., 1981. - С. 81-87.
7.БурцеваP.A. Семья сегодня. Материалы к циклу лекций и практических занятий. - М., 1991. -112 с.
8.ВербМ.С. Любовь и семья в XX веке. - Свердловск: Изд. Ур. ун-та, 1988. - 80 с.
9.ВоликоваТ.В. Учитель и семья: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. -127 с.
10.Воспитаниедетей в семье: Библиогр. указатель / Сост. A.B. Жилина. - М.: Педагогика, 1990. - 56 с.
11.Воспитаниедетей по месту жительства: Тезисы докладов. - Ростов-на- Дону, 2011.-36 с.
12.Воспитателии родители: Из опыта работы / Сост. JI.B. Загик, В.М. Иванова. - М.: Просвещение, - 1985. 96 с.
13.Воспитательнаяработа в семье. Примерная программа и методические рекомендации по педагогическому просвещению родителей / Сост. P.A. Низамов. - Казань, 1979. - 92 с.
14.Воспитательнаяработа в семье. Примерный учебно-тематический план и программа народного университета педагогических знаний / Сост. Г.В. Гребенников. - М.: Знание, 2003. - 64 с.
15.ГаершоваН.В. Нарушение функций семьи как объект социологического исследования // Семья как объект философского и социологического исследования/Под ред. А.Г. Харчева и др. - JL, 2004.- С. 104-130.
16.ГребенниковИ.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием // Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием: Сб. н. трудов. - М.: Академия пед. наук, 1980. - С. 3-23.
17.ГребенниковИ.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
18.ГуровВ.Н. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае. // Педагогика. 1997. № 1. - С. 43-47.
19.ГуровВ.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993. - 184 с.
20.имняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. 2011. - М.: Вып. 2. - С.8 -15
21.аинышев И.Г., Злобин П.Е. Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации //Вестник психо¬социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. № 3. - С. 3¬9.
22.икурова Р.И. Особенности репродуктивного поведения в российских регионах // Социс. 2005. № 2 - С.82-87.
23.ИвановО.М. Семья, общество и социализация индивида // Семья как объект философского и социологического исследования / Под ред. А.Г. Харчева и др. - Л.: Наука, 1994. - С. 71-103.
24.Марченко В. А. Влияние семейных отношений на воспитание сознательной дисциплины учащихся // Воспитание сознательной дисциплины и предупреждение педагогической запущенности учащихся: Сб. н. тр. / Под ред. A.C. Белкина, А.И. Ткаченко, Е.А. Фомина. - Свердловск, 1987. - С. 43-52.
25.Морозова JI.A. Женщины и право (обзор материалов конференции в Саратове) // Государство и право. 1995. № 9. - С. 133-140.
26.Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994. - 171 с.
27.Мудрик A.B. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 40 с.
28.Программа "Социальная педагогика". Научный руководитель - чл. - Кор. РАО В.Г. Бочарова // Российское образование. Информ. справочный обзор "Кто есть кто". 1996. № 1-2. - С. 41-47.
29.Профессионально-этические нормы социальной работы / Под ред. С.А. Беличевой, А.Я. Варга, М.В. Фирсова. - М.: Соц. здоровье детей, 1993. - 32 с.
30.Семенов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями // Воспитание школьников. 2003. № 1. - С. 29-35.
31.Синельников А.Б. Демографические факторы изменения социально- экономического потенциала семьи // Семья в России. 1997. №1. - С. 103- ¬106.
32.Современная семья: социальные, правовые, медицинские, психолого- педагогические аспекты проблем // Тезисы докладов совместного российско-американского научно-практического семинара. - Пермь, 1994. -127 с.
33.Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. - М.: ЦСП РАО. 1996.-218 С.
34.Торохтий B.C. Учебная программа по дисциплине «Психология социальной работы с семьей». - М.: ЦСП РАО, 1996. - 44 с.
35.Теория и практика социальной работы // Межвуз сборник научных трудов /Под ред С.И. Реутова. - Пермь, 1994. - 191 с.
36.Холостова Е.И. Некоторые аспекты социальной работы с семьей / Отв. ред. Т.В. Шеляг. - М., 1995. - С. 24-34.

Вопрос-ответ:

Какие технологии используются в социальной работе с семьями, имеющими детей?

В социальной работе с семьями, имеющими детей, применяются различные технологии, такие как системный подход, кейс-менеджмент, когнитивно-поведенческая терапия и др. Эти технологии помогают специалистам взаимодействовать с семьями, выявлять их потребности и разрабатывать планы социальной поддержки.

Что такое социально-педагогическая защита семей имеющих детей?

Социально-педагогическая защита семей имеющих детей - это система мер и действий, направленных на предотвращение и преодоление социальных проблем и кризисов, возникающих в семьях с детьми. Она включает в себя объяснительную работу, консультации, психологическую поддержку, а также организацию различных форм работы с семьями для формирования позитивных моделей взаимоотношений и решения конкретных проблем.

Как проводится анализ современной практики социальной работы с семьями имеющими детей?

Для анализа современной практики социальной работы с семьями имеющими детей используются различные методы и инструменты, такие как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документов и статистических данных и др. Это позволяет выявить основные проблемы и тенденции в работе семей в современном обществе и разработать эффективные стратегии работы с ними.

Как осуществляется социальная работа с многодетной семьей на примере муниципального учреждения "Центр социальной помощи семье и детям «Рука помощи»"?

Социальная работа с многодетной семьей в муниципальном учреждении "Центр социальной помощи семье и детям «Рука помощи»" осуществляется через проведение индивидуальных и групповых консультаций, психологическую поддержку, организацию социальных тренингов и мастер-классов. Также предоставляется материальная помощь, участие в программе "Семейные праздники" и другие формы поддержки, направленные на улучшение жизни многодетной семьи.

Какие технологии используются в социальной работе с семьями, имеющими детей?

Одной из основных технологий социальной работы с семьями, имеющими детей, является социально-педагогическая защита. Также в практике используются различные методы и приемы, такие как консультирование семьи, проведение тренингов и групповых занятий, диагностика и анализ ситуации в семье, принятие решений совместно с родителями и т.д.

Какие особенности социально-педагогической защиты семей имеющих детей?

Социально-педагогическая защита семей имеющих детей предполагает комплексный подход к работе с семьей. Она основывается на анализе семейной ситуации, определении проблем и потребностей семьи, разработке индивидуального плана работы. Особое внимание уделяется воспитательной функции семьи, а также развитию коммуникативных и адаптивных навыков родителей и детей.

Каковы основные задачи социальной работы с семьями имеющими детей?

Основными задачами социальной работы с семьями имеющими детей являются предоставление различных видов поддержки и помощи семье, а также содействие в решении ее проблем. Это может быть помощь в организации быта и воспитании детей, консультирование и тренинги для родителей, оказание материальной помощи, психологическая поддержка и осуществление реабилитационной работы.

Можете привести пример практики социальной работы с многодетной семьей?

Например, в муниципальном учреждении "Центр социальной помощи семье и детям 'Рука помощи'" проводится социальная работа с многодетными семьями. Они оказывают комплексную поддержку и помощь таким семьям, включая оказание материальной помощи, консультирование родителей, проведение тренингов и групповых занятий, развитие навыков самообслуживания и социальной адаптации у детей.