Методы управления конфликтами в деятельности таможенных органов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология менеджмента
  • 36 36 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 06.05.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы исследования методов управления конфликтами
1.1. История и теоретические основы конфликтологии
1.1.1 История зарубежной конфликтологии
1.1.2 Отечественная конфликтология
1.1.3 Теоретические основы конфликтологии
1.2. Типология конфликтных личностей
Выводы по главе 1
2. Психологическое управление конфликтом в профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов
2.1. Специфика профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов в Российской Федерации
2.2. Психологические способы разрешения и предупреждения конфликтов в профессиональной деятельности
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



Фрагмент для ознакомления

Одной из главных функций психолога в конфликте является, как правило, медиация, то есть исполнение роли третьей стороны. Существуют следующие техники медиации рефлексивное вмешательство (на первом этапе – рассказ о своих возможностях, о способах регулирования процесса, мотивация оппонентов к ведению переговоров); контекстуальное вмешательство – контроль за ситуацией (иногда – жесткий), выделение приоритетных целей, перечня проблем; независимое вмешательство – демонстрация плюсов и минусов соглашения, перевод решения в область реализации.Роли третьей стороны в конфликте могут быть различными. Выделяют следующие основные тактики поведения:«Третейский судья» – выносит решение, которое не оспаривается.«Арбитр» – выносит решение, которое может быть оспорено в вышестоящих инстанциях.«Посредник» – обеспечивает конструктивное обсуждение; окончательное решение – за оппонентами.«Помощник» – участвует в организации процесса обсуждения, в полемику не вмешивается.«Наблюдатель» – своим присутствием сдерживает стороны от взаимной агрессии, создает условия для переговоров.Медиация не всегда эффективна, конструктивность вмешательства третьей стороны в конфликт определяется несколькими факторами. Во-первых, это мотивированность обеих сторон на совместную работу. Во-вторых, характер деятельности третьей стороны, её заинтересованность в урегулировании конфликта, профессионализм, успешный опыт, знание особенностей конкретной ситуации, выбранная тактика. В-третьих, степень напряженности и длительность противостояния (в затяжном конфликте медиация малоэффективна).Медиатор-психолог ради эффективного разрешения конфликта должен соблюдать ряд этических принципов, а именно:нейтральность по отношению к оппонентам;безоценочность позиции;конфиденциальность;процедурный характер деятельности. Задача психолога – организовать процедуру обсуждения. Содержание процесса и результат зависят от участников;стимулирование сотрудничества;работа с процессом, а не с решением. Психолог несет ответственность за организацию движения к решению, но не за характер решения.Особую роль в профилактике возникновения профессиональныхконфликтовв деятельности правоохранительных органов C.E.Борисова отводит мерам психологического характера. Они могут реализовываться в процессе диагностики личностных предпосылок обсуждаемого феномена с помощью метода исследовательской деловой игры, в ходе психологического консультирования, а также при проведении с сотрудниками правоохранительных органов психотренировок и социально-психологических тренингов.Одна из наиболее эффективных мер психологической профилактики профессиональной конфликтности, с точки зрения C.E. Борисовой, - социально-психологический тренинг методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников тренинга. Основное преимущество данного вида тренинга заключается в том, что в ходе игрового моделирования профессионально-ориентированных ситуаций происходит развитие умений и формирование навыков профессионального поведения, препятствующих возникновению проявлений профессиональной конфликтности.Еще одним специфическим способом предупреждения возможных конфликтов в профессиональной среде таможенной службы является, с точки зрения К.А.Мишина, развитие коммуникативных технологий. С психолого-акмеологических позиций, коммуникативные технологии у сотрудников структур таможенной службы формируют профессионально-коммуникативную компетентность, которая является специальным видом коммуникативной компетентности общего вида и важной составной частью их профессиональной компетентности.Категория «профессионально-коммуникативная компетентность» означает высокий уровень специальных профессиональных знаний и овладение разными сферами служебной деятельности, глубокое понимание насущных профессиональных проблем, деловую надежность и способность успешно и безошибочно решать широкий круг профессиональных задач, в том числе - по предупреждению и разрешению конфликтов. Выводы по главе 2Деятельность сотрудников правоохранительных органов, в частности - таможенной службы, характеризуется повышенным психологическим напряжением и наличием ряда объективных предпосылок для возникновения профессиональных конфликтов. В данном случае психологические методы работы с конфликтами представляются основными и наиболее действенными в деле разрешения и предупреждения противостояний в профессиональной среде.Конфликт всегда легче предупредить с помощью соблюдения в группе определённых правил, чем потом бороться с его последствиями. Если возникновение конфликта неизбежно, то правильное управление течением конфликта, в первую очередь, со стороны психолога-медиатора, является залогом преобладания конструктивных последствий конфликта над деструктивными. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках данной работы нами было проведено исследование методов управления конфликтами в деятельности таможенных органов. Цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась: специфика профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов Российской Федерации обуславливает необходимость особого психологического подхода к разрешению конфликтов.В психологии под конфликтом понимают актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. В развитии западной конфликтологии можно выделить 3 основных направления: социологическое, политологическое и психологическое. Среди психологических теорий конфликта выделяют следующие: психоаналитические, социотропные, этологические, фрустрационно-агрессивные, поведенческие, социометрические и интеракционистские, а также стоящие особняком теорию игр М. Дойча, теорию организационных систем Блейка и теорию переговоров Рубина, Фишера и Юри. История отечественной конфликтологии началась в 20 веке. С 1935 по 1949 год развитие науки фактически останавливается из-за усиления в обществе авторитарных тенденций. Исследования возобновляются только с середины 50-х годов. С 1992 года отечественная конфликтология оформляется в самостоятельную отрасль научного знания. В настоящее время главная задача российских конфликтологов – это концентрация усилий на разработке принципов прогнозирования и ранней диагностики конфликтов, а также методов их предотвращения.Основа и предмет конфликта есть противоречие между сторонами. Объект конфликта – ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов сторон. Субъекты конфликта – это непосредственные участники конфликта. Структура конфликта – это совокупность частей, связей и элементов конфликта, отношений между ними. Исследователи выделяют различные типологии конфликтной личности в зависимости от подхода к изучению поведенческих проявлений. Так, Н.В. Гришина выделяет три возрастных периода, характеризующихся различными поводами для возникновения противоречий. Согласно представлениям Р.Б. Гительмахера, конфликтных личностей можно разделить на группы в зависимости от степени осознанности мотивов вступления в конфликт. Р. Брэмсон, Дж. Скотт и отечественный исследователь С. М. Емельянов выделяли типы конфликтных личностей с различными поведенческими характеристиками. Н. Обозов выделяет типы конфликтных личностей в зависимости от доминирования в структуре личности когнитивной, волевой или аффективной активности и индивидуальных методов «защиты» и «нападения».Одной из задач работы психологов в данном направлении является повышение уровня психологической грамотности сотрудников правоохранительной сферы. Создание благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе, где сильно выражено коллегиальное начало и стратегия сотрудничества преобладает над стратегий соперничества, ограничивает развитие профессиональной конфликтности сотрудников. Как утверждает Борисова С.Е., обучение представителей правоохранительных органов приемам саморегуляции также может препятствовать возникновению признаков обсуждаемого явления.Другой задачей является осуществление мероприятий по выявлению сотрудников, склонных к конфликтному поведению, а также, по оказанию им психологической помощи. Эти мероприятия могли бы значительно снизить текучесть кадров из органов внутренних дел, сократить количество суицидальных попыток, нарушений законности и служебной дисциплины представителями охраны правопорядка.Одним из мероприятий по профилактике профессиональной конфликтности сотрудников правоохранительных органов может являться развивающая деловая игра. Целями такой игры могут быть, например, развитие у сотрудников способностей к самоанализу и самооценке, формирование навыков и умений профессиональной деятельности и профессионального общения и т.д. Конфликт имеет не только деструктивные, но и конструктивные последствия. Правильное управление течением конфликта, в первую очередь, со стороны психолога, является залогом преобладания конструктивных последствий конфликта. Выделяют такие управляющие воздействия на конфликт со стороны третьего лица, как пресечение, гашение, преодоление и устранение причины конфликта. Конфликт легче предупредить, чем разрешить, поэтому необходимо соблюдать условия, помогающие снизить вероятность возникновения конфликтов. Одной из главных функций психолога в конфликте является медиация с использованием различных тактик и соблюдением этических принципов.Разрешение конфликтов – это совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы. Исследователи выделяют различные способы разрешения конфликта, главным условием является уменьшение его эмоциональной окраски. Исход конфликта являет собой результат противостояния с точки зрения состояния сторон и отношения к объекту. Эффективное разрешение и предотвращение конфликтов предполагает соблюдение особых этических правил. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб, 2005. – 288 с.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. - СПб., 2007- 496 с.Бережная Н.И. Психофизиологические и психологические факторы профессиональной успешности оперативных сотрудников таможенных органов: дисс. … канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2005. - 163 с. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб, 2006. – 672 с.Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и её личностные детерминанты: автореф. дисс. … канд.психол.наук. – М., 1998. - 27 с.Брэмсон Р.М. Общение с трудными людьми. – Киев, 1991.– 291 с.Бугера В. Е. Социальная сущность и роль философии Ницше. - М., 2010. – 168 с.Гительмахер Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект. - Иваново, 1995.-168 c.Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: Дис. канд. психол. наук - Л.,1978.-207c.Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2008. – 544 с.Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс (Социологические исследования). — 1994, № 5. - С. 142-147.Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. - М., 1980. - 112 с.Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М., 2002. – 524 с.Егидес А. П. Лабиринты общения, или Как ладить с людьми. - М., 2007. – 368 с.Егидес А.П. Психология конфликтов в деловом общении (концепции и технологии): Дисс. … доктора психол. наук. – М., 2004. – 234 с.Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. - СПб, 2001. – 384 с.Исаева А.С. Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы: Дисс. … канд. психол. наук. - Ростов -на-Дону, 2009. - 246 с. Кант И. Лекции по этике. — М., 2000. — 431 с.Конфликтология. Учебник / под ред. Кармина А.С. – СПб., 2001. – 512 с.Конфликтология. Хрестоматия / сост. Леонов Н.И. – М., 2002. – 384 с.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23 – М., 1960. – 920 с.Мишин К.А. Развитие коммуникативных технологий дознавателей структур таможенной службы: дисс. … канд.психол.наук. - М., 2007. - 256 с. Обозов Н.Н. Психология конфликта. – СПб, 2001. – 48 с.Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. // Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977. - С. 126-143.Психологическое сопровождение сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием/ Сборник материалов положительного опыта. – Владимир: УФСИН России по Владимирской области, 2008. - 454 с. Ратников В.П. Конфликтология. – М., 2004. - 240 с.Сергоманов П.А., Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры. – М., 2003. – 192 с. Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.-175 с.Фрейд З. Введение в психоанализ. – СПб, 2007. – 480 с.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 2007. – 607 с.

1.Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб, 2005. – 288 с.
2.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. - СПб., 2007- 496 с.
3.Бережная Н.И. Психофизиологические и психологические факторы профессиональной успешности оперативных сотрудников таможенных органов: дисс. … канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2005. - 163 с.
4.Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб, 2006. – 672 с.
5.Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и её личностные детерминанты: автореф. дисс. … канд.психол.наук. – М., 1998. - 27 с.
6.Брэмсон Р.М. Общение с трудными людьми. – Киев, 1991.– 291 с.
7.Бугера В. Е. Социальная сущность и роль философии Ницше. - М., 2010. – 168 с.
8.Гительмахер Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект. - Иваново, 1995.-168 c.
9.Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: Дис. канд. психол. наук - Л.,1978.-207c.
10.Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2008. – 544 с.
11.Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс (Социологические исследования). — 1994, № 5. - С. 142-147.
12.Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. - М., 1980. - 112 с.
13.Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М., 2002. – 524 с.
14.Егидес А. П. Лабиринты общения, или Как ладить с людьми. - М., 2007. – 368 с.
15.Егидес А.П. Психология конфликтов в деловом общении (концепции и технологии): Дисс. … доктора психол. наук. – М., 2004. – 234 с.
16.Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. - СПб, 2001. – 384 с.
17.Исаева А.С. Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального развития инспектора таможенной службы: Дисс. … канд. психол. наук. - Ростов -на-Дону, 2009. - 246 с.
18.Кант И. Лекции по этике. — М., 2000. — 431 с.
19.Конфликтология. Учебник / под ред. Кармина А.С. – СПб., 2001. – 512 с.
20.Конфликтология. Хрестоматия / сост. Леонов Н.И. – М., 2002. – 384 с.
21.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23 – М., 1960. – 920 с.
22.Мишин К.А. Развитие коммуникативных технологий дознавателей структур таможенной службы: дисс. … канд.психол.наук. - М., 2007. - 256 с.
23.Обозов Н.Н. Психология конфликта. – СПб, 2001. – 48 с.
24.Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. // Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977. - С. 126-143.
25.Психологическое сопровождение сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием/ Сборник материалов положительного опыта. – Владимир: УФСИН России по Владимирской области, 2008. - 454 с.
26.Ратников В.П. Конфликтология. – М., 2004. - 240 с.
27.Сергоманов П.А., Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры. – М., 2003. – 192 с.
28.Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.-175 с.
29.Фрейд З. Введение в психоанализ. – СПб, 2007. – 480 с.
30.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 2007. – 607 с.

Вопрос-ответ:

Какова история конфликтологии?

История конфликтологии включает историю зарубежной и отечественной конфликтологии. Зарубежная конфликтология возникла в конце XIX века и развивалась в XX веке, признавая конфликт как неотъемлемую часть человеческой жизни и исследуя его природу, причины и методы управления. Отечественная конфликтология развивалась параллельно с зарубежной и включала в себя такие направления, как социологическая, психологическая и юридическая конфликтология. Теоретические основы конфликтологии включают в себя различные теории и концепции, которые обосновывают и объясняют конфликты и предлагают методы их регулирования.

Какие методы управления конфликтами существуют?

Существуют различные методы управления конфликтами, включая позитивные, конструктивные и деструктивные подходы. Позитивные методы включают поиск компромисса, примирение, сотрудничество и построение доверия между конфликтующими сторонами. Конструктивные методы основаны на поиске решения проблемы, уважении и учете интересов всех участников конфликта. Деструктивные методы включают угрозы, насилие и отрицание прав и интересов другой стороны. Конкретный выбор метода управления конфликтом зависит от типа конфликта и его сложности.

Какая типология конфликтных личностей существует?

Существует несколько типов конфликтных личностей. Некоторые люди имеют склонность к агрессии и конфликтам из-за своего характера и личностных особенностей. Другие люди могут становиться конфликтными из-за стресса, неудовлетворенности или низкой самооценки. Также есть люди, которые используют конфликты как способ достижения своих целей или удовлетворения своих потребностей. Важно учитывать эти типы личностей и применять подходящие методы управления конфликтами для достижения наилучших результатов.

Какие исторические и теоретические основы лежат в основе конфликтологии?

История и теоретические основы конфликтологии включают историю зарубежной и отечественной конфликтологии, а также теоретические основы конфликтологии.

Как классифицируются конфликтные личности?

В конфликтологии выделяют различные типы конфликтных личностей, такие как агрессивные, манипулятивные, конформные и др.

Какими методами можно управлять конфликтами в деятельности таможенных органов?

Для управления конфликтами в деятельности таможенных органов применяются различные методы, включая психологическое управление конфликтом и другие стратегии разрешения конфликтов.

Какими методами психологического управления конфликта пользуются сотрудники таможенных органов?

Сотрудники таможенных органов могут использовать различные методы психологического управления конфликтами, такие как активное слушание, эмпатия, искренность и др.

Каковы выводы по главе 1 статьи "Методы управления конфликтами в деятельности таможенных органов"?

Выводы по главе 1 статьи включают историю и теоретические основы конфликтологии, а также типологию конфликтных личностей. Эти данные могут быть полезными для понимания и применения методов управления конфликтами в деятельности таможенных органов.

Какой исторический опыт есть в конфликтологии?

Конфликтология имеет долгую историю развития. Зарубежная конфликтология впервые сформировалась в конце XIX - начале XX века с работами таких ученых, как В. И. Ленин и Г. Г. Мордукай-Болдынов, которые изучали социально-психологические аспекты конфликтов в обществе. В отечественной конфликтологии наибольшее развитие она получила в 1960-1970 годах благодаря работам известных психологов, социологов и юристов.