Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте по средствам игровых упражнений.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 57 57 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 16.06.2012
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1. Особенности освоения математических представлений детьми старшего дошкольного возраста
1.2. Методы и приемы формирования математических представлений у старших дошкольников
1.3. Игровые упражнения как средство формирования математических представлений в старшем дошкольном возрасте
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
2.1. Определение уровня развития математических представлений у детей старшей группы дошкольного учреждения
2.2. Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте посредством игровых упражнений
2.3. Определение эффективности методики формирования математических представлений старших дошкольников посредством игровых упражнений
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент для ознакомления

Предложенные упражнения включались в занятия, проводимые в соответствии с программными требованиями, а также проводились на прогулках, в сюжетных играх. В завершение опытно-экспериментальной работы для закрепления математических представлений разработано и проведено игровое занятие, включающее упражнения по разным разделам.
Наблюдение за детьми в процессе проведения опытно-экспериментальной работы показывало, от занятия к занятию у детей возрастала радость от получения новых знаний, формировался вкус к учению. Игровые приемы в освоении математических представлений помогали выработать у детей привычку максимально полно включаться в процесс обучения, что достигалось благодаря заинтересованности и положительным эмоциям дошкольников.
Целью контрольного этапа эксперимента явилось выявление динамики уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого проведено контрольное диагностическое исследование по методикам констатирующего эксперимента (материал был заменен). Эксперимент проводился с теми же 15 детьми.
Анализ результатов контрольной диагностики показал, что уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в результате проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию математических представлений у детей посредством игровых упражнений повысился. Так, все восемь детей, которые до опытно-экспериментальной работы имели низкий уровень развития математических представлений, показали после формирующего этапа эксперимента средний уровень. Двое детей перешли со среднего на высокий уровень.
После проведения занятий формирующего эксперимента по всем показателям у детей отмечена значительная положительная динамика. Лучше всего дети выполняли задания раздела «Количество и счет». Значительно повысились результаты по разделам «Величина» и «Форма». Несколько отстают показатели разделов «Ориентировка в пространстве» и «Ориентировка во времени». Рекомендуется продолжить работу в данном направлении.
Таким образом, можно увидеть эффективность проведенной работы. Основная цель - развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений игры была достигнута. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты позволят применять их на практике для разработки занятий по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Доклад окончен. Спасибо за внимание!











2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Уч-метод. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2002.
3.Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. - СПб.: КАРО, 2007.
4.Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5 - 6 лет - М.: Ювента, 2006.
5.Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет. В 2 кн. Кн. 1. Конспекты занятий. - М.: Гуманитарн. издательский центр Владос, 2004.
6.Березина Р.И. Обучение детей подготовительной группы измерению // Дошк. воспитание, 1999, № 10.
7.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 2006.
8.Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991.
9.Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях – М.: «Просвещение», 1987.
10.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. М, 1997.
11.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. – М., 1997.
12.Диагностика освоенности математических представлений / Авт.-сост.: 3. А. Михайлова, И. Н.Чеплашкина.- СПб.: Детство-Пресс, 2006.
13.Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. 2004
14.Житко И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Минск, 2007.
15.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Под. Ред. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко,- М.: Просвещение, 1989.
16.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
17.Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 5-6 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2008.
18.Корнеева Г.А., Родина Е.В. Современные подходы к обучению дошкольников математике //Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С. 46 — 49.
19.Леушина А. М. Занятия по счету в детском саду. 2-е изд. - М., 1995.
20.Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.
21.Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
22.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
23.Метлина А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.
24.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: «Просвещение», 1985.
25.Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. – СПб., 1997.
26.Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». - Л.,1990.
27.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
28.Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, учебная литература, 1996. С. 144.
29.Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М. : Аркти, 2003.
30.Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. - Минск «Народная Асвета», 1990.
31.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
32.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980.
33.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Состав. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.- Издание 2, испр. и дополн. – СПб: ЦВПО, 2006.
34.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А.Столяра.- М., 1988. - 270 с.
35.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: МПСИ, 2005. - 324 с.
36.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004.- 362 с

Вопрос-ответ:

Какие особенности есть в освоении математических представлений у детей старшего дошкольного возраста?

Математические представления у детей старшего дошкольного возраста осваиваются через игровые упражнения, так как в этом возрасте игра является основной формой деятельности. Знакомство с математикой происходит через непосредственный опыт, практическую деятельность и конкретные предметные действия.

Какими методами и приемами можно формировать математические представления у старших дошкольников?

Для формирования математических представлений у старших дошкольников используются различные методы и приемы, такие как игровая деятельность, ролевые игры, конструирование, счетные игры, занятия с геометрическими фигурами и др. Важно создавать условия для самостоятельной и активной деятельности детей, чтобы они могли применять полученные знания на практике.

Почему игровые упражнения являются эффективным средством формирования математических представлений?

Игровые упражнения являются эффективным средством формирования математических представлений, так как игра способствует активному вовлечению ребенка в процесс обучения, развивает его мышление, логику, воображение и творческие способности. В игре дети могут учиться сотрудничеству, решать проблемы, анализировать ситуации и применять математические знания на практике.

Какие еще методы использованы при формировании математических представлений у старших дошкольников?

Помимо игровых упражнений, при формировании математических представлений у старших дошкольников используются методы наглядного изображения математических объектов, различные практические задания и упражнения, использование счетных материалов, использование компьютерных программ и интерактивных учебных пособий.

Почему важно формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте?

Формирование математических представлений в старшем дошкольном возрасте имеет большое значение для дальнейшего успешного обучения ребенка. Развитие математического мышления способствует формированию логического и абстрактного мышления, усвоению базовых математических понятий и навыков, которые необходимы в будущем, как в учебе, так и в повседневной жизни.

Какие особенности характеризуют освоение математических представлений детьми старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста начинают активно формировать математические представления, включающие в себя счет, геометрические формы, объемы и другие аспекты математики. В этом возрасте они уже обладают некоторыми представлениями о числах, могут устанавливать некоторые связи и отношения в пространстве, а также проявляют интерес к решению задач и играм, связанным с математикой.

Какие методы и приемы можно использовать для формирования математических представлений у старших дошкольников?

Для формирования математических представлений у старших дошкольников можно использовать различные методы и приемы, такие как игровые упражнения, конкретные наглядные пособия, счетные столы и палочки, группировка предметов, использование визуальной математики и другие. Важно предоставить детям возможность активно экспериментировать, исследовать и строить свои математические представления.

В чем заключается роль игровых упражнений в формировании математических представлений у старших дошкольников?

Игровые упражнения играют важную роль в формировании математических представлений у старших дошкольников. Через игру дети могут активно отрабатывать навыки счета, геометрии, измерения, классификации и других аспектов математики. Они учатся решать задачи, находить закономерности, анализировать и связывать информацию. Игровые упражнения мотивируют детей к самостоятельной активности и развивают их математическое мышление.

Какие еще методы помимо игровых упражнений можно использовать для формирования математических представлений у старших дошкольников?

Помимо игровых упражнений, для формирования математических представлений у старших дошкольников можно использовать такие методы, как работа с конкретными наглядными пособиями, использование счетных столов и палочек, группировка предметов по определенным признакам, визуальная математика (например, использование диаграмм и графиков) и другие активные методы обучения, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей детей и формированию у них математических представлений.

Какие особенности есть в освоении математических представлений детьми старшего дошкольного возраста?

Особенности в освоении математических представлений детьми старшего дошкольного возраста заключаются в их способности к абстрагированию, классификации и счету, а также в развитии понимания пространственных и геометрических отношений.

Какие методы и приемы используются для формирования математических представлений у старших дошкольников?

Для формирования математических представлений у старших дошкольников используются методы и приемы, такие как игровые упражнения, задачи разного уровня сложности, манипуляции с предметами, применение визуальных материалов, использование счётных стержней и геометрических фигур.

Почему игровые упражнения считаются эффективным средством формирования математических представлений в старшем дошкольном возрасте?

Игровые упражнения считаются эффективным средством формирования математических представлений в старшем дошкольном возрасте, поскольку через игру дети активно и интересно учатся, развивают критическое мышление, абстрагирование, решение проблем, а также улучшают свои навыки счета, концентрации и логического мышления.