Сравнение языковых концепций мира Видгенштейна и Гадамера.Г.Х.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 13.07.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО - ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ Л. ВИТГЕНШТЕЙНА И Г.-Х. ГАДАМЕРА
ГЛАВА 2. СРАВНЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ МИРА ЛЮДВИГА ВИТГЕНШТЕЙНА И ХАНСА – ГЕОРГА ГАДАМЕРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Скорее, понимание всегда есть процесс слияния этих якобы для себя сущих горизонтов».
Таким образом, можно сделать вывод по второй главе, что:
- языковый философские концепции картины мира у Людвига Витгенштейна и у Ханса Георга Гадамера имеют как схожие, так и различные черты;
- и Витгенштейн, и Гадамер в конечном итоге, не считают, что «индивидуальный язык» является возможным, этот язык, по мнению Витгенштейна, базируется на неких конвенциях, которые образуют формы жизни;
- Гадамер считает, что язык черпает себя из традиции от которой он не может оторваться, язык историчен, также как и традиция, в которой он пркбывает;
- Гадамер, в отличие от Витгенштейна, в первую очередь, как мы считаем, обращает внимание на историчность традиции, и тем самым отходит от анализа индивидуального опыта, хотя также уделяет ему внимание;
- Витгенштейн напротив, уделяет мало внимания традиции – историчности, и рассматривает языковые игры, как правило, в контексте современности;
- цели, которые преследуют в своей философии оба, также разнятся. Философия Витгенштейна критически «заострена» против просто философии, которая по его мнению выдумала слишком много проблем, ввиду неправильного употребления языка;
- Гадамер, в свою очередь, преследует цель, согласно которой человек должен научиться понимать текст, а посредством понимания этого текста он научится понимать Другого, онтологического Другого, что, в конце концов, поможет ему понять себя самого.
- можно сказать, что в своей методологии Витгенштейн подходит к языку с гносеологических позиций, а Гадамер с позиций онтологических.
Заключение
Решив в работе поставленные задачи, а именно:
- рассмотрев историко-философскую ситуацию, которая явилась катализирующим фактором для появления интересующих нас философских концепций;
- дав сравнительную характеристику языковых философских концепций Л. Витгенштейна и Г.-Х. Гадамера.
Можно сказать, что:
- в философии XX века, мы можем наблюдать, фундаментальный поворот от гносеологически ориентированной философии к философии ориентированной онтологически, что также повлияло на исследуемую нами проблему;
- основными философскими школами, на чью традицию в своем философствовании опирался Ханс Георг Гадамер, по нашему мнению, выступают школы феноменологии и философия Мартина Хайдеггера, но также необходимо отметить работы В. Дильтея и Шлейермахера Ф, которые до Гадамера изучали схожие с ним вопросы;
- Людвиг Витгенштейн в своей скептической философии первого периода, относящейся к «Логико-философскому трактату» в основном обязан кружку Венских позитивистов, хотя в дальнейшем он отходит от данного направления, но его труды все также во многом сохраняют некое позитивистское критическое ядро.
- языковый философские концепции картины мира у Людвига Витгенштейна и у Ханса – Георга Гадамера имеют как схожие, так и различные черты;
- и Витгенштейн, и Гадамер в конечном итоге не считают, что «индивидуальный язык» является возможным, этот язык по мнению Витгенштейна базируется на неких конвенциях, которые образуют формы жизни;
- Гадамер считает, что язык черпает себя из традиции от которой он не может оторваться, язык историчен, также как и традиция, в которой он пребывает;
- Гадамер, в отличие от Витгенштейна, в первую очередь, как мы считаем, обращает внимание на историчность традиции, и тем самым отходит от анализа индивидуального опыта, хотя также уделяет ему внимание;
- Витгенштейн напротив, уделяет мало внимания традиции – историчности, и рассматривает языковые игры, как правило, в контексте современности;
- цели, которые преследуют в своей философии оба, также разнятся. Философия Витгенштейна критически «заострена» против просто философии, которая, по его мнению, выдумала слишком много проблем, ввиду неправильного употребления языка;
- Гадамер, в свою очередь, преследует цель, согласно которой человек должен научиться понимать текст, а посредством понимания этого текста он научится понимать Другого, онтологического Другого, что, в конце концов, поможет ему понять себя самого.
- можно сказать, что в своей методологии Витгенштейн подходит к языку с гносеологических позиций, а Гадамер с позиций онтологических.
Список источников и литературы.
Источники:
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/witt/01/01.html
Витгенштейн Л. Философские исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/witt/phil.html
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/
Литература:
Гофф ле Ж. Интеллектуалы в Средние века. Код доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/History
Дугин А. Г. Постфилософия. М., 2009.
Коткавирта Ю. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/kotkav/kotkav.html
Макаров А. И. Традиционализм и нонконформизм в условиях постмодерна. Код доступа: http://against-postmodern.org/makarov-traditsionalizm-i-nonkonformizm
Ницше. Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле. Код доступа: http://www.nietzsche.ru/works/other/about-istina/
Плотников Н. Человек – Традиция. Памяти Гадамера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=10&article=46
Руднев В. Божественный Людвиг (Жизнь Витгенштейна) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_01/1999_1_06.htm
Сол Аарон Крипке. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_01/1999_1_09.htm
Сокулер, З. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/wittgenstein/w.htm
Цыганков А.С. Предпосылки появления концепции «осевого времени» К. Ясперса. // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь, 2011. Код доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/12/5612
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/witt/01/01.html
Витгенштейн Л. Философские исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/witt/phil.html
Интересное, на наш взгляд, наблюдение, во всей проработанной нами литературе на русском языке, немецкое слово Sprachspiel непременно переводится как «языковые игры», хотя во всех немецких оригиналах игра одна, поскольку das Spiel – это игра, языковые игры на немецком языке выглядели бы, как Sprachspiele.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/
Сол Аарон Крипке. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_01/1999_1_09.htm
Руднев В. Божественный Людвиг (Жизнь Витгенштейна) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_01/1999_1_06.htm
«19 октября: Мой немецкий друг угрожает быть сущим наказанием.
25 октября: Мой немец, который кажется, скорее, хорошим парнем, — ужасный спорщик.
1 ноября: Мой немец ужасный спорщик и чрезвычайно утомителен. Он не принимает допущения, что в этой комнате нет носорога.
2 ноября: Мой немецкий инженер, мне кажется, — просто дурак. Он думает, что ничто эмпирическое не может быть познано. — Я попросил его принять, что в этой комнате нет носорога, но он не принял». Цитируется по: Вадим Руднев. Божественный Людвиг (Жизнь Витгенштейна). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_01/1999_1_06.htm
Сокулер, З. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/wittgenstein/w.htm
Бибихин В. В. Витгенштейн: смена аспекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/filosofsko-germenevticheskaya-kontseptualizatsiya-vremeni
Коткавирта Ю. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/kotkav/kotkav.html
Плотников Н. Человек – Традиция. Памяти Гадамера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=10&article=46
Шестакова, М. А. Функции здравого смысла в герменевтике Гадамера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.philos.msu.ru/fac/history/fmu/shestakova.html
Ницше. Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле. Код доступа: http://www.nietzsche.ru/works/other/about-istina/
Тут необходимо оговорится, что даже самым серьезным европейским мыслителям присущ, практически «неотчуждаемый» европоцентризм, приведем лишь один, но очень яркий пример. В своей работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» Э. Гуссерль пишет следующие, говорящие сами за себя строки: «несет ли европейское человечество в самом себе абсолютную идею, есть ли оно эмпирически фиксируемый антропологический тип, подобно тому, каким являются жители Китая или Индии».
Гофф ле Ж. Интеллектуалы в Средние века. Код доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/History
Цыганков А.С. Предпосылки появления концепции «осевого времени» К. Ясперса. // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь, 2011. Код доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/12/5612
Макаров А. И. Традиционализм и нонконформизм в условиях постмодерна. Код доступа: http://against-postmodern.org/makarov-traditsionalizm-i-nonkonformizm
Отечественный философ А.Г.Дугин считает, что более точный термин вместо атеизма – адеизм, поскольку деизм, исторически и логически вытекает из теизма, а вот атеизм вытекает как раз из деизма. Дугин А. Г. Постфилософия. М., 2009.
Плотников Н. Человек – Традиция. Памяти Гадамера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=10&article=46
Здесь необходимо оговорится, и сказать, что, не смотря на то, что сам Мартин Хайдеггер всячески «открещивается» от того что в последующей философской традиции станут называть «философия экзистенциализма» он, несомненно, к этой самой философии принадлежит.
Коткавирта Ю. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/kotkav/kotkav.html
Коткавирта Ю. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/kotkav/kotkav.html
Сокулер, З. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/wittgenstein/w.htm
В этом смысле, классические позитивисты являются продолжателями философской линии Нового времени, и в особенности философии Рене Декарта, который даже в своей постановке вопросов наделял математику безмерно высоким значением, например: «Математически ли мыслил Бог когда создавал вселенную?»
Верификация — проверка, проверяемость, способ подтверждения, проверка с помощью доказательств, каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами.
Что, на наш взгляд, в логики проекта модерн, абсолютно верно и логично.
Венский кружок (нем. Wiener Kreis) — название сообщества учёных, регулярно собиравшихся в Вене с конца 20-х и до середины 30-х годов XX века. Руководителем Мориц Шлик. С деятельностью Венского кружка связывают зарождение философского логического позитивизма.
Сокулер, З. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/wittgenstein/w.htm
Витгенштейн Л. Философские исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/witt/phil.html
Витгенштейн Л. Философские исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/witt/phil.html
Витгенштейн Л. Философские исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/witt/phil.html
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/
Там же.
Там же.
Витгенштейн Л. Философские исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/witt/phil.html
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/
Витгенштейн Л. Философские исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/witt/phil.html
Это допущение множественности интерпритаций, позволяет многим философам связывать философия Гадамера с философией постмодернизма. Хотя, известен спор одного из ярчайших представителей постмодернизма Ж. Делеза и Х.-Г. Гадамера, которые носили очень «ожестаченный» характер.
Герменевтический круг — метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой. Герменевтический круг является одним из основных понятий философии герменевтики.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/
29
2.Витгенштейн Л. Философские исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/witt/phil.html
3.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/
Литература:
1.Гофф ле Ж. Интеллектуалы в Средние века. Код доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/History
2.Дугин А. Г. Постфилософия. М., 2009.
3.Коткавирта Ю. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/kotkav/kotkav.html
4.Макаров А. И. Традиционализм и нонконформизм в условиях постмодерна. Код доступа: http://against-postmodern.org/makarov-traditsionalizm-i-nonkonformizm
5.Ницше. Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле. Код доступа: http://www.nietzsche.ru/works/other/about-istina/
6.Плотников Н. Человек – Традиция. Памяти Гадамера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=10&article=46
7.Руднев В. Божественный Людвиг (Жизнь Витгенштейна) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_01/1999_1_06.htm
8.Сол Аарон Крипке. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_01/1999_1_09.htm
9.Сокулер, З. А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/wittgenstein/w.htm
10.Цыганков А.С. Предпосылки появления концепции «осевого времени» К. Ясперса. // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь, 2011. Код доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/12/5612
Вопрос-ответ:
Какие историко-философские предпосылки привели к появлению языковых концепций Витгенштейна и Гадамера?
Глава 1 статьи рассматривает историко-философские предпосылки появления языковых концепций Витгенштейна и Гадамера, но я не имею доступа к содержанию этой главы.
Чем отличаются языковые концепции Витгенштейна и Гадамера?
Глава 2 статьи сравнивает языковые концепции Витгенштейна и Гадамера, но я не имею доступа к содержанию этой главы.
Какие выводы можно сделать по второй главе статьи?
Глава 2 анализирует языковые концепции Витгенштейна и Гадамера, и выводы по этой главе могут быть разнообразными. К сожалению, я не имею доступа к содержанию этой главы и не могу предоставить конкретные выводы.
Что такое языковая философия?
Языковая философия - это область философии, которая исследует связь между языком и мышлением, а также роль языка в понимании мира и общении. Витгенштейн и Гадамер разработали свои языковые концепции, чтобы исследовать эти вопросы.
Каким образом языковые концепции Витгенштейна и Гадамера сравниваются в статье?
Глава 2 статьи предлагает сравнительный анализ языковых концепций Витгенштейна и Гадамера. Но я не имею доступа к содержанию этой главы и не могу предоставить подробности этого сравнения.
Какие историко-философские предпосылки лежат в основе языковых концепций Витгенштейна и Гадамера?
Историко-философские предпосылки представляют собой фундаментальные идеи и концепции, которые определяют развитие языковых концепций Витгенштейна и Гадамера. Они связаны с проблемами понимания мира, взаимодействия языка и мышления, роли языка в построении наших познавательных исканий. У Витгенштейна и Гадамера есть различные историко-философские предпосылки, но оба они отталкиваются от идеи о необходимости учитывать контекст и социокультурное окружение в интерпретации языковых явлений.
Чем отличаются языковые концепции мира Витгенштейна и Гадамера?
Языковые концепции Витгенштейна и Гадамера имеют основные различия. Витгенштейн считает, что язык определяет наше мышление, тогда как Гадамер утверждает, что наше понимание мира формируется путем взаимодействия между языком, опытом и предрассудками. Витгенштейн фокусируется на языке как на инструменте для описания фактов, в то время как Гадамер подчеркивает, что язык имеет более глубокий смысл и играет важную роль в нашем осмыслении мира.
Какие выводы можно сделать по сравнению языковых концепций Витгенштейна и Гадамера?
По результатам сравнения языковых концепций Витгенштейна и Гадамера можно сделать несколько выводов. Витгенштейн сосредотачивается на рациональном языке и его возможности точного описания фактов, в то время как Гадамер подчеркивает особую роль языка в акте понимания и интерпретации мира. Оба философа признают важность контекста и социокультурного окружения в понимании языковых явлений. Витгенштейн и Гадамер предлагают свои собственные подходы к пониманию языка и проблеме понимания, которые могут быть полезны для философии, лингвистики и психологии.