Возрастные особенности взаимосвязи типа темперамента и стратегии поведения в кофликте.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 52 52 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 23.05.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование основных категории: переходный возраст, темперамент, стратегии поведения в конфликте
1.1 Особенности переходного возраста
1.1.1 Возраст как психологическая категория
1.1.2 Особенности развития в переходном возрасте
1.2 Темперамент и его свойства
1.2.1Определения темперамента. Основные подходы к изучению темперамента
1.2.2 Типы темперамента
1.2.3 Компоненты и свойства темперамента
1.2.4 Возрастные особенности темперамента
1.3 Стратегии конфликтного поведения
Глава 2. Эмпирическое исследования возрастных особенностей взаимосвязи темперамента и стратегии реагирования в конфликтной ситуации
2.1 Диагностические методы исследования
2.2 Характеристики выборки и особенности проведения исследования
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение


Фрагмент для ознакомления

Также наблюдается склонность люде переходного возраста к неадекватности эмоционального реагирования, конфликтности.
Следующим этапом диагностического исследования, рассмотрим доминирование различных стратегий реагирования в конфликтной ситуации в эмпирических группах.
На рисунке №6 представлены средние групповые результаты методики Томаса в эмпирических группах.
Как иллюстрирует полученная диаграмма, среди представителей обследуемых в возраст до 25 лет нет ярко выраженной стратегии реагирования в конфликтной ситуации. Это вероятно обусловлено тем фактом, что молодые люди готовы пробовать все методы, у них не сформирован на данный момент шаблона поведения в конфликте. Они пробуют, сравнивают, определяясь, что им более подходит.

Рисунок №6. Средние показатели по методике Томаса в эмпирических группах

В свою очередь для обследуемых в переходном возрасте в качестве доминирующей стратегии реагирования в конфликтной ситуации выступают приспособление и избегание. Сопоставляя эти данные с показателями методикой Айзенка, необходимо отметить, что как показало наше исследования, переходный возраст отличается более высоким уровнем тревожности, эмоциональной неустойчивости и т.д. Все это обуславливает стремление обследуемых избежать конфликтной ситуации или вовсе в ней не участвовать.
Для определения критерия исследования достоверности различий, исследуем полученные данные по эмпирическим группам при помощи критерия Колмогорова –Смирнова.



Таблица №5. Результаты расчета Критерия-Колмогорова-Смирнова в эмпирических группах




Как иллюстрирует полученная таблица, уровень достоверности данного критерия превышает допустимые значения, что подтверждает тот факт, что исследуемые распределения показателей ЭГ№1и ЭГ№2 не отличаются от распределения Гаусса и являются нормальными.
Исходя из этого, проверим достоверность различий при помощи критерии Стьюдента.

Таблица №5 Результаты исследования достоверности различий при помощи критерия Стьюдента
шкала Tэмп р различия Сотрудничество 0,952 0,346 Нет Соперничество 2,664 0,010 Есть Компромисс 0,253 0,801 Нет Избегание -4,757 0,000 Есть Приспособление -3,782 0,000 Есть
Как иллюстрирует полученная таблица, существуют достоверно значимые различия по таким типам ведения в конфликте как соперничество, избегание и приспособление. При этом соперничество в большей степени свойственно для более молодых обследуемых, в то время как избегание и приспособление являются доминирующими стратегиями реагирования в конфликтной ситуации у людей в переходном возрасте.
Следующим этапом эмпирического исследования проведем корреляционный анализ, который будет проводиться в два этапа. На первом этапе проведем исследование возрастных особенностей выраженности как стратеги и реагирования в конфликтной ситуации, так и темперамента. На втором этапе корреляционного анализа исследуем возрастные особенности влияния темперамента на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Проверка нормальности распределения не выявила отличий от кривой Гаусса ни по одному из показателей. Исходя из этого за основу корреляционного анализа параметрический критерий корреляции Пирсона.
Корреляционные матрицы представлены в приложении. На основе корреляционных матриц были составлены корреляционные плеяды. Рассмотрим их более подробно.
На рисунке №7 изображена корреляционная плеяда на основе взаимосвязи стратегий поведения в конфликте, темперамента и возраста по всей эмпирической выборке. Анализируя полученные связи необходимо отметить, что выявлены положительные корреляционные связи между возрастом обследуемых и свойствами темперамента, а именно:
выявлена тесная положительная корреляционная связь между нейротизмом и возрастом (r=0,684 при р<0,01), которая иллюстрирует тот факт, что с увеличением возраста происходит усиление выраженности эмоциональной неустойчивости;
выявлена тесная положительная корреляционная связь между психотизмом и возрастом (r=0,629 при р<0,01), которая иллюстрирует тот факт, что с увеличением возраста происходит усиление выраженности психотических качеств, таких как неадекватность, конфликтность и т.д.;
выявлена положительная корреляционная связь между шкалой лжи и возрастом (r=0,329 при р<0,05), которая иллюстрирует тот факт, что с уменьшением возраста наблюдается большая искренность ответов, что вероятно связано с тем, что переходный возраст накладывает определенные комплексы на человека, которые он пытается скрыть, тем самым снижая достоверность данных, полученные в ходе диагностики.

Рисунок №7. Корреляционная матрица на основе взаимосвязи стратегий поведения в конфликте, темперамента и возраста по всей эмпирической выборке
















Также корреляционный анализ выявил наличие корреляционных связей между возрастом и типом конфликтного поведения. А именно:
существует положительная корреляционна связь между избеганием (r=0,650 при р<0,01), приспособлением (r=0,650 при р<0,01) и возрастом обследуемых. Это подтверждает данные качественного анализа: ч возрастом человек в большей степени предпочитает избежать конфликт или остаться в стороне, нежели активно участвовать в сложившейся ситуации;
существует отрицательная корреляционная связь между соперничеством и возрастом (r=-0,283 при р<0,05), которая иллюстрирует тот факт, что с возрастом тенденция к соперничеству уменьшается, в то время как чем младше человек, тем более ярко выраженной у него является данная форма реагирования в конфликтной ситуации.
Следующим этапом корреляционного анализа рассмотрим взаимосвязь свойств темперамента и поведения в конфликтной ситуации в разных возрастных группах.

Рисунок №8. Корреляционная плеяда №1 на основе взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и темперамента в ЭГ№1




Корреляционный анализ вывил существование тесной положительной связи между экстраверсированностью-интроверсированностью и соперничеством (r=-0,740 при р<0,01), что иллюстрирует тот факт, что экстраверсированность будет обуславливать такой тип реагирования в конфликтной ситуации как соперничество, в то время как интроверсия будет обуславливать не выраженность доминирования данной формы поведения в конфликте.

Рисунок №9. Корреляционная плеяда №2 на основе взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и темперамента в ЭГ№1




Положительная связь между эмоциональной нейротизмом и компромиссом при высоком уровне достоверности (r=-0,595 при р<0,01), иллюстрирует тот факт, что эмоциональная нестабильность будет обуславливать доминирование такой стратегии реагирования в конфликтной ситуации как компромисс.

Рисунок №10. Корреляционная плеяда №1 на основе взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и темперамента в ЭГ№2








Как иллюстрирует полученная корреляционная плеяда, существует с одной стороны положительная корреляционная связь между нейротизмом и избеганием (r=0,577 при р<0,01), и отрицательная связь между этой же формой поведения в конфликте и психотизмом (r=-0,442 при р<0,05). Это иллюстрирует тот факт, что низкий уровень психотизма с одной стороны и яркая выраженность эмоциональной нестабильности с другой стороны будут являться факторами, обуславливающими доминирование избегания как основной стратегии реагирования в конфликтной ситуации.
Положительная связь между нейротизмом и приспособлением иллюстрирует тот факт, что эмоциональная неустойчивость будет обуславливать выраженность приспособления к конфликтной ситуации (r=-0,577 при р<0,01).

Рисунок №11. Корреляционная плеяда №2 на основе взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и темперамента в ЭГ№2




В свою очередь отрицательная корреляционная связь между экстраверсией –интроверсией и сотрудничеством (r=-0,493 при р<0,05) иллюстрирует тот факт, что выраженность интроверсивный свойст будет обуславливать выраженность сотрудничества.












Выводы

Подводя итоги по проделанной работе, необходимо сделать следующие выводы:
Возраст 30-35 лет является переходный периодом зрелости. Именно в данном периоде происходит рефлективная переоценка прожитого и осознание возможностей на будущее. На данном возрастном этапе происходит переоценка значимости себя самого, а также других людей, семейных обязательств.
Темперамент представляет собой определенную характеристику индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Стратегии разрешения конфликта представляет собой основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Согласно К. Томасу, существуют пять основный стратегий реагирования в конфликтной ситуации: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.
Эмпирическое исследование, направленное на выявление возрастных особенностей темперамента и поведения в конфликтной ситуации показал, что с возрастом усиливается нейротизм и психотизм личности. Также для переходного возраста доминирующими стратегиями реагирования в конфликтной ситуации являются приспособление и избегание, в то время как обследуемые в возрасте 20-25 лет активно применяют все известные стратегии.
Корреляционный анализ показал наличие возрастных изменений взаимосвязи темперамента и поведения в конфликтной ситуации, что является подтверждением поставленной гипотезы.



Заключение

Итак, нами была проведена научно-исследовательская работа, направленная на изучение возрастных особенностей взаимосвязи свойств темперамента и стратегий реагирования в конфликтной ситуации людей.
В ходе исследования гипотеза о том, что в переходном возрасте возможно изменение темперамента, что обусловлено возрастными изменениями биологического организма человека, нашло свое подтверждение. Статистический анализ показал, что существую достоверные различие по таким свойствам темперамента как эмоциональная устойчивость и психотизм в эмпирических группах.
Гипотеза о том, что в переходном возрасте будет наблюдаться трансформация стратегии реагирования личности в конфликтной ситуации: на место соперничества и компромисса придут избегание и приспособление нашла свое подтверждение. Диагностическое исследование показало, что у обследуемых в переходном возрасте доминирующими стратегиями разрешения конфликтной ситуации будет являться приспособление и избегание, в то время как у обследуемых в возрасте от 20 до 25 все стратегии имеют равную степень выраженности. Но вместе с тем корреляционный анализ показал, что с возрастом снижается стремление соперничать, а то время как более молодые обследуемые применяют данную стратегию реагирования в конфликтной ситуации весьма активно.
Гипотеза о том, что существуют особенности взаимосвязи между свойствами темперамента и стратегией поведения на разных возрастных этапах также нашла свое подтверждения, о чем свидетельствуют множественные корреляционные связи, полученные при помощи корреляционного анализа на основе критерия Пирсона.
Итак, цели и задачи исследовании достигнуты.
В заключении хотелось бы отметить, что свой темперамент развивать можно и нужно. Ибо контроль различных свойств темперамента будет обуславливать лучшую адаптированность человека в любом возрасте, а в зрелом тем более.
Работа в направлении контроля различных свойств темперамента ведется в нескольких направлениях:
необходимо повысить гибкость эмоционального реагирования;
умение менять свой темперамент;
сформировать способность повышения внутренней скорости (темпоритма), включение высокоэнергетичных эмоций.
Для этого есть специальные упражнения. Но при этом, необходимо помнить, что при коррекции темперамента происходит не борьба с нежелательными проявлениями неподходящего темперамента, а развитие черт и состояний нужного темперамента.
Переходный возраст, к сожалению, для большинства людей - это половина прожитой жизни.
Коррекция своего психодинамического состояния поможет человеку в переходном возрасте более благополучно пережить данный кризис жизни. Ведь переходный возраст это очень короткий период жизни, когда у человека много сил, чтобы чувствовать свои возможности действия и достаточно ума, чтобы контролировать свои цели.











Список использованной литературы


Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. -- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
Андреев В.И. Конфликтология – Казань: КГУ, 1992, 196 с.
Анцупов А.Я. Семнадцать шагов для успешного решения конфликта http://www.elitarium.ru/2005/04/27/17_shagov_dlja_razreshenija_konfliktov.html
Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии – М: ЮНИТИ, 2004 – 162 с.
Афонькова, В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема/ В.М. Афонькова/. М.: Просвещение. – 1974. – 231с.
Белинская, А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие/ А.Б.Белинская/. М.: Прометей. – 2000. – 212с.
Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. — 1999. — № 3. — С. 141.
Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1990.
Белоус. В.В. Пути гармонизации темперамента и Деятельности http://www.voppsy.ru/issues/1989/895/895065.htm
Ваша домашняя электронная библиотека. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание. http://www.elib.org.ua/psychology/ua_show_archives.php?subaction=showfull&id=1106413810&archive=1120045024&start_from=&ucat=1&
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997 г. – 336 с.
Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — К.: Наукова думка, 1984. — С. 173–175.
Гончаров А.М.Основные стратегии поведения в конфликте http://www.elitarium.ru/2006/12/14/osnovnye_strategii_povedenija_v_konflikte.html
Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464с.
Грошев И.В. Гендерные, половые и личностные различия поведения в конфликтах // Мир психологии. – 2005. - №2 (42). – С. 93-118
Духовский Т.А. Темпераменты. Внешность, поведение, профориентация http://psychotype.ru/article/a-15.html
Журавлев А.Л., Вахин А.А. Социально – психологические аспекты исследования конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.,2001.
Изучение копинг-стратегий женщин переходного возраста, переживающих экзистенциальный кризис Психологические исследования, 2010, №3(11)
Козер Л. Функции социального конфликта. Перевод с англ. О.А.Назаровой. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 208с.
Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности //Социальная психология личности. Л., 1974. С.8-12
Леонов Н. И. Основные тенденции поиска детерминант поведения личности в конфликтной ситуации // Alma mater: Юбилейный сборник научных статей по педагогике и психологии / Сост. С. Л. Копотев, С. Ф. Сироткин, В. С. Черепанов. Ижевск: Изд-во Удмурского ун-та, 1995.
Мерлин В.С. Очерки о темпераменте http://freziya.ru/?p=4022
Митина О.В. Математические методы в психологии: Практикум – м.: Аспект Пресс, 2008 – 238 с.
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Речь, 2004 – 392 с
Небылицын В.Д. Темперамент http://www.elib.org.ua/psychology/ua_show_archives.php?subaction=showfull&id=1106413877&archive=1120045024&start_from=&ucat=1&
Официальный сайт журнала «Психология. Пермь». Айзенк Г. Опросник EPQ http://psyperm.narod.ru/T15.htm
Петрова О.О. Уманова Т.А. Конспект лекций по возрастной психологии http://fictionbook.ru/author/o_o_petrova/konspekt_lekciyi_po_vozrastnoyi_psihologii/read_online.html?page=3
Потанин, Г.М., Сахаров, А.И. Конфликты: сущность и преодоление/  Г.М.Потанин, А.И.Сахаров/. М.: Просвещение. – 1990. – 211с.
Почекаева И.С. Сущность конфликта и конфликтности как нравственного качества личности//Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/155.pdf
Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: ИД «БАХРАХ», 1998 г.-672 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека – М: АспектПресс, 2005 – 460 с.
Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: ООО «Речь», 2001 – 350 с.
Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
Физиогномическая соционика. Обзор типологий.http://tipolog.narod.ru/Statyi/obzor_tipologiy_02.html
Холмс П. «Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений» - М.: Знание, 1999 – 355 с.
Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – Минск: Арго, 1998 – 425 с..



















Приложение
Таблица №1. Корреляционная матрица №1






Таблица №2 Сырые данные по результатам диагностики

№ возраст Айзенк ТОМАС Н Э/И П И Темп-т Сотруд-во Соперн-во компромис избегание приспособ-е ЭГ№1 1 24 4 14 2 6 СФ 12 12 8 9 4 2 20 2 5 5 5 Ф 9 3 4 3 6 3 23 15 4 5 1 ФМ 9 5 12 4 12 4 21 5 12 7 7 СФ 19 12 8 6 8 5 21 6 1 6 5 Ф 12 4 2 7 12 6 23 6 3 12 3 Ф 8 3 6 6 3 7 24 8 12 7 7 М 3 12 9 3 5 8 25 9 2 5 5 ФМ 4 6 8 5 12 9 23 5 4 1 12 Ф 6 3 8 3 2 10 22 4 12 7 5 СФ 2 9 12 4 4 11 22 4 20 9 7 СФ 9 12 6 4 12 12 21 12 21 8 3 ХС 12 12 12 2 8 13 23 5 9 2 5 СФ 3 2 4 2 2 14 23 8 13 3 4 М 10 11 11 1 1 15 24 6 15 12 6 СФ 12 10 12 3 2 16 23 8 12 11 4 М 5 10 7 7 9 17 24 11 13 15 3 М 4 10 12 12 12 18 24 11 20 2 4 ХС 5 11 12 6 9 19 23 7 21 6 5 С 5 9 6 9 8 20 21 6 16 3 6 С 4 8 9 12 6 21 20 4 17 2 8 С 5 7 8 9 7 22 23 5 13 8 7 СФ 7 8 8 8 12 23 22 6 15 9 5 С 6 9 6 9 10 24 24 6 17 9 6 С 6 11 8 11 8 25 25 4 13 11 7 СФ 3 12 3 12 8 ЭГ№2 1 30 5 11 13 8 СФ 8 6 5 10 11 2 30 7 12 14 9 СФ 3 4 7 7 8 3 34 8 15 12 8 М 5 5 6 8 9 4 34 11 16 11 6 ХС 4 5 6 12 12 5 35 12 17 8 7 ХС 4 4 12 12 11 6 33 10 16 9 7 ХС 12 6 7 11 9 7 32 9 13 6 4 М 12 6 8 9 8 8 33 10 17 12 8 ХС 5 8 6 12 11 9 33 9 17 14 9 ХС 4 3 7 8 9 10 33 9 13 18 6 М 10 5 10 6 12 11 32 7 15 18 7 СФ 8 5 6 7 9 12 31 8 14 21 8 М 2 6 11 7 8 13 32 12 11 11 8 М 5 7 7 12 10 14 33 18 20 16 7 Х 1 9 8 12 11 15 34 22 21 18 5 Х 4 4 5 12 12 16 32 15 18 16 6 ХС 6 7 4 9 9 17 35 23 19 18 9 Х 6 8 5 12 12 18 35 12 17 12 4 ХС 5 12 8 12 10 19 35 21 13 13 6 МХ 8 3 12 12 12 20 35 21 14 9 5 МХ 4 5 4 12 12 21 35 13 15 10 7 М 7 12 12 9 9 22 34 13 7 21 8 ФМ 12 4 9 8 11 23 32 14 11 11 9 М 10 4 10 10 10 24 33 13 13 10 7 М 6 7 10 11 11 25 35 18 12 9 6 МХ 5 10 11 12 10 средЭГ№1 22,72 6,68 12,16 6,68 5,44   7,2 8,44 8,04 6,28 7,28 средЭГ№2 33,2 12,8 14,68 13,2 6,96   6,24 6,2 7,84 10,08 10,24














Таблица №3. Корреляционная матрица №2















2




приспособление


Экстраверсия- интроверсия



-0,493


нейротизмом


психотизмом

0,633


избегание




компромисс

0,595


нейротизм




соперничество

0,740


Экстраверсия- интроверсия



-0,283

0,605

0, 329

0,629


возраст



психотизм

0,684


нейротизм



Шкала истины



приспособление


избегание



Соперничество


0,490

0,577

-0,442


сотрудничество

1.Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. -- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
2.Андреев В.И. Конфликтология – Казань: КГУ, 1992, 196 с.
3.Анцупов А.Я. Семнадцать шагов для успешного решения конфликта http://www.elitarium.ru/2005/04/27/17_shagov_dlja_razreshenija_konfliktov.html
4.Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии – М: ЮНИТИ, 2004 – 162 с.
5.Афонькова, В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема/ В.М. Афонькова/. М.: Просвещение. – 1974. – 231с.
6.Белинская, А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие/ А.Б.Белинская/. М.: Прометей. – 2000. – 212с.
7.Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. — 1999. — № 3. — С. 141.
8.Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1990.
9.Белоус. В.В. Пути гармонизации темперамента и Деятельности http://www.voppsy.ru/issues/1989/895/895065.htm
10.Ваша домашняя электронная библиотека. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание. http://www.elib.org.ua/psychology/ua_show_archives.php?subaction=showfull&id=1106413810&archive=1120045024&start_from=&ucat=1&
11.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997 г. – 336 с.
12.Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — К.: Наукова думка, 1984. — С. 173–175.
13.Гончаров А.М.Основные стратегии поведения в конфликте http://www.elitarium.ru/2006/12/14/osnovnye_strategii_povedenija_v_konflikte.html
14.Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464с.
15.Грошев И.В. Гендерные, половые и личностные различия поведения в конфликтах // Мир психологии. – 2005. - №2 (42). – С. 93-118
16.Духовский Т.А. Темпераменты. Внешность, поведение, профориентация http://psychotype.ru/article/a-15.html
17.Журавлев А.Л., Вахин А.А. Социально – психологические аспекты исследования конфликта//Современная конфликтология в контексте культуры мира. М.,2001.
18.Изучение копинг-стратегий женщин переходного возраста, переживающих экзистенциальный кризис Психологические исследования, 2010, №3(11)
19.Козер Л. Функции социального конфликта. Перевод с англ. О.А.Назаровой. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 208с.
20.Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
21.Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности //Социальная психология личности. Л., 1974. С.8-12
22.Леонов Н. И. Основные тенденции поиска детерминант поведения личности в конфликтной ситуации // Alma mater: Юбилейный сборник научных статей по педагогике и психологии / Сост. С. Л. Копотев, С. Ф. Сироткин, В. С. Черепанов. Ижевск: Изд-во Удмурского ун-та, 1995.
23.Мерлин В.С. Очерки о темпераменте http://freziya.ru/?p=4022
24.Митина О.В. Математические методы в психологии: Практикум – м.: Аспект Пресс, 2008 – 238 с.
25.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Речь, 2004 – 392 с
26.Небылицын В.Д. Темперамент http://www.elib.org.ua/psychology/ua_show_archives.php?subaction=showfull&id=1106413877&archive=1120045024&start_from=&ucat=1&
27. Официальный сайт журнала «Психология. Пермь». Айзенк Г. Опросник EPQ http://psyperm.narod.ru/T15.htm
28.Петрова О.О. Уманова Т.А. Конспект лекций по возрастной психологии http://fictionbook.ru/author/o_o_petrova/konspekt_lekciyi_po_vozrastnoyi_psihologii/read_online.html?page=3
29.Потанин, Г.М., Сахаров, А.И. Конфликты: сущность и преодоление/ Г.М.Потанин, А.И.Сахаров/. М.: Просвещение. – 1990. – 211с.
30.Почекаева И.С. Сущность конфликта и конфликтности как нравственного качества личности//Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/155.pdf
31.Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982
32.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
33.Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: ИД «БАХРАХ», 1998 г.-672 с.
34.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
35.Сапогова Е.Е. Психология развития человека – М: АспектПресс, 2005 – 460 с.
36.Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – Спб.: ООО «Речь», 2001 – 350 с.
37.Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
38.Физиогномическая соционика. Обзор типологий.http://tipolog.narod.ru/Statyi/obzor_tipologiy_02.html
39.Холмс П. «Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений» - М.: Знание, 1999 – 355 с.
40.Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – Минск: Арго, 1998 – 425 с..

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития наблюдаются в переходном возрасте?

В переходном возрасте наблюдаются значительные изменения во всех сферах развития – физической, психической, социальной и эмоциональной. На этом этапе ребенок начинает формировать свою самостоятельность, вырабатывает собственные ценности и идентификацию. Одновременно с этим возникают противоречия с родителями и проблемы с самоопределением. Развитие в переходном возрасте влияет на формирование личности и поведенческих стратегий в будущем.

Что такое темперамент и какие подходы используются для его изучения?

Темперамент – это устойчивые индивидуальные особенности психической организации человека, которые определяют его поведение и реакции на окружающую среду. Для изучения темперамента применяются различные подходы: биологический (связанный с наследственностью и особенностями нервной системы), психологический (связанный с особенностями восприятия мира, реакций на стресс и т.д.), социальный (связанный с культурными и социальными факторами).

Какие типы темперамента существуют?

Существует несколько типов темперамента: сангвиник (активный, общительный), флегматик (спокойный, сдержанный), холерик (энергичный, непоседливый) и меланхолик (чувствительный, тревожный). Каждый тип характеризуется своими особенностями поведения и реакций на ситуации.

Какие компоненты и свойства характерны для темперамента?

Темперамент состоит из нескольких компонентов: активности (степень двигательной активности), эмоциональности (интенсивность эмоциональных реакций), настроенности (степень изменчивости настроения) и уравновешенности (степень уравновешенности и спокойствия). Каждый из этих компонентов может проявляться в разной степени у разных людей.

Что такое переходный возраст?

Переходный возраст - это период жизни, отмеченный изменениями в физическом, психологическом и социальном развитии, который связан с переходом от детства к зрелости. В этот период происходят значительные изменения в самоидентификации, отношениях с окружающим миром и самооценке.

Какие особенности развития присущи переходному возрасту?

В переходном возрасте происходит активное формирование личности и установление своего места в обществе. В этот период ребенок начинает стремиться к независимости, происходит формирование новых социальных ролей и установление идентичности. Также в этом возрасте нередко возникают конфликты с родителями и учителями, связанные с желанием самостоятельности и самореализации.

Что такое темперамент и какие подходы к его изучению существуют?

Темперамент - это индивидуальные особенности психической реактивности и поведения, связанные с биологическими особенностями организма. Существуют различные подходы к изучению темперамента, такие как типологический подход, факторный подход и биологические подходы. Каждый из них представляет собой определенную систему классификации и изучения темперамента.

Какие типы темперамента существуют?

Существует несколько основных типов темперамента, включая сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Каждый из них характеризуется определенными чертами и особенностями поведения. Например, сангвиники обычно энергичны и общительны, флегматики - спокойны и уравновешены, холерики - энергичны и решительны, а меланхолики - чувствительны и склонны к переживаниям.

Какие компоненты и свойства темперамента выделяются?

Темперамент состоит из нескольких компонентов, включая эмоциональность, активность, перцептивность и ритмичность. Каждый из них описывает различные аспекты поведения и реакций человека. Свойства темперамента включают степень интенсивности, устойчивости и изменчивости реакций, а также скорость адаптации и приспособления к новым условиям.

Какие особенности характерны для переходного возраста?

Переходный возраст отличается от других возрастных периодов особыми особенностями. В этот период происходит активное формирование личности, ребенок переходит от детства к взрослой жизни. Характерные черты переходного возраста включают конфликты, неуверенность в своих действиях, стремление к самостоятельности и самоопределению.

Как определяется темперамент и какие подходы к его изучению существуют?

Темперамент - это индивидуальные особенности организации нервной системы, которые влияют на поведение человека. Существуют различные подходы к изучению темперамента. Некоторые исследователи считают, что темперамент определяется генетически, а другие считают, что он формируется под воздействием окружающей среды.