Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 28 28 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 24.07.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1 глава основной части. Проблема психологической готовности к школе
2 глава основной части. Организация и методы эмпирического исследования
3 глава основной части. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Показатели девочек выше показателей мальчиков. Показатели и мальчиков, и девочек находятся на высоком уровне по шкале общая тревожность в школе. Выделяются также шкалы: фрустрация потребности в достижении успеха, переживание социального стресса отношения с учителями.
2) Можно предположить, что общая тревожность в школе у младших школьников данной выборки связана, прежде всего, с фрустрацией потребности в достижении успеха, переживанием социального стресса и отношениями с учителями.
3) Статистически достоверные отличия по показателям межличностных отношений у мальчиков и девочек данной выборки получены по переменной: общительность. Показатели девочек выше показателей мальчиков по переменной общительность. Самые высокие показатели межличностных отношений у девочек данной выборки получены по переменным: отношения с матерью, общительность, отношение с подругой и отношения с бабушкой и дедушкой.
4) Самые высокие показатели межличностных отношений у мальчиков данной выборки получены по переменным: отношения с матерью, доминирование, отношения с другом, отношения с бабушкой и дедушкой, отношения с родителями и любознательность.
5) Можно предположить, что система межличностных отношений мальчиков складывается из отношений с матерью и остальными членами семьи, на которые влияет стремление к доминированию и любознательность, система межличностных отношений девочек определяется отношениями с матерью и подругой, и стремлением к общению.
6) По показателям социометрии среди девочек самые высокие результаты получены по переменной «звезды», чуть ниже показатели «предпочитаемых». В группе мальчиков самые высокие показатели по переменной «предпочитаемые», что возможно объясняется общим стремлением к доминированию, свойственным мальчикам данной выборки.
7) Статистически достоверные отличия по показателям социометрии получены по переменным: коэффициент взаимности и коэффициент удовлетворенности отношениями. Показатели девочек выше показателей мальчиков.
Таким образом, нашу гипотезу о том, что существуют различия уровня школьной тревожности, особенностей системы отношений, социального статуса у мальчиков и девочек младшего школьного возраста данной выборки, можно считать доказанной.
Глоссарий
№ п/п Понятие Определение 1 критический период детства Кризисы – это переходные периоды развития, которые в отличии от стабильных характеризуются прежде всего не количественными, а качественными изменениями в психике ребенка. 2 Психологическая готовность к школе Психологическая готовность – это комплекс психологических свойств, он объединяет следующие компоненты: общая подготовка (физическая, интеллектуально-волевая готовность), специальная подготовка (обучение элементам учебной деятельности), личностная готовность (положительное отношение к школе, формирование мотивов учения) 3 Школьная адаптация Школьная адаптация – это приспособление ребенка к новым условиям воспитания и обучения. Переход в школу представляет собой значительную ломку привычного для детей образа жизни. Идет процесс перестройки. Многие первоклассники испытывают те или иные трудности и не сразу включаются в школьную жизнь. 4 Школьная дезадаптация Школьная дезадаптация младших школьников заключается в их неспособности произвольно управлять своим поведением, вниманием учебной работой. Список использованных источников
1 Андреева Т. В. Семейная психология. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с. 2 Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2001. – 218 с. 3 Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 248 с. 4 Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с. 5 Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. – 192 с. 6 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 2004.—400 с 7 Готовность к школе: развивающие программы (под редакцией Дубровиной И.В.) М., 2005. – 312 с. 8 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. 9 Диагностика и коррекция психического развития дошкольника (под редакцией Коломинского Я.Л., Панько Е.А.) Минск, 2007. – 218 с. 10 Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с. 11 Запорожец А.В. Значение разных периодов детства для формирования детской личности. М.,Наука, 2000. – 216 с. 12 Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2006. – 284 с. 13 Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001. – 188 с. 14 Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 12000. – 255 с. 15 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. 16 Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 2000. – 212 с. 17 Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004. – 392 с. 18 Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 148 с. 19 Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2005. – 248 с.. 20 Реан А. А., Человек от рождения до смерти, 2001. – 378 с. 21 Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с. 22 Чейпи Дж. Готовность к школе. М., 2002. – 78 с.

Приложения
а Сводная таблица результатов исследования
Ф.И.
пол
ТРЕВОЖНОСТЬ
 
 
 
 
 
 
 
РЕНЕ-ЖИЛЬ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОЦИОМЕТРИЯ
 
 
 
 
 
 

 
1м 0ж
общая тревожность в школе
переживание соц. Стресса
фрустрация потребности в достижении успеха
страх самовыражения
страх ситуации проверки знаний
страх несоответствовать ожиданиям окруж
низкая сопротивляемость стрессу
страхи в отношениях с учителями
мать
отец
родители
брат, сестра
бабаушка, дедеушка
друг
учитель
любознательность
общительность
доминирование
конфликтность
реакция на фрустрацию
отгороженность
звезды
предпочитаемые
принятые
непринятые
коэффициент взаимности
коэффициент удовлетворенности взаимоот
индекс изолированности

1
0
11
5
4
6
2
2
2
4
0
1
0
0
0
1
1
1
1
0
1
0
0
5
4
2
0
49
58
1

2
0
13
11
13
2
6
5
5
8
1
1
1
0
0
0
1
1
1
0
0
0
1
3
2
3
1
47
44
5

3
0
11
6
5
3
3
3
3
5
1
0
0
1
1
0
1
1
0
0
0
1
0
5
4
2
0
36
38
2

4
0
14
11
13
6
6
5
5
8
1
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
4
3
4
2
56
47
5

5
0
11
7
6
4
4
4
4
6
1
1
0
0
0
1
1
1
1
0
0
0
0
5
4
2
0
44
56
3

6
0
11
11
13
5
6
5
5
8
1
0
0
1
0
1
0
1
0
0
0
0
1
5
5
2
3
47
35
5

7
0
16
8
7
6
5
2
2
7
1
0
0
1
1
1
0
0
1
1
0
0
0
5
4
5
0
46
38
4

8
0
22
11
13
2
6
5
5
8
1
0
0
1
0
0
0
1
1
0
0
1
0
2
6
2
4
46
37
5

9
0
22
9
8
6
2
3
3
2
0
1
0
0
0
1
1
0
1
0
0
0
1
5
4
3
0
49
54
1

10
0
18
11
13
3
6
5
5
8
1
1
0
1
1
0
1
0
0
0
1
0
0
3
2
2
1
24
54
5

11
0
8
5
9
6
3
4
4
3
1
1
1
1
0
1
0
1
1
1
1
1
0
5
4
4
0
44
48
2

12
0
2
11
13
4
6
5
5
8
1
1
1
1
0
1
0
1
1
1
1
1
0
4
3
2
2
52
24
5

13
0
8
6
3
6
4
2
2
4
0
1
0
0
1
1
1
0
0
1
0
0
1
5
4
5
0
56
44
3

14
0
8
11
13
5
6
5
5
8
1
1
0
1
0
0
0
1
1
1
0
1
0
2
5
2
3
58
23
5

15
0
6
7
4
6
5
3
3
5
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1
0
5
4
2
0
47
35
4

1
0
7
11
13
3
6
5
5
8
1
1
0
0
0
1
1
1
1
0
1
1
1
4
2
2
1
28
53
5

2
1
4
5
13
4
6
5
5
8
0
1
1
0
1
1
0
1
0
1
1
0
1
2
3
2
2
27
34
5

3
1
12
11
7
3
4
3
3
2
0
1
0
0
0
1
1
1
0
0
1
0
0
3
4
5
0
54
20
3

4
1
8
6
13
5
6
5
5
8
1
1
1
0
0
0
0
1
0
1
0
0
1
4
5
2
3
26
27
5

5
1
12
11
8
2
5
4
2
3
1
0
0
1
1
0
1
1
0
1
0
1
0
3
4
2
0
26
20
1

6
1
10
7
8
3
6
5
5
8
1
0
1
0
0
1
0
0
0
1
0
1
0
5
6
2
4
26
50
5

7
1
12
11
13
2
2
2
3
5
1
1
0
0
0
1
1
1
1
0
0
0
0
3
4
3
0
27
24
1

8
1
16
8
5
3
6
5
5
8
1
0
1
1
0
1
0
1
0
0
0
0
1
4
2
2
1
26
20
5

9
1
8
11
13
3
3
3
2
4
1
0
1
1
1
1
0
0
0
1
0
0
0
3
4
4
0
38
43
2

10
1
13
9
4
3
6
5
5
8
1
0
1
1
0
0
0
1
0
1
0
1
0
5
3
2
2
38
40
5

11
1
22
11
13
2
2
2
3
5
0
1
0
0
0
1
1
0
0
1
0
0
1
3
4
5
0
27
20
2

12
1
12
5
3
3
6
5
5
8
1
1
1
1
1
0
1
0
0
0
1
0
0
6
5
2
2
23
28
5

13
1
22
11
13
4
3
3
2
2
1
1
1
1
0
1
0
1
1
1
1
1
0
3
4
3
0
20
26
2

14
1
12
5
5
3
6
5
5
8
1
1
1
1
0
1
0
1
1
1
1
1
0
3
6
2
1
21
24
5

15
1
22
11
13
2
2
2
3
3
0
1
0
0
1
1
1
0
0
1
0
0
1
3
4
4
0
26
27
3




Андреева Т. В. Семейная психология. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 2004.—400 с

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. – 192 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 2004.—400 с

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001. – 188 с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 2000. – 212 с.
Реан А. А., Человек от рождения до смерти, 2001. – 378 с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 248 с.
Готовность к школе: развивающие программы (под редакцией Дубровиной И.В.) М., 2005. – 312 с.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника (под редакцией Коломинского Я.Л., Панько Е.А.) Минск, 2007. – 218 с.
Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.
Реан А. А., Человек от рождения до смерти, 2001. – 378 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 148 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 148 с.












2

Список использованных источников
1Андреева Т. В. Семейная психология. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2001. – 218 с.
3Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 248 с.
4Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
5Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. – 192 с.
6Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 2004.—400 с
7Готовность к школе: развивающие программы (под редакцией Дубровиной И.В.) М., 2005. – 312 с.
8Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.
9Диагностика и коррекция психического развития дошкольника (под редакцией Коломинского Я.Л., Панько Е.А.) Минск, 2007. – 218 с.
10Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
11Запорожец А.В. Значение разных периодов детства для формирования детской личности. М.,Наука, 2000. – 216 с.
12Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2006. – 284 с.
13Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001. – 188 с.
14Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 12000. – 255 с.
15Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
16Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 2000. – 212 с.
17Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004. – 392 с.
18Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 148 с.
19Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2005. – 248 с..
20Реан А. А., Человек от рождения до смерти, 2001. – 378 с.
21Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
22Чейпи Дж. Готовность к школе. М., 2002. – 78 с.


Вопрос-ответ:

Какие основные данные о работе содержатся в статье?

Основные данные о работе в статье включают информацию о психологической диагностике готовности детей к школьному обучению, проблеме психологической готовности к школе, организации и методах эмпирического исследования, а также анализ результатов этого исследования.

В чем заключается проблема психологической готовности к школе?

Проблема психологической готовности к школе заключается в необходимости определить уровень готовности детей к обучению в школе, чтобы разработать соответствующие методики и программы, помогающие детям успешно преодолеть этот переходный этап в своей жизни.

Какая информация представлена в глоссарии?

В глоссарии представлены определения терминов и понятий, используемых в статье, такие как "психологическая готовность", "эмпирическое исследование" и другие.

Какие методы исследования использовались в статье?

В статье использовались организационные и методические приемы, такие как опросники, наблюдение и анализ статистических данных, для проведения эмпирического исследования.

Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования?

В результате эмпирического исследования было установлено, что показатели готовности девочек к школьному обучению выше, чем показатели мальчиков. Однако и у мальчиков, и у девочек показатели находятся на высоком уровне по шкале общей тревожности.

Какие основные данные представлены в статье?

В статье представлены основные данные о работе по психологической диагностике готовности детей к школьному обучению. Рассматривается проблема психологической готовности к школе, организация и методы эмпирического исследования, а также анализ результатов этого исследования.

Какая проблема рассматривается во второй главе основной части?

Во второй главе основной части рассматривается проблема психологической готовности к школе. Описывается, какие факторы влияют на готовность детей к школьному обучению и каким образом можно определить уровень этой готовности.

Как организовано исследование в третьей главе основной части?

В третьей главе основной части описывается организация и методы эмпирического исследования. Рассказывается о выборе участников исследования, используемых инструментах для сбора данных и процедурах проведения исследования.

Какие результаты были получены в результате эмпирического исследования?

В результате эмпирического исследования были получены результаты, показывающие, что показатели готовности девочек выше, чем показатели мальчиков. Однако оба пола находятся на высоком уровне по шкале общей тревожности.

Какая информация представлена в глоссарии?

В глоссарии представлена информация об основных понятиях и терминах, используемых в статье. Это помощник читателям для лучшего понимания материала.

Как можно определить готовность ребенка к школе?

Готовность ребенка к школе может быть определена с помощью психологической диагностики, которая включает в себя различные методы и тесты. В данной статье рассмотрены основные данные о работе психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.

Какие проблемы связаны с психологической готовностью к школе?

Одной из проблем, связанных с психологической готовностью к школе, является тревожность. В статье рассматривается шкала общей тревожности, показатели которой имеют высокий уровень как у мальчиков, так и у девочек.