Отношения студентов к учебному процессу

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 36 36 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 28.05.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы отношения студентов к учебному процессу
1.1. Студент как субъект учебной деятельности
1.2. Мотивация учебной деятельности в процессе профессионального образования как показатель отношения студента к учебному процессу
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей отношения студентов к учебному процессу
2.1. Программа исследования
2.2. Описание выборки исследования
2.3. Методы исследования
2.4. Методы математической статистики
Глава 3. Анализ полученных результатов
3.1. Описание и анализ результатов
3.2. Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение 1


Фрагмент для ознакомления

У этих студентов выражена мотивация успеха, связанная с обучением.


Таблица 1
Особенности мотивации обучения в Вузе у студентов, в %


У 32 % респондентов преобладает мотивация, связанная с будущей профессией.
Эти студенты с удовольствием и гордостью рассказывают окружающим о своей будущей профессии, все их увлечения связаны с их профессиональным выбором. Часто такие студенты после окончания ВУЗа соглашаются работать за меньшие деньги, но обязательно по своей специальности. Эти студенты и до поступления в ВУЗ интересовались данной профессией, много о ней знали. Считают свою профессию важной и перспективной.
У 28 % студентов преобладает мотивация, связанная с получением диплома.
Этим студентам не имеет принципиального значения выбор ВУЗа и факультета, они весьма посредственные студенты в плане успеваемости, т.к. не стремятся усвоить знания глубоко и не рассматривают свое будущее в связи с приобретаемой профессией. Для них просто важно получить диплом о высшем образовании. Также они отмечают, что вынуждены были поступить в ВУЗ, чтобы избежать армии или рассматривают обучение в ВУЗе как важнейшую составляющую престижного положения в обществе, отмечая, что для продвижения по службе необходим диплом о высшем образовании. Эти студенты подчеркивают, что, если все их друзья имеют высшее образование, то и они должны его получить.
Далее рассмотрим такую характеристику отношения к учебе, как направленность студента на отметку.
Результаты представлены в таблице 2 и диаграмме 2.
Таблица 2
Выраженность направленности студентов на отметку, в %

Выраженность направленности % от выборки Низкая 40 Средняя 20 Высокая 40
Итак, как видно из таблицы, 40 % опрошенных студентов демонстрируют низкую степень выраженности направленности на отметку, 20 % - среднюю и 40 % - высокую.
Студенты, имеющие высокий уровень выраженности на отметку, отмечают, что они до сих пор помнят, когда в школе получили первую «двойку», у них выражена мотивация достижения в отношении оценок и для них важно, какая успеваемость у других студентов, чтобы стараться быть лучше их.
Эти студенты демонстрируют высокий уровень тревожности перед экзаменами, опросами, защитой курсовых и дипломов и т.д. и для них является целью получение красного диплома.
Эти студенты сильно переживают, когда получают с их точки зрения низкие отметки. Для них важно знать как можно скорее, как оценивают их работу преподаватели (результаты тестирования и т.д.)
Таблица 2
Выраженность направленности студентов на отметку, в %


Если сравнить результаты, полученные по первому тесту (мотивы обучения в ВУЗе) и выраженность направленности на оценку, то можно отметить, что существует связь между выраженной мотивацией получения знаний и высокой степенью выраженности направленности на отметку.
Таким образом, особенностью поведения студентов, имеющих выраженную направленность на получение отметки, является и мотивация получения знаний.
Эти студенты отличаются повышенной тревожностью, т.к. у них выражена мотивация достижения в отношении как знаний, так и высоких оценок своей учебы. Этих студентов можно отнести к группе так называемых «достиженцев», у которых важной задачей является быть лучше (других, себя).
Эти студенты учатся ради высокой оценки, ради получения новой информации, которая зачастую остается только на теоретическом уровне. Отношение к учебе – достижение высокой оценки со стороны окружения, быть лучше и т.д.
По-другому обстоят дела со студентами, ориентированными на профессию. Степень выраженности ориентации на оценку – средняя. Их отношение к учебе строится на получении не только знаний, но и практических навыков, которые важны для их профессии. Для них не так важна высокая оценка в процессе обучения, сколько накопленный опыт. Отношение к учебе – практическое с ориентацией не будущее.
Студенты с ориентацией на получение диплома имеют низкую выраженность ориентации на оценку. Эти студенты учатся лишь потому, что высшее образование – это престижно, необходимо, дает возможность принадлежности к референтной группе и т.д.
Далее рассмотрим результаты, касающиеся уровня выраженности склонности к саморазвитию. Результаты представлены в таблице 3 и диаграмме 3.
Таблица 3
Степень выраженности склонности к саморазвитию у студентов, в %

Выраженность склонности к саморазвитию % от выборки Низкая 12 Ниже среднего 16 Средняя 24 Выше среднего 24 Высокая 24
Диаграмма 3
Степень выраженности склонности к саморазвитию у студентов, в %


Итак, как видно из таблицы, 24 % опрошенных студентов демонстрируют высокую степень выраженности склонности к саморазвитию; выше среднего – также 24 % студентов. Средний уровень присущ 24 % опрошенных студентов. Уровень ниже среднего выявлен у 16 % респондентов, низкий – у 12 %.
У студентов, демонстрирующих выраженный уровень склонности к саморазвитию, в процессе приобретения специальных профессиональных знаний быстрее закладывается ядро профессиональной «Я» - концепции, формируются профессиональные ценности и мотивы, система профессиональных взглядов. Все это способствует развитию склонности к личностному и профессиональному саморазвитию.
В процессе получения высшего образования у этих студентов происходит более дефиринцированная надстройка профессиональных мотивов и ценностей, «переплетение» с личными мотивами и ценностями.
Если сравнить показатели отношения к учебному процессу, то можно отметить, что студенты, ориентированные на получение отметки, имеют средние показатели по уровню выраженности склонности к саоразвитию, или показатели выше средних.
Студенты, ориентированные на получение диплома, имеют низкие показатели выраженности уровня склонности к саморазвитию.
Студенты, ориентированные на профессию, имеют высокую выраженность склонности к саморазвитию.
Далее, для подтверждения наличия связи между мотивацией обучения в ВУЗе и выраженностью склонности к саморазвитию и направленности на оценку, данные, полученные в ходе диагностики, были подвергнуты корреляционному анализу.
Расчеты представлены в Приложении.
Итак, как видно из расчетов, существует выраженная корреляция между выраженностью мотивации овладения профессией и склонностью к саморазвитию; между мотивацией овладения знаниями и направленностью на получение оценки; обратная корреляция между мотивацией получения диплома, направленностью на получение оценки и склонностью к саморазвитию.
Таким образом, наше предположение о том, что отношение к учебному процессу определяется мотивацией обучения и склонностью к саморазвитию, подтвердилась.


3.2. Выводы

Студенты с мотивацией на получение знаний имеют средний уровень выраженности склонности к саморазвитию, а также высокий уровень направленности на оценку.
У этих студентов выражена мотивация успеха, связанная с обучением. Для них важен красный диплом как достижение. Отношение к учебе – как возможность достижения высоких результатов.
Студенты с мотивацией на профессию имеют высокий уровень выраженности склонности к саморазвитию, а также средний уровень направленности на оценку. Они ориентированы на получение как теоретических, так и практических знаний, нацелены на будущее, стремятся стать профессионалами. Отношение к учебе – практикоориентированное в отношении выбранной профессии.
Студенты с мотивацией получения высшего образования имеют низкий уровень выраженности склонности к саморазвитию, а также низкий уровень направленности на оценку. Для них важен факт получения диплома, как атрибута престижа и продвижения. Отношение к учебе – равнодушное, индифферентное.
Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена изучению особенностей отношения студентов к учебному процессу.
Период обучения в профессиональном учебном заведении, будь то институт, колледж или училище, достаточно продолжительный и очень важный этап жизни молодого человека.
В этот период происходит его дальнейшее профессиональное самоопределение, профессиональное становление и профессиональная самоидентификация.
От того, как будет относиться студент к процессу учебы, многое зависит: с одной стороны, и степень усвоения знаний, с другой стороны – отношение к своей профессии
Отношение к процессу профессионального обучения обусловлено профессионально – учебными мотивами. Именно они определяют направленность учебной деятельности студента: или он ориентирован на получение знаний и достижение высокого результата, или ориентирован на будущую профессию, а может быть задачей студента является просто получение высшего образования.
Отсюда становится очевидным изучение проблемы отношения студентов к процессу обучения и его связи с профессионально – учебными мотивами.
Исходя из этого, в данной исследовательской работе мырассмотрели проблему периода профессионального обучения как этап профессионального и личностного становления студента; изучили особенности мотивов учебной деятельности студентов как показатель их отношения к учебному процессу; эмпирически изучили особенности мотивов учебной деятельности студентов.
В процессе эмпирического исследования проблемы выдвинутая нами гипотеза о том, что отношение студентов к процессу обучения обусловлено особенностью их профессионально – учебных мотивов, подтвердилась. Список литературы


Алексеева А.В. Идентичность: особенности становления в юношеском возрасте // Журнал практического психолога. - 1999. - № 1. - С. З - 9
Андреева Г.М. Социальная психология, М., 2001
Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. - М., 2006.
Бим - Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. – 1996. - № 1. – с. 3 – 8
Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. - 2006. - №4
Гиниатуллина Е.И. Сформированность профессиональной идентичности и послевузовская адаптация психологов // психологический журнал. – 2009. - № 2. с. 57 - 66
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43 -52
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988
Донцов А.И. Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов – психологов // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – с. 42 – 49
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. - Минск, 2006
Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.; Екатеринбург, 2003
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-н/Д., 1996
Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57 - 65
Лукина В.С. Развитие внутренней позиции профессионала в в ходе профессионального обучения в раннем юношеском возрасте (на примере музыкального образования) / Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2004.   
Любимова Г.Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. психология. – 2001. - № 4. – с. 57 – 66
Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов – психологов // Вестн. Моск. Ун-та. – Сер. 14. Психология. – 2000. - № 1. – с. 48 – 56
Мальцева О.А. Профессиональное самосознание психологов – практиков //Журнал практического психолога. – 2001. - № 3 – 4. – с. 11 - 26
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996
Меламед Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов // психологическая наука и образования // http://www.psyedu.ru/journal/2011/2/2116.phtml
Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов. - Саранск, 1995
Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестн. Моск. Ун-та. – Сер. 14. психология. – 1994. – № 2. – с. 41 - 49
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2001
Просекова Г.М. Динамика профессионального самосознания психолога – практика (психосемантический аспект) // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2002. - № 6
Рассохин А.В. Психоанализ в России: развитие профессиональной идентичности психоаналитиков // Психологический журнал. – 2003. - № 4. – с. 66 – 71
Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы.- СПб., 2004
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
Словарь практического психолога / Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983
Хмелева О.Г., Бокова О.А. Проблема ценностного отношения к учебной деятельности студентов ВУЗа // Педагогика и образование. – 2005. - № 3. с. 144 – 149
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2004



Приложение 1
Расчет корреляции между показателями мотивации учебы в ВУЗе и склонностью к саморазвитию и направленности на оценку у студентов

№ склонность к саморазвитию напрпвленность на отметку приобретение знаний овладение профессией получение диплома 1 145 4 9 9 5 2 135 4 9 9 6 3 131 5 9 9 6 4 135 5 9 9 5 5 140 4 8 9 6 6 128 5 8 8 4 7 121 6 8 8 5 8 118 5 7 8 5 9 115 10 14 5 5 10 118 10 14 6 6 11 109 11 13 6 5 12 111 10 13 5 6 13 98 9 13 6 6 14 94 10 13 6 5 15 91 12 13 6 4 16 95 10 12 5 6 17 97 9 14 7 4 18 100 10 13 6 5 19 45 3 7 4 9 20 51 3 6 4 9 21 55 3 6 5 10 22 59 4 5 4 10 23 65 3 6 5 9 24 68 3 5 5 9 25 74 4 6 5 9                         Xср 99,92 6,48 9,6 6,36 6,36 S 29,96376 3,150661 3,227486 1,753093 1,976529 сумм XY1   16726 24871 16984 14784 сумм XY2     1783 1016 935 r1   0,24 0,38 0,87 -0,78 r2     0,93 -0,11 -0,64 r1   0,24 0,38 0,87 -0,78 r2     0,93 -0,11 -0,64













3


1.Алексеева А.В. Идентичность: особенности становления в юношеском возрасте // Журнал практического психолога. - 1999. - № 1. - С. З - 9
2.Андреева Г.М. Социальная психология, М., 2001
3.Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. - М., 2006.
4.Бим - Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. – 1996. - № 1. – с. 3 – 8
5.Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. - 2006. - №4
6.Гиниатуллина Е.И. Сформированность профессиональной идентичности и послевузовская адаптация психологов // психологический журнал. – 2009. - № 2. с. 57 - 66
7.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43 -52
8.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988
9.Донцов А.И. Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов – психологов // Вопросы психологии. – 1999. – № 2. – с. 42 – 49
10.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. - Минск, 2006
11.Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.; Екатеринбург, 2003
12.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000
13.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-н/Д., 1996
14.Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57 - 65
15.Лукина В.С. Развитие внутренней позиции профессионала в в ходе профессионального обучения в раннем юношеском возрасте (на примере музыкального образования) / Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2004.
16.Любимова Г.Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. психология. – 2001. - № 4. – с. 57 – 66
17.Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов – психологов // Вестн. Моск. Ун-та. – Сер. 14. Психология. – 2000. - № 1. – с. 48 – 56
18.Мальцева О.А. Профессиональное самосознание психологов – практиков //Журнал практического психолога. – 2001. - № 3 – 4. – с. 11 - 26
19.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996
20.Меламед Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов // психологическая наука и образования // http://www.psyedu.ru/journal/2011/2/2116.phtml
21.Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов. - Саранск, 1995
22.Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестн. Моск. Ун-та. – Сер. 14. психология. – 1994. – № 2. – с. 41 - 49
23.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2001
24.Просекова Г.М. Динамика профессионального самосознания психолога – практика (психосемантический аспект) // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2002. - № 6
25.Рассохин А.В. Психоанализ в России: развитие профессиональной идентичности психоаналитиков // Психологический журнал. – 2003. - № 4. – с. 66 – 71
26.Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы.- СПб., 2004
27.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
28.Словарь практического психолога / Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
29.Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983
30.Хмелева О.Г., Бокова О.А. Проблема ценностного отношения к учебной деятельности студентов ВУЗа // Педагогика и образование. – 2005. - № 3. с. 144 – 149
31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2004



Вопрос-ответ:

Какие аспекты изучаются в главе 1?

Глава 1 исследует теоретические аспекты отношения студентов к учебному процессу, включая анализ роли студента как субъекта учебной деятельности и мотивацию учебной деятельности в процессе профессионального образования.

Что означает термин "студент как субъект учебной деятельности"?

Термин "студент как субъект учебной деятельности" означает, что студент является активным участником учебного процесса, который самостоятельно осуществляет свою учебную деятельность, принимает решения, самостоятельно поставленные цели и достигает их с помощью своих усилий.

Чем мотивация учебной деятельности связана с отношением студента к учебному процессу?

Мотивация учебной деятельности является показателем отношения студента к учебному процессу. Если студент мотивирован учиться, он проявляет больший интерес к учебе, усердствует в учебной деятельности, стремится достичь хороших результатов и реализовать себя в учебе.

Какова программа исследования в главе 2?

В главе 2 проводится эмпирическое исследование особенностей отношения студентов к учебному процессу. В рамках исследования анализируется выборка студентов, применяются определенные методы исследования, чтобы получить данные о взаимодействии студентов с учебной деятельностью.

Какие методы исследования использовались в главе 2?

В главе 2 были использованы следующие методы исследования: анкетирование студентов, наблюдение за их учебной деятельностью, анализ результатов академической успеваемости.

Что такое отношение студентов к учебному процессу?

Отношение студентов к учебному процессу - это их эмоциональное, мотивационное и познавательное отношение к обучению, которое влияет на их активность и успеваемость.

Что означает быть студентом как субъектом учебной деятельности?

Студент как субъект учебной деятельности означает, что он активно участвует в обучении, имеет свои цели и мотивы, самостоятельно выбирает и осуществляет свою учебную деятельность.

Как мотивация учебной деятельности связана с отношением студента к учебному процессу?

Мотивация учебной деятельности является показателем отношения студента к учебному процессу. Если студент мотивирован учиться и видит ценность обучения, то его отношение будет положительным, а если мотивация низкая или отсутствует, то отношение может быть негативным или равнодушным.

Какие особенности отношения студентов к учебному процессу были выявлены в исследовании?

В исследовании были выявлены различные особенности отношения студентов к учебному процессу, включая различия в мотивации учебной деятельности, предпочтения в методах обучения, отношение к преподавателям и качеству образования.