Правовые основы и порядок применения огнестрельного оружия и спец. средств должностными лицами по поддержанию правопорядка
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 11.05.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Правила применения огнестрельного оружия полицией.
Обсуждение проекта федерального закона “О полиции”
2. Определение порядка применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в Законе «О Полиции»
3. Проблемы законодательства в части применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Заключение
Список использованных источниковила
Также не допускается использование спецсредств при подавлении преступных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного нрава, которые не нарушают публичный распорядок, работу транспорта, средств взаимосвязи и организаций.
Примечание. Запрещено использование огнестрельного оружия на разгромление (ч. 5 - 6 ст. 23):
- в отношении женщин, лиц с определенными показателями инвалидности, не достигшах совершеннолетия (за исключением случаев оказания данными лицами вооруженного противодействия, совершения вооруженного либо массового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей либо работника полиции);
- при значимом скоплении людей, если в результате его внедрения могут потерпеть случайные лица.
Также не допускается (ч. 2 ст. 22) нанесение человеку ударов особой дубиной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.
Не позволяется применение водометов при температуре воздуха ниже нулевой отметки градусов Цельсия.
Не допускается использование средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств для перевозки пассажиров (при наличии таких), а также мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов, а также на горных дорогах либо участках дорог с ограниченной видимостью, на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.
Применение оружия
Согласно ст. 23 Закона о полиции полицейский имеет право использовать огнестрельное оружие:
- для охраны другого лица или себя от посягательств, сопряженных с насилием, опасным для жизни либо здоровья;
- подавления попытки завладения огнестрельным орудием, автотранспортным средством, специальной и военный техникой полиции;
- освобождения заложников;
- задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления против жизни, здоровья либо собственности и пытающегося исчезнуть, если другими средствами задержать это лицо не представляется возможным;
- задержания лица, оказывающего вооруженное противодействие либо отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, опасных либо радиоактивных веществ;
- отображения массового либо вооруженного нападения на здания и сооружения государственных и городских органов, публичных объединений, организаций и людей;
- пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении правонарушений либо побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, осужденных к лишению свободы;
- приостановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования работника полиции о приостановке и пытается исчезнуть, создавая опасность жизни и здоровью людей;
- обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью людей и (либо) работника полиции;
- разрушения запирающих устройств, частей и систем, препятствующих вторжению в жилые и другие помещения по определенным в законе основаниям;
- производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги либо вызова поддержки путем производства выстрела вверх либо в другом не опасном направлении [Тишкевич И.С. Условия и пределы необходимой обороны. М., 2009. С. 24.] .
3. Проблемы законодательства в части применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Уже при первом ознакомлении с положениями гл. 5 названного Закона ("Использование физической силы, особых средств и огнестрельного орудия") четко видно, что он впитал в себя многочисленные и принципиальные недостатки, свойственные действовавшего Закону "О полиции". Главный предпосылкой данных недостатков считается то, что создатели не ориентируют служащих на воплощение требований кодифицированного законодательного акта - Уголовного кодекса РФ - и не намереваются сами следовать его базовым положениям.
Такая точка зрения неизбежно порождает бессчетные коллизии принципиального порядка.
Так, ч. 1 ст. 19 Закона обязует работника перед использованием физической силы, особых средств либо оружия предупредить преступника (другого правонарушителя) о собственном намерении и предоставить время для выполнения собственных законных требований, это ставит представителя власти в очевидно неравноправное, а, главное, часто заранее проигрышное состояние по сопоставлению с посягающим и, как следствие, приводит к бессчетным жертвам среди служащих правоохранительных органов и законопослушных людей.
Настолько же дискриминирующим выглядит содержание ч. 3 ст. 19, говорящей о надобности стремиться к минимизации любого вреда от применения силы, особых средств и орудия. Часть 8 данной же статьи требует от работника в 24-часовой срок представить рапорт конкретному начальнику о применении орудия и спецсредств. Тем самым бремя доказывания собственной невиновности возлагается на самого полицейского, что противоречит конституционным положениям о презумпции невиновности и грубо нарушает основные нормы иного кодифицированного законодательного акта - Уголовно-процессуального кодекса РФ (см. ч. ч. 1 и 2 ст. 14 УПК РФ).
Пункт 1 ч. 1 ст. 23 ("Применение огнестрельного орудия") гласит, что "работник полиции имеет право использовать огнестрельное орудие для охраны иного лица или себя от нападения, создающего конкретную опасность причинения тяжкого ущерба здоровью либо смерти". Тем самым никак не предусматривается, что принесение ущерба здоровью другой степени тяжести еще считается правонарушением. При этом на месте часто просто нереально определить, какой конкретно вред здоровью стремится причинить атакующий.
Часть 5 названной статьи все так же воспрещает использовать его в отношении женщин, не достигшах совершеннолетия и лиц с определенными показателями инвалидности.
В качестве 1-го из оснований для применения орудия (п. 4 ч. 1 ст. 23 закона) выступает задержание лица, застигнутого при совершении преступного посягательства, создающего конкретную опасность причинения тяжкого ущерба здоровью либо смерти. Тут мы видим подобные предпосылки для следующего бездоказательного привлечения работника к юридической ответственности, в том числе уголовной. К тому же УК РФ охватывает довольно большой список статей, где в качестве результатов указано причинение тяжкого ущерба самочувствию (к примеру, ст. ст. 216, 264, 268 УК и др.). Может быть, следовало бы сориентировать форму вины посягающего. На мой взгляд, в указанном пункте неоправданно забыты преступления, предусмотренные ст. ст. 131, 132 УК. Жизни либо здоровью (имеется в виду тяжкий вред) изнасилование, часто конкретно не грозит, а угроза таких посягательств очень велика.
Таким образом, на законодательном уровне предпринимается попытка ограничить сферу деяния кодифицированного (имеющего огромную юридическую силу) нормативного акта - УК РФ и тем самым еще более ограничить в правах служащих правоохранительных органов.
Стремление Президента, пропрезидентского большинства Госдумы и управления МВД скорее закончить "реформирование" полиции не позволяет подабающим образом не то чтобы учитывать, однако даже просто выучить предписания представителей юридической науки и практики. Не считая того, разработчики идут на поводу у части общественного мнения, в представлении которого работники полиции - это люди, создающие лишь произвол.
Следует упомянуть и некоторые остальные нормативные акты в данной сфере Показателен, в частности, Закон РФ "Об оружии", который ограничивает право на использование орудия гражданами лишь случаями необходимой обороны и крайней необходимости (ст. 24). Таким образом, применять орудие, в том числе травматическое, для задержания лица, совершившего преступление, а также в обстановках аргументированного риска невозможно. В течение 14 лет на фоне неоднократной модернизации указанного Закона этот пробел так и не был устранен.
Надлежит устремиться еще к ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, которая, сообразно сущности, только констатирует вероятность внедрения физической силы, особых средств и орудия в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Ее ч. 2 посылает правоприменителя к другим нормативным актам. Основным из них считается Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные санкции в виде лишения свободы" (поточнее, его ст. ст. 29, 30 и 31, устанавливающие причины и порядок внедрения физической силы, особых средств и орудия). Почти все положения отмеченных статей повторяют недочеты Закона РФ "О полиции" в плане их противоречия Уголовному кодексу.
Не считая того, воплощение отмеченных силовых мер урезано территорией исправительных учреждений и прилегающих к их границам режимных участков. В том случае ежели осужденный при побеге покинет пределы режимного участка, его преследование силами представителей уголовно-исполнительной системы становится проблематическим, так как они формально не имеет право использовать надлежащие нормы уголовно-исполнительного закона.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что действующее законодательство в части порядка применения полицией физической силы, особых средств и огнестрельного орудия ориентировано на то, чтобы максимально сберечь людей от «произвола» служащих полиции и, на мой взгляд, в том числе и в ущерб правам самих полицейских, которые при исполнении всех ограничительных требований закона в части внедрения силы, спец. средств и огнестрельного орудия обязаны идти на риск, соединенный с непредвиденностью поведения задерживаемого лица. Законодательство, в будущем, может быть станет реформировано в части уничтожения изложенных в третьей главе настоящей работы проблем. На данный момент на закон наложило собственный след недоверие населения органам бывшей милиции.
Список использованных источниковила
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 №6-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011)
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011)
Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011)
Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. ФЗ от 31 мая 2010 г.)
ФКЗ «О чрезвычайном положении» М., 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ
ФКЗ РФ от 30 января 2002 года №1-ФКЗ «О военном положении».
Федеральный закон Российской Федерации от 03.04.1995 №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №153-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, ст. 1269.
Федеральный закон Российской Федерации от 06.030.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №153-ФЗ) // Парламентская газета, №32, 10.03.2006.
Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 №150-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, №33, ст. 3349.
Закон Российской Федерации от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» (в ред. Федерального закона от 02.03.2007 №24-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 09.04.1992, №15, ст. 769.
Закон Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №266-ФЗ)// Ведомости СНД и ВС РФ, 29.04.1993, №17, ст. 594.
Литература
Баулин Ю.В. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Харьков, 2010. С. 41.
Гринберг М.С. Технические преступления. Новосибирск, 2002. С. 110.
Каплунов А.И. Правовое регулирование применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. - М.; Наука, 2010. - 5.
Коренецкий М.С. Курс уголовного процесса. М., 2003.
Курс российского уголовного права. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 2010. С. 418.
Одинцов А.Г. Правомерность применения физической силы, боевых приемов, оружия и специальных средств сотрудниками правоохранительных органов. – М., 2006,
Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Божьев В.П. - 4-е изд., испр. и доп.. - М.; Спарк, 2010.
Тишкевич И.С. Условия и пределы необходимой обороны. М., 2009. С. 24.
Фокин В.М Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. - М.: Былина». 2010. -223 с.
4
Нормативные акты
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 №6-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993
2.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011)
3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011)
4.Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011)
5.Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. ФЗ от 31 мая 2010 г.)
6.ФКЗ «О чрезвычайном положении» М., 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ
7.ФКЗ РФ от 30 января 2002 года №1-ФКЗ «О военном положении».
8.Федеральный закон Российской Федерации от 03.04.1995 №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №153-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, ст. 1269.
9.Федеральный закон Российской Федерации от 06.030.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №153-ФЗ) // Парламентская газета, №32, 10.03.2006.
10.Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 №150-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, №33, ст. 3349.
11.Закон Российской Федерации от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» (в ред. Федерального закона от 02.03.2007 №24-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 09.04.1992, №15, ст. 769.
12.Закон Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №266-ФЗ)// Ведомости СНД и ВС РФ, 29.04.1993, №17, ст. 594.
Литература
1.Баулин Ю.В. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Харьков, 2010. С. 41.
2.Гринберг М.С. Технические преступления. Новосибирск, 2002. С. 110.
3.Каплунов А.И. Правовое регулирование применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. - М.; Наука, 2010. - 5.
4.Коренецкий М.С. Курс уголовного процесса. М., 2003.
5.Курс российского уголовного права. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 2010. С. 418.
6.Одинцов А.Г. Правомерность применения физической силы, боевых приемов, оружия и специальных средств сотрудниками правоохранительных органов. – М., 2006,
7.Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Божьев В.П. - 4-е изд., испр. и доп.. - М.; Спарк, 2010.
8.Тишкевич И.С. Условия и пределы необходимой обороны. М., 2009. С. 24.
9.Фокин В.М Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. - М.: Былина». 2010. -223 с.
Вопрос-ответ:
Какие правила применения огнестрельного оружия действуют для полиции?
В России правила применения огнестрельного оружия полицией регулируются Законом "О полиции". Они устанавливают, что огнестрельное оружие может быть применено для защиты жизни и здоровья сотрудников полиции и других лиц от противоправного посягательства, а также при задержании лица, пытающегося сопротивляться задержанию или противодействующего использованию физической силы или специальных средств.
В чём состоит порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?
Закон "О полиции" определяет порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия полицией. Сотрудникам полиции разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях, прямо предусмотренных законом и при соблюдении необходимой пропорциональности и пределов необходимой обороны. Такие меры могут быть применены для сохранения жизни и здоровья сотрудников полиции и других лиц, а также для пресечения противоправных действий, угрожающих общественной безопасности.
Какие проблемы возникают в законодательстве в части применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия полицией?
В законодательстве возникают некоторые проблемы в части применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия полицией. Некоторые критики считают, что законодательство не всегда ясно определяет границы применения этих мер и может допускать возможность их неправомерного использования. Возникают вопросы по поводу обучения сотрудников полиции и достаточности их подготовки для принятия решений в экстремальных ситуациях.
Какие правила применения огнестрельного оружия установлены для полиции?
Нормы о применении огнестрельного оружия полицией регулируются законодательством и включают в себя требования к необходимости и пропорциональности применения силы, а также ограничения в отношении лиц, которым запрещено применять оружие.
В чем заключается определение порядка применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в Законе "О Полиции"?
Закон "О Полиции" определяет порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случае необходимости защиты общественного порядка, жизни и здоровья граждан. Силовые меры должны быть пропорциональны и необходимы для достижения задачи, и полиция обязана при необходимости предупредить об использовании силы.
Какие проблемы возникают в законодательстве в части применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?
В законодательстве возникают проблемы в части применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, связанные с неоднозначностью формулировок и толкований норм, а также с нечеткими критериями и ограничениями по применению силы. Это может приводить к произволу и злоупотреблениям в использовании силы со стороны полиции.
Какие изменения планируются в проекте федерального закона "О полиции"?
В проекте федерального закона "О полиции" планируется внести изменения, которые уточнят и ужесточат правила применения огнестрельного оружия полицией. Будут установлены дополнительные требования к необходимости и пропорциональности применения силы, а также расширены ограничения по применению оружия в отношении лиц.
Какие источники использованы при написании статьи на тему правовых основ и порядка применения огнестрельного оружия и спец. средств полицией?
Статья на тему правовых основ и порядка применения огнестрельного оружия и спец. средств полицией основывается на использовании законодательных актов, таких как Закон "О Полиции", обзоров и аналитических материалов экспертов в области правовых наук и правоприменения.
Какие правила применения огнестрельного оружия существуют для полиции?
Для полиции существуют определенные правила применения огнестрельного оружия. В соответствии с законодательством, органы внутренних дел могут применять огнестрельное оружие только в случаях, когда это необходимо для защиты жизни или здоровья сотрудника полиции или других людей, а также для пресечения опасных преступлений, например, террористических актов. При этом, применение огнестрельного оружия должно быть крайней мерой и осуществляться в строго установленных случаях.
Что говорит проект федерального закона "О полиции" о порядке применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?
Проект федерального закона "О полиции" регулирует порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия полицией. В соответствии с этим законопроектом, полицейские могут применять огнестрельное оружие только при крайней необходимости, когда другие средства не могут обеспечить безопасность сотрудников полиции или людей. При этом, применение огнестрельного оружия должно быть обоснованным, пропорциональным и осуществляться в соответствии с правовыми требованиями и принципами.
Какие проблемы существуют в законодательстве относительно применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия полицией?
В законодательстве есть определенные проблемы, связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия полицией. Одна из проблем заключается в нечетком формулировании и ограничении полномочий полиции при применении данных средств. Также возникает вопрос о пропорциональности применяемых мер и о том, как судить о необходимости применения огнестрельного оружия в конкретной ситуации. Важно создать четкие и однозначные правила, которые бы регулировали применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия полицией.
Какие правила применения огнестрельного оружия устанавливаются для полиции?
Правила применения огнестрельного оружия полицией регламентируются законодательством и включают в себя требования к необходимости применения оружия, пропорциональности использования силы, предупреждения перед применением огнестрельного оружия, а также регламентируют порядок послепроисшествия. Полицейский должен принять все возможные меры для предотвращения угрозы жизни и здоровью, прежде чем прибегать к применению огнестрельного оружия.