Антимонопольное регулирование в Российской экономике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 40 40 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 15.05.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Сущность монополизации в экономике
2.Антимонопольное регулирование
2.1 Антимонопольное регулирование за рубежом
2.2 Антимонопольное законодательство и законодательство о конкуренции в РФ
3.Результаты реструктуризации естественных монополий
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

В-четвертых, целесообразно рассмотреть возможность при распределении импортных или экспортных квот более широкого использования конкурентных механизмов распределения (например, аукционы). Однако, использование данных механизмов возможно только после тщательного анализа сложившейся системы распределения квот и оценки последствий изменения принципов распределения, поскольку принятие решений об изменении может повлечь как позитивные (в виде расширения круга пользователей квот), так негативные (в виде снижения доступа небольших компаний для пользования квотами), последствия с точки зрения конкуренции.

2. Налоговая политика
Налоговая политика – важный фактор регулирования деловой активности и формирования инвестиционно-привлекательной среды.
В условиях глобальной экономики важную роль играет налоговая конкуренция между государствами. Страны вынуждены проводить налоговую политику, максимально способствующую привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности национальной экономики. Основным критерием, определяющим конкурентоспособность налоговой системы, является совокупная налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты, складывающаяся из номинального налогового бремени и издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов (система налогового администрирования).
В последнее время в Российской Федерации приняты изменения в налоговое законодательство, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки. Работа в этом направлении еще не завершена и в ее рамках будут реализованы меры по снижению номинальной нагрузки как на экономику в целом, так и отдельные отрасли. Между тем номинальное налоговое бремя в Российской Федерации в целом сопоставимо с общеевропейским уровнем.
При этом сохраняющиеся издержки налогоплательщиков, связанные с процедурами налогового контроля и особенностями правоприменительной практики делают обязанность по уплате налогов более обременительной по сравнению с другими странами. Это приводит к увеличению совокупной налоговой нагрузки и к попыткам ее минимизации за счет уклонения от уплаты налогов.
В результате, с одной стороны, снижается конкурентоспособность налоговой системы, а с другой – компания, использующая различные схемы уклонения от налогообложения получает дополнительные необоснованные конкурентные преимущества. Компании, использующие такие схемы, обладают значительным конкурентным преимуществом по сравнению с организациями, ведущими легальный бизнес.
В целях повышения конкурентоспособности российской налоговой системы необходимо реализовать следующие меры.
Во-первых, продолжить работу по снижению общего налогового бремени с учетом возможностей бюджета и задач по диверсификации экономики.
Во-вторых, упростить форму и процедуры представления налоговой отчетности.
В-третьих, сократить срок возмещения НДС по итогам камеральных налоговых проверок для налогоплательщиков, регулярно представляющих налоговую отчетность и исполняющих законные обязательства по уплате налогов.
В-четвертых, предусмотреть налоговое стимулирование для предприятий, направляющих средства на развитие технологий, обеспечивающих повышение их конкурентности и расходы на снижение уровня издержек. В первую очередь это касается стимулирования энергосбережения и внедрения экологически чистых технологий.

3. Государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей
Программы и планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности могут быть эффективным инструментом конкурентной политики. Так, стратегия и программы по развитию транспортной инфраструктуры включают в себя конкретные объекты строительства, которые могут быть скорректированы с учетом потребностей бизнеса, планов перспективного развития территорий. Подобный подход к планированию повысит эффективность управления экономического развития и, соответственно, конкуренции.
Программы отраслевого развития, инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть не только увязаны между собой, но и соотноситься с общей политикой развития конкуренции в Российской Федерации. То есть быть направлены на создание инфраструктуры в тех местах, где наблюдается дефицит. Совершенствование данного инструмента конкурентной политики должно идти по следующим направлениям.
Во-первых, следует принять требования к процедурам разработки и согласования органами власти инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Важно, чтобы эти процедуры были публичными, а при их согласовании соблюдались разработанные критерии конкурентной направленности программ.
Во-вторых, в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разработки и реализации долгосрочных целевых программ и федеральных целевых программ, необходимо предусмотреть обязательные процедуры публикации и обсуждения их проектов, порядок учета мнений и предложений со стороны предпринимателей.
В-третьих, целесообразно провести экспертизу действующих федеральных целевых программ и рассмотреть возможность включения в них мероприятий по поддержанию, развитию или внедрению конкуренции на рынки, затрагиваемые настоящей федеральной целевой программой.

4. Государственные закупки
Действующая в Российской Федерации система государственных закупок направлена на повышение их эффективности, минимизации затрат и коррупции. Благодаря своей прозрачности и открытости для участников она способствует развитию конкуренции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров  бюджетным организациям. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено  общими размерами бюджетных средств,  освоенных в рамках размещения государственного заказа.
Развитие системы государственных закупок направлено на расширение возможностей поиска информации потенциальными участниками размещения государственного заказа о торгах, проводимых органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными заказчиками.
Следует отметить отсутствие в свободном доступе информации о прочих торгах (например, по продаже государственного или муниципального имущества), проводимых органами власти.
Совершенствование системы государственного заказа должно предусматривать следующие меры.
Во-первых, создание единого общероссийского сайта по государственным и муниципальным закупкам; объединение соответствующих информационных ресурсов на мощностях Федерального информационного центра;
Во-вторых, переход на электронную форму аукционов при размещении заказов. Это позволит исключить рутинность «бумажных» процедур, снизить вероятность сговора между участниками торгов (за счет обеспечения анонимности  участия в электронных аукционах), обеспечить максимальный доступ предпринимателей на торги (через сеть Интернет, без необходимости выезда на место проведения аукциона). Для обеспечения ликвидности торгов информация об электронных аукционах также должна быть сконцентрирована на ограниченном количестве ресурсов.

5. Регулирование естественных монополий

Состояние конкурентной среды в значительной степени обусловлено стоимостью услуг субъектов естественных монополий, состоянием инфраструктуры и наличием возможности беспрепятственного к ней доступа.
Таким образом, государственное регулирование естественных монополий напрямую влияет на качество конкурентной среды посредством:
- ценового (тарифного) регулирования;
- инвестиционных программ, которые определяют технологические возможности по доступу к товарам субъектов естественных монополий;
- регулирование доступа к товарам субъектов естественных монополий для развития эффективной конкуренции между их потребителями в соответствующих секторах, а также устранение инфраструктурных ограничений для экономики в целом.
Значительный рост тарифов на товары субъектов естественных монополий, наблюдавшийся за последние 8 лет, в основном обусловлен объективными причинами – сдерживание цен относительно инфляции в конце 90-х годов, значительным объемом инвестиций в инфраструктуру, осуществляемых за счет тарифа. При этом действующая система государственного регулирования субъектов естественных монополий, в том числе посредством установления тарифов методами индексации и экономически обоснованных затрат, не стимулирует в должной мере субъекты естественных монополий сокращать операционные затраты, повышать эффективность инвестиций.
Практика исключительных тарифов на железнодорожные перевозки, направленная на поддержку перевозки одних товаров за счет других (перекрестное субсидирование), оказывает значительное влияние на развитие конкуренции. Вместе с тем, в условиях больших расстояний перевозки некоторых видов продукции и сырья изменение или дифференциация размера тарифа способствует поддержке конкурентоспособности российских предприятий.
Тарифы на подключение к электрическим и другим сетям коммунальной инфраструктуры могут стать непреодолимым барьером входа на любые рынки не только для малого, но и крупного бизнеса. Таким образом, конкурентная среда сможет развиваться только в условиях взвешенной тарифной политики, основанной на эффективной и современной системе регулирования.
Совершенствование системы регулирования данной сферы должно быть направлено на создание максимально приближенных к конкурентным условий деятельности субъектов естественных монополий. Система регулирования также должна ориентировать объемы, темпы и направления инвестиций субъектов естественных монополий в инфраструктуру в соответствии с запросами потребителей.
Отдельно следует подчеркнуть, что качество конкурентной среды во многом обусловлено и динамикой структурных реформ естественных монополий, в ходе которых устанавливается:
- дизайн рынков (выделение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности через структурные преобразования или раздельный учет по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности);
- рыночные правила либерализуемых секторов;
- направления совершенствования эффективности государственного регулирования и регулирования специализированными инфраструктурными организациями.
В этой связи целесообразно при обсуждении и реализации структурных реформ естественных монополий учитывать последствия для формирования эффективной конкурентной среды по всем перечисленным направлениям.
В настоящее время естественные монополии регулируются на основании концептуально устаревшего федерального закона, порождающего значительное количество споров и правовых пробелов. Так, ряд поименованных в нормативном акте сфер не всегда является естественной монополией (услуги общедоступной электрической связи, железнодорожные перевозки), ряд, напротив, совершенно необоснованно исключен из предмета регулирования (в частности, деятельность по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению).
В законе не определены ключевые моменты обеспечения недискриминационного доступа потребителей к оказываемым субъектами естественных монополий услугам, а также правовой статус реестра субъектов естественных монополий, в результате чего сложилась противоречивая правоприменительная практика относительно того, может ли являться не включенный в названый реестр субъект субъектом естественной монополии.
В законе не закреплена система органов регулирования, принципы ее построения, основы разграничения полномочий регулирующих органов, что на практике приводит к конфликту компетенций антимонопольного органа и федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Для совершенствования системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать следующие мероприятия.
Во-первых, внесение изменений в федеральный закон «О естественных монополиях», предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий,- определение порядка контроля экономической концентрации (устранение дублирующих определенных антимонопольным законодательством обязанностей), разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий, введение метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала в качестве одного из методов тарифного регулирования субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса.
Во-вторых, внедрение в систему государственного регулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метода сравнительного анализа и других «квази-конкурентных» (т.е. создающих эффект конкурентной мотивации у предприятий, осуществляющих деятельность в естественно-монопольной среде) механизмов. Система экономически обоснованной доходности инвестированного капитала предусматривает установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества оказания услуг. В случае невыполнения заданных параметров качества и сокращения издержек, регулирующим органом на субъект естественной монополии могут быть наложены штрафы.
В-третьих, обеспечение эффективности закупочной деятельности субъектов естественных монополий путем установления обязательных требований к проведению торгов по закупкам товаров и услуг. Такие процедуры должны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов.
В-четвертых, повышению эффективности субъектов естественных монополий будет способствовать выделение из сферы их деятельности отдельных видов работ, которые могут быть произведены сторонними компаниями на конкурентной основе (например, осуществление части работ по подключению к системам коммунальной инфраструктуры).
В-пятых, необходимо активизировать работу по развитию конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах, в том числе посредством разделения субъектов на осуществляющих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Одним из важных шагов к осуществлению данной задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности.
В-шестых, необходимо принятие правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий.

6. Развитие малого и среднего предпринимательства
Роль небольших компаний в формировании конкурентных отношений является крайне важной.
Такие свойства малого и среднего бизнеса, как гибкость, многочисленность, способность к быстрому обновлению позволяют ему в целом составлять серьезный противовес крупным фирмам, стимулировать их эффективность. Конкурентное давление со стороны небольших компаний – один из основных инструментов повышения неустойчивости картельных сговоров, препятствие установлению монопольно высоких цен. Для экономики в целом деятельность небольших компаний оказывается важным фактором повышения ее конкуретноспособности.
В целях создания максимально благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса, необходимо, осуществление следующих специальных мер.
Во-первых, принятие пакета законопроектов по снижению административного давления на малый бизнес.
Прежде всего, это касается необходимости усиления защиты прав предпринимателей при проведении проверок, исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел в отношении субъектов предпринимательской деятельности, упрощения порядка выдачи и продления лицензии и замены ряда видов деятельности страхованием гражданской ответственности, сокращения перечня наименований продукции, подлежащей обязательной сертификации (замена декларированием соответствия), введение бесплатной процедуры регистрации деклараций о соответствии качества продукции для заявителя Ростехрегулированием, отмена платы за получение госстандарта.
Во-вторых, упрощение процедуры государственной регистрации, ликвидации, банкротства субъектов малого предпринимательства.
В-третьих, дальнейшее упрощение налоговой отчетности и бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства.
В-четвертых, реализация мероприятий, направленных на упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам инфраструктуры естественных и локальных монополий.
В-пятых, обеспечение доступа малого и среднего предпринимательства к государственным и муниципальным имущественным ресурсам, в том числе обеспечение реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений.
В-шестых, расширение доступа малых и средних предприятий к государственному заказу, заказам естественных монополий и госкорпораций в том числе путем:
- повышения (до 5 млн. руб., а по решению властей субъектов Российской Федерации – до 10 млн. руб.) величины лота однородных товаров (услуг) выставляемых в рамках проведения специализированных торгов для субъектов малого предпринимательства;
- обеспечения проведения заказчиками специализированных торгов для субъектов малого предпринимательства.
В-седьмых, обеспечение максимальной информационной открытости для начала собственного дела, включая публикацию на едином интернет-портале справочной информации о совершении необходимых действий и предоставлении конечного перечня необходимой документации, наличии обязательных требований со стороны органов исполнительной власти, возможности получения господдержки.



Бордовский В.П.Экономическая теория. -М.: Инфра-М,2006.-С.116
Причины возникновения монополий на современном этапе// Материалы Пятой межрегиональной научной конференции “Студенческая наука – экономике России”. Ставрополь, 2005
Гаврилов А.И. Феномен естественной монополии в зеркале экономической теории : Монография.- М.: Издательский дом «Финансы и кредит», 2006. С. 48; Сапир Ж. Естественные монополии: проблемы определения и контроля// Проблемы прогнозирония, 2004, № 6, с. 42.
Сидорович А.В.,Агапова Т.А.Курс экономической теории-М.: Дело и сервис,2007.-С.188

Nakayama W. The Japanese electronics industry/ W. Nakayama, W. Boulton, M. Pecht.- Chapman & Hall/CRC, 1999. P. 7.
www.fas.gov.ru

www.fas.gov.ru
www.garant.ru

www.garant.ru
www.garant.ru
www.fas.gov.ru
www.fas.gov.ru
www.fas.gov.ru
См: Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995; Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006.с изм от 06.12.2011.
Годовой отчёт ОАО «РЖД», 2009.
По данным ОАО «РЖД», представленным на официальном сайте www.rzd.ru.
Годовой отчёт «ОГК-2», 2009. С. 75.
Годовой отчёт ОАО РАО «ЕЭС России», 2003, 2005,2007.
Использованы показатели рентабельности для ОАО «РЖД», начиная с 2004 г., так как компания была создана в 2003 г., и все ежегодные финансово-экономические показатели стали формироваться только с 2004 г. РАО «ЕЭС» прекратило своё существование с окончанием реформы в середине 2008 г., поэтому ограничиваемся финансово-экономическими показателями за 2007 г.
Волконский В.А. Ценовые и финансовые проблемы топливно-энергетического комплекса/ В.А. Волконский, А.И. Кузовкин; Ин-т народнохоз. прогнозирования РАН, Ин-т микроэкон.- М.: Наука, 2008. С. 55-68.
Energy prices & taxes. Quarterly statistics, third quarter. IEA. 2009.
Отчёт руководства ОАО «Газпром» за 2009 г. С. 29.
Железнодорожные грузовые перевозки.
www.fas.gov.ru










40

Список использованной литературы

1)Бордовский В.П.Экономическая теория. -М.: Инфра-М,2006.-400 с .;
2)Варламова А.Н.Конкурентное право в России. Монография-М.: Зерцало-М,2008.-568 с.;
3)Волконский В.А. Ценовые и финансовые проблемы топливно-энергетического комплекса/ В.А. Волконский, А.И. Кузовкин; Ин-т народнохоз. прогнозирования РАН, Ин-т микроэкон.- М.: Наука, 2008. С. 55-68;
4)Гаврилов А.И. Феномен естественной монополии в зеркале экономической теории : Монография.- М.: Издательский дом «Финансы и кредит», 2006. С. 48
5)Грязнова А.Г. Экономическая теория. Учебное пособие-М.: Кнорус,2008.-464 с.;
6)Причины возникновения монополий на современном этапе// Материалы Пятой межрегиональной научной конференции “Студенческая наука – экономике России”. Ставрополь, 2005;
7)Сапир Ж. Естественные монополии: проблемы определения и контроля// Проблемы прогнозирония, 2004, № 6, с. 42
8)Сидорович А.В.,Агапова Т.А.Курс экономической теории-М.: Дело и сервис,2007.-1040 с.;
9)Тюрина А.Д.Микроэкономика. Конспект лекций-М.: Эксмо,2008.-160 с.;
10)Energy prices & taxes. Quarterly statistics, third quarter. IEA. 2009;
11)Nakayama W. The Japanese electronics industry/ W. Nakayama, W. Boulton, M. Pecht.- Chapman & Hall/CRC, 1999. P. 7;
12)www.gks.ru
13)www.fas.gov.ru
14)www.garant.ru
15)www.rzd.ru
16)www.rao-ees.ru
17)www.gazprom.ru


Вопрос-ответ:

Чем объясняется сущность монополизации в экономике?

Монополизация в экономике объясняется тем, что на рынке существует только один продавец или поставщик определенного товара или услуги. Это может произойти из-за контроля над ресурсами, экономической мощи или ограничений на вход новых участников на рынок. Монополизация может привести к ограничению конкуренции и повышению цен для потребителей.

В чем заключается антимонопольное регулирование?

Антимонопольное регулирование - это набор правил и законов, разработанных государством для предотвращения формирования монополий, ограничения конкуренции и защиты интересов потребителей. Цель антимонопольного регулирования состоит в создании условий для свободной и справедливой конкуренции на рынке, предотвращении злоупотребления доминирующим положением и сохранении равных возможностей для всех участников рынка.

Какое антимонопольное законодательство существует в России?

В России действует Федеральный закон "О защите конкуренции", который является основным законодательным актом в области антимонопольного регулирования. Закон устанавливает правила и принципы противодействия монополистическим практикам и доминирующему положению на рынке. Кроме того, существуют и другие нормативные акты, которые уточняют положения основного закона и регулируют отдельные аспекты конкуренции в различных секторах экономики.

Какие результаты можно получить от реструктуризации естественных монополий?

Результаты реструктуризации естественных монополий могут быть разнообразными, но общей целью является создание условий для привлечения конкуренции и повышения эффективности экономики. В результате реструктуризации может произойти разделение монополистических компаний на несколько независимых однородных юридических лиц, что способствует увеличению конкуренции и снижению цен на товары и услуги. Также реструктуризация может привести к повышению качества предоставляемых услуг и улучшению условий для инвестиций.

Что такое монополизация в экономике?

Монополизация в экономике означает установление контроля или доминирования одной компании или небольшой группы компаний на рынке определенного товара или услуги. Это может привести к ограничению конкуренции, повышению цен и снижению качества товаров и услуг.

Что такое антимонопольное регулирование?

Антимонопольное регулирование - это система мер, принимаемых государством для предотвращения и снижения монополизации в экономике. Оно направлено на создание условий для развития конкуренции и защиты интересов потребителей. Антимонопольное регулирование включает в себя законодательные нормы, регулирующие создание и деятельность монополий, а также меры по предотвращению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства.

Какое антимонопольное регулирование существует за рубежом?

В разных странах применяются различные подходы к антимонопольному регулированию. Некоторые страны имеют строгую антимонопольную политику, которая включает в себя запрет на создание и доминирование монополий. Другие страны предпочитают более мягкий подход и разрешают существование монополий, но при этом вводят некоторые ограничения и контроль за их деятельностью.

Какое антимонопольное законодательство существует в РФ?

В Российской Федерации существует антимонопольное законодательство, регулирующее создание и деятельность монополий, а также предотвращение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства. Основной закон, регулирующий антимонопольную деятельность, - это Федеральный закон "О защите конкуренции". Также существуют и другие нормативные акты, устанавливающие правила и процедуры применения антимонопольного законодательства в РФ.

Какие результаты реструктуризации естественных монополий можно ожидать?

Реструктуризация естественных монополий может привести к увеличению эффективности и конкурентоспособности этих компаний. Она может способствовать снижению издержек, повышению качества товаров и услуг, а также стимулированию инноваций и развитию новых технологий. Кроме того, реструктуризация естественных монополий может улучшить условия для развития конкуренции и создания новых рабочих мест.