Формы и методы государственного контроля в ГМУ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 16 16 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 25.05.2012
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
1 Понятия государственного контроля
2 Формы и методы государственного контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

К числу органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся Правительство, федеральные министерства и иные органы исполнительной власти.
Контрольные полномочия представляют собой одно из важнейших направлений деятельности всех федеральных органов исполнительной власти. Так, например, контроль в сфере правопорядка осуществляют Министерство юстиции и Министерство внутренних дел, в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции – Министерство природных ресурсов.
При проведении контроля органы исполнительной власти используют разнообразные методы – проводят ревизии и проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения печати, проверяют жалобы граждан, акты управления и т.д.
Судебный контроль в сфере исполнительной власти.
Согласно ст.118 Конституции РФ, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. С принятием федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 в ред. от 15.12.2001 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» было положено правовое начало обеспечения самостоятельности и единства судебной системы РФ.2 В ст.33 отмечено, что финансирование судов должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указываться отдельной строкой в федеральном бюджете.
Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст.125 Конституции РФ. Реализуя эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов власти субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти РФ и субъектов РФ, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов.
Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам гос.регистрации, лицензирования), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.
Контроль может осуществляться путем:
проверки исполнения – что и как сделано для реализации положений правовых предписаний. Кроме того, проверка исполнения может выступать как элемент повседневной деятельности ОИВ, если в его компетенцию включена обязанность наблюдения за исполнением решений, указаний, предписаний подчиненными органами или должностными лицами;
осуществления надзорной деятельности: общей (прокурорский) и административной (уполномоченными органами государственной власти в отношении соблюдения действующих в сфере управления специальных норм, правил); осуществляется в отношении объектов, которые организационно не подчинены органам надзора.
В субъектах РФ законодательные органы осуществляют значительный объем контрольных полномочий. Они заслушивают ежегодные доклады главы администрации о положении дел в крае, области; его отчеты об исполнении бюджета, который утверждается представительным органом. Представительный орган власти вправе заслушивать главу администрации по вопросам исполнения законодательства России, Устава, законов и иных нормативных актах, принимаемых ими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В литературе встречается мнение, что контроль, по сравнению с другими функциями управления, носит вторичный характер. Представляется, что и при перечислении функций управления, и при их рассмотрении речь идет не о его второстепенности как вида деятельности, а о последовательности действий в процессе управленческой деятельности.
Контроль не существует в изолированном виде, – не должно быть контроля ради контроля. Контроль осуществляется в определенной отрасли управления с ее особенностями и конкретным содержанием, а значит в определенном объеме и в определенной форме. Он направлен на конкретный результат и пути достижения этого результата, а также устранение субъективных и учет объективных препятствий при осуществлении управленческой деятельности.
В государственном управлении контроль находится в тесной связи с другими функциями управления и вместе с тем предназначен для оценки соответствия осуществления этих функций заданиям, поставленным перед управлением. Контроль обеспечивает конкретность управления и осуществление его в соответствии с принятыми решениями. С помощью контроля, который в кибернетике носит название «обратной связи», субъект управления получает информацию о результатах деятельности, а также о тех ошибках и изменениях ситуации, которые могут привести к неисполнению поставленных задач или получению совершенно других результатов.
Имея информацию о правомерности или неправомерности деятельности органа или должностного лица, ее целесообразности, можно оперативно вмешаться, привести рычаги управления в соответствие со сложившимися условиями, и предотвратить нежелательные последствия. Контроль дает возможность не только корректировать управленческую деятельность, но и помогает предвидеть перспективы дальнейшего развития и достижения конкретного результата.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации, 1993 год
Административное право Российской Федерации / Под ред. Н.М. Конина. – М.: Норма, 2005. – 368 с.
Бахрах, Д.Н. Административное право: Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
Беляев, В.П. Контроль как форма юридической деятельности и гарантия законности // Право и политика. 2004. – № 2. – С. 15
Лапина, М.А. Административное право. Курс лекций: Учебное пособие / М.А. Лапина. – М.: Консультант Плюс, 2009. – 149 с.
Четвериков, B.C. Административное право: Учебное пособие / В.С. Четвериков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 512 с.

Конституция Российской Федерации
Лапина, М.А. Административное право. Курс лекций: Учебное пособие / М.А. Лапина. – М.: Консультант Плюс, 2009. – С. 118
Там же. – С. 119
Четвериков, B.C. Административное право: Учебное пособие / В.С. Четвериков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 295
Административное право Российской Федерации / Под ред. Н.М. Конина. – М., 2005. – С. 326
Беляев, В.П. Контроль как форма юридической деятельности и гарантия законности // Право и политика. 2004. – № 2. – С. 15
См. Лапина, М.А. Административное право. Курс лекций: Учебное пособие / М.А. Лапина. – М.: Консультант Плюс, 2009. – С. 120
Бахрах, Д.Н. Административное право: Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – С. 452












16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации, 1993 год
2.Административное право Российской Федерации / Под ред. Н.М. Конина. – М.: Норма, 2005. – 368 с.
3.Бахрах, Д.Н. Административное право: Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
4.Беляев, В.П. Контроль как форма юридической деятельности и гарантия законности // Право и политика. 2004. – № 2. – С. 15
5.Лапина, М.А. Административное право. Курс лекций: Учебное пособие / М.А. Лапина. – М.: Консультант Плюс, 2009. – 149 с.
6.Четвериков, B.C. Административное право: Учебное пособие / В.С. Четвериков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 512 с.

Вопрос-ответ:

Что представляют собой контрольные полномочия федеральных органов исполнительной власти?

Контрольные полномочия представляют собой одно из важнейших направлений деятельности всех федеральных органов исполнительной власти. Они предоставляют возможность осуществления государственного контроля, то есть проверки и надзора за соблюдением законодательства и исполнением государственных функций.

Какие органы исполнительной власти осуществляют функции государственного контроля?

К числу органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся Правительство, федеральные министерства и иные органы исполнительной власти. Они выполняют проверку и надзор за соблюдением законодательства, исполнением государственных функций организациями и гражданами.

Какие формы и методы государственного контроля существуют?

Государственный контроль может осуществляться различными формами и методами. К ним относятся плановый контроль, текущий контроль, проверка, аналитический контроль, оперативный контроль, наблюдение, аудит и многие другие. Каждая из этих форм и методов имеет свою специфику и используется в зависимости от конкретной ситуации и объекта контроля.

На кого и что направлены формы и методы государственного контроля?

Формы и методы государственного контроля направлены на контроль за соблюдением законодательства и надлежащим исполнением государственных функций организациями и гражданами. Они могут быть направлены как на предприятия и учреждения, так и на конкретных должностных лиц. Контроль может осуществляться как в плановом порядке, так и в ходе оперативной проверки по конкретным обстоятельствам.

Какие органы и организации могут быть подвержены государственному контролю?

Государственный контроль может быть направлен на органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и даже на отдельных граждан. Количество и разнообразие контролируемых органов и организаций зависит от функций и задач, которые исполняют эти организации.

Что такое государственный контроль?

Государственный контроль - это система мер, правил и процедур, которые устанавливаются государством для проверки и надзора за деятельностью различных субъектов, с целью обеспечения соблюдения законодательства, защиты интересов государства и общества.

Какие органы осуществляют государственный контроль?

К числу органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся Правительство, федеральные министерства и иные органы исполнительной власти.

В чем заключаются контрольные полномочия органов исполнительной власти?

Контрольные полномочия представляют собой одно из важнейших направлений деятельности всех федеральных органов исполнительной власти. Они включают в себя проверку соблюдения законодательства, анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценку эффективности государственных программ и проектов, а также контроль за выполнением решений и указаний вышестоящих органов.