Безработица и ее виды.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 28 28 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 30.05.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Безработица: содержание явления
1.1 Экономическая сущность понятия безработица
1.2 Виды безработицы
2. Причины, формы и способы подсчета безработицы. Полная занятость и естественный уровень безработицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Для наведения порядка в этой сфере необходимо законодательно определить основы регулирования спроса на труд, включая определение критериев подбора персонала и ответственность работодателя за их использование. Причем важно обозначить как права и обязанности работодателей, так и обязательства государства.
Серьезный недостаток Закона о занятости в том, что заложенные в нем нормы социальной защиты безработных не только не по силам нашей депрессивной экономике, но и противоречат принципу обеспечения мотивации к труду. Законодательство ставит некоторых безработных особенно высвобожденных, в более выгодное положение по сравнению со многими работающими. Средний размер пособия по безработице в первые шесть месяцев его получения лишь на 15% меньше средней зарплаты по заявленным в службу занятости вакансиям. А у безработных из числа высвобожденных граждан в первые три месяца пособие в полтора раза превышает среднюю зарплату. Ясно, что в таких условиях у значительной части безработных резко снижается мотивация к поиску работы. В действующем законе слабо проработан дифференцированный подход к обеспечению занятости различных категорий граждан, в том числе нуждающихся в особой защите государства Соответствующие законодательные нормы носят декларативный характер. Представляется необходимым ввести в законодательство о занятости, ранее существовавшие нормы об обязательном квотировании рабочих мест (четко обозначить механизм их действия) для трудоустройства молодых людей без опыта работы, лиц, вернувшихся из мест заключения, возможно, для других категорий граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства.
Необходимость нового законодательства о занятости, опирающегося на новую концепцию, очевидна.
Анализ действующего российского законодательства, регулирующего отношения в сфере занятости и трудоустройства, позволяет сделать вывод об отсутствии эффективного механизма правового регулирования в данной сфере.
В сфере занятости и трудоустройства в РФ существует целый ряд проблем: безработица и ее различные формы проявления, неформальные трудовые отношения в сфере занятости, снижение уровня гарантий прав трудящихся, трудности с трудоустройством граждан, особо нуждающихся в повышенной социальной защите, рост миграции (нелегальной). Особую актуальность в России приобретает закрепление гарантий прав граждан в сфере трудоустройства в связи с деятельностью негосударственных структур занятости. Складывающиеся общественные отношения с участием частных агентств занятости не урегулированы в достаточной степени законодательством. Необходимость такого вмешательства трудового права в данную сферу общественных отношений объективно существует. Так, большинством агентств применяются различные тесты при отборе персонала, требования к проведению которых не установлены законодательством. Мировой опыт показывает, что существуют специальные правовые нормы, регламентирующие использование тестов как работодателями, так и частными службами занятости. Например, Германское гражданское уложение практически запрещает сообщать о вакансиях только для мужчин или женщин (подобные требования нередко предъявляются российскими негосударственными агентствами). Другая проблема— практика временного трудоустройства— также обойдена вниманием российского законодательства. Речь идет о так называемых «треугольных» (лизинговых) отношениях, одной из сторон которых выступает агентство по найму, предоставляющее работу лицу, заключившего трудовой договор с агентством, а не непосредственно с организацией-работодателем. И хотя практика лизинга персонала не получила пока особого распространения в России, мнение работников кадровых агентств о том, что лизинг персонала одна из прибыльных практик частных структур занятости, высказывалось не однократно в специализированных средствах массовой информации и проводимых конференциях и семинарах. Следовательно, проблема правового обеспечения и защиты социально-трудовых прав работающих на условиях временного трудоустройства, в скором времени остро встанет в России.
Учитывая вышесказанное можно оценить способность складывающегося в России рынка труда к саморегуляции как незначительную. Сохраняется объективная необходимость в использовании элементов государственного регулирования, особенно организационно-правовых, направленного на решение различных проблем занятости и трудоустройства. Особое место в решении данных вопросов должно отводиться трудовому праву.
Анализ структуры и содержания Закона «О занятости населения в Российской Федерации» показывает, что большая его часть посвящена вопросам гарантии социальной поддержки безработных (выплате пособий по безработице, стипендий на период переобучения по направлению служб занятости и т.д.). Но основные права граждан в сфере трудоустройства не конкретизированы, а принципы правового регулирования занятости и трудоустройства не систематизированы.
Как справедливо отмечалось в юридической литературе, российский Закон о занятости в большинстве его норм обязательственный акт, и по своей логике его точное определение — Закон о государственных гарантиях населению в сфере занятости.
Основополагающие принципы правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства практически не закреплены и в действующем трудовом кодексе РФ. Так, в ТК РФ правовое регулирование трудоустройства представлено в виде перечисления гарантий при приеме на работу, запрещения необоснованных отказов, гарантий реализации права на труд, которые в большей степени касаются высвобождаемых работников.
Таким образом, как и нормы Закона о занятости, нормы действующего ТК РФ нуждаются в уточнении.
Помимо рассмотренных законодательных актов, в рассматриваемой сфере действует множество нормативных актов различного уровня, не систематизированных и в некоторой части противоречащих друг другу.
Это приводит к неоднозначному толкованию весьма существенных понятий, например, право граждан на трудоустройство, способы содействия (обеспечения) занятости; а также к нечеткости в определении правового статуса субъектов правоотношений. Последнее обстоятельство касается трудоустройства определенных категорий граждан, так как указанная группа лиц по-разному называется в различных нормативных актах, что приводит к сложности предоставления им услуг по трудоустройству в приоритетном порядке.
Анализ нормативно-правовых актов подзаконного уровня приводит к выводу о несовершенстве законодательной базы в сфере занятости и трудоустройства и предопределяет приоритетный способ ее совершенствования, а именно: систематизация нормативной базы и четкое определение основных понятий и категорий.
Отмечая недостатки правового регулирования, можно прийти к выводу об обогащении Трудового кодекса специальным разделом, посвященным вопросам трудоустройства и занятости населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной экономике экономические потери от массовой безработицы значительно больше, чем потери, связанные, например, с монополизацией рынков. В целом негативные последствия существования безработицы делятся на экономические и социальные.
Серьезные негативные социально-экономические последствия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного население. Эти задачи сопряжены с целью достижения полной занятости в экономике. Достижение полной занятости связано с обеспечением сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Осуществляя политику занятости, государство реализует программы:
• по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
• направленные на подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработных;
• содействия найму рабочей силы, предполагающие стимулирование работодателей по созданию новых рабочих мест;
• по социальному страхованию безработицы, предусматривающие обеспечение социальных гарантий и компенсаций безработным и высвобожденным работникам.
Проведение этих программ предполагает конкретные действия государства: сокращение законодательно установленной продолжительности рабочего времени в периоды массовой безработицы; создание новых рабочих мест и организацию общественных работ (например, в области инфраструктуры — для постройки дорог); ограничение предложения рабочей силы за счет ограничения въезда в страну иностранных рабочих, запрета детского труда и т. п. Немаловажное значение при реализации программ стимулирования занятости играют биржи труда, представляющие собой в большинстве своем государственные учреждения, которые выполняют функцию посредника между нанимателями (предприятиями и фирмами), с одной стороны, и потенциальными наемными работниками, с другой. Эти учреждения осуществляют учет безработных, содействуют их трудоустройству, изучают спрос и предложение на рынке труда, содействуют желающим переменить занятие и т. п.
Выше речь шла преимущественно о прямом регулировании Занятости. Меры косвенного воздействия на ситуацию включают меры налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Список использованной литературы

Авлов А. «Безработица, проблемы, пути решения». С.-Пб.: Институт экономики ., 2005.
Белашпецкий В.Г.. Экономическая теория - М: «Инфра-М», 2007
Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика. 2005.-№1.
Воронцов В.А. «Безработица и пути смягчения».М.: Институт экономики., 2006.
Гильденгерш М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку.-/САБ Университет экономики и финансов, 2004.
Дадашев А.З. Регулирование рынка труда в Российской Федерации/ Вопросы экономики,2005.-№12.
Заславский И.« Труд, занятость, безработица». М.: РАН, 2005.
Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. Экономист. 2005.-№3.
Леонтьев В. В. Межотраслевая экономика – М: Экономика,2004
Мазур В. В. Экономическая теория – Минск: Дизайн Про, 2007
Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Под ред. Пороховского А.А. М.: 2005.
Никифорова А. Н. " Рынок труда, занятость и безработица ". М.: Международные отношения., 2006.
Осипова Ю. М. Экономическая наука на пороге 21 века -М: Экономика,2005
Павленков В.А. Рынок труда. М., 2004.
Розенберг И.« Проблемы занятости». М.: Институт экономики 2004 г;
Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие // МЭиМО, 2004.- № 7.
Фишер С., Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика. М.: Дело, 2004.
Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. Экономист. 2005.-№3.-с.16.

Воронцов В.А. «Безработица и пути смягчения».М.: Институт экономики., 2006.-с.37.

Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика. 2005.-№1.-с.13.

Никифорова А. Н. " Рынок труда, занятость и безработица ". М.: Международные отношения., 2006.-с.65.

Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. Экономист. 2005.-№3.-с.17.

Авлов А. «Безработица, проблемы, пути решения». С.-Пб.: Институт экономики ., 2005.-с.47.

Гильденгерш М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку.-/САБ Университет экономики и финансов, 2004.

Авлов А. «Безработица, проблемы, пути решения». С.-Пб.: Институт экономики ., 2005.-с.42.

Павленков В.А. Рынок труда. М., 2004.-с.47.

Воронцов В.А. «Безработица и пути смягчения».М.: Институт экономики., 2006.-с.36.

Мазур В. В. Экономическая теория – Минск: Дизайн Про, 2007.-с.48.

Никифорова А. Н. " Рынок труда, занятость и безработица ". М.: Международные отношения., 2006.-с.56.

Заславский И.« Труд, занятость, безработица». М.: РАН, 2005.-с.57.

Леонтьев В. В. Межотраслевая экономика – М: Экономика,2004.-с.49.

Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Под ред. Пороховского А.А. М.: 2005.-с.67.

Гильденгерш М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку.-/САБ Университет экономики и финансов, 2004.

Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие // МЭиМО, 2004.- № 7.-с.12.

Заславский И.« Труд, занятость, безработица». М.: РАН, 2005.-с.54.

Белашпецкий В.Г.. Экономическая теория - М: «Инфра-М», 2007.-с.67.













3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Авлов А. «Безработица, проблемы, пути решения». С.-Пб.: Институт экономики ., 2005.
2.Белашпецкий В.Г.. Экономическая теория - М: «Инфра-М», 2007
3.Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика. 2005.-№1.
4.Воронцов В.А. «Безработица и пути смягчения».М.: Институт экономики., 2006.
5.Гильденгерш М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку.-/САБ Университет экономики и финансов, 2004.
6.Дадашев А.З. Регулирование рынка труда в Российской Федерации/ Вопросы экономики,2005.-№12.
7.Заславский И.« Труд, занятость, безработица». М.: РАН, 2005.
8.Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. Экономист. 2005.-№3.
9.Леонтьев В. В. Межотраслевая экономика – М: Экономика,2004
10.Мазур В. В. Экономическая теория – Минск: Дизайн Про, 2007
11.Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Под ред. Пороховского А.А. М.: 2005.
12.Никифорова А. Н. " Рынок труда, занятость и безработица ". М.: Международные отношения., 2006.
13.Осипова Ю. М. Экономическая наука на пороге 21 века -М: Экономика,2005
14.Павленков В.А. Рынок труда. М., 2004.
15.Розенберг И.« Проблемы занятости». М.: Институт экономики 2004 г;
16.Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие // МЭиМО, 2004.- № 7.
17.Фишер С., Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика. М.: Дело, 2004.

Вопрос-ответ:

Что такое безработица и какова её экономическая сущность?

Безработица - это состояние, когда человек, способный и желающий работать, не имеет возможности найти подходящую работу. Её экономическая сущность заключается в том, что она является результатом неравновесия на рынке труда, когда спрос на рабочую силу не соответствует её предложению.

Какие виды безработицы существуют?

Существуют несколько видов безработицы, таких как: фрикционная, структурная, конъюнктурная, сезонная и скрытая безработица. Фрикционная безработица связана с переходами работников с одного места работы на другое. Структурная безработица возникает в результате несоответствия навыков и квалификации работников требованиям рынка труда. Конъюнктурная безработица возникает вследствие снижения спроса на товары и услуги. Сезонная безработица наблюдается в отраслях экономики, где работа приходится на определенный сезон. Скрытая безработица представляет собой состояние, когда люди, хотя и желают работать, не ищут или не готовы принимать предложения о работе из различных личных обстоятельств.

Какими причинами обусловлена безработица, и как её можно измерить?

Причинами безработицы являются различные факторы, такие как экономический спад, изменение в структуре производства, сезонные колебания и другие. Безработицу можно измерять с помощью статистических данных, например, по количеству зарегистрированных безработных или по данным опросов населения. Также можно использовать показатели, такие как уровень безработицы, продолжительность безработицы и доля длительно безработных.

Что такое полная занятость и естественный уровень безработицы?

Полная занятость означает, что все желающие работать люди имеют возможность найти и сохранить работу. Естественный уровень безработицы является неким естественным явлением, которое всегда присутствует в экономике в результате постоянного перехода работников с одного места работы на другое и несоответствия между навыками работников и требованиями рынка труда.

Что такое безработица и какова ее экономическая сущность?

Безработица - это состояние, когда человек, желающий работать и готовый принять условия труда, не может найти подходящую работу. Экономическая сущность безработицы заключается в непостоянстве спроса и предложения на рынке труда.

Какие виды безработицы существуют?

Виды безработицы делятся на следующие категории: структурная безработица, циклическая безработица, сезонная безработица и фрикционная безработица. Структурная безработица связана с неподходящим соответствием навыков работников и требований работодателей. Циклическая безработица возникает в периоды экономического спада и сокращения производства. Сезонная безработица связана с изменениями сезонной активности в некоторых отраслях, например, в сельском хозяйстве. Фрикционная безработица - это временный период между поиском работы и ее нахождением.

Как подсчитывается безработица и какие есть формы и способы ее измерения?

Безработица может быть измерена с помощью различных методов. Один из наиболее распространенных способов измерения безработицы - это проведение опросов, в которых опрашиваемые отвечают на вопрос о своем статусе занятости. Формы безработицы могут включать открытую безработицу (когда люди явно заявляют о своем желании работать), скрытую безработицу (когда люди не ищут работу, но готовы принять ее, если она будет предложена) и структурную безработицу (когда навыки работников не соответствуют требованиям рынка труда).

В чем заключается важность законодательного регулирования спроса на труд и какие меры могут быть приняты для поддержания порядка в этой сфере?

Законодательное регулирование спроса на труд включает в себя определение правил и критериев подбора персонала, а также определение ответственности работодателей за их использование. Это важно для обеспечения справедливого и равного доступа к трудовым возможностям. Для поддержания порядка в этой сфере могут быть приняты меры, такие как создание специализированных центров занятости, предоставление субсидий и пособий для безработных, обучение и переквалификация работников, а также содействие предпринимательству и создание новых рабочих мест.