Русская литературная газета в 90-е годы 19-го века.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Журналистика
  • 14 14 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 24.05.2012
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Достоевский, призывая к «всеобщему духовному примирению», пытался взять на себя роль посредника между либералами и революционными демократами. Стремясь стать выше борьбы партий, он призывал к духовному единению и братству сословий в России, к примирению дворянства и народа. Достоевский указывал, что, в отличие от Западной Европы, духовная связь между высшими классами и народом в России является преимуществом ее исторического развития. Конечно же, с этими утверждениями можно и не согласиться, однако история показывает, насколько кровопролитными и порой бесполезными бывают революции. Достоевский отчетливо понимал это, оттого и был их противником. Писатель предпринял попытку обозначить иной путь развития России, он мечтал о гармоничной и сильной России, о стране, где все противоречия разрешены, о стране честных людей. Достоевский как будто бы пытался предугадать, какой будет будущая Россия.
В своем страхе перед грядущей социальной революцией, в боязни — и вместе с тем — предвидении будущей победы «четвертого сословия», цепляясь за старые устои мистического народничества и православия, Достоевский видит спасение в «народе», фактически же: в отсталых слоях крестьянской массы — с их патриархальной идеологией, религиозными навыками и архаическим консервативным укладом. По словам Достоевского, социалистами «ничего еще не решено, чем будущее общество заменится, а решено лишь только, чтобы настоящее провалилось». Тогда рухнут все основы русского буржуазного строя: собственность, семья, христианская религия, царский режим и даже, как кажется Достоевскому, национальность, национальное начало. Действенному, революционному социализму Достоевский готов противопоставить «христианство» или «русский социализм», который, по мнению Достоевского, «заключается не в коммунизме, не в механических формах, а во всесветном объединении во имя Христово». 
В «Дневнике» представлены впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы, который очень сильно волновали писателя. Внимание писателя привлекают железнодорожные катастрофы, судебные процессы, увлечение интеллигенции спиритизмом, распространение самоубийств среди молодежи. Его беспокоит распад семейных связей, разрыв между различными сословиями, торжество «золотого мешка», эпидемия пьянства, искажение русского языка и многие другие больные вопросы. Перед читателем открывается широчайшая историческая панорама пореформенной России: именитые сановники и неукорененные мещане, разорившиеся помещики и преуспевающие юристы, консерваторы и либералы, бывшие петрашевцы и народившиеся анархисты, смиренные крестьяне и самодовольные буржуа.
Заключение


В целом, Достоевский как редактор и писатель в журнале «Гражданин» нам очень близок. А именно, близки многие его мысли относительно женского вопроса: писатель очень четко дал понять, что в будущей России нет места старым убеждениям и призывал иначе взглянуть на необходимость женского образования и расширения роли женщины в социальной и культурной жизни России. Это очень важные и нужные мысли, а главное, своевременные, ведь Достоевский тонко чувствовал все процессы, происходящие в России, даже если и эти процессы не носили явный характер. Он умел глубоко мыслить и делать весьма обоснованные выводы относительно будущего России.
Кроме того, близок нам Достоевский своим желанием представить в своих заметках, сочинениях, «Дневнике» панораму жизни России и Европы, отыскать глубинные причины социальных и политических явлений той эпохи, выявить их взаимосвязь.
Повторимся, что можно во многом не соглашаться с писателем (его приверженность идеям «почвенничества»), но нельзя не восхищаться его неравнодушием во всему происходящему, глубиной анализа самых актуальных проблем той эпохи. Все это сполна проявилось во время его работы в журнале «Гражданин». Важно заметить и ещё один положительный аспект: Достоевский никогда не ставит под сомнение достижения западной цивилизации и культуры, однако всегда подчеркивал, что русскому человеку всегда необходимо сохранять связь со своей историей, своим народом.
Наконец, в журнале «Гражданин» неоднократно высказывает важные и верные мысли относительно человеческой души, более того, видно, что писатель верит в неё, в её грядущее совершенство, в её способность восторжествовать над падением. Даже в столь консервативном журнале, которым являлся «Гражданин», Достоевский остается христианским писателем.
Список литературы


Викторович В. А. Достоевский и В. П. Мещерский (к вопросу об отношениях писателя с охранительным лагерем) // Русская литература. 1988. № 1.
Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. – М., 1961.// http://sbiblio.com/biblio/archive/vinogradov_problemi/12.aspx
Матюшкин А. Достоевский и «Гражданин»: презумпции понимания.// http://iff.kspu.karelia.ru/DswMedia/grazhdanin.htm
Фридлендер Г.М. [Вступительная статья к комментариям] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 21. - Л., 1981.






Матюшкин А. Достоевский и «Гражданин»: презумпции понимания.// http://iff.kspu.karelia.ru/DswMedia/grazhdanin.htm
Фридлендер Г. М. [Вступительная статья к комментариям] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 21. - Л., 1981. С. 366.

См.: Викторович В. А. Достоевский и В. П. Мещерский (к вопросу об отношениях писателя с охранительным лагерем) // Русская литература. 1988. № 1.

Цит. по: Матюшкин А. Достоевский и «Гражданин»: презумпции понимания.// http://iff.kspu.karelia.ru/DswMedia/grazhdanin.htm
Матюшкин А. Достоевский и «Гражданин»: презумпции понимания.// http://iff.kspu.karelia.ru/DswMedia/grazhdanin.htm

Цит. по: Матюшкин А. Достоевский и «Гражданин»: презумпции понимания.// http://iff.kspu.karelia.ru/DswMedia/grazhdanin.htm

Матюшкин А. Достоевский и «Гражданин»: презумпции понимания.// http://iff.kspu.karelia.ru/DswMedia/grazhdanin.htm

Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. – М., 1961.// http://sbiblio.com/biblio/archive/vinogradov_problemi/12.aspx













2

Список литературы


1.Викторович В. А. Достоевский и В. П. Мещерский (к вопросу об отношениях писателя с охранительным лагерем) // Русская литература. 1988. № 1.
2.Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. – М., 1961.// http://sbiblio.com/biblio/archive/vinogradov_problemi/12.aspx
3.Матюшкин А. Достоевский и «Гражданин»: презумпции понимания.// http://iff.kspu.karelia.ru/DswMedia/grazhdanin.htm
4.Фридлендер Г.М. [Вступительная статья к комментариям] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 21. - Л., 1981.




Вопрос-ответ:

Какую роль пытался взять на себя Достоевский в 90-е годы 19-го века?

Достоевский пытался взять на себя роль посредника между либералами и революционными демократами, призывая к "всеобщему духовному примирению".

Что значило "духовное единение и братство сословий" для Достоевского?

Для Достоевского "духовное единение и братство сословий" означало примирение дворянства и народа, а также установление духовной связи между высшими классами и народом в России.

Какую роль Достоевский приписывал духовной связи в России?

Достоевский считал, что духовная связь между высшими классами и народом в России является преимуществом страны по сравнению с Западной Европой.

Кому и зачем призывал Достоевский к духовному единению и братству сословий в России?

Достоевский призывал дворянство и народ России примириться и объединиться духовно, чтобы достичь всеобщего духовного примирения и братства в стране.

В чем заключалась основная идея Достоевского по поводу борьбы партий в России?

Основная идея Достоевского состояла в том, что он стремился стать выше борьбы партий и призывал к духовному единению и примирению между либералами и революционными демократами в России.

Какую роль Достоевский пытался сыграть в 90-е годы 19-го века?

Достоевский пытался взять на себя роль посредника между либералами и революционными демократами, призывая к духовному примирению.

Что Достоевский предлагал для России?

Достоевский предлагал духовное единение и братство сословий, примирение дворянства и народа.

В чем, по мнению Достоевского, заключается преимущество России перед Западной Европой?

По мнению Достоевского, в России преимуществом является духовная связь между высшими классами и народом, в отличие от Западной Европы.