Асимметрия информации и рынок.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 26 26 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 30.08.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Сущность асимметричности информации на рынке
1.1 Понятие асимметрии информации
1.2 Типы асимметрии информации
2. Проблемы существования рынков в условиях асимметрии информации
2.1 Рыночные сигналы асимметрии
2.2 Возможность регулирования ассиметрии информации на рынке
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Гражданин заинтересован в том, чтобы приобрести достаточно просторную и удобную квартиру и по возможности дешевле. Если бы он самостоятельно сопоставлял различные варианты покупки, то соразмерял бы полезность квартиры с ее ценой.По смыслу контракта агент должен действовать в интересах заказчика. Но в действительности его интересы лежат в иной плоскости.Можно считать, что агент получит вознаграждение лишь в случае, если сделка состоится, и в размере, зависящем от суммы сделки (например, в виде фиксированного процента). Полезность квартиры для принципала его не интересует. Он заинтересован в том, чтобы квартира была приобретена по более высокой цене. Кроме того, он не хочет затрачивать лишние усилия на поиски. Поскольку принципал не располагает информацией в той же мере, что и агент, и не может проконтролировать качество его выбора, то, скорее всего, предложенная квартира окажется для принципала приемлемой, но не обязательно самой лучшей.Разумеется, если существует конкуренция на рынке агентских услуг, гражданин может обратиться к другому агенту и сопоставить качество услуг. Если бы этот рынок был совершенным, то агенты были бы заинтересованы в оптимальном для своих клиентов (принципалов) выборе. Однако значительные трансакционные затраты и другие факторы несовершенства рынка агентских услуг вызывают более или менее значительные потери у клиентов.Этот простой пример показывает условия возникновения риска безответственности, связанного с проблемой «принципал – агент»:несовпадение интересов принципала и агента;информационная асимметрия (в пользу агента) в отношении качества выполнения условий контракта;несовершенство рынка агентских услуг.Проблема взаимоотношений принципала и агента заняла важное место в современных теориях фирмы и экономики общественного сектора.Представление о том, что поведение фирмы полностью подчинено интересам ее владельцев, – сильное упрощение. Труд – ресурс особый в том отношении, что он не может быть отделен от продавца – работника, а каждый работник является носителем своих собственных интересов. Контроль со стороны администрации за деятельностью работников требует затрат и не всегда может быть полным. Чем менее стандартна работа, тем труднее контролировать ее выполнение.Крупной фирмой фактически управляют не владельцы (акционеры), а наемные менеджеры. Если менеджер не является акционером, то максимизация прибыли не входит в круг его личных интересов. Его мотивы иные: сохранение и повышение статуса, расширение масштабов деятельности и т.д. Если владельцев в равной степени интересуют и выручка и затраты – положительная и отрицательная составляющие прибыли, то менеджер часто заинтересован в увеличении выручки и равнодушен к затратам. Однако возможности акционеров в отношении контроля за деятельностью администрации весьма ограничены.В каких бы формах ни проявлялись последствия асимметрии информации, все они свидетельствуют о том, что асимметрия информации оказывает серьезное негативное влияние, выражающееся в снижении эффективности принимаемых участниками рынка решений, функционирования самого рынка и экономики в целом.2.2 Возможность регулирования ассиметрии информации на рынкеНа заре рыночной экономики господствовал юридический принцип «caveatemptor» («пустъ остерегается покупатель», лат.). Это означает, что продавцы товара отвечали только за определенный круг его качественных характеристик. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой этот юридический принцип вытеснен другим - «caveatvenditor» («пусть остерегается продавец»). Новый принцип означает, что покупатель имеет право требовать компенсацию за физический и моральный урон, связанный с использованием купленного товара. Такая компенсация может быть обусловлена даже такими дефектами, о существовании которых продавец не знал, а также дефектами, возникшими в результате неправильного использования товара покупателем.Известно, что абсолютно безопасных товаров просто не существует (особенно если их использовать не по прямому назначению), к тому же попытки создания только абсолютно безопасных товаров резко увеличили бы их цены. Защита прав потребителей, конечно, необходима, но только в разумных пределах.Защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Однако можно ли получить такую информацию и кто должен это сделать? Важную роль здесь играют общества потребителей, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение), законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами фирмы, активно рекламирующие свою продукцию. Информация не бесплатна. Поэтому сразу возникает вопрос: кто в ней заинтересован и почему?Большая часть информации поступает в форме рекламы, функции которой противоречивы. Часто довольно трудно ответить на вопрос, чего в рекламе больше, информации или дезинформации, правды или обмана. К тому же, обращенная к большой аудитории, она по-разному интерпретируется различными категориями граждан. Чем шире аудитория - тем выше коэффициент расщепления информации, тем больше вероятность того, что эту рекламу разные категории читателей и слушателей поняли неоднозначно, со значительными отклонениями, пропустив важные «куски информации».С ростом качества товара растет и его цена, но именно она может сделать товар недоступным для широкого потребления. Поэтому важным критерием становится не достижение полной информированности, абсолютного знания, а оптимальное соотношение качества и цены. Получение полной информации оказывается скорее заманчивым идеалом (к которому, конечно, надо стремиться), чем реальной практикой современного хозяйства, для рынков которого по-прежнему типична большая или меньшая информационная асимметрия.Регулирование проблемы асимметрии информации может проводиться на уровне оптимизации экономической системы в целом. При этом рыночная информация играет роль общественного блага, а ее распространение – одна из важнейших функций общества. Поэтому определяющими способами снижения асимметрии информации являются законодательное регулирование экономической деятельности, развитие и поддержка государством деятельности общественных организаций – союзов (ассоциаций) потребителей и производителей, социальное страхование, организация институтов информационного посредничества – кредитных бюро, накапливающих ретроспективную информацию институционального характера. Преодоление проблемы асимметрии информации на уровне функционирования экономических агентов – забота фирмы. Причем часто фирмам приходится решать проблему как со стороны спроса, где асимметрия информации проявляется в скрытых для фирмы характеристиках покупателей, так и со стороны предложения, где фирма должна обезопасить себя от проявлений негативного отбора. ЗаключениеВ курсовой работе рассмотрены вопросы сущностиасимметрии информации, определены типы асимметрии информации, также изучены основные проблемы асимметрии и выявлена возможность и необходимость регулирования данного процесса на рынке.Подведя итоги по проведённому исследованию, можно сделать некоторые выводы:Одна из наиболее изученных разновидностей несовершенства информации является асимметричная информация на рынке. Рынки с асимметричной информацией - это рынки, на которых одни участники знают о товарах больше других.Асимметрия информации является источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией.От неполноты информации страдает не только потребитель. Скрытые характеристики покупателей часто становятся причиной недополучения прибыли даже для фирм, располагающих значительной рыночной властью. Асимметричность информации означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке, что порождает ряд экономических проблем. Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Такая проблема называется проблемой «принципал - агент», заключающаяся в угрозе манипулирования принципалом со стороны агента.В настоящее время существуют различные меры и способы регулирования асимметрии информации, представляющие собой государственное регулирование, действие рыночных сигналов и аукционов, лицензирование, реклама, сертификация и прочее. Подводя итог, можно сказать, что в научном мире сделали существенный шаг в понимании способов снижения рисков, связанных с неполнотой информации. Тем не менее, очевидно, что полностью избавиться от ее негативных последствий асимметрии информации на рынке невозможно.Список использованной литературыБондарь А.В. Микроэкономика, 2-е изд. Учебник - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009.Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2010.Гальперин В.М. 50 лекций по микроэкономике: В 2 т. - СПб.: Экономич. школа, 2010.Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика, учебный курс. Учебник - Москва - Ростов - на - Дону, 2010.Лемешевский, И.М. Микроэкономика (экономическая теория. Ч. 2. Учебное пособие для вузов. - Мн.: ООО « ФУ Аинформ », 2010.Лобкович Э.И. Экономическая теория. Системный курс: Учебное пособие. - Мн.: ООО « Новое знание», 2010.Новикова И.В. Микроэкономика. Учебник - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Учебник. - М.: Дело, 2011.Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Высш. образование, 2010.Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. Учебник. - М: Вильямс, 2009.Симкина Л. Г. Экономическая теория, 2-е издание. Учебник - Санкт - Петербург, 2008.Тарануха Ю.В. Микроэкономика. Учебник - Дело и Сервис, 2009.Твид Л. Психология финансов. Учебник - М.: Аналитика, 2010.Уреев, Р.Н. Курс микроэкономики, 2-е издание. Учебник – М.: Вильямс, 2010.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. 2-е изд. Учебник - М: Дело, 2008.Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления: Пер. с англ. Учебник - М.: Вильямс, 2007.Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник. - Киров: АСА, 2011.Шкалаберда Я.Л. Асимметрия информации в рыночной системе хозяйствования. Учебник - Москва, 2007.Шкалаберда Я.Л. Неопределённость, риск и асимметрия информации в рыночной экономике. Учебник – 2010.

Список использованной литературы
1)Бондарь А.В. Микроэкономика, 2-е изд. Учебник - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009.
2)Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2010.
3)Гальперин В.М. 50 лекций по микроэкономике: В 2 т. - СПб.: Экономич. школа, 2010.
4)Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика, учебный курс. Учебник - Москва - Ростов - на - Дону, 2010.
5)Лемешевский, И.М. Микроэкономика (экономическая теория. Ч. 2. Учебное пособие для вузов. - Мн.: ООО « ФУ Аинформ », 2010.
6)Лобкович Э.И. Экономическая теория. Системный курс: Учебное пособие. - Мн.: ООО « Новое знание», 2010.
7)Новикова И.В. Микроэкономика. Учебник - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010.
8)Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Учебник. - М.: Дело, 2011.
9)Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник. - М.: Высш. образование, 2010.
10)Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. Учебник. - М: Вильямс, 2009.
11)Симкина Л. Г. Экономическая теория, 2-е издание. Учебник - Санкт - Петербург, 2008.
12)Тарануха Ю.В. Микроэкономика. Учебник - Дело и Сервис, 2009.
13)Твид Л. Психология финансов. Учебник - М.: Аналитика, 2010.
14)Уреев, Р.Н. Курс микроэкономики, 2-е издание. Учебник – М.: Вильямс, 2010.
15)Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. 2-е изд. Учебник - М: Дело, 2008.
16)Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления: Пер. с англ. Учебник - М.: Вильямс, 2007.
17)Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник. - Киров: АСА, 2011.
18)Шкалаберда Я.Л. Асимметрия информации в рыночной системе хозяйствования. Учебник - Москва, 2007.
19)Шкалаберда Я.Л. Неопределённость, риск и асимметрия информации в рыночной экономике. Учебник – 2010.

Вопрос-ответ:

Какая роль асимметрии информации на рынке?

Асимметрия информации играет важную роль на рынке, так как она может привести к неравенству сторон при проведении сделок и создавать проблемы на рыночных отношениях.

Что такое асимметрия информации?

Асимметрия информации - это ситуация, когда одна сторона в сделке обладает большим объемом информации, чем другая сторона, что может приводить к неравенству и неправильным решениям при проведении сделки.

Какие типы асимметрии информации выделяют?

Выделяют следующие типы асимметрии информации: асимметрия информации перед сделкой, асимметрия информации во время сделки и асимметрия информации после сделки.

Какие проблемы могут возникнуть на рынке из-за асимметрии информации?

Из-за асимметрии информации на рынке могут возникать проблемы с выбором качественного товара или услуги, возникает риск обмана или мошенничества, а также возможны проблемы с установлением справедливой цены или условий сделки.

Как можно регулировать асимметрию информации на рынке?

Для регулирования асимметрии информации на рынке можно использовать различные механизмы, включая государственное регулирование, создание независимых организаций для контроля качества продукции или услуги, а также повышение уровня информированности потребителей.

Какова сущность асимметрии информации на рынке?

Асимметрия информации на рынке означает, что одна сторона сделки обладает большим количеством и более точной информацией по сравнению с другой стороной. Это может приводить к неравному распределению выгод от сделки и создавать проблемы на рынке.

Что означает понятие асимметрии информации?

Асимметрия информации означает, что взаимодействующие стороны имеют различную степень доступа к информации, необходимой для принятия решений. Одна сторона может обладать большим объемом или более точной информацией по сравнению с другой стороной, что создает несправедливые условия на рынке.

Что такое асимметрия информации на рынке?

Асимметрия информации на рынке означает, что одна сторона сделки (продавец или покупатель) обладает более полной и точной информацией о товаре или услуге, чем другая сторона. Это может создать неравноправие и проблемы при принятии решений.

Какие типы асимметрии информации существуют?

Существуют два основных типа асимметрии информации на рынке: отбор (адверсная селекция) и моральный риск (скрытая активность). Отбор означает, что продавец имеет больше информации о товаре, чем покупатель, и может выбирать, какие товары продавать. Моральный риск возникает, когда продавец после сделки может изменить свое поведение или качество товара.