ПОВТОР КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ СОГЛАСИЯ/ НЕСОГЛАСИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 31 31 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 14.09.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение
Глава 1. Теоретические основы диалогической коммуникации
1.1 Особенности устной речи
1.2 Способы выражения согласия / несогласия в коммуникативных ситуациях
1.3 Повтор как способ согласия / несогласия в диалогической речи
Выводы по первой главе
Глава 2. Диалогический повтор в речевой коммуникации как средство выражения согласия или несогласия
2.1 Место диалогического повтора согласия / несогласия в системе русского языка
2.2 Дискурсионная направленность повтора как средства выражения согласия или несогласия в художественной и разговорной речи
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

А: Опятьзачетнаяработа! Сколько можно! Сил нет больше готовиться, и сдавать эти зачеты!В: Хорошо, давайте отменим зачет по этой теме.А: Не будем сдавать зачет! И что? А где оценки нам тогда брать? (разговорная речь)- Останется, останется, - кивает Василиса. – Ее из одного дня в другой перетащишь, а уж надо дальше тащить. Так и кочуешь, как цыган с торбой.- И никуда не денешься!- А куда денешься?- Нет, нет.Они долго и согласно кивают друг другу головами. (В.Л. Кондратьев)Оба диалога - из разговорной и художественной речи имеют эмоциональную направленность: форма согласия выражена в первом диалоге наречием хорошо; одновременно повтор в диалоге выражает и форму несогласия эмоциональной фразой: «Не будем сдавать зачет!» Во втором диалоге повтор одной и той же синтаксической фразы выражает согласие вначале восклицательным предложением, а затем вопросительным. ▪ Диалогический повтор как средство завершения межкоммуникативных отношений.Эти виды повтора заставляют собеседников меняться ролями: говорящий передает инициативу речи слушающему, но может получить отказ в продолжении обсуждения вопроса или спора на интересную тему. Продолжить разговор опять же может повторение предыдущей реплики собеседника. Довольно часто такое речевое поведение собеседника можно считать не только завершением диалога, но и выражением несогласия поддержать разговор.А: На улице холодно, одевайся потеплее. Надевай куртку.В: Она грязная и мокрая.А: Грязная? (разговорная речь)- Ерунда! Это не твой отец!- Нет, мой!- Пойдем спросим воспитательницу…Ольга Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала:- Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, чтобы это был твой отец. Зачем его будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель?- Нет. Но это мой отец! (А.И. Приставкин)Диалогический повтор как средство несогласия отражает характер главного героя: с ним никто не желает спорить и доказывать ему, что он не прав, так как в выражениях несогласия звучит категоричность ответов.▪ Повтор как средство согласованности речевых стратегий и тактик.Диалогический повтор в данном случае отражает речевое поведение и взаимопонимание собеседников: он направлен, прежде всего, на гармоничные отношения между участниками диалога. Повторы отражают удовлетворенность обеих сторон от общения: коммуниканты получают удовольствие от беседы и сохраняют дружеские отношения длительное время. Диалогический повтор служит индивидуальным (специфическим) «речевым поглаживанием» говорящего, выражает общие вгляды на предмет обсуждения, «настроенность на одну волну»:А: Сегодня на улице дождь, надо на работу пораньше выйти, а то не успею по грязи-то…В: По грязи-то, да.. (разговорная речь)- Безопасность себе покупаю, Мирон, - спокойно добавил Коробов.- Неужели правда коней отдашь за это?- Дешевле-то не получается, отдам.- А ведь я соглашусь…- Не ты, так другой – кто-то найдется.- Найдется, паря, найдется. (В.Ф. Тендряков).Собеседники данного диалога приходят к полному единению мыслей, согласия происходящего события, вызванного историческим временем и действиями говорящего. Повтор в художественной речи характеризует сложное взаимоотношение участников диалога, однако повтор способствует взаимопониманию.▪ Диалогический повтор как средство дисгармонизации общения.В том случае, если происходит нарушение коммуникативных норм и правил, повторы могут привести к некооперативности речевого поведения. В словах и выражениях будет полное несогласие с собеседником: это несогласие может сопровождаться резкими (даже порой грубыми) выражениями, модально-оценочными реакциями.А: Хватит хандрить! Вставай давай!В: Я думаю.А: Думаешь ты! Уже надоела эта твоя хандра и безделье! Делаешь все невовремя! (разговорная речь)- Ты эту, пришлую, видел? – спросил он сына, не глядя на него.- Это которая шьет?- Ага.- Видел, она же по деревне ходит.- Хочу взять ее к себе, - сказал Василий и повернулся к Петру.- Да ты что, отец, серьезно? – не сдержавшись, удивился Петр.- А чего? Нельзя мне, что ли?- Да почему нельзя? – забормотал Петр, не зная, что сказать. – Конечно. Ты еще не старый. Кто говорит, что нельзя? (В.Г. Распутин)- Останусь. А ведь останусь, братцы. Будь что будет! Не отступлюсь от ней.Радуется Ерш, лицо – улыбка.- Да ну?- Да. Останусь. Сама американка присоветовала. «Оставайтесь, - говорит, - винтовочки спрячу, вас – в овин до утра, а утром, коли начальство поинтересуется, скажу: ушли». (М. Зощенко)Повторы согласия и несогласия сопровождаются эмоционально-окрашенной лексикой: серьезно, конечно, кто говорит, да ну, да. Кроме этого используются невербальные действия: не глядя на него (взгляд в сторону выражает сомнение или смущение говорящего); удивление на лице, несдержанность; радость, улыбка на лице.Все примеры диалогический повтор имеет многофункциональность: в одном и том же отрывке художественного текста можно наблюдать разнообразные формы выражения согласия или несогласия в обсуждаемых вопросах. Однако наши наблюдения отражают, что повторы в большинстве случаев скрепляют реплики дискурса: А: Вы будете что-нибудь заказывать?В: Да, я буду кофе и очень крепкий.А: И очень крепкий мне. Со сливками можно.В: Со сливками можно, да. (разговорная речь)- Небось нам на смену? – спросил Сашка с надеждой.- Да, нет, - пробурчал врач. – Куда-то в сторону направляются. .Ну иди, - врач улыбнулся и подтолкнул Сашку. – Сейчас тебе не больно будет и даже весело. (В.А. Кондратьев)- Умрем, наверно, - сказал я. Меньше всего мне хотелось думать об этом.- Ну нет, умирать я не согласен.- Ну?- У меня есть карта, - вяло сказал Шестаков. – Я возьму рабочих, тебя возьму и пойду на Черные Ключи – это пятнадцать километров отсюда. У меня будет пропуск. И мы уйдем к морю. Согласен? (В.Т. Шаламов)- Бери уж, ладно, - сказал торговец. – Хорошая лошадь. И масть крупная, и цвет, обрати внимание, какой заманчивый.- Цвет-то… Сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету, - сказал Егор Иваныч. – Неинтересный цвет… Сбавь немного.- А на что тебе цвет? – сказал торговец. – Тебе что, пахать цветом-то? (М. Зощенко)- Ну, - говорю, - время горячее, долго считать не приходится. Ежели не врете, то ладно.- Нет, - говорит, - не вру, за вранье Бог накажет. Собираться что ли?- Да, - говорю, - собирайтесь. А много ли имеете вещичек? (М. Зощенко)- Что вы, - говорю, - бабочка, вроде бы хромаете?- Да нет, - говорит, - это я так, кокетничаю.- Да как же, помилуйте, так? Дело это серьезное, ежели хромаете. Мне, - говорю, - в хозяйстве хромать не требуется.- Да нет, - говорит, - это маленько на левую ногу. Полвершка, - говорит, - всего и нехватка. (М. Зощенко).Следовательно, повтор, как средство выражения согласия или несогласия в диалогической речи, отражается реактивными репликами всего диалогического единства. Это диалогическое единство опирается на лексико-грамматические составы реплик-стимулов, выражает интенциональные смыслы, которые выполняют речеорганизующие функции. Говоря иначе, диалогические повторы выполняют дискурсивно-регулятивную роль в коммуникации. Выводы по второй главеТаким образом, исследование диалогической речи помогает понять, что согласие/несогласие является реакцией на информацию, которая была получена из внешнего мира. В результате адаптации информационного материала согласно мыслям и чувствам собеседников формируется позиция относительно обсуждаемого предмета, явления, события.В результате исследования диалогов было определено, что повтор имеет многоаспектный характер согласия и несогласия и ярко проявляется в коммуникативном действии. Многофункциональность диалогического повтора – это свидетельство актуальности их использования в языке и функциональной значимости в речевых ситуациях.Кроме этого категория согласия или несогласия в диалогической речи является необходимым элементом для адаптации человека в обществе, для определения его статуса и выражения поведения. Выражая согласие или несогласие с использование повтора, собеседник или партнер актуализирует реальные факты действительности в речевом процессе.ЗаключениеПовтор как средство согласия/несогласия в диалогической речи отражает языковую картину мира и позволяет определить специфику его употребления в речи. Выражение согласие или несогласие в структуре диалогического единства, позволяет определить, что повторы отражают сложную, многоаспектную модель отношения в обществе. Употребление повторов в диалогической речи имеет свои особенности, которые тесно связаны с контекстно-грамматическими, акцентно-интонационными и коммуникативно-прагматическими явлениями. Для повтора используются специальные средства русского языка: лексические и фразеологические единицы, глаголы, наречия, частицы, слова-предложения. Присоединение к выражениям других семантических категорий снижают или повышают полноту согласия или несогласия.Исследование диалогических повторов из разговорной речи и художественных произведений позволило выявить коммуникативно-прагматические параметры согласия и несогласия, определить закономерности и специфику повторов, и их функционирование в устной речи и в тексте.Было доказано, что повтор, как средство выражения согласия или несогласия в диалогической речи, отражается реактивными репликами всего диалогического единства. Это диалогическое единство опирается на лексико-грамматические составы реплик-стимулов, выражает интенциональные смыслы, которые выполняют речеорганизующие функции. Теоретическое и практическое изучение данного вопроса позволяет определить конкретное отношение к категории согласия или несогласия в межличностных отношениях разных коммуникантов.Материал курсовой работы можно использовать при подготовке к экзаменам, при анализе текстов, имеющих в своем составе диалоги. Кроме этого информационный материал можно расширить до уровня дипломной работы с более глубоким и детальным исследованием диалогической речиСписок использованной литературы1. Андреева С.В. Речевые единицы устной русской речи: Система, зоны потребления, функции. – М.: КомКнига, 2006. – 192 с. 2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. – М.: Языки русской ультуры, 1999. – 895 с. 3. Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка: волеизъявление и выражение желания говорящего в русском диалоге. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 752 с. 4. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. – Екатеринбург, 2001. – 207с.5. Исследование речи: Фонд содействия развитию психической культуры. – М., 2009. – 270с.6. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку: Учебное пособие / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 400с.7. Плотникова А.В. Диалогический повтор как средство организации речевого взаимодействия: Автореферат на соискание учен.степени канд филолог.наук. – Саратов, 2007. – 180с.8.Плотникова А. В. Дискурсивно-регулятивная роль диалогического повтора в речевой коммуникации / А. В. Плотникова // Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Уфа: Лето, 2011. — С. 178-180.9. Плотникова А.В. Повторы как регуляторы речевого взаимодействия// Вступление. Фрагменты научных исследований по филологии студентов и аспирантов/ Под ред. Л.П. Прокофьевой. Саратов: Научная книга», 2003. – С. 44-47.10. Плотникова А.В., Андреева С.В. Дискурсивный повтор в системе средств устной коммуникации// Русский язык и славистика в наши дни: Материалы международной науч. конференции, посвященной 85-летию со дня рождения Н.А. Кондрашова. М.: Изд-во Московского государственного областного ун-та, 2004. – С. 352-358. 11. Плотникова А.В. Дискурсивная и регулятивная роль диалогического повтора/ А.В. Плотникова. Ставрополь – Пятигорск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического ун-та, 2006. С. 264-270.12. Свиридова Т.М. Лексико-синтаксические средства выражения категории согласия / несогласия в диалогической речи / Т.М. Свиридова. – Елец: Елецкий государст. универс.им. И.А. Бунина, 2008. – 204с.13. Свиридова Т.М. Категория согласия / несогласия в русском языке / Автореферат диссерт. на соискан. учен. степени доктора филолог. наук Т.М. Свиридовой. – Елец: Елецкий государст. универс.им. И.А. Бунина, 2008. – 180с.14. Серебренников Б. Общее языкознание / Б. Серебренников. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 420с.

Список использованной литературы

1. Андреева С.В. Речевые единицы устной русской речи: Система, зоны потребления, функции. – М.: КомКнига, 2006. – 192 с.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. – М.: Языки русской ультуры, 1999. – 895 с.
3. Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка: волеизъявление и выражение желания говорящего в русском диалоге. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 752 с.
4. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. – Екатеринбург, 2001. – 207с.
5. Исследование речи: Фонд содействия развитию психической культуры. – М., 2009. – 270с.
6. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку: Учебное пособие / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 400с.
7. Плотникова А.В. Диалогический повтор как средство организации речевого взаимодействия: Автореферат на соискание учен.степени канд филолог.наук. – Саратов, 2007. – 180с.
8. Плотникова А. В. Дискурсивно-регулятивная роль диалогического повтора в речевой коммуникации / А. В. Плотникова // Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Уфа: Лето, 2011. — С. 178-180.
9. Плотникова А.В. Повторы как регуляторы речевого взаимодействия // Вступление. Фрагменты научных исследований по филологии студентов и аспирантов / Под ред. Л.П. Прокофьевой. Саратов: Научная книга», 2003. – С. 44-47.
10. Плотникова А.В., Андреева С.В. Дискурсивный повтор в системе средств устной коммуникации // Русский язык и славистика в наши дни: Материалы международной науч. конференции, посвященной 85-летию со дня рождения Н.А. Кондрашова. М.: Изд-во Московского государственного областного ун-та, 2004. – С. 352-358.
11. Плотникова А.В. Дискурсивная и регулятивная роль диалогического повтора / А.В. Плотникова. Ставрополь – Пятигорск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического ун-та, 2006. С. 264-270.
12. Свиридова Т.М. Лексико-синтаксические средства выражения категории согласия / несогласия в диалогической речи / Т.М. Свиридова. – Елец: Елецкий государст. универс.им. И.А. Бунина, 2008. – 204с.
13. Свиридова Т.М. Категория согласия / несогласия в русском языке / Автореферат диссерт. на соискан. учен. степени доктора филолог. наук Т.М. Свиридовой. – Елец: Елецкий государст. универс.им. И.А. Бунина, 2008. – 180с.
14. Серебренников Б. Общее языкознание / Б. Серебренников. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 420с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности устной речи рассматриваются в главе?

В главе рассматриваются особенности устной речи, такие как динамичность, спонтанность, контекстуальность и нераспланированность.

Какие способы выражения согласия и несогласия рассматриваются в коммуникативных ситуациях?

В коммуникативных ситуациях рассматриваются способы выражения согласия и несогласия, такие как утверждения, отказы, возражения, сомнения, соглашения и несоглашения.

Какой вывод можно сделать по первой главе?

По первой главе можно сделать вывод, что повтор является эффективным средством выражения согласия и несогласия в диалогической речи.

Какое место занимает диалогический повтор согласия и несогласия в системе русского языка?

Диалогический повтор согласия и несогласия занимает важное место в системе русского языка, позволяя акцентировать точку зрения и усилить выражение согласия или несогласия.

Каким образом диалогический повтор помогает выразить согласие или несогласие в речевой коммуникации?

Диалогический повтор помогает выразить согласие или несогласие в речевой коммуникации путем повторения высказываний, аргументов или ключевых фраз для подтверждения или отрицания предыдущих слов или высказываний.

Какие особенности устной речи рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются особенности устной речи, способы выражения согласия/несогласия в коммуникативных ситуациях и роль повтора в диалогической речи.

Что является предметом рассмотрения в главе 2?

В главе 2 рассматривается место диалогического повтора согласия/несогласия в системе русского языка и его роль в речевой коммуникации.

Какие выводы сделаны по первой главе?

В первой главе были сделаны выводы о том, что повтор является одним из способов выражения согласия/несогласия в диалогической речи и имеет свои особенности в устной коммуникации.

Какое значение имеет повтор в диалогической речи?

Повтор является средством выражения согласия/несогласия в диалогической речи и играет важную роль в коммуникации между собеседниками.

Какую роль выполняет диалогический повтор в речевой коммуникации?

Диалогический повтор является средством выражения согласия или несогласия в речевой коммуникации и помогает уточнить смысл высказывания, подтвердить свою точку зрения или выразить свое несогласие.

Что изучается в первой главе книги?

В первой главе книги изучается теоретические основы диалогической коммуникации, особенности устной речи и способы выражения согласия/несогласия в коммуникативных ситуациях. Также рассматривается повтор как способ выражения согласия/несогласия в диалогической речи.

Какие выводы можно сделать по первой главе?

По первой главе можно сделать выводы о том, что диалогическая коммуникация имеет свои особенности, особенности устной речи важны для понимания коммуникативных ситуаций, а повтор является одним из способов выражения согласия/несогласия в диалогической речи.