Мотив безумия в прозе А.П. Чехова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 29 29 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 27.06.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. А.П. Чехов и основные проблемы его эпохи. Главные темы творчества писателя
1.1. Эпоха А.П. Чехова и её отражение в творчестве писателя
1.2. Медицина в жизни А.П. Чехова и его творчестве
Глава 2. Мотивы безумия в прозе А.П. Чехова
2.1. Образ психастеника в прозе А.П. Чехова
2.2. Безумие как следствие отсутствия смысла существования (образ Коврина)
2.3. Апатичный и возбужденный тип личности в прозе Чехова
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Громов со свойственной ему страстностью, яростью обличает зло, пропагандирует идеи, которые кажутся ему светлыми и достойными счастливого будущего. Но именно эта восторженность, чрезмерная увлеченность приводят героя к помешательству рассудка.
Какие же черты свойственны Громову? В первую очередь, как мы отмечали ранее, Громов чрезмерно возбужден: «Он всегда возбужден, взволнован и напряжен». С ним «о чем бывало ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами». Громов абсолютно и бесповоротно «зациклен» на одной идее – идее обличения. Он поглощен собственными идеями и представлениями, что мешает ему адекватно оценивать происходящее, Громов не видит альтернатив, либо это плохо, либо хорошо. Громов является максималистом во всем: «В своих суждениях о людях он клал густые краски, только белую и черную, не признавая никаких оттенков; человечество делилось у него на честных и подлецов; середины же не было». Вне всякого сомнения, «золотой середины» для Громова не существует.
Громов склонен к крайностям. Это доказывает эпизод, когда в палату приходит доктор Рагин, Иван Дмитриевич кричит, чтобы его немедленно выпустили из больницы. Он требует радикального разрешения проблемы.
Громов иногда бывает чрезмерно пафосным, может неадекватно судит о жизни и её явлениях. Он не желает принимать многие вещи, однако отказывается понять, что ему одному не под силу изменить весь мир и устроить его согласно собственным принципам. Громов вступает в конфликт с миром, что и приводит его к болезни. Он воображает, что находится в тюрьме, что его заточили, однако правда восторжествует: «Из-за этих решеток благословляю вас! Да здравствует правда! Радуюсь».. Вперед! Помогай вам Бог, друзья!».
Громов полагает, что все зло в этом мире происходит от негодяев и подлецов. Однако сам Чехов неоднократно говорил о том, что деятельность обыкновенных людей, которые имеют как достоинства, так и недостатки, порождает зло и страдания. Это жестокая правда жизни, которую Громову оказывается не под силу принять. То, что не принимает и отторгает герой, в конечном итоге и сводит его с ума.
Для Громова характерно абстрактное мышление, кроме того, каждый отдельный случай из жизни становится для него поводом для обобщений, для того, чтобы убедить себя и других в несовершенстве этого мира. И когда обезумевший Иван Дмитриевич бежал по городу, ему казалось, что «насилие всего мира скопилось за его спиной и гонится за ним». Насилие и зло – это не что иное, как навязчивая идея Громова.
В «Палате № 6» Чехов также дает образ апатичного героя, являющего собой противоположность возбужденному Громову. Доктор Рагин полагает, что к суете мира и страданиям следует относиться равнодушно.
Важно заметить, что сам Чехов полагал, что при некоторых обстоятельствах равнодушие может рассматриваться как положительное качество. Он писал: «А на этом свете необходимо быть равнодушным. Только равнодушные люди способны ясно смотреть на вещи, быть справедливыми и работать - конечно, это относится только к умным и благородным людям».
При разработке образа доктора Рагина Чехов, несомненно, опирался на учение стоиков, в частности, философию Марка Аврелия. Рагин полагает, что собственные страдания необходимо подавлять с целью освобождения себя и своего сознания для последующей помощи другим людям.
Однако Рагин не является тем человеком, которому под силу постоянно преодолевать себя и помогать другим. Рагин чрезмерно апатичен и нечувствителен к внешним воздействиям. Несомненно, это также разновидность психопатологии. Когда Рагин попадает в палату в качестве больного, он уже, когда его бьет Никита, не реагирует на побои ни звуком, ни движением, ни выражением глаз, только покачивается, как тяжелая бочка. Его апатичность достигает своего апогея.
В целом, А.П. Чехов неоднократно обращался к образу возбужденного героя, героя-обличителя и революционера, героя, который отказывается принимать мир таким, какой он есть, и оттого испытывает тяжелые душевные мучения, сводящие с ума.
Например, образ студента Васильева из рассказа «Припадок» (1889). Васильев не умеет радоваться жизни, он постоянно охвачен какой-то тоской, ему не дает покоя проблема проституции: «Они и поют, и страстно любят театр, и рисуют, и много говорят, и пьют, и голова у них не болит на другой день после этого; они и поэтичны, и распутны, и нежны, и дерзки; они умеют и работать, и возмущаться, и хохотать без причины, и говорить глупости; они горячи, честны, самоотверженны и как люди ничем не хуже его, Васильева, который сторожит каждый свой шаг и каждое свое слово, мнителен, осторожен и малейший пустяк готов возводить на степень вопроса. И ему захотелось хоть один вечер пожить так, как живут приятели, развернуться, освободить себя от собственного контроля». Васильев нездоров, соответственно, ему трудно контролировать себя и свои эмоции, переключаться. Овладевшая им навязчивая мысль овладевает им и приносит невыносимую боль.
К типу революционно настроенного человека, обличителя относится и Саша из рассказа «Невеста» (1903). В Саше очень многое есть от фанатика, а фанатизм – это явление, которое находится на грани психической нормы, а чаще всего является одним из признаков душевного заболевания. Также для Саши характерно чрезмерное возбуждение. Будущее представляется ему в радужных красках, героя полон оптимизма и надежд. Однако Саша серьезно и смертельно болен (туберкулез), соответственно, его состояние возбуждение – это своего рода эйфория, неврастеническое возбуждение, весьма свойственное людям, страдающим туберкулезом. А.П. Чехов прекрасно знал и наблюдал эти случаи в своей практике (кроме того, сам писатель также болел туберкулезом).

Заключение

А.П. Чехов очень хорошо знал психиатрию, и эти знания, несомненно помогали ему создавать в своих произведениях весьма яркие и выразительные образы людей, страдающих различного рода психопатологиями.
В данной работы мы выделили несколько основных типов героев чеховской прозы, которые по тем или иными причинам, страдают психическими расстройствами или находятся на грани психопатологии.
К первому типу мы отнесли психастенический тип личности. Классическим представителем этого типа является Беликов, главный герой рассказа «Человек в футляре». Именно в нем сошлись и синтезировались все характеристики психастеника: тревожная мнительность, беспокойство, боязнь жизни и будущего, излишний консерватизм, любовь к формализму и различного рода запретам. Важно отметить, что многих своих героев Чехов наделял этими чертами (доктор Овчинников, Алехин), однако в Беликове эти черты носят ярко выраженный характер, их можно даже назвать гротескными.
А.П. Чехов особое внимание уделял проблеме поиска смысла жизни и бессмысленности существования. Вне всякого сомнения, неприкаянность, душевные мучения часто являются причиной возникновения психических заболеваний. Этот феномен волновал Чехова как писателя и как врача. Одним из ярчайших представителей героев, не сознающих, где их место в этой жизни, в чем заключается их предназначение, является герой рассказа «Черный монах» Коврин. Отсутствие смысла жизни, бесполезные поиски приводят Коврина к безумию, его одолевает мания величия, а затем и вовсе губит жизнь самого героя и близких ему людей. Для самого писателя бессмысленность существования проистекает от лености, бездействия, нежелания менять самого себя и свою жизнь, податливости, подверженности пошлости обыденности. Вместе с тем, во многих рассказах писателя отчётливо видно, что лишена смысла и жизнь, лишённая истинной веры, а если и не огромной веры, то хотя бы поисков Бога, а значит и своего истинного предназначения. Также бессмысленность существования идёт от одиночества, неумения любить самоотверженно, готовности принять на себя боль другого человека, заглянуть в его душу, иными словами, нежелания сократить пропасть, лежащую между людьми в этом мире. Поиск смысла жизни и своего истинного предназначения – это тяжелейший труд, порой, этот духовный поиск продолжается всю жизнь. Если же человек не желает работать над собой, то последствия могут быть трагичными. Так случилось и с Ковриным.
Наконец, в своих прозаических произведениях А.П. Чехов создает образы болезненно возбужденных и апатичных людей. Особый интерес писателя к этим типам был вызван, скорее всего, социальными реалиями эпохи. Чехов как врач интересовался феноменом психики революционеров, бунтарей, обличителей. С другой стороны, он наблюдал большое количество людей болезненно апатичных. Эти две крайности (апатия и возбуждение) писатель считал если не полным расстройством психики, то пограничными состояниями.
В заключение хотелось бы отметить, что безумие, психопатологии для Чехова – это прежде всего социальное явление. Эпоха с её резкими противоречиями в общественной и политической жизни, духовным кризисом общества является основной причиной появления людей с различными психопатологиями. А.П. Чехов обращал внимание на эту актуальную проблему, призывал людей бороться за себя и свою жизнь, искать смысл жизни и проживать каждый день с радостью, надеждой, с пользой. Сам писатель постоянно работал над собой, духовно совершенствовался, так как без духовного роста и самосовершенствования человек либо деградирует, либо сходит с ума.


Список литературы


Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. - М., 1994.
А.П.Чехов в воспоминаниях современников. - М., 1986.
Барабаш И. Антон Павлович Чехов. Всматриваясь в жизнь./Электронное издание «Человек без границ»// http://www.manwb.ru/articles/arte/literature/chehov/
Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: Их статика, динамика, систематика. - М., 1933.
Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. – М., 2003.//  http://lit.lib.ru/d/dolzhenkow_p_n/chekhov.shtml
Долженков П.Н. Чехов и психиатрия.//Медицинская газета. № 41, 2011.
Долженков П.Н. Тема страха перед жизнью  в   прозе   Чехова  // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995. С. 66-70.
Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. - М.: Изд-во МГУ, 1979.//http://www.chekhoved.ru/index.php/library/chekbov-books/114-kataev
Меве Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П.Чехова. - Киев, 1961.
Переписка А.П.Чехова в 2-х т./Под ред. В.Э. Вацуро, Н.К. Гей, Г.Г. Елизаветина, и др. - М., 1984.
Романенко В.Т. Чехов и наука. – Харьков, 1962. [Ресурс локального доступа]
Собенников А.С. Чехов и христианство./ Вестник факультета филологии и журналистики ИГУ, 2001.// http://palomnic.org/
Тихомиров С.В. «Черный монах» (Опыт самопознания мелиховского отшельника).// Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995. С. 35 – 44.
Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/
Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.
Tulloch J. Chekhov: a Structuralist study. - London, 1980.



Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. - М., 1994. С. 341.
Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971. С. 272.
Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971. С. 273.
См.: Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971. С. 273 – 274.
Собенников А.С. Чехов и христианство./ Вестник факультета филологии и журналистики ИГУ, 2001.// http://palomnic.org/
Собенников А.С. Указ. соч.
Там же.
Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. - М.: Изд-во МГУ, 1979.//http://www.chekhoved.ru/index.php/library/chekbov-books/114-kataev

Романенко В.Т. Чехов и наука. – Харьков, 1962. [Ресурс локального доступа]
Меве Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П.Чехова. - Киев, 1961. С. 58.

Цит. по: Меве Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П.Чехова. - Киев, 1961. С. 98.
Там же. С. 102.
Там же. С. 83.
А.П.Чехов в воспоминаниях современников. - М., 1986. С. 240.
Меве Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П.Чехова. - Киев, 1961. С. 156.

Романенко В.Т. Чехов и наука. – Харьков, 1962. [Ресурс локального доступа]
Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. – М., 2003.//  http://lit.lib.ru/d/dolzhenkow_p_n/chekhov.shtml
См.: Tulloch J. Chekhov: a Structuralist study. - London, 1980.
Термин «психастения» был предложен П.Жане в 1903 г. Учение Жане о психастении стало дальнейшим развитием идей Б.Мореля и В.Маньяна, считавших основной причиной психических болезней наследственное предрасположение. В России первыми изучением психастении занялись П.Б.Ганнушкин и С.А.Суханов, опубликовавшие в 1902 году совместную работу (15). А в 1907 г. Ганнушкин уже публикует статью (17), в которой описывает психастенический характер весьма подробно и квалифицированно.

Долженков П.Н. Чехов и психиатрия.//Медицинская газета. № 41, 2011.
Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/
См.: Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: Их статика, динамика, систематика. - М., 1933.
Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/
Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/
Там же.
Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/
Там же.
Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/
Там же.
Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/
Барабаш И. Указ. соч.
Там же.
Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/
Там же.
Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/
См.: Тихомиров С.В. «Черный монах» (Опыт самопознания мелиховского отшельника).// Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995. С. 35 – 44.

Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/
Там же.
Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/

Цит. по: Долженков П.Н. Тема страха перед жизнью  в   прозе   Чехова  // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. - М., 1995. С. 68.
Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/












2

Список литературы


1.Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. - М., 1994.
2.А.П.Чехов в воспоминаниях современников. - М., 1986.
3.Барабаш И. Антон Павлович Чехов. Всматриваясь в жизнь./Электронное издание «Человек без границ»// http://www.manwb.ru/articles/arte/literature/chehov/
4.Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: Их статика, динамика, систематика. - М., 1933.
5.Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. – М., 2003.// http://lit.lib.ru/d/dolzhenkow_p_n/chekhov.shtml
6.Долженков П.Н. Чехов и психиатрия.//Медицинская газета. № 41, 2011.
7.Долженков П.Н. Тема страха перед жизнью в прозе Чехова // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995. С. 66-70.
8.Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. - М.: Изд-во МГУ, 1979.//http://www.chekhoved.ru/index.php/library/chekbov-books/114-kataev
9.Меве Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П.Чехова. - Киев, 1961.
10.Переписка А.П.Чехова в 2-х т./Под ред. В.Э. Вацуро, Н.К. Гей, Г.Г. Елизаветина, и др. - М., 1984.
11.Романенко В.Т. Чехов и наука. – Харьков, 1962. [Ресурс локального доступа]
12.Собенников А.С. Чехов и христианство./ Вестник факультета филологии и журналистики ИГУ, 2001.// http://palomnic.org/
13.Тихомиров С.В. «Черный монах» (Опыт самопознания мелиховского отшельника).// Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995. С. 35 – 44.
14.Чехов А.П. Собрание сочинений./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/
15.Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.
16.Tulloch J. Chekhov: a Structuralist study. - London, 1980.

Вопрос-ответ:

Какая была эпоха А.П. Чехова и как она отразилась в его творчестве?

Эпоха А.П. Чехова, конец XIX - начало XX века, была периодом резких социальных, экономических и политических изменений в России. В это время страна переживала переход от феодализма к капитализму, что отразилось на всех сферах жизни. В литературе происходило противоречие между старыми и новыми идеями, и Чехов был одним из первых писателей, который отразил эти изменения в своих произведениях. Он показывал жизнь простых людей, проблемы маленьких людей, их обычные будни и ненужные страдания. В его произведениях присутствует осознание скоротечности и невозможности счастья, пустота экзистенциального смысла, отсутствие долговременных ценностей. Это отражает эпоху неуверенности и дезориентации, в которой жил Чехов.

Как медицина влияла на жизнь А.П. Чехова и его творчество?

Медицина играла огромную роль в жизни Чехова, так как он сам был врачом и много времени проводил в больницах и клиниках. Врачебный профессионализм и медицинская терминология проникают в его произведения. Чехов обращается к медицинской тематике в своих произведениях и обнаруживает глубокое понимание психологических и физиологических особенностей человека. Он показывает, что физическое и психическое здоровье тесно связаны и зависят друг от друга. Также он обсуждает проблемы медицинской этики и социальной ответственности врачей.

Каким был образ психастеника в прозе А.П. Чехова?

Образ психастеника в прозе Чехова представлен как один из типов душевных болезней, который характеризуется повышенной утомляемостью, нервным истощением, чрезмерной мнительностью и сомнительностью. Чехов показывает, что психастеники часто чувствуют себя чужими в этом мире, испытывают чувство отчуждения и неполноценности. Однако Чехов не ставит психастеников в качестве отрицательных персонажей, скорее наоборот, он показывает их хрупкость, их способность к глубокому чувству и пониманию других людей.

Какие основные проблемы были актуальны в эпоху А.П. Чехова и как они отражены в его творчестве?

В эпоху А.П. Чехова наиболее актуальными проблемами были социальное неравенство, нищета, болезни и бездуховность. Эти проблемы явно отражены в его творчестве, где автор критически освещает жизнь провинциальных местечек, показывая тяжелое положение маленьких людей и их борьбу за выживание.

Какую роль в жизни А.П. Чехова и его творчестве играла медицина?

Медицина играла важную роль в жизни А.П. Чехова, так как он сам являлся врачом по образованию. Его работа врача и наблюдения за пациентами влияли на его взгляды на мир и человеческую природу. Врачебные аспекты и мотивы болезни часто встречаются в его произведениях.

Какой образ психастеника можно найти в прозе А.П. Чехова?

Образ психастеника встречается в прозе А.П. Чехова достаточно часто. Это тип личности, который характеризуется повышенной чувствительностью, склонностью к меланхолии, тревоге и различным невротическим проявлениям. Чехов часто изображает таких героев, которые пребывают в постоянном внутреннем конфликте и несчастны из-за своей чувствительности.

Каким образом безумие связано с отсутствием смысла существования в творчестве А.П. Чехова?

В творчестве А.П. Чехова безумие часто представляется как следствие отсутствия смысла существования. Это особенно ярко проявляется в образе Коврина в одной из его пьес. Коврин теряет рассудок, так как не может найти смысла в своей жизни и чувствует себя бесполезным.

Какие типы личности встречаются в прозе Чехова и как они отличаются друг от друга?

В прозе Чехова можно найти разные типы личности, включая апатичный и возбужденный. Апатичные личности характеризуются равнодушием, безучастностью и часто страдают от апатии. Возбужденные личности, напротив, проявляют чрезмерную эмоциональность, внутреннюю бурность и часто бывают психически неустойчивы.

Какая связь между эпохой А.П. Чехова и его творчеством?

Эпоха А.П. Чехова, конец XIX - начало XX века, была время больших социальных и политических перемен. В творчестве писателя отражены основные проблемы этой эпохи, такие как социальное неравенство, безысходность многих людей, коррупция и разрушение старых ценностей. Чехов исследует моральные и этические дилеммы, утопию счастья и актуальные проблемы своего времени.

Какая роль играет мотив безумия в прозе А.П. Чехова?

Мотив безумия в прозе Чехова является одним из ключевых. Писатель исследует психологическое состояние своих персонажей, используя безумие как средство передачи внутренней борьбы, потери смысла и отчаяния. Он часто изображает образы психастеников, апатичных и возбужденных личностей, которые страдают от отсутствия смысла в своем существовании. Чехов пытается понять и описать сложности и противоречия человеческой психики в условиях стресса и неопределенности.