использование элементов истории в процессе обучения математике младших школьнков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 35 35 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 29.09.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования элементов истории в процессе обучения математике
1.1.Особенности процесса обучения математике в начальной школе
1.2. Возможности использования элементов истории в процессе обучения математике младших школьников
Глава 2 Методические особенности использования элементов истории в процессе обучения математики младших школьников
2.1.Анализ учебников на наличие в них заданий с элементами истории
2.2. Комплекс заданий с элементами истории в процессе обучения математики младших школьников
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Этими образцами пользовались при строительстве сооружений и проведении других работ. Главный образец – «священный локоть» - хранился в храме его служителями.Во время проведения инсценировок, практических упражнений дети «на собственном опыте имеют возможность наблюдать, как, из каких источников вытекают математические истины».Сейчас, когда перед российскими учителями стоят большие задачи по воспитанию и обучению детей, уместно оглянуться назад в далёкое прошлое нашей школы. Оно даёт немало замечательных образцов вдохновенного отношения к учительскому труду, большой любви к учащимся и смелого творческого дерзания в области методики и дидактики начального обучения. Экскурс в историю старых учебников математики начальной школы даёт возможность оценить современные учебники математики с учётом классической отечественной педагогики начального обучения, наследия выдающихся русских педагогов. Можно утверждать, что «Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого послужила связующим звеном между русской математической литературой XVIII-XIX веков и рукописями XVII века.Старые учебники иллюстрируют следующее: преподавание арифметики в начальных классах на первой ступени математического образования должно быть построено так, чтобы усвоение её детьми было вполне сознательным, чтобы при её изучении развивались в детях способности к точному логическому мышлению и в то же время дети приучались бы пользоваться ею как необходимым орудием в практической жизни. Покажем это на примере «Арифметики» Л.Ф.Магницкого 1703 года издания как первого печатного курса математики и как книги, сыгравшей важную роль в истории распространения математических знаний в России. В «Арифметике» Магницкого изложены нумерация и четыре действия с целыми числами. Её образовательное значение заключается в простоте и общности определений, строгости выводов, неразрывности цепи логических построений и неопровержимости добытых истин. «Арифметика» Магницкого явилась прообразом отечественного учебника по математике.К примеру, в «Арифметике» Магницкого (1703 год) помещалась достаточно компактная таблица сложения. Её преимущество заключается в том, что она легка для запоминания и развивает логическое мышление. Таблица основана не только на механическом заучивании, напротив, в ней ясно прослеживается определённая закономерность: каждое последующее число увеличивается на единицу (каждое последующее число на единицу больше предыдущего). Формируя математические представления о числе, Магницкий вводит понятия «на сколько больше», «на сколько меньше». Таблица знакомит с правилами счёта в пределах 20 в прямом и обратном направлениях и изучением количественного состава чисел из единиц. Таким образом, дети быстро усваивают отношения между рядом стоящими числами. Кроме того, эта таблица формирует первоначальные вычислительные приёмы и навыки устного сложения и вычитания в пределах 20, по ней можно рассмотреть состав чисел, переместительное свойство сложения и др. Данная таблица даёт возможность ранжировать учащихся по способностям и обеспечивать дифференцированный подход в обучении детей математике. Уже на первом этапе обучения, более продвинутые ученики могут выполнять задания на вычисления в пределах 20. А в результате – времени на изучение таблицы сложения в 1 классе может потребоваться значительно меньше. Главное преимущество этой таблицы в её компактности и широком спектре тех видов работ, которые можно по ней выполнять.Можно сказать, что представленная таблица сложения является также прообразом опорных схем, автором которых являются современные учителя С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и др. Данная таблица даёт возможность ранжировать учащихся по способностям и обеспечивать дифференцированный подход в обучении детей математике. Уже на первом этапе обучения, более продвинутые ученики могут выполнять задания на вычисления в пределах 20. А в результате – времени на изучение таблицы сложения в 1 классе может потребоваться значительно меньше, чем по современной программе. Полагаю, что таблицы сложения и умножения Магницкого применимы в современной школе. Главное преимущество этих таблиц в их компактности и широком спектре тех видов работ, которые можно по ним выполнять.Эффективным средством развития интереса учащихся к предмету математики, имеющим познавательное и воспитательное значение, является решение старинных задач на уроках или внеклассных занятиях. Их решение требует не только математических знаний, но и сообразительности, творчества, умения логически мыслить, желания найти нетрадиционные пути решения. Кроме того, эти задания тоже дают возможность учителю проводить небольшие экскурсы в историю развития математики в России, рассказывать о составителях этих задач, которыми и поныне гордится русский народ. Рассмотрим несколько таких задач, взятых из старинных русских рукописей и «Арифметики» Л.Ф.Магницкого.С помощью игры «Математический архив» дети познакомятся с великими математиками. Каждому ученику выдаётся листок с портретами великих математиков. При знакомстве с учёным ребёнок вырезает его портрет, наклеивает в тетрадь, туда же вписывает его высказывания. И, хотя полностью не может понять их смысл (нужно объяснить каждое выражение на доступном ребёнку к этому моменту математическом языке), он запоминает эти мысли. В своё время (это может быть в 5-11 классе) он, видя портрет того или иного математика, не «пробегает» по нему небрежно глазами, а останавливает взгляд, заинтересованно смотрит и вспоминает, что с ним связано, а этот вызывает интерес, любопытство. Чтобы удовлетворить его, ученик обращается к книгам. Эта игра как бы осуществляет связь младших и старших классов. На её основе можно играть в Шерлока Холмса, т.е. найти портрет того или иного учёного.Очень важно, чтобы дети принимали самое активное участие в подготовке уроков математики и уже в 3-4 классах готовили краткие сообщения и доклады, сами подбирали исторический материал в справочниках и энциклопедиях и охотно бы делились им со своими товарищами, т.к. познавательный интерес, как и всякая черта личности школьника, развивается и формируется в деятельности.Кроме того, учителя начальных классов на уроках математики и во внеурочное время могут вести работу с детьми по сбору «народной математики», составлять и оформлять альбомы, альманахи, задачники, презентации, знакомить детей с различными приёмами вычислений, которые сейчас не используются, но не уступают современным, а в чём-то даже превосходят их, по своей доступности.ЗаключениеПроблема введение исторического материала на уроках математики в начальных классах на сегодняшний день актуальна. Так как учителя 21 века все меньше применяют на своих уроках элементы истории математики. Они больше стараются рассказать и объяснить детям новый материал и закрепить старый. А на историю у них как обычно не хватает времени. Педагоги забывают о том, что детям начальных классов очень интересны занимательные истории. Некоторые конечно включают в свои уроки историю, но очень мало и как обычно только в первом классе. А желательно бы это делать на протяжении всех 4 лет. Введение исторического материала на уроках математики в начальных классах необходимо. Ведь история математики выступает средством активизации познавательной деятельности учащихся. Математика и история - две неразрывные области науки. Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки в первую очередь объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Но этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных и образовательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства наук. Ибо научная дисциплина, занятая изучением не самих вещей, а лишь отношений между ними и потому необходима требующая поднятия на некоторую ступень абстракции, - такая дисциплина, очевидно, лишь в редких случаях способна давать учителю повод к эффективному воздействию на формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения. Лучшие педагоги прошлого постоянно подчёркивали недостаточность и педагогическую ошибочность чисто абстрактного изложения математики и настаивали на том, чтобы математика получала зримые черты метода познания окружающего нас мира. В «обращении к читателям» «Истории математики в школе» педагог, математик Герш Исаакович Глейзер писал, что на основе своего личного тридцатилетнего опыта работы в школах он рекомендует на каждые шесть уроков по одной беседе. Условный термин «беседа» следует понимать, как сообщение некоторого факта из истории математики, который может быть преподнесён ученикам в виде рассказа, рассмотрения и объяснения рисунка, краткого замечания, разбора задачи, сопровождаемого исторической справкой. Естественным в данной ситуации считается и огромный интерес детей к данной проблеме. Уроки с привлечением исторического материала никого не оставляют равнодушными: ни тех, для кого логика - «наука первая…из всех», ни тех, для кого важна эмоциональная окраска получаемых знаний. В конечном итоге выигрывают все. Особое место об обучении математике занимают задачи, в основу которых положен исторический материал, разнохарактерные письменные источники, например, старинные задачи, сказки, свидетельства античных авторов. Как, добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов? Многие школьные учебники математики решают эти проблемы. Для развития интереса к предмету в них есть занимательные задачи, система упражнений, которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные вопросы, показывающие связь математики с другими областями знаний. Конечно, в учебниках мы встречаем и исторические страницы. Читая их, узнаём о появлении и развитии математических понятий, возникновении и совершенствовании методов решения задач. И, тем не менее, творчески работающему учителю тесно в рамках того исторического содержания, которое приводится в учебнике не достаточно. Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников, показывают диалектику предмета. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы искусно входили в часть урока математики, заставляя детей удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой многогранной науки.В заключение хотелось бы добавить, что применяя на своих занятиях историю математики, учащиеся все больше проявляют интерес к этой науки. И тем самым стараются лучше усвоить новый и незнакомый материал. Что в итоге приводит к высоким показателям знаний учащихся. Таким образом, все таки необходимо на уроках математики применять хотя бы элементы истории, чтобы для начала активизировать познавательную деятельность учащихся.Включение исторического материала в урок способствует решению следующих педагогических задач: установление связи, закономерности между историей того или иного государства и истории математики;раскрытие причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса;расширение, углубление, конкретизация, повторение и закрепление знаний по математике;активизация познавательной деятельности учащихся;установление связей между учебной работой и самостоятельным получением знаний.Подготовка уроков, которые могли бы содержать исторические сведения может строиться по следующей схеме:определение целесообразности использования исторического материала;определение места использования исторического материала при изучении какой-либо темы;установление связи исторических сведений с материалом рассматриваемой темы;определение места использования исторических сведений на уроке;выбор наиболее эффективных средств использования исторического материала;рассмотрение возможности дальнейшего использования исторического материала на уроках математики или во внеурочной деятельности.Целесообразно предъявление исторических сведений в занимательной форме, возможен также вариант преподнесения исторических сведений самими учащимися, например, учащийся хорошо владеющий материалом может подготовить доклад для класса. Экскурс в историю можно сопровождать картинками, слайдами, видеоматериалом.Список литературыВолошкина М.И. По страницам старых учебников. Арифметика.// Начальная школа. – 1994. -№11. - 63с.Глейзер Г.И. История математики в школе. - М.:Просвещение,1982.Депман И.Я. История арифметики. – М.,1965.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.:Просвещение,1989.Дворянинов, С.В. Из истории метрической системы мер и истории поэзии / С.В. Дворянинов // Математика [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.shevkin.ru/Заболотных Т.А. Использование исторического материала в процессе обучения математике.// Начальная школа. – 1993. -№6. - 27с.Ефимов В.Ф. Использование исторических сведений на уроках математики.// Начальная школа. – 2004. -№6. - 37с.Клименченко Д.В. Величины и их измерение.// Начальная школа. – 1990. -№6. - 30с.Медникова, Н.А. Использование исторических сведений на уроках математики / Н.А. Медникова // Начальная школа. – 2009. – № 5. – С. 50 – 54.Менчинская Н.А. Вопросы методики психологии обучения арифметике в начальных классах. – М.. 1986Никалау Л.Л. Старинные  задачи - для развития интереса  к математике.// Начальная школа № 5  - 2001.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. – М.,1994.Пустовалова Г.П. Исторический материал на уроках математики.// Начальная школа. – 2003. -№5. - 58с.Тихоненко, А.В. Использование элементов истории в процессе обучения математике школьников / А.В. Тихоненко // Начальная школа. – 1993. – № 3. – С. 34 – 39.Тихоненко А.В. Некоторые сведения из истории математики, используемые при подготовке учителей начальных классов // Начальная  школа. – № 6 – 1995.Труднев В.П. Внеклассная  работа  по  математике в начальной  школе. – М., Просвещение,1975.Хрестоматия по  математике/ Под  ред. А.П. Юшкевича. – М., 1991.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М.,1979. – 160с.Эльконин  Д.Б. Психология  обучения  младшего  школьника. – М., 1974.Я познаю мир. Математика. – М.:Аст,2000.

Список литературы
1.Волошкина М.И. По страницам старых учебников. Арифметика.// Начальная школа. – 1994. -№11. - 63с.
2.Глейзер Г.И. История математики в школе. - М.:Просвещение,1982.
3.Депман И.Я. История арифметики. – М.,1965.
4.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.:Просвещение,1989.
5.Дворянинов, С.В. Из истории метрической системы мер и истории поэзии / С.В. Дворянинов // Математика [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.shevkin.ru/
6.Заболотных Т.А. Использование исторического материала в процессе обучения математике.// Начальная школа. – 1993. -№6. - 27с.
7.Ефимов В.Ф. Использование исторических сведений на уроках математики.// Начальная школа. – 2004. -№6. - 37с.
8.Клименченко Д.В. Величины и их измерение.// Начальная школа. – 1990. -№6. - 30с.
9.Медникова, Н.А. Использование исторических сведений на уроках математики / Н.А. Медникова // Начальная школа. – 2009. – № 5. – С. 50 – 54.
10.Менчинская Н.А. Вопросы методики психологии обучения арифметике в начальных классах. – М.. 1986
11.Никалау Л.Л. Старинные задачи - для развития интереса к математике.// Начальная школа № 5 - 2001.
12.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. – М.,1994.
13.Пустовалова Г.П. Исторический материал на уроках математики.// Начальная школа. – 2003. -№5. - 58с.
14.Тихоненко, А.В. Использование элементов истории в процессе обучения математике школьников / А.В. Тихоненко // Начальная школа. – 1993. – № 3. – С. 34 – 39.
15.Тихоненко А.В. Некоторые сведения из истории математики, используемые при подготовке учителей начальных классов // Начальная школа. – № 6 – 1995.
16.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. – М., Просвещение,1975.
17.Хрестоматия по математике/ Под ред. А.П. Юшкевича. – М., 1991.
18.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М.,1979. – 160с.
19.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.
20.Я познаю мир. Математика. – М.:Аст,2000.

Использование тестов в процессе обучения математике

Введение

На современном этапе развития общества выдвигает определенные требования к системе математических знаний, которые международное сообщество считает необходимыми для формирования так называемого «человеческого капитала». Элементами общей человеческой культуры являются определенный объем математических знаний, владение характерными для математики методами, знакомство с ее специфическим языком. Кроме того, все более актуальной становится проблема оценки качества преподавания математики.

Одним из наиболее важных направлений модернизации системы образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Цель государственного контроля качества состоит в обеспечении стабильного соответствия качества образования потребностям человека, общества и государства. Фундаментальной составляющей обучения является подготовка математике учащихся. Актуальность исследования определяется, с одной стороны, новыми государственными требованиями к математической подготовке учащихся, сформулированные в стандарте образования, а с другой, разработана система оценки результатов обучения в каждом учреждении образования.

Изменения в сфере образования, произошедшие за последнее время (введение ЕГЭ и др.), привели к противоречию между наличием разработанной теории и методике использования тестов в оценке качества знаний и эффективного применения в практике преподавания математики.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике значительно отличается от выпускного экзамена, который обычно проводится в школе после 11 класса. В первую очередь, отличие состоит в том, что ЕГЭ совмещает два экзамена выпускной школьный и вступительный в высшее учебное заведение (университет), а также пересдавать ЕГЭ до невозможно, в отличие от вступительных экзаменов в вуз.

таким Образом, подготовка к экзамену ТЕСТ нужно повторять не только курс «Алгебра и начала анализа», но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты; часть; арифметической и геометрической прогрессии; планы 7-9 классов и стереометрия 10-11 классов.

для того, Чтобы повторить почти весь школьный курс математики необходимо серьезно потрудиться. Тест ТЕСТ по математике представляет собой тесты успеваемости, которые подразделяются на два вида: тесты скорости и тесты мощности. В тестах скорости у испытуемых обычно не хватает времени ответить на все вопросы, а в тестах мощности содержит заведомо сложные задачи, непосильные для большинства респондентов.