Современные тенденции развития менеджмента в России и странах СНГ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 05.06.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Эволюция управленческих парадигм
1.1 Эволюция отечественной управленческой парадигмы
1.2 Эволюция моделей менеджмента в организациях
1.3 Проблемы менеджмента в России и СНГ
2. Особенности современного менеджмента в России и СНГ
2.1 Переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту
2.2 Современный стратегический анализ в российском менеджменте
2.3 Современная концепция менеджмента с точки зрения количественного, процессного, системного, ситуационного подходов
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Ключевая задача менеджмента состоит в организации производства/предоставлении товара и/или услуг с учетом спроса на них на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечении рентабельности деятельности организации. Конкретизируется в следующей системе задач:
- определение конкретных целей развития организации;
- выявление приоритетности целей, очередности их достижения;
- выработка механизмов принятия и реализации управленческих решений;
- определение необходимых ресурсов и их источников;
- организация контроля за достижением поставленных целей;
- координация работы всех подразделений организации;
- стимулирование работников;
- разработка стратегии развития организации.
Принципы менеджмента – правила управления организацией, направленные на достижение успеха.
- научность + искусство;
- целенаправленность;
- специализация + универсальность;
- последовательность;
- непрерывность;
- централизация + самоуправление;
- учет индивидуальных особенностей работников и закономерностей их группового поведения;
- права + ответственность; состязательность;
- участие исполнителей в подготовке решения.
Грамотная постановка целей определяет будущее организации. Цель должна быть поставлена четко и ясно, как правило, в показательной форме. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее (рис.5).

Рисунок 5 - Анализ, прогнозирование и целеполагание как функции менеджмента
Как видно из рисунка 5, изначально поставленные цели и задачи в процессе труда могут подвергаться корректировке.
На деятельность организации влияют изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды: курсы валют, уровень инфляции, взаимоотношения с конкурентами, клиентами, государством, психологический климат и мотивация в коллективе, организационная культура и т.д. Данные факторы обусловливают получение реальных результатов работы, которые могут отличаться от поставленных целей в лучшую или худшую стороны. Искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и пессимистических прогнозов и предсказании негативных тенденций в экономике, на рынках и в коллективе. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными.
4.Ситуационных подход, в основе которого – выбор оптимального метода управления в зависимости от ситуации. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения у конкурентов, в условиях и формах финансирования, в состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и будущем. Для этого, помимо наличия определенных денежных средств, необходимо предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в целях быстрого реагирования и адаптации хозяйственной деятельности фирмы к изменяющимся условиям.
Современный менеджмент в зависимости от государства, в котором он формируется, имеет ряд специфических особенностей. С этой точки зрения правомерно выделять российский менеджмент, проявления которого влияют на формирование коммерческих и некоммерческих организаций в нашей стране. В настоящий момент в российских организациях появляются первые примеры использования подлинно современных технологий торгового сервиса, логистики, дистрибьюции.
К специфическим чертам современного менеджмента относят: социо-культурные факторы, менталитет населения, уровень образования.
К общим чертам современного менеджмента в России относят этапы эволюции терминов, развития научно-технического прогресса, общественно-экономическую ситуацию, конкретную модель экономики.

Заключение
В современной литературе имеются разные определения, раскрывающие понятие «менеджмент» с различных точек зрения. Приведем некоторые из них.
В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.
В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.
«Современный экономический словарь» дает следующее определение: «Менеджмент — это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственными персоналом с использованием достижений науки управления».
В других источниках менеджмент определяется как:
хозяйственное управление организацией в условиях рынка;
вид профессиональной деятельности по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора;
система научных знаний, составляющих теоретическую базу практического опыта в области управления и имеющих междисциплинарный характер;
профессиональный состав управляющих — менеджеров, входящих в административный аппарат предприятия;
руководство предприятия, фирмы, руководящий орган;
другие.
В рамках первого направления, наиболее часто встречающегося в литературе, достаточно полно представлены вопросы эволюции российского менеджмента в период конца XIX — начала XXI веков, которые рассматриваются через призму хронологического и методологического подхода.
В развитии российского менеджмента, как самостоятельной области исследования и управленческой практики, можно выделить:
первый этап — бюджетирование — охватывает период времени с 80-х годов XIX века до 50-х годов XX века;
второй этап — долгосрочное планирование (его другое название — управление на основе экстраполяции) — относится к периоду 1950-х — 1960-х годов;
третий этап — стратегическое планирование (его другое название — управление на основе предвидения изменений) — получил развитие на протяжении 1960-х — 1970-х годов;
четвертый этап — стратегический менеджмент (его другие названия: стратегическое управление, стратегическое рыночное управление или управление на основе гибких экстренных решений) берет свое начало в 1970-е годы и с небольшими изменениями продолжается до настоящего времени.
Современные тенденции развития менеджмента в России и странах СНГ определились благодаря истории успеха нововведений, включая инновационные подсистемы или даже различные модели систем управления. Одни управленческие системы выдерживали испытание практикой, а другие – нет. Следует учитывать то, что в настоящий момент во всех странах СНГ наблюдаются низкие заработные платы, поэтому мотивирующие аспекты в менеджменте составляют его ядро.
Предшественником стратегического планирования была система долгосрочного планирования. Как правило, долгосрочное планирование (получившее развитие в 50-е годы) применялось в крупных, а так же в отдельных средних компаниях. Развитием долгосрочного планирования в США и Западной Европе в 60 – 70 годы стала система стратегического планирования. Данная система представляла собой ответную реакцию ряда компаний на существенное изменение их внешней среды, которое проявилось в насыщении соответствующих рынков.
Стратегическое планирование как логический, аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности было разработано фирмами, которые стремились повернуть вспять процесс замедления роста и морального устаревания техники и технологий. Во многих случаях в начальной период применения стратегического планирования не давало желаемого улучшения в деятельности организации.
Исследования показали, что стратегическое планирование, если оно правильно используется в управлении, приводит к значительному улучшению деятельности фирмы.


Список использованной литературы
Научная и учебная литература
Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. — М.: Экономика, 2009.
Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 328 с.
Виноградова З.И., Щербакова В.Е. Стратегический менеджмент: Матрица модулей, «дерево» целей: Учеб. пособие / Под ред. З.И. Виноградовой. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004. — 304 с.
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 296 с.
Гаффорова Е.Б. Вопросы создания единой системы менеджмента предприятия на основе качества // Проблемы управления. – 2006. – № 3.
Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 385 с.
Дохолян С.Б., Овсянникова Т.С.. Основы маркетинга. Часть 2. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2010.- 542 с.
Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 2006. – 368 с.
Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 157 с.
Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента. Часть 1. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2010.- 252 с.
Локтев С.А., Титов В.В., Межов И.С., Нечаев Н.И., Урман Л.И. Концепции и модели организации производственного менеджмента на российских предприятиях / Под ред. В.В. Титова, С.А. Локтева. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2008. — 284 с.
Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 285 с.
Панов А.И., Коробейников И.О., Панов В.А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению (080100) «Экономика и управление». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 303 с.
Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент: учебник. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007. — 496 с.
Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 299 с.
Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 263 с.
Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.
Стратегический менеджмент (шпаргалка). — М.: Приор-издат, 2007. — 20 с.
Чайникова, Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография / Л.Н. Чайникова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 126 с.

Источники Internet
On-line версия книги А.П. Панкрухина "Маркетинг образовательных услуг", http://mou.marketologi.ru/book/21.html/

Стратегический менеджмент (шпаргалка). — М.: Приор-издат, 2007. — С. 16
Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 285 с.

Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 296 с.
Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – с.-108.
Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – с.- 11.
Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – с. 212-214
Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – с. 212-214
Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.
Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента. Часть 1. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, Издательство ЭКМОС, 2007. - C. 11
Гаффорова Е.Б. Вопросы создания единой системы менеджмента предприятия на основе качества // Проблемы управления. – 2006. – № 3. – С. 43
Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. c англ. – М.: Экономика, 2009 – С. 217
Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 59
А.П. Панкрухин "Маркетинг образовательных услуг", http://mou.marketologi.ru/book/21.html/
Чайникова, Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона : монография / Л.Н. Чайникова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – С. 55
Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 2006 – С. 202
Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. c англ. – М.: Экономика, 2009 – С. 177
Локтев С.А., Титов В.В., Межов И.С., Нечаев Н.И., Урман Л.И. Концепции и модели организации производственного менеджмента на российских предприятиях / Под ред. В.В. Титова, С.А. Локтева. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2006. — C. 188
Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 2006 – С. 193
Дохолян С.Б., Овсянникова Т.С.. Основы маркетинга. Часть 2. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2010.- C. 262












2



Виды планов

По содержанию и периоду действия

По виду хозяйственной деятельности

По уровню управления

Стратегические, долгосрочные (на 5 и более лет)

Тактические, среднесрочные (1-5 лет)

Оперативные, краткосрочные (на год и меньше)

План производства

План сбыта

Финансовый план

План инноваций и др.

План организации в целом

План структурного подразделения

План дочерней компании или филиала

Список использованной литературы
Научная и учебная литература
1.Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. — М.: Экономика, 2009.
2.Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 328 с.
3.Виноградова З.И., Щербакова В.Е. Стратегический менеджмент: Матрица модулей, «дерево» целей: Учеб. пособие / Под ред. З.И. Виноградовой. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004. — 304 с.
4.Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 296 с.
5.Гаффорова Е.Б. Вопросы создания единой системы менеджмента предприятия на основе качества // Проблемы управления. – 2006. – № 3.
6.Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 385 с.
7.Дохолян С.Б., Овсянникова Т.С.. Основы маркетинга. Часть 2. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2010.- 542 с.
8.Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 2006. – 368 с.
9.Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 157 с.
10.Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента. Часть 1. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2010.- 252 с.
11.Локтев С.А., Титов В.В., Межов И.С., Нечаев Н.И., Урман Л.И. Концепции и модели организации производственного менеджмента на российских предприятиях / Под ред. В.В. Титова, С.А. Локтева. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2008. — 284 с.
12.Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 285 с.
13.Панов А.И., Коробейников И.О., Панов В.А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению (080100) «Экономика и управление». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 303 с.
14.Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент: учебник. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2007. — 496 с.
15.Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 299 с.
16.Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 263 с.
17.Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.
18.Стратегический менеджмент (шпаргалка). — М.: Приор-издат, 2007. — 20 с.
19.Чайникова, Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография / Л.Н. Чайникова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 126 с.

Источники Internet
20.On-line версия книги А.П. Панкрухина "Маркетинг образовательных услуг", http://mou.marketologi.ru/book/21.html/

Вопрос-ответ:

Какие существуют модели менеджмента в организациях?

Существует несколько моделей менеджмента в организациях, включая классическую модель, ситуационную модель и современную модель управления знаниями. Каждая модель имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей и потребностей организации.

Какие проблемы возникают в менеджменте в России и странах СНГ?

В менеджменте России и стран СНГ существует ряд проблем, включая недостаточное уровень квалификации менеджеров, непродуманную корпоративную культуру, слабую систему мотивации и отсутствие четкой стратегии развития. Эти проблемы требуют внимания и решения со стороны руководства.

Какие особенности современного менеджмента в России и странах СНГ?

Современный менеджмент в России и странах СНГ характеризуется переходом от стратегического планирования к стратегическому менеджменту, применением современного стратегического анализа и учетом количественных методов в управлении. Также существует уклон в сторону управления знаниями и развития корпоративной культуры.

Какова эволюция отечественной управленческой парадигмы?

Эволюция отечественной управленческой парадигмы прошла несколько этапов. Сначала было преимущественно применение классических моделей менеджмента. Затем начал развиваться ситуационный подход, учитывающий особенности каждой ситуации. В настоящее время активно развивается модель управления знаниями, которая уделяет большое внимание развитию и использованию знаний в организации.

Какова эволюция моделей менеджмента в организациях?

Эволюция моделей менеджмента в организациях началась с преобладания классической модели, основанной на иерархической структуре и четко определенных ролях. Затем появилась ситуационная модель, учитывающая изменчивость ситуаций. Сейчас все большее внимание уделяется модели управления знаниями, которая ставит акцент на развитие и использование знаний в организации для достижения конкурентных преимуществ.

Какова эволюция отечественной управленческой парадигмы?

Ответ

Какие модели менеджмента существуют в организациях?

Ответ