Структура науки и ее классификация

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 17 17 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.07.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ФЕНОМЕН НАУКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
. СТРУКТУРА НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Фрагмент для ознакомления

Были глубже поняты процессы оценки новизны и значимости результатов научных исследований, роль публикаций в журналах и их рефератов как формальных каналов передачи знания, разработаны методы анализа цитирования для поиска нужной информации, определения вклада отдельных ученых и школ в науку и динамики развития научных направлений.
В тенденциях самой научной коммуникации были вскрыты противоречия, служащие фактором развития всей информационной сферы. Одним из важных достижений в изучении научной коммуникации был вывод о том, что эффективное развитие науки в значительной степени зависит от прогресса в системе научной коммуникации.
К трем внутренним измерениям науки, по мнению Дж. Займана, следует добавить четвертое – техническое оснащение, которое и теперь играет существенную роль в исследованиях и разработках, а в ближайшем будущем займет еще большее место. Уже сейчас электронный микроскоп и миникомпьютер входят в необходимое оборудование каждой естественнонаучной лаборатории. В дальнейшем сложные приборы станут использоваться во всех областях науки. Они будут способствовать смягчению традиционного противопоставления науки и техники.
Однако наибольший интерес в новой модели науки вызывают не эти, уже довольно глубоко изученные, ее внутренние измерения. Значительно более существенными являются ее внешние аспекты, или элементы, связывающие ее со сложной жизнью современного общества (приложение 2). Такими аспектами служат научная политика и экономика науки, управление наукой и техникой, технический прогресс и пропаганда научных достижений, тесно связанная с системой подготовки научных кадров и образованием как таковым. Следовательно, в модель науки оказываются вовлеченными промышленность и народное хозяйство в целом, органы государственного управления, включая специальные подразделения для управления наукой и техникой, системы высшей и средней школы, а также система массовой коммуникации с ее разветвленными средствами информации и пропаганды.
Описываемая модель предполагает, что на науку будет оказывать все более значительное влияние экономика, политика, идеология, культура, мораль, другими словами, вся надстройка, определяемая общественным строем государства. При всей ограниченности и условности рассматриваемой модели науки, как, впрочем, любой графической или даже математической модели, она является шагом вперед по сравнению с традиционными концепциями науки, так как устанавливает новые связи между ее внутренними измерениями и внешними элементами, а также с другими, более широкими аспектами жизни общества.
Важной особенностью современной «большой» науки является то новое обстоятельство, что на ее внутреннюю структуру накладывается внешняя иерархия, проявляющаяся в управляющих воздействиях общества, в частности, органов государственного управления. Эта иерархия и ее воздействия становятся все более разветвленными и жесткими по мере роста всех параметров науки.
Заключение
Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм с его требованиями ограничить и даже затормозить научно-технический прогресс, по существу, предлагает возврат к традиционным обществам. Но на этих путях в современных условиях невозможно решить проблему обеспечения постоянно растущего населения элементарными жизненными благами.
Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности.
Первым шагом на этом пути должен стать анализ специфики науки, выявление тех инвариантных признаков, которые устойчиво сохраняются при исторической смене типов научной рациональности.
В каждую конкретную историческую эпоху эти признаки могут соединяться с особенными, свойственными именно данной эпохе характеристиками научного познания. Но если исчезнут инвариантные признаки науки, отличающие ее от других форм познания (искусства, обыденного познания, философии, религиозного постижения мира), то это будет означать исчезновение науки.
Список использованной литературы
Гиляревский Р. С. Основы информатики: курс лекций. − М.: Экзамен, 2003. − С.42.
Игнатова В. А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. − Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2005. − С.18-19.
Красилов А.А. Основы информатики. Определение и концепции. Учебное пособие. − М.: МФТИ, 1990. − 80с.
Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. − 1995. − №4.
Кун Т. Структура научных революций. − Благовещенск, 1998. − 300с.
Майкл Полани. Личностное знание. − М.: Прогресс, 1985. − 344с.
Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. − М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. − 464с.
Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Научные коммуникации и информатика. − М.: Наука, 1976. − 435с.
Смолко В.А. Концепции современного естествознания: Монография. − Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. − 769с.
Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. − Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. − С.205.

Приложение 1
Внутренние параметры науки (по Дж. Займану)














Приложение 2
Внешние параметры науки (по Дж. Займану)

Игнатова В. А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2005. С.18-19.

См. Смолко В.А. Концепции современного естествознания: Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 769с.

Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. С.205.
См. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464с.

Красилов А.А. Основы информатики. Определение и концепции. Учебное пособие. М.: МФТИ, 1990. 80с.

Смолко В.А. Концепции современного естествознания: Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 769с.

См. Майкл Полани. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 344с.
Кун Т. Структура научных революций. Благовещенск, 1998. 300с.
Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука, 1976. 435с.
Гиляревский Р. С. Основы информатики: курс лекций. М.: Экзамен, 2003. С.42.












17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гиляревский Р. С. Основы информатики: курс лекций. ? М.: Экзамен, 2003. ? С.42.
2.Игнатова В. А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. ? Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2005. ? С.18-19.
3.Красилов А.А. Основы информатики. Определение и концепции. Учебное пособие. ? М.: МФТИ, 1990. ? 80с.
4.Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. ? 1995. ? №4.
5.Кун Т. Структура научных революций. ? Благовещенск, 1998. ? 300с.
6.Майкл Полани. Личностное знание. ? М.: Прогресс, 1985. ? 344с.
7.Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. ? М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. ? 464с.
8.Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Научные коммуникации и информатика. ? М.: Наука, 1976. ? 435с.
9.Смолко В.А. Концепции современного естествознания: Монография. ? Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. ? 769с.
10.Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. ? Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. ? С.205.


Вопрос-ответ:

Какова структура науки?

Структура науки включает в себя следующие элементы: знание, исследование, эксперимент, анализ данных, формулировку теории, верификацию и валидацию результатов, публикацию в журналах и дальнейшую коммуникацию с научным сообществом.

Какова роль публикаций в научной работе?

Публикации в журналах являются формальными каналами передачи знания в науке. Они позволяют ученым делиться своими результатами, получить обратную связь от коллег, распространить свои исследования и повлиять на развитие научного сообщества.

Какие методы анализа цитирования используются в науке?

Для анализа цитирования в науке используются различные методы, включая расчет цитируемости, определение вклада отдельных ученых и школ в науку, анализ динамики развития научных направлений, а также поиск нужной информации и определение ее значимости.

Какие процессы оценки используются в научных исследованиях?

В научных исследованиях используется оценка новизны и значимости результатов, а также проверка их достоверности и адекватности. Эти процессы позволяют ученым определить, насколько их исследование важно и полезно для развития науки.

Что было вскрыто в тенденциях научной коммуникации?

В тенденциях научной коммуникации были вскрыты процессы передачи знания, разработаны методы анализа цитирования и определения вклада отдельных ученых и школ в науку, а также выявлены изменения и динамика развития научных направлений.

Что такое структура науки и почему она важна?

Структура науки - это система классификации научных дисциплин и их взаимосвязь. Она важна, потому что позволяет организовать и систематизировать знания в научной области, определить иерархию и взаимосвязи между различными научными дисциплинами. Это помогает исследователям ориентироваться в мире научных знаний и понимать, как их исследования вписываются в общую картину научного познания.

Как классифицируются научные дисциплины?

Научные дисциплины могут быть классифицированы по различным принципам, таким как методы исследования, предмет изучения, объект исследования и другие. Например, в классификации по методу исследования различаются экспериментальные и теоретические науки. В классификации по предмету изучения науки могут быть естественнонаучными, гуманитарными, социальными и другими. Классификация научных дисциплин позволяет установить особенности каждой области знаний и определить их взаимосвязь.

Какие принципы оценки новизны и значимости результатов научных исследований были выявлены?

Принципы оценки новизны и значимости результатов научных исследований могут включать оценку методологического подхода, оригинальности идеи, практической применимости полученных результатов, вклада в развитие научной области и т. д. Эти принципы помогают определить научную ценность исследования, его вклад в развитие науки и практическую значимость для общества.

Какую роль играют публикации в журналах и их рефераты в научной коммуникации?

Публикации в журналах и их рефераты являются формальными каналами передачи научной информации. Они позволяют исследователям публиковать свои результаты и делиться своими открытиями с научным сообществом. Публикации в журналах также служат инструментом для оценки научного вклада исследователей и школ, а также для отслеживания динамики развития научных направлений.

Какие процессы оценки новизны и значимости результатов научных исследований были более глубоко поняты?

Процессы оценки новизны и значимости результатов научных исследований были более глубоко поняты. Были разработаны методы анализа цитирования для поиска нужной информации, определения вклада отдельных ученых и школ в науку и динамики развития научных направлений.