Специфика развития фонематического слуха у дошкольников с дизартрией.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 41 41 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 15.11.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретический подход к исследованию фонематического слуха у детей с дизартрией
1.1.Специфика развития фонематического слуха
1.2.Методические аспекты исследования фонематического слуха у детей с дизартрией
Вывод по 1 главе
Глава 2. Исследование фонематического слуха у дошкольников с дизартрией
2.1. Организация методики экспериментального исследования
2.2. Анализ результатов в экспериментальном исследовании
2.3. Рекомендации по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией
Вывод по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Летом стрекочат кузнечники, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей и т.д.
2. Слушай, пробуй, как звучит. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
3. Угадай, что звучало. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.
4. Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.
5. Что как звучит. Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.
Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»
6. Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.
7. Подбери картинку или игрушку. Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
8. При изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания ребенок меняет характер своих движений. О правилах игры надо предварительно договориться.
9. Создаем мелодию. Вступите в диалог с ребенком на инструментах – чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.
10. Отрабатываем ритмические структуры. Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами [8].
Варианты игры:
- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
- ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;
- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.
11. Громко-тихо. Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
12. Камертон. Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется [8].
Таким образом, фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Вывод по 2 главе
1. Анализ экспериментальных данных дает возможность говорить о том, что у детей с дизартрией имеет место недоразвитие фонематической системы в целом. Отмечается несформированность всех фонематических функций как простых, так и сложных. Для них характерно нарушение слухо-произносительной дифференциации звуков. Причем в большей степени нарушены сложные формы данных фонематических функций.
2. Эффективность логопедической работы по коррекции дизартрии у детей во многом определяется личностными качествами, как логопеда, так и ребенка. При этом, чем более выражено расстройство, тем большее значение имеют личностные качества. Часто для получения результатов нужно проявлять много терпения и упорства.
3. Логопед, работающий с детьми, имеющими дизартрию, должен стремиться к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. Все это должно проходить легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в скучные тренировки.
Заключение
Таким образом, в данной работе решены поставленные цель и задачи. Для этого был проведен теоретический анализ по проблеме исследования фонематического слуха у детей с дизартрией, показана специфика развития фонематического слуха у детей, рассмотрены методические аспекты исследования фонематического слуха у детей с дизартрией. Было показано, что у детей со стертой дизартрией из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха. Нарушения этого первого звена препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Нарушение четкости артикулирования во время речи, невнятная в целом речь детей со стертой дизартрией не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют свое звукопроизношение. Нарушение кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи.
Для того, чтобы доказать поставленную гипотезу, было проведено исследование фонематического слуха у дошкольников с дизартрией. Анализ экспериментальных данных дает возможность говорить о том, что у детей с дизартрией имеет место недоразвитие фонематической системы в целом. Отмечается несформированность всех фонематических функций как простых, так и сложных. Для них характерно нарушение слухо-произносительной дифференциации звуков. Причем в большей степени нарушены сложные формы данных фонематических функций.
Также были разработаны рекомендации по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией. Эффективность логопедической работы по коррекции дизартрии у детей во многом определяется личностными качествами, как логопеда, так и ребенка. При этом, чем более выражено расстройство, тем большее значение имеют личностные качества. Часто для получения результатов нужно проявлять много терпения и упорства. Логопед, работающий с детьми, имеющими дизартрию, должен стремиться к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. Все это должно проходить легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в скучные тренировки.
Список литературы
1. Белова-Давид Р.А. Нарушения речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1972. – 232с.
2. Бушуева Л.С. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч.-метод. пос. – Магнитогорск, 2006. – 176с.
3. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 2000. – 548с.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2001. – 254с.
5. Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребенок. //Дошкольное воспитание. – 2003 – № 8.
6. Доброгаев С.М. Звукопроизносительная речь нормально-слышащих и кинетическая речевая коммуникация глухонемых // Язык и мышление / Акад. наук СССР, Ин-т языка и мышления. – Л.: Изд-во АН СССР, Т. 2., 1934. – 179с.
7. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. – М.: Школьная пресса, 2007. – 48с.
8. Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. – Воронеж, Творческий центр Учитель, 2000. – 176с.
9. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. – М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Наука, 1969 – 124с.
11. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 146с.
12. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 298с.
13. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
14. Правдина-Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии. – М.: просвещение, 1973. – 283с.
15. Сековец Л.С., Разумова Л.И. Коррекция нарушений речи у дошкольников. — М.: АРКТИ, 2006. — 368с.
16. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей.- Л.- 1976. – 59-96с.
17. Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
18. Хватцев М.Е. Логопедия. – 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
19. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Н.С. Селиверстова. – М., 1996.
20. Швачкин Н.X. Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка // Известия АПН РСФСР М., 1954. – Вып-54. – с. 83-110.
21. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и их преодоление. – М.: Просвещение, 1969. – 173с.
22. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 327с.
Приложение
Приложение 1
Методика исследования
Состояние фонематического слуха
Опознание фонем:
а) подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных;
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» среди других согласных;
- звонкие - глухие звуки – п-б, д-т, к-г, ж-ш, з-с, в-ф.
- шипящие – свистящие – с,з,ц,ш,щ,ж,ч.
-соноры - р,л,м,н.
- повторение за логопедом слогового ряда:
а) со звонкими и глухими звуками – да-та, та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па и т .д.
б)с шипящими и свистящими – са-ша-са, шо-су-са, ша-ша-ча,за-жа-за и т.д.
в) с сонорами – ра-ла-ла, ла-ра-ла.
- выделение исследуемого звука среди слогов.
- подними руку, если услышишь слог со звуком «с» - ла-ка-ша-со-ны-ма-су-жу-сы-га-си.
- выделение исследуемого звука среди слов.
- хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «ж» - лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук.
- определение наличие звука «ш» в названии картинок.
- называние картинок и определение отличий в названиях
- бочка-почка
-коза – коса
- дом – дым.
- раскладывание картинок в 2 ряда: в первый- со звуком»с», во второй со звуком «ш».
По результатам обследования делается вывод – функции фонематического слуха сформированы; сформированы недостаточно.
Восприятие и воспроизведение ритмов
При выполнении пробы руки логопеда должны быть закрыты экраном:
а) восприятие ритмов. Предлагается прослушать удары и посчитать их:
II-III, III – I, III – II –I и т.д.
б) слухомоторные координации. Предлагается повторить:
простые ритмы: I – II – II, III – II - I, II – I – III.
сложные ритмы: II – III – I, I – III – II, II – I – III ( полужирным шрифтом выделены акцентированные, громкие удары).
Оценка:
4 балла – правильное восприятие и воспроизведение простых ритмов с первого предъявления.
3 балла – правильное восприятие и воспроизведение простых ритмов со второго предъявления, ошибки в воспроизведении сложных ритмов с самокоррекцией.
2 балла – нарушение восприятия и воспроизведения простых ритмов (правильное количество ударов после 3-4-го предъявления), невозможность воспроизведения сложных ритмов.
1 балл - невозможность выполнения обоих проб.
Фонематическое восприятие
1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации:
а) послушать и определить, близко или далеко (громко, тихо) кричат в лесу; взрослое животное или детеныш издает звук; ласково, грубо, радостно или грустно говорит человек;
б) воспроизвести самостоятельно задания из пробы «а».
Отмечается: состояние просодической стороны речи.
Оценка:
4 балла – правильно выполнены обе пробы.
3 балла – правильно выполнены проба «а» , при выполнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации.
2 балла - при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной окраски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты голоса и интонации.
1 балл – неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.
2. Воспроизведение и дифференциация звуков речи:
а) ребенку на слух предъявляют несколько коротких стихотворных текстов. Определить какой звук слышится чаще других. Тексты предъявляются вне зависимости от наличия правильного произношения звука.
Мышонку мама-мышка
Шептала: «Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!»
«А я, - шептала мышка, -
Подушку шью, малышка!
В подушке не пушинки,
А шутки и смешинки.
Поешь зерна немножко
И спать ложись, мой крошка!»

Осень. Осень. Осень.
Ясень листья сбросил.
На осинке листик огоньком горит.
Осень. Осень. Осень.
Ветер листья носит,
И осенний мелкий дождик моросит…

б) различение слов, близких по звуковому составу и одинаковых по ритмическому рисунку. Ребенку предъявляются 12 картинок, расположенных на двух альбомных листах. Предлагается рассмотреть и показать картинки, называемые логопедом парами попеременно с первого и второго листа.
Дом - сом, ком - том, рак – лак, мак – бак, сук – сок, сор – хор.
в) нахождение асемантичных звукосочетаний. Предлагается на слух определить, какие из слов логопед произнес неправильно:
кожа, зук жираф, позорный, жужжит, зелезный, жадина;руки, йоза, лыбалов, карточка, фодьтонка, крыло, рюстра.
г) повторение слов и предложений с оппозиционными звуками:
солнышко, цыпленочек, телевизор, железный, чешуя.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. Не води Фаню в баню, искупали в ванне Фаню.
Оценка:
4 балла – правильно выполнены все пробы.
3 балла – правильно выполнены пробы «а» и «б». при выполнении пробы «в» допускается до 3 ошибок. Вызывает трудности повторение чистоговорок.
2 балла – правильно выполнена проба «а». допущено 3-5 ошибок при выполнении пробы «б». Допущено 3-5 ошибок при выполнении пробы «в». Трудности при воспроизведении чистоговорок.
1 балл – затруднения при выполнении пробы «а». допущено более 5 ошибок при выполнении проб «б», «в». Невозможность правильного воспроизведения слов и чистоговорок.
Приложение 2
Результаты исследования
Таблица 1
Результаты исследования фонематического слуха
Имя ребенка Фонематический слух Опознание фонем Повторение слогового ряда Выделение звука среди слогов Выделение звука среди слов Определение наличие звука «ш» в названии картинок Называние и определение отличий в названиях Раскладывание картинок со звуком «с» и «ш».
Восприятие и воспроизведение ритмов Саша А. 3 2 3 3 2 3 3 3 Олег В. 2 3 3 2 3 3 3 3 Ольга К. 2 2 3 3 3 3 2 3 Вадим К. 2 2 2 3 2 2 2 3 Света К. 2 3 3 3 3 2 3 3 Сергей Н. 3 3 2 3 2 2 3 3 Семен Н. 3 2 3 3 3 3 2 2 Юля Н. 2 2 1 2 2 1 2 2 Ольга С. 2 1 2 2 2 2 1 2 Вероника С. 2 2 3 2 2 3 2 2 Лена С. 3 3 3 3 4 3 3 3 Леонид Т. 2 1 2 2 2 2 2 2 Сергей У. 3 3 2 3 3 2 3 3 Света Ф. 3 3 2 3 2 3 3 3 Лена Х. 2 2 2 3 2 2 2 2

Рисунок 1. Результаты исследования фонематического слуха
Таблица 2
Результаты исследования фонематического восприятия
Имя ребенка Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации Воспроизведение и дифференциация звуков речи Проба 1 Проба 2 Проба 1 Проба 2 Проба 3 Проба 4 Саша А. 3 3 3 3 2 3 Олег В. 2 3 3 2 3 3 Ольга К. 2 3 3 3 3 3 Вадим К. 2 2 2 3 2 2 Света К. 2 3 3 3 3 2 Сергей Н. 3 3 3 3 2 2 Семен Н. 3 2 3 3 3 3 Юля Н. 2 2 2 2 2 1 Ольга С. 2 2 2 2 2 2 Вероника С. 2 2 3 2 2 3 Лена С. 3 3 3 3 4 3 Леонид Т. 2 2 2 2 2 2 Сергей У. 3 3 2 3 3 2 Света Ф. 3 3 2 3 2 3 Лена Х. 2 2 2 3 2 2

Рисунок 2. Результаты исследования фонематического восприятия











2

1.Белова-Давид Р.А. Нарушения речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1972. – 232с.
2.Бушуева Л.С. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч.-метод. пос. – Магнитогорск, 2006. – 176с.
3.Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 2000. – 548с.
4.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2001. – 254с.
5.Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребенок. //Дошкольное воспитание. – 2003 – № 8.
6.Доброгаев С.М. Звукопроизносительная речь нормально-слышащих и кинетическая речевая коммуникация глухонемых // Язык и мышление / Акад. наук СССР, Ин-т языка и мышления. – Л.: Изд-во АН СССР, Т. 2., 1934. – 179с.
7.Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. – М.: Школьная пресса, 2007. – 48с.
8.Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. – Воронеж, Творческий центр Учитель, 2000. – 176с.
9.Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. – М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
10.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Наука, 1969 – 124с.
11.Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 146с.
12.Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 298с.
13.Правдина О.В. Логопедия. – М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
14.Правдина-Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии. – М.: просвещение, 1973. – 283с.
15.Сековец Л.С., Разумова Л.И. Коррекция нарушений речи у дошкольников. — М.: АРКТИ, 2006. — 368с.
16.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей.- Л.- 1976. – 59-96с.
17.Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
18.Хватцев М.Е. Логопедия. – 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
19.Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Н.С. Селиверстова. – М., 1996.
20.Швачкин Н.X. Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка // Известия АПН РСФСР М., 1954. – Вып-54. – с. 83-110.
21.Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и их преодоление. – М.: Просвещение, 1969. – 173с.
22.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 327с.

Вопрос-ответ:

Какая специфика развития фонематического слуха у дошкольников с дизартрией?

Специфика развития фонематического слуха у дошкольников с дизартрией заключается в нарушении способности распознавать и различать звуковые единицы речи (фонемы). Это может привести к трудностям в процессе обучения грамоте и связной речи.

Какие методические аспекты используются при исследовании фонематического слуха у детей с дизартрией?

При исследовании фонематического слуха у детей с дизартрией используются методы, основанные на анализе и оценке способности ребенка различать и воспроизводить звуковые значения. Это может включать задания на распознавание слогов, слов и предложений, а также выполнение упражнений на артикуляцию и правильную произношение звуков.

Как организована методика экспериментального исследования фонематического слуха у дошкольников с дизартрией?

Методика экспериментального исследования фонематического слуха у дошкольников с дизартрией может включать проведение специальных тестов и заданий для оценки способности ребенка различать и воспроизводить звуковые значения. Это может включать задания на распознавание звуков, анализ и синтез слогов, слов и предложений, а также выполнение задач на артикуляцию звуков.

Какие результаты были получены в экспериментальном исследовании фонематического слуха у дошкольников с дизартрией?

В результате экспериментального исследования фонематического слуха у дошкольников с дизартрией было обнаружено, что у этих детей наблюдаются значительные трудности в различении и произношении звуков. Они также имеют более низкий уровень грамотности и связной речи по сравнению с детьми без дизартрии.

На основе исследования фонематического слуха у дошкольников с дизартрией, были ли сделаны какие-либо рекомендации?

Да, на основе исследования фонематического слуха у дошкольников с дизартрией были сделаны рекомендации по проведению специальных занятий и упражнений для развития фонематического слуха и улучшения артикуляции. Также было предложено использовать комплексную методику коррекционной работы, включающую аудитивные, артикуляционные и графические упражнения.

Какие особенности имеет развитие фонематического слуха у детей с дизартрией?

Специфика развития фонематического слуха у детей с дизартрией заключается в том, что у них возникают трудности с правильным восприятием и различением звуков речи. Это может быть обусловлено нарушением работы артикуляционного аппарата, что ведет к неправильному произношению фонем. Поэтому важно проводить специальное исследование фонематического слуха у таких детей для определения их особенностей и разработки коррекционных программ.

Каковы выводы по первой главе статьи, которая описывает теоретический подход к исследованию фонематического слуха у детей с дизартрией?

Выводы по первой главе статьи о развитии фонематического слуха у детей с дизартрией указывают на необходимость проведения специфического исследования данного когнитивного процесса у данной категории детей. Также подчеркивается важность учета методических аспектов и индивидуального подхода к каждому ребенку. Исследование фонематического слуха позволяет выявить особенности развития этого когнитивного процесса у детей с дизартрией и способствует разработке коррекционных программ для улучшения их речи и коммуникации.

Какие особенности развития фонематического слуха у дошкольников с дизартрией?

Развитие фонематического слуха у дошкольников с дизартрией может быть отличаться от развития у детей без данного нарушения. У детей с дизартрией наблюдается большая трудность в различении и восприятии звуков речи. Они могут испытывать трудности в правильной артикуляции звуков, поэтому их фонематический слух может быть недостаточно развитым. Это может отрицательно сказываться на их способности различать и анализировать речевые звуки.

Какие методические аспекты используются при исследовании фонематического слуха у детей с дизартрией?

При исследовании фонематического слуха у детей с дизартрией используются различные методические подходы. Один из таких подходов - тестирование на различение и дискриминацию звуков речи. Детям предлагаются задания, в которых им необходимо определить, совпадают ли звуки в словах или нет. Также может использоваться методика "слушай и повторяй", где детям показываются картинки или проговариваются слова, и им нужно повторить звук или слово. Это позволяет оценить их способности слышать и воспроизводить речевые звуки.

Как организовано исследование фонематического слуха у дошкольников с дизартрией?

Исследование фонематического слуха у дошкольников с дизартрией проводится с использованием специальной методики. Детям предлагаются задания, в которых они должны различать и анализировать звуки речи. Например, им могут показываться картинки с разными объектами, и детям нужно выбрать картинку с объектом, название которого начинается на определенный звук. Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от особенностей каждого ребенка.

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух - это способность различать и анализировать звуки, которые являются значимыми для языка. Он играет ключевую роль в формировании речи и чтения.