Использование разнообразных методических приемов в процессе формирования краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 04.09.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 .Использование краеведческого материала на уроках географии в процессе формирования краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся
1.1.Принципы использования краеведческого материала
1.2. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся
1.3. Некоторые особенности усвоения умственно отсталыми школьниками краеведческого материала
Глава 2. Экспериментальная работа и ее результаты
2.1. Описание методики и результатов констатирующего эксперимента
2.2. Формирование краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложения
Нужно отметить, что опора на зрительные, слуховые, осязательные ощущения помогают детям лучше воспринимать новые сведения.Исторические представления о прошлом сами обладают большой познавательной ценностью – картины прошлого вызывают переживания, сочувствие, ненависть, восхищение учащихся; героические образы оказывают влияние на формирование их идеалов, поведение. В этом заключается воспитательное значение исторических представлений.Восприятие учащихся с нарушением интеллекта характеризуется замедленностью, узостью, фрагментарностью, недифференцированностью, малой продуктивностью.Многие факты исторического прошлого далеки от представлений и жизненного опыта учащихся школы-интерната. После посещения экскурсии, задача воспитателя заключается в том, чтобы приблизить исторический факт к сознанию ребят силой живого слова, с помощью различных приёмов конкретизации, различных видов наглядности. Однократный рассказ или показ для умственно отсталых детей малоэффективен, всё забывается, недостаточно осмысливается. На занятиях КТД помогает повторение не дословное, а модифицированное. Показывая фотографии из залов посещённого музея, различные исторические справки, разные картины, иллюстрирующие одно и те же события, работая вместе с детьми над текстом будущего альбома о Москве, мы добивались лучшего обобщения. Раздел “Свет моей Родины” направлен на патриотическое воспитание учащихся. Не все формы внеклассной работы могут быть полезны детям коррекционной школы. Нецелесообразно использовать для учащихся с нарушением интеллекта чтение лекций, написание рефератов. Разнообразные встречи с интересными людьми могут быть успешно применены и в специальной (коррекционной) школе. В современных условиях такая форма внеклассной работы занимает особое место. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников школы-интерната, нежели рассказ воспитателя, чтение книг. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, писатели, поэты, люди разных профессий.Встречи с интересными людьми могут проходить в классе, актовом зале. Необходимо определить: тему и цель встреч, место и время её проведения, воспитательную направленность его рассказа, контингент учащихся, с которыми предстоит встреча, обговорить наглядность, которая поможет при рассказе гостя.Беседа, как известно, существеннейший из методов психологической психотерапии, коррекционной педагогической практики.У детей коррекционной школы круг представлений окружающих людей чрезвычайно узок и беден, а сами представления, к примеру, о рабочих профессиях фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся с отклонениями в развитии должным образом воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нём событиях.Свои встречи мы начинали с близких знакомых всем учащимся школы интерната – работниками нашего учреждения, родителями. Проводили беседы с представителями закона. Обсуждения были посвящены основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации к общественной жизни. Работники правоохранительных органов на конкретных примерах из жизни знакомили ребят с законами, многими вопросами уголовно-административного права.Очень важно, что во время бесед создавалась атмосфера взаимного доверия и доброжелательности. Именно те встречи, которые были направлены на установления контакта, развития внимания к собеседнику, формирование умения адекватно реагировать на состояние другого человека, способствовали эмоциональной подготовке к дальнейшей работе, создавали положительный настрой. Раздел “Мой отчий край ни в чём не повторим” также направлен на патриотическое воспитание учащихся школы-интерната, формирования у детей представления об окружающей природе, архитектурных памятниках, новостройках и т.д. Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, то есть зрительно обследовать. Прогулки-наблюдения в природу, экскурсии по городу способствуют этому. Идём в лес, сквер, парк, рощу – любуемся красотой родного края, его неповторимостью. Посещаем архитектурные сооружения, исторические памятники – узнаём новое об истории города, района. Под руководством воспитателя дети вычленяют основные элементы, определяют их положение (центр города, окраина, за городом и т.д.), устанавливают значение объекта для жителей. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности. Что в свою очередь позволяет ребёнку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте. При этом следует подчеркнуть: рассматривание или узнавание предметов, объектов детьми с интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, что связано с характерной для них замедленностью процесса анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Отдельно хочется выделить использование художественных источников во время проведения экскурсий, наблюдений. Это требует подготовки и даёт позитивный результат, - определяется положительный настрой будущего мероприятия. Источником информации служат художественные произведения поэтов и писателей Москвы.Благодаря непроизвольности, новизне, ненавязчивости такая форма внеклассной работы как экскурсия пользуются особой популярностью среди учащихся. А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский определяют экскурсию как особую форму совместной деятельности педагога и учащихся по ознакомлению с предметами, объектами, явлениями действительности в естественных условиях. У детей, обучающихся в школе-интернате VIII вида, процесс формирования личности осложняется прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт, у них потребительское отношение к миру. Это явление Л. С. Выготский называл “социальным вывихом”, имея в виду, что умственно отсталому ребёнку трудно осваивать имеющийся социальный и культурный опыт. Главную задачу педагога-дефектолога Л.С. Выготский видел в том, чтобы “вправить” ребёнка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в этом обществе своё место.Различные конкурсы знатоков родного края, КВН, викторины, устные тематические журналы, беседы, вечера проводились как результат “эвристических” открытий, познаний о Москве. Они организовывались с целью выявления и развития интересов учащихся, закрепления знаний о родной стороне, стимулирования их познавательной активности, воспитания любви , поэтому в условиях специальной (коррекционной) школы эти формы внеклассной работы приобретают коррекционное значение. В процессе краеведческой работы предпочтение отдавалось экскурсиям, походам, работе на местности, встречам с земляками, видеоэкскурсиям и др., то есть тем формам работы, которые бы способствовали накоплению учащимися конкретных впечатлений, образов и представлений, личного опыта. Были использованы следующие методы: наглядные (наблюдение за погодой, за природными явлениями, за трудом людей, демонстрация видеофильмов, картин художников, писавших природу Липецкого края, фотографий и др.), практические (работа с природным материалом, зарисовки, элементарные опыты, практическое знакомство с народными промыслами и др.), словесные (рассказ-путешествие, рассказ-описание, рассказ-повествование, чтение газетной статьи, беседы со знаменитыми современниками и др.) методы.В ходе экспериментального обучения использовалась система приемов и краеведческих игр, способствующих развитию познавательного интереса («Удивляй», «Руками трогать», «Темный мешок», «Фантастическая добавка», «С какого дерева ветка», «Чьи хвосты» и др.). Посредством их учащиеся учились наблюдать явления, отбирать факты, самостоятельно добывать знания непосредственно из изучаемого объекта, делать свои маленькие открытия, формулировать выводы. В процессе обучения школьники учились осуществлять перенос полученных краеведческих знаний и использовать их на других учебных предметах (литературном чтении, русском языке, математике, истории и др.), во внеклассной работе и в жизни.2.3. Анализ результатов экспериментальной работыКонтрольный эксперимент был направлен на выявления уровня знаний на контрольном этапе эксперимента.Мы ставили свой задачей определить уровень влияния экспериментальной работы на уровень знаний учащихся с умственной отсталостью. С этой целью нами было проведено контрольное тестирование экспериментальной группы.На этом этапе мы применяли те же задания, что и в ходе констатирующего эксперимента.Результаты предложены в таблице 2.Таблица 2.Показатели качества знаний (контрольный эксперимент)№ п/пКритериибаллыуровниГлубинаОбобщенностьОсознанность12226Высокий22226Высокий322-4Средний4-224Средний52226Высокий62226Высокий7-226Высокий82226Высокий9-224Средний102226Высокий11-224Средний1222-4Средний1322-4Средний14-224Средний152226Средний И так в ходе диагностики проверки по критериям качества знаний получили следующие результаты, так высокий уровень выявлен у 7 учащихся, а это 46%,средний уровень выявлен у 8 учащихся, что составляет 54% ,низкий уровень и очень низкий не выявлен ни у одного учащегося 1.Рис.10 Динамика уровней по критериям качества знанийСравнение полученных данных позволяют утвердиться в том, что у уровень развития знаний в целом в экспериментальной группе значительно повысился по сравнению с констатирующим экспериментом. ЗаключениеВ настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Важное место в учебном процессе занимает коррекционно-развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников с нарушениями интеллекта (умственно отсталые) комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.При изучении проблемы формирования краеведческих знаний и представлений у учащихся и организационно-методического обеспечения этого процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида установлено, что при формировании краеведческих представлений целесообразно опираться на положение о культурно-исторической среде как средстве обучения и воспитания подрастающего поколения, на условия осуществления социализирующей функции школьного краеведения, а также положение о развитии познавательного интереса как основы развивающего образования школьников. В настоящее время в специальном (коррекционном) образовании наблюдается недостаток организационно-методического обеспечения краеведческой работы с учащимися с легкой умственной отсталостью.Таким образом, коррекционно-развивающие уроки по краеведению формулируют в целом у учащихся доступное их пониманию материалистическое представление об окружающем мире, умению правильно объяснять некоторые явления природы и закономерности развития природы.Список литературыАктуальные проблемы туристско-краеведческой деятельности как метода реабилитации, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Сборник докладов межрегиональной научно-практической конференции / Сост. Е.А. Колесникова, Л.А. Сорокина, Д.И. Шпаро. - М.: Изд-во Департамента образования Москвы. - 2010. - 188 с. Алексеев А.И., Ким Э.В. Козленко С.И. Москвоведение. Наш город: Учебник для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Московский учебник, 2005. - 288 с. Анциферов Н.П. Город как объект экскурсий для внешкольников. // Школьные экскурсии / Под ред. Б.Е. Райкова, О.В. Красноухи. - М., 1924. – С. 50-73.Бгажнокова И.М. К вопросу об актуализации ранее усвоенных географических знаний у учащихся старших классов вспомогательной школы // Дефектология. -1974. -№ 6. – С.24-29. Бгажнокова И.М. Мыслительные операции у умственно отсталых школьников в процессе реализации знаний // Дефектология. -1975. - №3. – С.20-26. Бгажнокова И.М. Некоторые особенности усвоения географических знаний учащимися старших классов вспомогательной школы // Современное состояние исследований и трудовой подготовки детей с нарушениями умственного и физического развития. - М., 1975., - С.15-16.Валце М.Э. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы в процессе изучения природы родного края: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1978. – 19 с.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-тов пед.ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т., т.3. – М., 1982-1984. – С. 84-87.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Исследование мышления в советской психологии / Отв.ред. Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1966. - С.236-277.Григонис А. Организация туризма во вспомогательной школе // Специальная школа. - 1966. - Вып.1. - С. 29-34.Григорьянц А.Г. Методика обучения географии во вспомогательной школе. – Ташкент: Укитувчи, 1980. - 163 с.Грузинская В.А. Методика географии во вспомогательной школе. – М.: Учпедгиз, 1949. – 224 с.Гусев А.Ф. Краеведческая работа во вспомогательной школе // Специальная школа. – 1967. – Вып. 5 – С. 91-95.Дульнев Г.М. К вопросу о дифференциации обучения учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. – 1970. - № 1. – С. 8-13.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.Еременко И.Г. Олигофренопедагогика: Учебное пособие для студентов пед.институтов. – Киев: Вища школа.- 1985. – 327 с.Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. - Киев: Радяньска школа, 1972. - 130 с.Еременко И.Г., Мерсиянова Г.И. Обучение учащихся вспомогательной школы пользоваться знаниями и умениями. - Киев: Радяньска школа, 1971. - 160 с. Ермолаева Л.Е. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга: Концепция. Программы учебных курсов для начальной школы. – СПб.: СМИО Пресс, 2007. – 96 c.Кабелко И.В. Использование географической наглядности на уроках географии во вспомогательной школе//Дефектология.-1987.-№5.-С.78.Каффеманас Р.Б. Исследование эффективности сочетания разных форм наглядности на уроках географии во вспомогательной школе // В сб. Методические рекомендации к исследованию проблем коррекционной работы в специальных школах.- Киев, 1975. – С. 112-121.Каффеманас Р.Б. Первоначальные географические представления и понятия у учащихся вспомогательной школы//Дефектология.-1976.-№1.-С. 32-37.Ковба К.Н., Феллер М.Д. Популярность как типологическая черта школьного учебника. // Проблемы школьного учебника. – Вып. 15. – М.: Просвещение, 1985. – С. 87-102.Кононова Г.А. Формирование географического образа Санкт-Петербурга // География в школе. - 2003. - № 5. - С. 43-45.Коринская В.А. Роль тестов в повышении эффективности обучения и основные требования к их составлению // География в школе. - 1975. - № 6. - С. 31-41.Коринская В.А. Формирование понятий при изучении курса географии материков. - М.: Педагогика, 1979. - 151 с.Краеведение: Пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; Под ред. А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 1987. - 158 с.Краевский В.В. Дидактический подход к определению содержания учебных книг и их функций в воспитывающем и развивающем обучении // Проблемы школьного учебника. – Вып. 13. – М.: Просвещение, 1983. – С. 8-28.Липник В. Н. Роль краеведения в формировании познавательных интересов учащихся: Актуальные вопросы обучения в школе. -Л.: ЛГУ, 1968. – 159 с.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Современный подход к использованию учебников нового поколения в процессе преподавания географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 4(6). - C.18-24. Лифанова Т.М. География материков и океанов. Государства Евразии: 9 кл.: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.Лифанова Т.М. География материков и океанов: 8 кл.: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 5-19. Матрусов И.С. Школьное краеведение // География в школе. - 1963, -№3. - С. 2-6.Муниров Р.Р. Краеведение в школе: системный подход. –Уфа: Восточный университет,1997. – 146 с.Муратова К.Г. Краеведческая работа во вспомогательной школе и ее коррекционно-воспитательная роль: Дис. ... канд.пед.наук. - М.: 1978. – 258 с.Рейнмаа А.А. Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения на уроках неживой природы во вспомогательной школе: Дисс…канд.пед.наук. – Тарту, 1983. – 174 с.Родзевич Н.Н. Городские географо-экологические экскурсии // География в школе. – 1991. - № 3. – С. 29-32.Родин А.Ф., Ставровский А.Е. Связь обучения с жизнью и школьное краеведение. // Советская педагогика. - 1959, - №9. - С. 9-17.Рубанова Н.В. Краеведение как средство связи воспитания с жизнью: Ав-тореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1964. – 24 с.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – СПб: Изд-во «Питер»., 2000. – 712 с.Синев В.Н. Психологические вопросы коррекционной работы на уроках географии // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной. – М.: Педагогика, 1980. – С. 123-140.Синев В.Н., Стожок Л.С. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. – Киев: Рад.школа, 1977. – 74 с.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1984. – 96 с.Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Педагогика, 1971. – 208 с.Сквирская И.А. Повышение интереса к изучении природы как средство углубления знаний учащихся вспомогательной школы//Специальная педагогика.-1966.-Вып.4.-С 24-30.Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1965. – 104 с.Смирнова А.Н. Педагогическое изучение учащихся вспомогательной школы // Методы изучения аномальных детей /под ред.А.И. Дьячкова. - М.: Просвещение,1965. – С.47-65. Соломина В.П. Краеведение в школе // Природное и культурное наследие Петербурга. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет / Под ред. В.П. Соломина. - Спб.: Образование, 1995. - 94 с.Цибизова Е.Б. Гражданское образование школьников крупного города средствами краеведения: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. -Новокузнецк, 2009. – 22 с.Шмидт С.О. История Москвы и проблемы москвоведения. - М.: Изд-во Главархива Москвы, 2004 - 712 с.ПриложенияРекомендации мероприятий краеведческого кружка. Направление деятельности. «Живые страницы Нового Посещение музеев (музейная терапия).1. Муниципальный краеведческий музей «Дом на набережной»2. Историко-краеведческий музей «Москва – столица Великой России» СОШ №739 г. Москвы.3.Музей I Конной Армии. «Свет малой Родины».1.«Профессии наших родителей». Встречи с родителями учеников, занимающимися различными видами деятельности.2. «Для чего человеку надо трудиться» - встреча с людьми разных профессий.3. «С чего начинается наш город?» встречи со старожилами и знатоками Москвы.4. «Достопримечательности нашей столицы». Беседы с людьми, принимающими участие в благоустройстве города, его процветании.Формы проведения. Оскола».1.Фотовыставка «Я и прошлое».2. Фотовыставка «Были молоды ».3.КТД. Оформление альбома «Моя Москва».4. КТД. Оформление альбома « История Москвы».5. «Как одевались наши предки? Народные костюмы». 1. КТД «Составление генеалогического древа семьи».2. Выставки работ гостей (рукоделия, народного мастерства).3. Сбор исторического материала (подлинных документов). Подготовка к написанию школьной летописи.4.КТД «Мой город родной». Викторина «Памятные места Москвы». 5. «Закон и порядок». Встречи с представителями закона и работниками других правовых организаций.6. «Праздник для души и сердца». Встречи с поэтами, писателями, деятелями культуры – земляками -москвичами.4. Беседы. Просмотр фильмов о законе и порядке.5. Оформление школьных газет, книги-самоделки «Носики-курносики». Библиотечные чтения. «Мой отчий край ни в чём не повторим».1. Прогулки-наблюдения в природу: сквер, парк, луг и т.д. 2.Экскурсии на предприятия города и района..Итоговое мероприятие – устный тематический журнал: «Моя Родина - Москва.
2.Алексеев А.И., Ким Э.В. Козленко С.И. Москвоведение. Наш город: Учебник для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Московский учебник, 2005. - 288 с.
3.Анциферов Н.П. Город как объект экскурсий для внешкольников. // Школьные экскурсии / Под ред. Б.Е. Райкова, О.В. Красноухи. - М., 1924. – С. 50-73.
4.Бгажнокова И.М. К вопросу об актуализации ранее усвоенных географических знаний у учащихся старших классов вспомогательной школы // Дефектология. -1974. -№ 6. – С.24-29.
5.Бгажнокова И.М. Мыслительные операции у умственно отсталых школьников в процессе реализации знаний // Дефектология. -1975. - №3. – С.20-26.
6.Бгажнокова И.М. Некоторые особенности усвоения географических знаний учащимися старших классов вспомогательной школы // Современное состояние исследований и трудовой подготовки детей с нарушениями умственного и физического развития. - М., 1975., - С.15-16.
7.Валце М.Э. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы в процессе изучения природы родного края: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1978. – 19 с.
8.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-тов пед.ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
9.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т., т.3. – М., 1982-1984. – С. 84-87.
10.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Исследование мышления в советской психологии / Отв.ред. Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1966. - С.236-277.
11.Григонис А. Организация туризма во вспомогательной школе // Специальная школа. - 1966. - Вып.1. - С. 29-34.
12.Григорьянц А.Г. Методика обучения географии во вспомогательной школе. – Ташкент: Укитувчи, 1980. - 163 с.
13.Грузинская В.А. Методика географии во вспомогательной школе. – М.: Учпедгиз, 1949. – 224 с.
14.Гусев А.Ф. Краеведческая работа во вспомогательной школе // Специальная школа. – 1967. – Вып. 5 – С. 91-95.
15.Дульнев Г.М. К вопросу о дифференциации обучения учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. – 1970. - № 1. – С. 8-13.
16.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
17.Еременко И.Г. Олигофренопедагогика: Учебное пособие для студентов пед.институтов. – Киев: Вища школа.- 1985. – 327 с.
18.Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. - Киев: Радяньска школа, 1972. - 130 с.
19.Еременко И.Г., Мерсиянова Г.И. Обучение учащихся вспомогательной школы пользоваться знаниями и умениями. - Киев: Радяньска школа, 1971. - 160 с.
20.Ермолаева Л.Е. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга: Концепция. Программы учебных курсов для начальной школы. – СПб.: СМИО Пресс, 2007. – 96 c.
21.Кабелко И.В. Использование географической наглядности на уроках географии во вспомогательной школе//Дефектология.-1987.-№5.-С.78.
22.Каффеманас Р.Б. Исследование эффективности сочетания разных форм наглядности на уроках географии во вспомогательной школе // В сб. Методические рекомендации к исследованию проблем коррекционной работы в специальных школах.- Киев, 1975. – С. 112-121.
23.Каффеманас Р.Б. Первоначальные географические представления и понятия у учащихся вспомогательной школы//Дефектология.-1976.-№1.-С. 32-37.
24.Ковба К.Н., Феллер М.Д. Популярность как типологическая черта школьного учебника. // Проблемы школьного учебника. – Вып. 15. – М.: Просвещение, 1985. – С. 87-102.
25.Кононова Г.А. Формирование географического образа Санкт-Петербурга // География в школе. - 2003. - № 5. - С. 43-45.
26.Коринская В.А. Роль тестов в повышении эффективности обучения и основные требования к их составлению // География в школе. - 1975. - № 6. - С. 31-41.
27.Коринская В.А. Формирование понятий при изучении курса географии материков. - М.: Педагогика, 1979. - 151 с.
28.Краеведение: Пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; Под ред. А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 1987. - 158 с.
29.Краевский В.В. Дидактический подход к определению содержания учебных книг и их функций в воспитывающем и развивающем обучении // Проблемы школьного учебника. – Вып. 13. – М.: Просвещение, 1983. – С. 8-28.
30.Липник В. Н. Роль краеведения в формировании познавательных интересов учащихся: Актуальные вопросы обучения в школе. -Л.: ЛГУ, 1968. – 159 с.
31.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Современный подход к использованию учебников нового поколения в процессе преподавания географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 4(6). - C.18-24.
32.Лифанова Т.М. География материков и океанов. Государства Евразии: 9 кл.: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.
33.Лифанова Т.М. География материков и океанов: 8 кл.: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.
34.Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 5-19.
35.Матрусов И.С. Школьное краеведение // География в школе. - 1963, -№3. - С. 2-6.
36.Муниров Р.Р. Краеведение в школе: системный подход. –Уфа: Восточный университет,1997. – 146 с.
37.Муратова К.Г. Краеведческая работа во вспомогательной школе и ее коррекционно-воспитательная роль: Дис. ... канд.пед.наук. - М.: 1978. – 258 с.
38.Рейнмаа А.А. Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения на уроках неживой природы во вспомогательной школе: Дисс…канд.пед.наук. – Тарту, 1983. – 174 с.
39.Родзевич Н.Н. Городские географо-экологические экскурсии // География в школе. – 1991. - № 3. – С. 29-32.
40.Родин А.Ф., Ставровский А.Е. Связь обучения с жизнью и школьное краеведение. // Советская педагогика. - 1959, - №9. - С. 9-17.
41.Рубанова Н.В. Краеведение как средство связи воспитания с жизнью: Ав-тореф. дисс.... канд. пед. наук. - М., 1964. – 24 с.
42.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – СПб: Изд-во «Питер»., 2000. – 712 с.
43.Синев В.Н. Психологические вопросы коррекционной работы на уроках географии // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной. – М.: Педагогика, 1980. – С. 123-140.
44.Синев В.Н., Стожок Л.С. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. – Киев: Рад.школа, 1977. – 74 с.
45.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1984. – 96 с.
46.Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Педагогика, 1971. – 208 с.
47.Сквирская И.А. Повышение интереса к изучении природы как средство углубления знаний учащихся вспомогательной школы//Специальная педагогика.-1966.-Вып.4.-С 24-30.
48.Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1965. – 104 с.
49.Смирнова А.Н. Педагогическое изучение учащихся вспомогательной школы // Методы изучения аномальных детей /под ред.А.И. Дьячкова. - М.: Просвещение,1965. – С.47-65.
50.Соломина В.П. Краеведение в школе // Природное и культурное наследие Петербурга. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет / Под ред. В.П. Соломина. - Спб.: Образование, 1995. - 94 с.
51.Цибизова Е.Б. Гражданское образование школьников крупного города средствами краеведения: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. -Новокузнецк, 2009. – 22 с.
52.Шмидт С.О. История Москвы и проблемы москвоведения. - М.: Изд-во Главархива Москвы, 2004 - 712 с.
Вопрос-ответ:
Какие методические приемы могут быть использованы для формирования краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся?
Для формирования краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся могут быть использованы разнообразные методические приемы, такие как групповая работа, игровые формы обучения, работа с визуальными материалами и др.
Какие принципы использования краеведческого материала можно применить на уроках географии для формирования краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся?
При использовании краеведческого материала на уроках географии для формирования краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся можно применить такие принципы, как доступность материала, последовательность и систематичность его представления, активное взаимодействие учителя и ученика и др.
Какие особенности усвоения краеведческого материала можно выделить у умственно отсталых учащихся?
Умственно отсталые учащиеся могут иметь некоторые особенности усвоения краеведческого материала, например, слабую память, затруднения в анализе и синтезе информации, низкую концентрацию внимания и др.
Каковы психолого-педагогические характеристики умственно отсталых учащихся?
Умственно отсталые учащиеся характеризуются низким уровнем развития познавательных процессов, отставанием в интеллектуальной сфере, затруднениями в усвоении нового материала, повышенной эмоциональной возбудимостью и др.
Каковы преимущества использования разнообразных методических приемов в процессе формирования краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся?
Использование разнообразных методических приемов в процессе формирования краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся позволяет повысить мотивацию к обучению, разнообразить формы работы, учесть индивидуальные особенности учащихся, сформировать у них положительное отношение к предмету и др.
Какие методические приемы могут использоваться при формировании краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся?
При формировании краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся могут использоваться разнообразные методические приемы, такие как игровые формы работы, визуальные материалы, интерактивные уроки, практические задания и др. Это позволяет сделать учебный процесс более интересным и доступным для данной категории учащихся.