Кавказская война-межцивилизационный конфликт в условиях горской революции
Заказать уникальную курсовую работу- 19 19 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 13.12.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Цивилизация горцев: причины революции
2. Межцивилизационный конфликт в контексте горской революции
Заключение
Список источников и литературы
При этом, попрание традиций началось еще во времена генерала Ермолова, который выстроил жесткую политику искоренения самой возможности противостоять присоединению Кавказа. Ермолов пытался искоренить жестокие традиции, тем самым внедряя в чуждую цивилизации элементы более привычной и соответствующей законодательству Российской Империи. В частности, он уделял большое внимание экономике края: промышленности, городскому строительству, табаководству, шелководству, виноделию, сбору красителей. Он, боролся с разливами Терека, налаживал торговлю, снижал пошлины для горцев, устраивал карантины, организовывал ярмарки, меновые дворы, заботился о создании и охране лечебных курортов, расширял сеть школ, старался улучшить качество обучения. Подкуп местных феодалов, практиковавшийся его предшественниками и обеспечивавший временный, но непрочный мир, он заменил требованием беспрекословного подчинения: «Хочу, чтобы имя мое стерегло страхом наши границы крепче цепей и укреплений, чтобы слово мое было для азиатов законом вернее неизбежной смерти».
Решительно боролся Ермолов с примитивными обычаями родового общества, религиозными, рабовладельческими и феодальными пережитками. Стараясь не нарушать местных традиций, он создал для рассмотрения уголовных преступлений гражданский суд (мехкаме) с участием местного населения, в то же время приближенный к европейским нормам. В более спокойных районах у назрановских ингушей и притеречных чеченцев было введено российское административное управление. Это была долговременная политика приобщения горцев к жизни в Российской империи.
В результате политики Ермолова заметная часть чеченского и ингушского населения отступила в горы. Закреплению же успеха противостояния способствовало исламское течение – мюридизм. В конце первой четверти XIX века, когда русские уже поздравляли себя со столь легким завоеванием горцев, жители, вдохновленные религиозным пылом и любовью к свободе (самыми действенными побудительными мотивами в их культурных традициях), созрели для борьбы, которая должна была сделать это завоевание сомнительным, по крайней мере на многие годы. Им нужен был только лидер, и, как всегда, такой человек появился в нужный момент – Имам Шамиль.
Шамиль стал не только религиозным, но и политическим лидером, сумевшим выстоять против русских достаточно длительный период времени и сформировать на территории Горного Кавказа фактически государство, ставшее результатом победы горской революции.
Противостояние двух цивилизации в процессе военных действий выражалось в попытке со стороны русских насадить свои условия горцам, а со стороны горцев не уступить русским и сохранить традиции предков, хотя многие из них не поощрял и сам Шамиль. В частности, им было под страхом смерти запрещено развязывать кровную вражду, как и запрещена сама кровная месть. Тем не менее, не смотря на запрет приоритетные традиции продолжали существовать и ради сохранения своего авторитета Имам закрывал глаза на это, понимая насколько важен данный аспект для сохранения самих принципов и основ традиционного общества, которое он поддерживал.
Принимавшие же в ходе военных действия русское подданство горцы были вынуждены отказываться не только от традиций, нарушающих имперское законодательство, но и от привычного для себя образа жизни, включаться в жизнь русских, часто переселяться в смешанные поселения где уже их дети во многом ассимилировались, что являлось основной целью, особенно в свете того, что русского населения в предгорьях Кавказа становилось все больше.
Отразилось противостояние цивилизаций и после поражения горской революции. Историками и современниками представляются данные, согласно которым горцев, не желавших принимать условия сосуществования с русскими, выдворяли из страны.
Официальные документы свидетельствуют, что российские власти ставили перед кавказцами, оказавшимися в безвыходном положении в результате военных экспедиций, ультиматум, принуждая избрать одно из двух - или переселиться на равнину, или покинуть родину и уйти в Османскую империю. В случае отказа, им угрожали полным уничтожением. Кавказцы были вынуждены покинуть родину.
Таким образом, межцивилизационный конфликт в контексте горской революции выразился в явном противостоянии всего спектра составляющих цивилизации, как и являлся причиной начала революции горцев в контексте Кавказской войны.
Заключение
Таким образом, в контексте данной аналитической справки отражены приоритетные причины горской революции и факторы цивилизационного конфликта в контексте Кавказской войны. Религиозные аспекты сыграли значительную роль в Кавказской войне и долгое время являлись основополагающим фактором влияния успешности сопротивления колонизации русских они же стали пучиной протестного движения против колонизационной политики, выразившись в исходе мусульман с завоеванных русскими территорий. На протяжении ведения военных действий мюридизм оказал значительное влияние на организацию сопротивления русским в связи с ориентацией приоритетного большинства религиозно настроенного местного населения против потери независимости. Мюридизм сыграл решающую роль в затяжном характере войны и обусловил длительный период сопротивления русским и русскому законодательству. Даже в случае переселения на равнину многие из горцев возвращались к привычному образу жизни не в силах вести ту жизнь, которую диктовали русские законы.
В результате победы русских в Кавказской войне и поражения горской революции второе религиозное течение выразило протестный характер против политики русских тем, что представители мусульманского вероисповедания не пожелавшие принять русское подданство. Массово эмигрировали в соседние государства. При этом, русские по большей части не чинили им препятствий и в какой-то мере подобная тактика поведения мусульман стала выгодная в связи с необходимостью расширения земель на Кавказе для заселения русского населения, а также мирного местного населения, которое стало достаточно успешно включаться в систему взаимоотношений с русским государством и приняло русское подданство добровольно.
Список источников и литературы
Анчабадзе Ю.Д. Этническая история Северного Кавказа XVI-XIX века: монография / Ю.Д. Анчабадзе, Н.Г. Волкова. - М. : [б. и.], 1993. - 265 с.
Блиев М.М. Кавказская война: монография / М.М. Блиев, В.В. Дегоев. - М.: Росет, 1994. - 592 с.
Блиев М. Россия и горцы Большего Кавказа. На пути к цивилизации. – М.: Мысль, 2004. – 877 с.
Гапуров Ш.А. Россия и Чечня в первой четверти XIX века / Ш. А. Гапуров. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. - 446 с.
Дегоев В. В. Проблема Кавказской войны XIX века: Историографические итоги // Сборник русского исторического общества. Т.2 (150): Россия и Северный Кавказ. - М.: Эксмо, 2000.
Дегоев В. В. Большая игра на Кавказе: история и современность. - М.: Аспект – Пресс, 2003.
Казиев Ш. Имам Шамиль. - М.: Молодая гвардия, 2010. – 427 с.
Ковалевский М.М. Кавказ. Закон и обычай / [Ковалевский М. М.]. - Нальчик: Полиграфсервис и Т (Котляровы М. и В.), 2011. – 414 с.
Лаудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских Горцах. – Тифлис, 1872. – 319 с.
Олейников Д.И. Большая Кавказская война / Д. И. Олейников // Родина: российский исторический иллюстрированный журнал. – 2000. – № 1–2. – С. 50–57.
Потто В.А. Кавказская война: в 5 т. / Василий Потто. - М.: Центрполиграф. - М.: Центрполиграф, 2006.
Торнау Ф.Ф. Секретная миссия в Черкесию русского разведчика барона Ф.Ф. Торнау: воспоминания и док / Ф.Ф. Торнау. - [Репр. изд.]. - Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 507 с.
Фадеев Р.А. Кавказская война: монография / Фадеев Р. А. - М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2003. - 635 с.
Лаудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских Горцах. – Тифлис, 1872. с. 25-26.
Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. – М.: Наука, 1994. с. 354.
Там же .с. 124.
Лаудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских Горцах. – Тифлис, 1872, с. 62.
Антология исследования культуры/ред. Г.Д. Аварова. – Спб.: Питер, 2007. с. 211.
Анчабадзе Ю.Д. Вайнахи (чеченцы и ингуши) – Тбилиси, 2001. с. 78-79.
Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. – М.: Наука, 1994. с. 191.
Анчабадзе Ю.Д. Вайнахи (чеченцы и ингуши) – Тбилиси, 2001. с. 141.
Там же. С. 134.
Фадеев Р.А. Кавказская война: монография / Фадеев Р. А. - М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2003.
Дегоев В. В. Большая игра на Кавказе: история и современность. - М.: Аспект – Пресс, 2003. с.41.
Торнау Ф.Ф. Секретная миссия в Черкесию русского разведчика барона Ф.Ф. Торнау: воспоминания и док / Ф.Ф. Торнау. - [Репр. изд.]. - Нальчик: Эль-Фа, 1999; Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера / Ф.Ф. Торнау. - М.: Аиро-XX, 2000.
Блиев М. Россия и горцы Большего Кавказа. На пути к цивилизации. – М.: Мысль, 2004.
Потто В.А. Кавказская война. Т. 2. – Ставрополь, 1994. с. 47.
Ковалевский М.М. Кавказ. Закон и обычай / [Ковалевский М. М.]. - Нальчик: Полиграфсервис и Т (Котляровы М. и В.), 2011. с. 206.
2
1.Анчабадзе Ю.Д. Этническая история Северного Кавказа XVI-XIX века: монография / Ю.Д. Анчабадзе, Н.Г. Волкова. - М. : [б. и.], 1993. - 265 с.
2.Блиев М.М. Кавказская война: монография / М.М. Блиев, В.В. Дегоев. - М.: Росет, 1994. - 592 с.
3.Блиев М. Россия и горцы Большего Кавказа. На пути к цивилизации. – М.: Мысль, 2004. – 877 с.
4.Гапуров Ш.А. Россия и Чечня в первой четверти XIX века / Ш. А. Гапуров. - Нальчик: Эль-Фа, 2003. - 446 с.
5.Дегоев В. В. Проблема Кавказской войны XIX века: Историографические итоги // Сборник русского исторического общества. Т.2 (150): Россия и Северный Кавказ. - М.: Эксмо, 2000.
6.Дегоев В. В. Большая игра на Кавказе: история и современность. - М.: Аспект – Пресс, 2003.
7.Казиев Ш. Имам Шамиль. - М.: Молодая гвардия, 2010. – 427 с.
8.Ковалевский М.М. Кавказ. Закон и обычай / [Ковалевский М. М.]. - Нальчик: Полиграфсервис и Т (Котляровы М. и В.), 2011. – 414 с.
9.Лаудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских Горцах. – Тифлис, 1872. – 319 с.
10.Олейников Д.И. Большая Кавказская война / Д. И. Олейников // Родина: российский исторический иллюстрированный журнал. – 2000. – № 1–2. – С. 50–57.
11.Потто В.А. Кавказская война: в 5 т. / Василий Потто. - М.: Центрполиграф. - М.: Центрполиграф, 2006.
12.Торнау Ф.Ф. Секретная миссия в Черкесию русского разведчика барона Ф.Ф. Торнау: воспоминания и док / Ф.Ф. Торнау. - [Репр. изд.]. - Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 507 с.
13.Фадеев Р.А. Кавказская война: монография / Фадеев Р. А. - М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2003. - 635 с.
Вопрос-ответ:
Почему возникла горская революция на Кавказе?
Горская революция на Кавказе возникла из-за недовольства жителей горных регионов политикой искоренения традиций, проводимой русскими властями. Эта политика началась еще во времена генерала Ермолова, который стремился заменить жестокие традиции на элементы более привычной русской цивилизации. Жители горных регионов считали это попыткой уничтожить их культуру и образ жизни, что стало причиной их недовольства и протестов.
Какие причины лежат в основе межцивилизационного конфликта, связанного с горской революцией на Кавказе?
Межцивилизационный конфликт в контексте горской революции на Кавказе обусловлен различиями в ценностях, традициях и образе жизни горцев и тех, кто проводит политику искоренения этих традиций. Русские власти пытались навязать свою культуру и ценности жителям горных регионов, что вызывало сопротивление и протесты со стороны горцев. Таким образом, межцивилизационный конфликт возникал из-за несовместимости и противопоставления двух разных культур и образов жизни.
Что представляла собой цивилизация горцев?
Цивилизация горцев на Кавказе была особой и уникальной. Горцы имели свою специфическую культуру, традиции и образ жизни, которые отличали их от других народов. Они жили в горах и вели полукочевой образ жизни, зависящий от скотоводства и земледелия. Горцы отличались своей независимостью, собственными системами самоуправления и особыми социальными и политическими структурами. Они также имели свои законы и религиозные обряды, которые формировали основу их цивилизации.
Какие были причины горской революции на Кавказе?
Причины горской революции на Кавказе были многообразны. Одной из основных причин было проникновение и влияние внешних цивилизаций на горцев. Они сопротивлялись попыткам властей центра принудить их присоединиться к российской империи и отказаться от своей культуры и традиций. Возникли конфликты из-за экспансии русских крестьян на земли горцев, а также из-за нарушения их прав и свобод. Горцы также боролись за сохранение своей независимости и самоуправления, не желая подчиняться внешнему влиянию.
Каким образом горская революция привела к межцивилизационному конфликту?
Горская революция на Кавказе привела к межцивилизационному конфликту в результате столкновения интересов и ценностей разных цивилизаций. Российская империя стремилась ассимилировать горцев и внедрить в их культуру свои нормы и ценности. Горцы же настаивали на сохранении своей самобытности и отказывались принимать внешнее влияние. Конфликт возникал в результате насильственного наложения внешних норм и правил на горскую цивилизацию, что вызывало сопротивление и протест со стороны горцев.
Какие причины привели к революции на Кавказе?
Причины революции на Кавказе можно найти в глубоких культурных и религиозных различиях между горцами и русскими администраторами. Горцы имели свою уникальную цивилизацию и традиции, которые они хотели сохранить, однако русская администрация стремилась искоренить эти традиции и внедрить русскую культуру и правовые нормы. Этот конфликт в цивилизационных ценностях и интересах привел к вспышке революции.
Как можно охарактеризовать межцивилизационный конфликт в условиях горской революции на Кавказе?
Межцивилизационный конфликт в условиях горской революции на Кавказе можно охарактеризовать как борьбу двух разных цивилизаций. С одной стороны, горцы стремились сохранить свою уникальную цивилизацию, с сильным влиянием ислама, своими традициями и законами. С другой стороны, русская администрация пыталась привнести русскую культуру, правовые нормы и ценности. Этот конфликт привел к множеству столкновений и боевых действий.
Какие источники я могу использовать для изучения Кавказской войны?
Для изучения Кавказской войны и горской революции на Кавказе можно использовать различные источники и литературу. Например, можно обратиться к работам историков, которые специализируются на данной теме, таким как Александр Шаргородский, Алексей Миловидов или Михаил Казаков. Также полезными могут быть воспоминания участников войны, архивные документы и исторические источники времен Кавказской войны.
Каковы последствия попирания традиций горцев на Кавказе?
Попирание традиций горцев на Кавказе имело серьезные последствия. Во-первых, это усилило конфликты между горцами и русской администрацией и способствовало разжиганию революции. Во-вторых, это привело к потере уникального культурного наследия и традиций горцев. Некоторые горские народы исчезли, их культура и история были утрачены. В-третьих, попирание традиций горцев создало глубокий образцовый разрыв на Кавказе, который сказывается и по сей день.
Какие были причины революции в цивилизации горцев?
Одной из основных причин революции в цивилизации горцев было попрание традиций, которое началось еще во времена генерала Ермолова. Он стремился искоренить жестокие традиции и внедрить более привычные элементы цивилизации.
Что можно сказать о межцивилизационном конфликте в контексте горской революции?
Межцивилизационный конфликт в контексте горской революции можно рассматривать как одну из основных составляющих этого конфликта. Попытка генерала Ермолова искоренить традиции и внедрить элементы своей цивилизации привела к напряженности между горцами и властями, что в итоге привело к войне.