История Тибета.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 30 30 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 14.12.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТИБЕТЦЕВ
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
3. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
3.1 Религия
3.2 Повседневная жизнь и этикет
3.3 Искусство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Бывает, что в одном дворе живут несколько или десятки семей. В уездах Медог, Боми, Мэнлинг, где климат влажный и теплый, дома строятся на сваях, благодаря чему пол нижнего этажа отстоит от земли на расстоянии около метра. Двери делаются с восточной стороны, окна выходят на запад. Перед входом имеется терраса. В лесных районах дома строятся в основном из дерева, иногда с каменным фундаментом. Дом покрывается деревянными досками, а для большей прочности сверху кладут камни. В уезде Пали распространены каменные дома с плоской крышей. Белые стены под черной черепицей выглядят очень аккуратно. Жилища стропильного типа широко распространены во всех частях Тибета: Западном, Центральном, Северном и Северо- Восточном Тибете. Все они делаются с плоской крышей. Такие жилища стали все больше строить и в скотоводческих районах. Дома как правило делаются одноэтажными. Стены строятся из камня, либо делаются глинобитными.В последние годы по мере повышения благосостояния люди стали строить благоустроенные дома, оборудованные системой водоснабжения и канализации, с окнами, пропускающими много солнечного света, и с обширным двором, ще хозяева сажают деревья и цветы. Таких домов-вилл немало в Лхасе, городах Восточного и Южного Тибета.Тибетцы придают большое значение соблюдению правил этикета. Это касается как общественной жизни, так и быта. Говоря об этикете, прежде всего следует упомянуть преподнесение хадака.Хадак - длинный шарф, как правило сотканный из некрашеной пряжи - принято преподносить во всех случаях жизни: в виде поздравления по случаю праздника, успехов, пожелания удачи, для выражения вежливости при встрече и проводах, во время приемов начальства, в качестве награды за заслуги, а также в виде подношения ламам и святым во время молебнов, на свадьбах и похоронах, по случаю окончания строительства нового дома. Хадак преподносят людям, чьей помощью хотят заручиться.Запреты - составная часть тибетского этикета. Различают запреты, связанные с отношениями между людьми, запреты в семейной жизни, запреты в сельскохозяйственном и животноводческом производстве, запреты религиозного характера. Большинство запретов обусловленосуровым характером природы, условиями жизни, человеческими отношениями, отношениями человека с природой и менталитетом, сложившимся на базе представлений человека о сверхъестественных силах.В том числе запреты, касающиеся межчеловеческих отношений, составляют оборотную сторону описанных выше правил этикета и воплощают моральные устои нации. В производстве существуют запреты, выработанные на основе векового опыта, и имеют под собой научную основу.Тибетская медицина - составная часть китайской народной медицины - имеет длительную историю развития и излечивает многие трудноизлечимые болезни.В тибетской медицине считается, что здоровье человека зависит от состояния равновесия между тремя факторами: ветром (раунг), желчью (мкхрис) и флегмой (бадкан). Отклонения от равновесия вызывают те или иные заболевания. Тибетская медицина еще в глубокой древности имела представление об анатомическом строении и физиологических процессах человеческого организма.3.3 ИскусствоВ макроплане искусство Тибета можно разделить на религиозное искусство и народное творчество.Разумеется, религиозное искусство выросло на почве народного творчества, впитав в себя богатые народные традиции.Фресковая живопись и искусство танки по праву считаются выдающимся достижением мирового изобразительного искусства. Художники фресок и танки придавали большое значение яркости и последовательности наложения красок. Часто повторяющиеся краски включают желтую, синюю, красную и зеленую. Для фресок характерны глубокий символический смысл, яркий эффект и национальный колорит. Тематика фресок и танокчрезвачайно богата и разнообразна. Здесь и жизнеописания святых, и истории религиозных превращений, и картины из истории строительства монастырей и древних контактов между Тибетом и внутренним Китаем, и эпизоды охоты в разные времена, и картины сельского производства, и народный быт, обычаи и традиционные развлечения. Есть портреты титулованных лам, живых будд, императоров китайских династий Мин и Цин и пр. Тибетские фрески и танки изображают не только потусторонний мир, но и реальную жизнь народа.Танка-картина-свиток, выполненная на ткани. Ткань для танки берется суровая, некрашенная. По окончании рисунка картина подвергается сложному процессу оформления: ее натягивают на рамку, покрывают клеем, ровняют поверхность и накладывают краски. Полотно с рисунком укрепляется на парчовой подложке. На верхнем конце танки укрепляются два куска желтого шелка и два шелковых шарфа, которые могут быть связаны узлом и служат для прикрытия и украшения. Концы картины крепятся на двух стержнях из твердой древесины, чтобы танку можно было свернуть в свиток. Танки подразделяются на нарисованные, тканые и отпечатанные. Особенно ценятся танки, вышитые шелком, танки, сделанные способом ковроделия, танки из цветного шелка, танки-аппликации и танки из жемчуга.В Тибете повсюду можно видеть разноцветные матерчатые или бумажные хоругви] укрепленные на шесте, подвешенные к веревке, установленные на крыше дома или прикрепленные к воротам. С другой стороны, кое-где на горных перевалах можно видеть рассыпанные клочья бумаги. Эти хоругви и разбрасываемые предметы на тибетском языке называются «фэнма» («фэн» - ветер, «ма» - конь). Обычно фэнма делаются из суровой ткани или бумаги, реже из шелка и других тканей, в форме прямоугольника или длинных полос. Классический узор фэнма включает коня, несущего на спине драгоценности, объятые пламенем. По четырем углам изображаются птица в золотом оперении, дракон, тигр и лев. В промежутке между изображениями начертаны слова молитвы или посвящение, а иногда слова проклятия. Бывают фэнма с напечатанными фигурами святых, традиционным набором из семи или восьми культовых реликвий.Печатание производится с резных деревянных форм. Обычай фэнма зародился как ритуал поклонения богам. Тибетцы считают, что ветер всепроникающ и может достичь места жительства небесных богов и подземных (подводных) духов. Люди, прибегнув к силе ветра, могут установить контакт с богами.Тибетское искусство скульптуры включает каменную, деревянную, глиняную и металлическую скульптуру. Наиболее раннее камнерезное искусство можно видеть на примере каменных львов, которые установлены перед могилой тибетского царя в Цюнцзе, каменных львов в монастыре Самье и слонов из белого мрамора. Глиняная скульптура отличается небольшим масштабом, но и здесь можно найти превосходные шедевры. Деревянная и металлическая скульптура сосредоточена главным образом в монастырях - дворце Потала, монастыре Джоканг и пр. Изготовление металлических скульптурных деталей - процедура сложная, требующая большого мастерства и навыков. Резьба по дереву включает гравюры и скульптуры на темы религиозного содержания, народного быта, а также детали оформления зданий.Следует также упомянуть изготовление масок. Некоторые из масок стоят на высоком художественном уровне, демонстрируя искусство резьбы. Делаются маски из дерева, меди, глины и пр.Глиняная скульптура отличается небольшим масштабом.Сырьем для поделок служит топленое масло, в которое добавляются минеральные красители. Этот вид ваяния стоит особняком в мировом ваятельном искусстве. Тематика фигур включает изображения святых, человеческие образы, травы, деревья и цветы, животных и птиц, архитектурные сооружения: терема, беседки и пр. Изготовление поделок из топленого масла имеет сезонность, обычно сосредоточено в зимний сезон, так как поделки боятся высокой температуры. Самым популярным показом поделок из топленого масла является экспозиция у ворот монастыря Джоканг, устраиваемая ежегодно 15-го числа 1-го месяца по тибетскому календарю.В уездах Рутог, Гердзе и Гегьэ округа Нгари, в уезде Ньима округа Нагчу и в уезде Башё округа Чамдо, а также в окрестностях озера Намцо были обнаружены наскальные рисунки, по которым можно составить представление о жизни тибетцев во времена далекой старины. В Рутоге, например, насчитали около десятка мест сосредоточенного нахождения наскальных рисунков. Большая коллекция наскальных рисунков находится в районе Жунма в северной части уезда Ньима. Среди них особенно знамениты наскальные рисунки в горах Цзялиншань на высоте 5200 м. над уровнем моря.Тематика рисунков включает сценки охоты и выпаса, военное соперничество, церемонии жертвоприношения богам, переселение на новые места, танцы и пр. Техника нанесения рисунков включает нанесение зубилом рельефов, обдирку неровностей, нанесение краски и пр. Из красителей самым распространенным был красный минеральный.В 5 км.к западу от уезда Башё, на горе Гасюешань есть группа наскальных рисунков, это единственная, найденная в округе Чамдо коллекция старинной наскальной живописи. Ее отличают древность появления первых рисунков, большой охват периода датировки разных эпох, богатство содержания и старинный стиль. Эти рисунки - отличный материал для исследования социальной жизни и народного быта тибетцев в глубокой древности.ЗАКЛЮЧЕНИЕТибет является основным источником великих рек Азии. Высокие горы, а также самое высочайшее и обширное плато мира, глубокие долины и древние леса, не тронутые человеческой деятельностью. Вечные снега, ледники, солончаки и озера выделяются голубыми или белыми пятнами среди однообразных высокогорных лугов, пустынь и сухих степей Тибета. Географические особенности и природа Тибетского нагорья во многих отношениях уникальны. Тибет это высочайшее нагорье мира и величайшее по площади, занимающее более 2 млн. км2, отделенное и окруженное от остальных частей Азии высокими хребтами. Тибетское нагорье можно разделить на три региона – север, юг, и восток. На севере граница проходит по подножию горных хребтов, входящих в систему Куньлуня. В этой части открытой равнины, где кочевники пасут овец и яков, она занимает приблизительно половину Тибета. Южной и юго-западной границами Тибетского нагорья является подножье Гималаев, является сельскохозяйственным регионом, который занимает около 1/4 площадь земли Тибета. В нем располагаются главные Тибетские города типа Шигатце, Лхасы, Гьянце, которые расположены в области Цетанг. Это культурным центром Тибета. Северо-западной границей является горный узел Памир-Каракорумого Нагорья, расчлененный верховьями больших рек, текущих в Индокитай, а восточнее поднимаются Сино-Тибетские горы (г. Гунгашань, 7590 м). Территория Тибета еще два-три десятилетия назад делилась на четыре провинции: Уй, Цзан, Нгари и Кам. Это деление вследствие междоусобных споров между правителями этих провинций никогда не было твердым и оно утеряло свое значение. Ныне территория Тибета, за исключением Кама, находящегося в составе провинция Сикан, делится на 13 районов, управляемых духовными и светскими феодалами, причем духовное лицо считается чином выше светского. Главный город Тибета — Лхаса. Он расположен на абсолютной высоте более 3 600 м в широкой долине реки Кичу, ограниченной со всех сторон, кроме юго-западной, горами, защищающими ее от холодных северных ветров.В переводе на русский язык Лхаса значит — «страна небожителей», или «область богов».Города в Тибете возникли вокруг монастырей. Это имеет свои исторические корни. Тибетские монастыри, захватившие в свои руки власть, приковав к себе посредством различных монополий торговлю и ремесла и подавляя свободное развитие торгового капитала, сделались средоточием торговли и ремесел. Они превратились, таким образом, в центры экономической жизни Тибета, вокруг которых и сложились города.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫБичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.// Т. I. М.-Л.: 1950. 382 с.Буданова В.. История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. – М.:РУДН,2004 [Электронный ресурс]:http://humanities.edu.ruГумилёв Л.Н. СТАРОБУРЯТСКАЯ ЖИВОПИСЬ Исторические сюжеты: в иконографии Агинского дацана". - М.: Искусство. 1975.Гумилёв Л.Н. Этническая история Тибета в I тысячелетии н.э. Опубликовано // Центральная Азия и Тибет: История и культура Востока Азии. -Новосибирск. 1972. -Т. 1. - С. 73-77.Гумилёв Л.Н. Легенда и действительность в древней истории Тибета. Опубликовано // "Вестник истории мировой культуры", 1960, No 3Кычанов Е., Мельниченко Б. - Кычанов, Мельниченко - История Тибета с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс] - [2005, PDF, RUS]Кузьмин С.Л. «Скрытый Тибет. История независимости и оккупации»– СПб.: издание А.Терентьева, 2010.– 544 с., илл.Культура Востока: Вып. 2. Особенности регионального развития: Индия, Непал, Тибет / Отв. ред. и сост. Т. Е. Морозова. — М.: КРАС АНД, 2009. — 288 с. (Исследования но искусству Востока.)Мкртычев Т.К. Буддийское искусство Средней Азии (1-Х вв.) [Текст] / Т.К. Мкртычев. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. — 286 е.: цв. ил.Цендина А.Д. И страна зовётся Тибетом. М.: Восточная литература, 2006г. – 304с.Цепон В. Д. Шакабпа - Тибет: политическая история. СПб.: Нартанг, 2003 – 428 стр.Юсов Б. В. ТИБЕТ. Краткий географический очерк[Электронный ресурс] – [1952.DJVU.RUS]

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.// Т. I. М.-Л.: 1950. 382 с.
2.Буданова В.. История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. – М.:РУДН,2004 [Электронный ресурс]:http://humanities.edu.ru
3.Гумилёв Л.Н. СТАРОБУРЯТСКАЯ ЖИВОПИСЬ Исторические сюжеты: в иконографии Агинского дацана". - М.: Искусство. 1975.
4.Гумилёв Л.Н. Этническая история Тибета в I тысячелетии н.э. Опубликовано // Центральная Азия и Тибет: История и культура Востока Азии. -Новосибирск. 1972. -Т. 1. - С. 73-77.
5.Гумилёв Л.Н. Легенда и действительность в древней истории Тибета. Опубликовано // "Вестник истории мировой культуры", 1960, No 3
6.Кычанов Е., Мельниченко Б. - Кычанов, Мельниченко - История Тибета с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс] - [2005, PDF, RUS]
7.Кузьмин С.Л. «Скрытый Тибет. История независимости и оккупации»– СПб.: издание А.Терентьева, 2010.– 544 с., илл.
8.Культура Востока: Вып. 2. Особенности регионального развития: Индия, Непал, Тибет / Отв. ред. и сост. Т. Е. Морозова. — М.: КРАС АНД, 2009. — 288 с. (Исследования но искусству Востока.)
9.Мкртычев Т.К. Буддийское искусство Средней Азии (1-Х вв.) [Текст] / Т.К. Мкртычев. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. — 286 е.: цв. ил.
10.Цендина А.Д. И страна зовётся Тибетом. М.: Восточная литература, 2006г. – 304с.
11.Цепон В. Д. Шакабпа - Тибет: политическая история. СПб.: Нартанг, 2003 – 428 стр.
12.Юсов Б. В. ТИБЕТ. Краткий географический очерк[Электронный ресурс] – [1952.DJVU.RUS]

Вопрос-ответ:

Каково происхождение тибетцев?

Происхождение тибетцев связано с древними народами, населявшими Центральную Азию. Археологические находки указывают на то, что первые поселения на территории Тибета появились около 10 тысяч лет назад.

Как устроено государственное и общественное устройство в Тибете?

Государственное и общественное устройство Тибета является уникальным и основано на традиционной тибетской культуре и религии. Тибет долгое время был традиционной феодальной монархией, где власть априори принадлежала монарху и духовенству.

Какая религия преобладает в Тибете?

Буддизм является преобладающей религией в Тибете. Тибетский буддизм, также известный как ламаизм, имеет глубокие корни в тибетской культуре и искусстве, и играет важную роль в повседневной жизни тибетцев.

Каковы особенности повседневной жизни и этикета в Тибете?

Повседневная жизнь тибетцев тесно связана с их религиозными верованиями. Важными элементами тибетской культуры и этикета являются уважение к старшим, гостеприимство, а также проведение ритуалов и праздников в соответствии с буддистскими традициями.

Какое искусство развивалось в Тибете?

В Тибете развивалось множество видов искусства, включая живопись, скульптуру, музыку, танцы и театр. Искусство Тибета тесно связано с буддизмом и выражает глубокие религиозные и философские идеи.

Какие разделы содержит книга "История Тибета"?

Книга "История Тибета" содержит следующие разделы: 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТИБЕТЦЕВ, 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, 3. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО (включая подразделы: 3.1 Религия, 3.2 Повседневная жизнь и этикет, 3.3 Искусство).

Как строятся дома в некоторых уездах Тибета?

В уездах Медог, Боми и Мэнлинг, где климат влажный и теплый, дома строятся на сваях. Благодаря этому пол нижнего этажа отстоит от земли на расстоянии около метра. Двери делаются с восточной стороны, а окна выходят на запад.

Как выглядят дома в Тибете?

Дома в Тибете могут внешне отличаться в зависимости от региона и климатических условий. В уездах Тибета, где климат влажный и теплый, дома строятся на сваях, благодаря чему пол нижнего этажа отстоит от земли на расстоянии около метра. Двери делаются с восточной стороны, а окна выходят на запад.