Любая на выбор из 51
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 29.09.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. РЫНОК МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА
2. СПРОС И ДОХОД НА РЫНКЕ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
3. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ НА РЫНКЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА РЫНКЕ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В результате, предложение фирмы в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде определяется точкойкасания Х кривой спроса и кривой долгосрочных средних общих издержек, что показано на рисунке 9.Рис.9. Предложение предприятия в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периодеПри этом точка касания не соответствует минимальным средним совокупным затратам, потому что кривая спроса может быть касательной к кривой средних совокупных затрат в точке их минимума только тогда, если она будет горизонтальной. А кривая спроса в условиях монополистической конкуренции является наклонной.Следовательно, долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции можно характеризоватьтакими свойствами:1) Как и на монопольном рынке, цена товара будет выше предельныхзатрат фирмы. Данный вывод исходит из того, что для максимизации прибыли нужно равенство предельного дохода предельным затратам, а вследствие отрицательного наклона кривойспроса предельный доход будет меньше цены.2) Как и на рынке совершенной конкуренции, цена равняетсясредним совокупным затратам, потому что свободный вход и выход фирм с рынка приведет к установлению нулевой экономической прибыли.Представим характеристику экономической эффективности в условиях монополистической конкуренции.4. эффективность на рынкемонополистической конкуренцииДля оценки экономической эффективности рыночной структурыиспользуется понятие оптимума, предложенное итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848-1923). Оптимум Парето - это такоесостояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества, то есть эффективным будет состояние, когда наиболее полно удовлетворены потребности всех членовобщества.Экономическая эффективность, базирующаяся на оптимуме Парето, включает производственную эффективность и эффективностьраспределения ресурсов.Производственная эффективность - это такое состояние,при котором невозможно увеличить производство какого-либо одного продукта, не уменьшая выпуска другого. Таким образом, должныбыть использованы все имеющиеся ресурсы, и каждый продукт должен производиться наиболее дешевым способом.Точка долгосрочного равновесия в условиях монополистической конкуренции находится на кривой долгосрочных средних издержек, но не совпадает с точкой ее минимума. Это можно объяснить тем,что кривая спроса может быть касательной к кривой средних совокупных издержек в точке ее минимума только тогда, если кривая спроса будет горизонтальной. В условиях монополистической конкуренции кривая спроса будет иметь наклонную форму. Если же кривая спроса не будет касаться, а будет проходить через точку минимума средних совокупных издержек, то это будет значить, чтокакая-то ее часть проходит выше кривой средних совокупных затрат, тоесть существует зона экономической прибыли. А в данном случае будет сохранен приток новых фирм на рынок, и кривая спроса продолжит собственное смещение, пока у нее не будет положения касательной в какой-либо иной точке. Таким образом, издержки производства в условиях монополистической конкуренции будут выше минимальных, и при этом производственная эффективность не будет достигнута.Эффективность распределения ресурсов - это такое состояние, при котором невозможно изменить структуру общественногопродукта так, чтобы получить чистую выгоду для общества, то естьэффективность распределения ресурсов достигается тогда, когда вэкономической системе производится такой набор продуктов, который в наибольшей степени удовлетворяет потребности экономическихсубъектов.Докажем условие эффективности распределения ресурсов методом «от обратного». Если цена продукта А больше предельных издержек его производства, то это значит, что для экономических субъектов ценность продукта А выше ценности других продуктов, которыемогли быть изготовлены с помощью использованных в производствепродукта А ресурсов. Поэтому, если увеличить производство продукта А за счет уменьшения производства других товаров, то степеньудовлетворения потребностей экономических субъектов повысится.Следовательно, ситуация, когда цена продукта выше предельных издержек его производства, не является ситуацией эффективности распределения ресурсов.Если цена продукта А меньше предельных издержек его производства, то это значит, что для экономических субъектов ценностьпродукта А ниже ценности других продуктов, которые могли бытьизготовлены с помощью использованных в производстве продукта Аресурсов. Поэтому, если уменьшить производство продукта А и увеличить производство других товаров, то степень удовлетворения потребностей экономических субъектов повысится. Следовательно, ситуация, когда цена продукта меньше предельных издержек его производства, не является ситуацией эффективности распределения ресурсов.В условиях монополистической конкуренции в состоянии равновесия цена превышает предельные издержки. Поэтому эффективность распределения ресурсов не достигается.Таким образом, в условиях монополистической конкуренциине достигается ни производственная эффективность, ни эффективность распределения ресурсов, а, следовательно, и экономическая эффективность.Каждому количественному и качественному уровню развитияфакторов производства соответствует определенное состояние экономической эффективности. Поэтому изменение уровня развития факторов производства влияет на состояние экономической эффективности. Например, производственная эффективность может достигаться,когда минимальные средние издержки равны и 1000 рублей, и 10000рублей, а эффективность распределения ресурсов - при ассортиментепродукции и в 10 наименований, и в 1000.Изменение экономической эффективности во времени характеризует динамическая эффективность.Основные параметры динамической эффективности:1) Средние издержки.Движение средних издержек влияет на состояние производственной эффективности, так как условие производственной эффективности - производство с минимальными средними издержками.2) Структура общественного продукта, которая оказываетвлияние на эффективность распределения ресурсов.Факторы, влияющие на динамическую эффективность в условиях монополистической конкуренции, противоречивы.Факторы, способствующие повышению динамической эффективности:- высокая конкурентность рынка, что усиливает стимулы дляосуществления инноваций;- преобладание неценовой конкуренции, что способствует расширению ассортимента продукции.Факторами, препятствующим повышению динамической эффективности, являются небольшие размеры предприятий, незначительный объем финансовых средств.Рассмотрим примеры рынков монополистической конкуренции.Рынки безалкогольных напитков и кофе могут иллюстрировать все характеристики монополистической конкуренции. Из указанных каждый рынок заполняетсямногочисленными марками продукции, которые слегка различны, но достаточно взаимозаменяемы. Отдельно взятый сорт безалкогольных напитков, к примеру, по вкусу немного отличен от остальных. А отдельно взятый сорт молотого кофе лишь слегка различен по запаху, аромату и содержанию в нем кофеина. У множества потребителей имеютсясобственные привычки. К примеру, можно иметь предпочтение к кофе «BON» по сравнению с иными сортами и регулярным образомприобретать его. Но при этому приверженности к конкретному сорту есть собственные пределы. Если цена на кофе «BON» значительным образомповысится в сравнении с иными сортами, то данный потребитель и множествоиных любителей кофе «BON», что вполне вероятно, перейдет на иной сорт кофе. Какая же монопольная власть есть у компании «Brooke bond ltd», которая производит кофе «BON», благодаря данному сорту? Иными словами, насколько является эластичным спрос на кофе «BON»? Для компании «Brooke bond ltd» этот вопрос достаточно важен. Компании «Brooke bond ltd» необходимо выполнить расчет эластичности спроса на сорт кофе «BON», чтобы определить его оптимальную цену, также как и иным производителям кофе нужно установить эластичность спроса на собственные его сорта.Большое количество крупных компаний тщательным образом проводят изучение спроса на свою продукцию. Результаты таких исследований обычно представляют собой коммерческую тайну компаний, однако в процессе изучения спроса на разного рода марки безалкогольных напитков эксперимент был проведен в сети предприятий розничной торговли, чтобы выявить, каким образом изменится доля на рынке для каждого сорта кофе вследствие изменения цен.Нужно заметить, что среди безалкогольных напитков «Фанта» является значительно менее эластичной, чем «Кока». И хоть на рынке безалкогольных напитков ею занимается небольшая доля, по вкусу она заметным образом отличается от вкуса «Кока» и иных сортов, и в связи с этим потребители,которые ее приобретают, более привержены ей. Однако, хотя у «Фанты» есть большая, чем у «Кока», монопольная власть, это еще не значит, что первая является более прибыльной. Прибыли находятся в зависимости от постоянных расходов, объема выпускаемой продукции и цены.И даже в том случае, если средние затраты компании, которая производит «Фанту», меньше чем у производителя напитка «Кока», это принесет большую сумму прибыли, потому что имеет значительную долю на рынке.Также следует заметить, что спрос на кофе является более эластичным по цене по сравнению с безалкогольными напитками. Среди потребителей кофе немного приверженцев какой-либо одной марки в связи с тем, что разница между сортами кофе менее ощутима, чем разница между напитками. В сравнении с разного рода марками безалкогольных напитков потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Якобс» и «Бон». За исключением напитка «Фанта» спрос на все сорта безалкогольных напитков и кофе является очень эластичным по цене. Это пример типичной монополистической конкуренции.Следовательно, можно заметить, что рынки монополистической конкуренции достаточно часто встречаются в современных условиях экономики.ЗаключениеВыступая как промежуточный тип таких рыночных структур, как: совершенная (чистая) конкуренция и монополиячистая, монополистическая конкуренция впитывает в себя черты обеих этих структура. Данные черты показываются как в установлении условий ее функционирования, так и в особенностях поведения на данном типе рынка. Однако же, выступая как самостоятельная структура, монополистическая конкуренция имеет и свои собственные свойства, к примеру, использование в качестве ведущих, неценовых методов конкуренции.В качестве примера монополистической конкуренции выступает рынок сотовых телефонов. В данном случае можно заметить, что основными здесь выступают факторы неценовой конкуренции, такие, как: услуги дополнительного характера и послепродажные. Данный тип рыночной структуры приносит достаточную выгоду обществу. Фирмы постоянно пытаются предлагать потребителям что-то немного лучшее. С развитием технологии спектр предлагаемых услуг становится значительно шире, а цены при этом уменьшаются. Это становится возможным только для компаний, у которых есть относительно большая доля рынка, что не представляется возможным в условиях совершенной конкуренции. При этом присутствие большого числа компаний является сдерживающим фактором монополизации рынка, т.е. не способствуют повышению цен или предложению некачественной продукции. Достаточно важно заметить, что незначительные барьеры входа на рынок монополистической конкуренции всегда предоставляют возможность вступления новых компаний, которые могут предложить качественно новую продукцию. Список используемойлитературыИсточники на русском языке1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 4-е изд. – М.: Высшее образование, 2008. – 391с.2. Бункина М.К. Национальная экономика. Учебное пособие. – М.: Дело, 2010. – 272 с.3. Гукасьян Г.М. Экономика от «А» до «Я». – М.: ИНФРА-М, 2010. – 480с.4. Ефимова Е.Г. Экономика. – М.: МГИУ, 2008. – 368с.5. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. – М.: АСТ, 2010. – 544с.6. Казначевская Г.Б. Экономическая теория. – М.: Феникс, 2009. – 346с.7. Клюня В.Л., Черченко Н.В. Основы экономической теории. – Минск: Минск, 2006. – 238с.8. Корниенко О.В. Микроэкономика. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 363 с.9. Лямкин И.П. Предприятие в условиях монополистической конкуренции: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2006.-28с.10. Макро- и макроэкономика: Учебное пособие / М.И.Плотницкий, Л.В.Воробьева, Н.Н.Сухарева и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный дом: Мисанта, 2009. – 224с.11. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527с.12. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. – И.: КНОРУС, 2010. – 452с.13. Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Романова Е.В. Экзамен по экономической теории: Учебное пособие для вузов. – М.: Приор-издат, 2010. – 144 с.14. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 832с.15. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д.э.н. О.Мамедова. – Ростов/н/Д: изд-во «Феникс», 2009. – 545 с.16. Татарников Е.А., Богатырева Н.А.,Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 176 с.17. Экономическая теория / под ред. Давыденко Л.Н. – Минск: Вышейшая школа, 2007. – 352с.18. Экономическая теория. Экономика / под ред. Соболева А.В., Соловых Н.Н. – М.: Дашков и К, 2008. – 552с.
Источники на русском языке
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 4-е изд. – М.: Высшее образование, 2008. – 391с.
2. Бункина М.К. Национальная экономика. Учебное пособие. – М.: Дело, 2010. – 272 с.
3. Гукасьян Г.М. Экономика от «А» до «Я». – М.: ИНФРА-М, 2010. – 480с.
4. Ефимова Е.Г. Экономика. – М.: МГИУ, 2008. – 368с.
5. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. – М.: АСТ, 2010. – 544с.
6. Казначевская Г.Б. Экономическая теория. – М.: Феникс, 2009. – 346с.
7. Клюня В.Л., Черченко Н.В. Основы экономической теории. – Минск: Минск, 2006. – 238с.
8. Корниенко О.В. Микроэкономика. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 363 с.
9. Лямкин И.П. Предприятие в условиях монополистической конкуренции: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2006.-28с.
10. Макро- и макроэкономика: Учебное пособие / М.И.Плотницкий, Л.В.Воробьева, Н.Н.Сухарева и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный дом: Мисанта, 2009. – 224с.
11. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527с.
12. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. – И.: КНОРУС, 2010. – 452с.
13. Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Романова Е.В. Экзамен по экономической теории: Учебное пособие для вузов. – М.: Приор-издат, 2010. – 144 с.
14. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 832с.
15. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д.э.н. О.Мамедова. – Ростов/н/Д: изд-во «Феникс», 2009. – 545 с.
16. Татарников Е.А., Богатырева Н.А.,Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 176 с.
17. Экономическая теория / под ред. Давыденко Л.Н. – Минск: Вышейшая школа, 2007. – 352с.
18. Экономическая теория. Экономика / под ред. Соболева А.В., Соловых Н.Н. – М.: Дашков и К, 2008. – 552с.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой рынок монополистической конкуренции?
Рынок монополистической конкуренции - это рыночная структура, характеризующаяся наличием нескольких независимых фирм, производящих товары или услуги, которые имеют схожие, но не идентичные характеристики. На этом рынке каждая фирма обладает некоторой степенью власти над ценами, но она также сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм.
Как влияет спрос на рынке монополистической конкуренции?
Спрос на рынке монополистической конкуренции влияет на поведение фирм и определение цен. Если спрос на товар или услугу растет, то фирмы могут повышать цены и увеличивать производство. Если спрос снижается, то фирмы могут снижать цены и уменьшать производство. В итоге, спрос на рынке монополистической конкуренции является фактором определяющим прибыльность и конкурентоспособность фирм.
Какие факторы влияют на поведение фирм на рынке монополистической конкуренции?
Поведение фирм на рынке монополистической конкуренции может быть определено несколькими факторами. Во-первых, степень конкуренции среди фирм оказывает влияние на их стратегии. Если на рынке монополистической конкуренции существует большое число фирм, то конкуренция будет более интенсивной и фирмы будут стараться отличиться от других и привлечь внимание потребителей. Во-вторых, доступность ресурсов и технологий также влияет на поведение фирм. Если фирма имеет доступ к уникальным ресурсам или технологиям, это может дать ей конкурентное преимущество на рынке.
Что такое эффективность на рынке монополистической конкуренции?
Эффективность на рынке монополистической конкуренции означает достижение оптимальных результатов в процессе производства и распределения товаров или услуг. Эффективность может быть достигнута, если фирмы находятся на уровне производства, при котором маргинальные издержки равны маргинальному доходу, и нет возможности увеличить прибыль путем изменения количества производства или цены.
Что такое монополистическая конкуренция?
Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, характеризующаяся наличием множества небольших фирм, производящих схожие товары, но с некоторыми отличиями. Каждая фирма имеет определенную степень контроля над ценой своего товара.
Как связан спрос и доход на рынке монополистической конкуренции?
Спрос на рынке монополистической конкуренции определяется ценой и предпочтениями потребителей. Чем выше цена, тем ниже спрос. Более высокий спрос приводит к увеличению дохода фирм на рынке монополистической конкуренции.
Какие стратегии поведения фирм применяются на рынке монополистической конкуренции?
На рынке монополистической конкуренции фирмы могут использовать различные стратегии, такие как дифференциация товаров, реклама и маркетинговые акции. Они стремятся привлечь внимание потребителей к своим особенностям и отличиям от конкурентов.
Как определяется предложение фирмы на рынке монополистической конкуренции?
Предложение фирмы на рынке монополистической конкуренции определяется точкой касания кривой спроса и кривой долгосрочных средних общих издержек. Когда эти кривые пересекаются, фирма производит оптимальное количество товара, чтобы максимизировать свою прибыль.
На сколько эффективен рынок монополистической конкуренции?
Эффективность рынка монополистической конкуренции зависит от того, насколько хорошо рыночные силы работают. Несмотря на то, что фирмы в данной структуре рынка имеют некоторую свободу в установлении цен, они все равно сталкиваются с конкуренцией. Однако, в сравнении с другими рыночными структурами, монополистическая конкуренция может быть менее эффективной.
Что такое рынок монополистической конкуренции?
Рынок монополистической конкуренции - это рыночная структура, на которой действует большое количество продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары или услуги.