Безработица и занятость, их государственное регулирование

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 31 31 страница
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 12.10.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие безработицы и занятости
1.2. Особенности государственного управления занятостью населения
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Характеристика безработицы и новые направления вовлечения неработающих в занятость в России
2.2. Специфика развития рынка труда в российской промышленности
2.3. Анализ финансирования государственных программ содействия занятости населения
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ В РФ
3.1. Зарубежный опыт формирования механизма регулирования рынка труда
3.2. Перспективные направления снижения безработицы в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фрагмент для ознакомления

Однако, отсутствие концепции адаптации к новым требованиям, привело к тому, что с середины 80-х гг. XX столетия страна имеет высокую и устойчивую безработицу, уровень которой в сентябре 2011 г. составил 6,6%. Следует отметить, что безработица в стране опустилась ниже психологического рубежа в 7% и достигла самого низкого со времени объединения Германии уровня [13, с. 47].
Глава Федерального агентства по занятости Франк-Юрген Вайзе отмечает, что «Состояние рынка труда продолжает улучшаться, несмотря на риски, связанные с международной финансовой системой и вне зависимости от турбулентности на фондовых рынках». Сказанное главой Федерального агентства подтверждают данные статистики о том, что число безработных неуклонно сокращается с февраля 2010 г. и эта тенденция, по мнению автора, сохранится и в дальнейшем.
В развитых странах в настоящее время активно реализуются программы, направленные на решение проблем трудоустройства безработных и смягчение безработицы. Среди них можно выделить следующие:
сохранение рабочих мест за счет улучшения экономического состояния социально значимых предприятий, в том числе с помощью поддержки их путем льготного кредитования и государственного субсидирования;
реструктуризация предприятий и образование новых хозяйствующих субъектов;
частичное или полное перепрофилирование предприятий и ориентация их на новые рынки сбыта;
создание рабочих мест (как прямых, так и сопряженных) за счет общественных работ, малого предпринимательства, новых производств;
применение гибкого графика работы, неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, надомничества;
совершенствование работы органов службы занятости, бирж труда;
стимулирование организованной миграции трудоспособных граждан в регионы с дефицитом рабочей силы.

3.2. Перспективные направления снижения безработицы в России
При формировании рынка труда России, с учетом ее региональной децентрализации, необходимо использовать большой опыт социального партнерства Германии и модель частичной занятости, причем добровольная ее форма, практикуемая во Франции. Государство с целью снятия напряженности на рынке труда стимулирует частичную занятость, путем предоставления предпринимателям дотации за каждого занятого на условиях неполного рабочего времени.
Для российского рынка труда в современных условиях актуален поиск модели рынка труда, отвечающей требованиям национальной конкурентоспособности XXI века.
Целевыми программами трудоустройства в России занимаются государственные структуры.
По оценкам М. Шанкум, В. Дубровской и Н. Егоровой, вложение 1 млрд. руб. в такие программы в регионе с миллионным населением уже через год окупается на 65% за счет поступления налогов в региональный бюджет. При этом снижается уровень безработицы, а рынок дополнительно насыщается товарами. Если же сравнить альтернативные затраты на выплату пособий по безработице с затратами на создание рабочих мест, то предпочтительность «инвестиционной» стратегии по сравнению со стратегией «материального патернализма» станет очевидной уже через полтора-два года. Ведь в том же регионе с 1 млн. жителей на средства, выплачиваемые в качестве пособий по безработице, можно создать, к примеру, до 50 тыс. рабочих мест на малых предприятиях [16, с. 14].
Развитие малого бизнеса является действенным инструментом оживления деловой активности в депрессивных регионах и отраслях. Привлекательность стратегии развития малого предпринимательства состоит в том, что удельные капитальные затраты на организацию одного рабочего места на малом предприятии, как правило, на порядок ниже, чем на среднем и крупном.
Существенно важным для экономики региона является и финансовая поддержка социально значимых и градообразующих предприятий. Однако это требует больших средств (особенно при реализации масштабных проектов реструктуризации и оздоровления предприятий), которые не всегда «по карману» региональным бюджетам.
Тем не менее, следует отметить, что в последние годы проявилась достаточно устойчивая тенденция к росту доли средств, выделяемых на развитие производства из региональных и местных бюджетов: их объем в 2001-2011 гг. превысил финансирование из федерального бюджета. Власти субъектов Российской Федерации стараются оказывать реальную инвестиционную поддержку предприятиям, находящимся на подведомственных территориях.
Современный этап социально-экономического развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями во всех сферах, в том числе и в социально-трудовой. Изменения рынка труда носят многообразный и разноплановый характер -усложняются механизм его формирования и функционирования, принципы подстройки спроса и предложения, модифицируются институты, структура, сегменты.
Инновационной экономике адекватен гибкий рынок труда и структуры, восприимчивые к инновациям и способные их поддерживать. Однако это не означает, что процесс регулирования рынка труда будет полностью вытеснен механизмом его саморегулирования. Более того, современные последствия экономического кризиса актуализируют проблему государственного регулирования рынка труда. В соответствии с международными нормами обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости следует считать средством реализации на практике права на труд.
В современных условиях становится очевидной ограниченность традиционных подходов к регулированию рынка труда, успешно реализуемых ранее. Это связано с рядом причин. Среди них усиление влияния макроэкономических шоков спроса и предложения на систему занятости и рынки труда, вызывающее рост безработицы; ускорение жизненного цикла инноваций, их неравномерность, асинхронность и различные долгосрочные и краткосрочные последствия для сферы занятости населения; возникновение новых профессиональных рисков, обусловленных развитием современных средств и предметов труда. Развернувшийся мировой кризис позволяет говорить о все меньшей концептуальной ясности относительно результативности традиционных методов, форм регулирования рынка труда.
Инновационные подходы к регулированию рынка труда представляют собой не только новые теоретические конструкции, но, прежде всего, успешно реализованные на практике и дающие социально-экономический эффект новые методы (экономические, правовые, организационные и др.), инструменты, нетрадиционные технологии, ориентированные на координацию, согласование интересов различных субъектов рынка труда в условиях постоянно изменяющейся ситуации на рынке труда.
Антикризисные меры государства на рынке труда являются достаточно затратными и носят временный характер, позволяя смягчить шоки спроса. В условиях финансовой ограниченности инновационные меры в решении задачи обеспечения полной и эффективной занятости населения необходимы. Однако по мере преодоления кризиса на рынке труда должны использоваться и другие меры его регулирования. Представляется возможным выделить следующие инновационные подходы к регулированию рынка труда [7, с. 43-44]:
I. В сфере деятельности государственной службы занятости:
1. Переход к результатоориентированным и клиентоориентированным интегрированным услугам на рынке труда.
2. Дальнейшая информатизация услуг по поиску работы и подбору кадров.
3. Профилирование безработных.
4. Расширение сотрудничества ГСЗН и частных агентств занятости в области трудоустройства населения.
II. В области подготовки и переподготовки:
1. Комбинация различных видов подготовки и использование различных финансовых источников для их проведения.
2. Профилирование безработных в соответствии с потребностями в подготовке для различных стадий профессионального развития.
III. В сфере организации общественных работ:
1. Изменение имиджа общественных работ и повышение доходов участников программ, привлечение частного сектора к их организации.
2. Интеграция программ общественных работ в стратегию инновационного развития регионов.
IV. В сфере содействия самозанятости населения:
1. Перенос акцента с примитивных форм самозанятости на содействие развитию самозанятости «нового типа», «интеллектуалоемкого» малого предпринимательства.
2. Обоснованный выбор целевых сегментов участников программ.
3. Финансовая и консультативная поддержка тех граждан, которые способны организовать свой бизнес, помощь в сохранении существующих структур малого предпринимательства.
V. В области защиты от безработицы:
1. Переход к системе обязательного страхования от безработицы, сложной дифференцированной системе выплат по безработице.
2. Прозрачная и доступная информация о размерах пособий, регулярности их выплат, категориях получателей пособий, продолжительности выплат и т.п.
Таким образом, в жизни современной России безработица все более становится непременным элементом экономической жизни, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и практической жизни, и экономико-теоретических исследований, осознается как сложная и противоречивая макроэкономическая проблема сдерживания экономического роста. Официально безработица в нашей стране была признана лишь в начале 1990-х гг., когда число безработных возрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формальное определение занятости в каждой стране обычно основано на понятиях, принятых Международной организацией труда, но в некоторых странах из-за национальных особенностей имеются значительные различия в этих понятиях. По определению Международной организации труда (МОТ) понятие «занятость» включает в себя всех людей, работающих по крайней мере 1 ч в течение дня, получающих конкретную заработную плату. Также оно включает тех людей, которые имеют профессию, но в силу веских причин, таких как отпуск по болезни или уход за больными, официально не заняты.
В некоторых странах безработными считаются фермеры, которые работают на себя. Безработными считаются и те, кто работает менее 15 ч в неделю. Это характерно для США, но, возможно, в других странах это положение не используется, что создает трудности для проведения аналогии в понятии «занятость».
В большинстве стран в 2008 г. безработицей разных форм было охвачено свыше 50 % населения, если считать безработными частных предпринимателей, которые трудятся на своем хозяйстве, работников сельскохозяйственного сектора, которые работают для себя и своей семьи и формально не числятся среди занятых. Для регулирования безработицы учитывают рабочих, занятых неполный рабочий день и даже тех, которые имеют временное рабочее место и задействованы в различного типа мероприятиях по уменьшению безработицы, оказывающих воздействие на вопросы разных сфер, связанных с мерой занятости и безработицы.
Эффективное регулирование рынка труда должно предполагать не только задействование правовых, экономических, организационных методов, но и расширение информационной базы, позволяющей своевременно проводить индикацию его изменений. На сегодняшний день судить об эффективности политики на рынке труда сложно в связи с тем, что на официальном уровне применяется ограниченный набор среднестатистических индикаторов.
Хотелось бы обратить внимание на соотношение мер, направленных на преодоление кризисной ситуации на рынке труда, и мер, ориентированных на модернизацию. Сочетание антикризисных мер с модернизацией в последние годы в России нашло отражение в новых элементах макроэкономической политики. Среди них — рост бюджетных заимствований, повышение социальных расходов, адресная поддержка «точек роста» (Сколково, Титановая долина), сокращение налогового бремени для малого бизнеса и др. В России и в регионах доминирует первая группа мер (антикризисных), что, несомненно, правомерно в современных условиях. Что же остается в тени и что ждет нас на посткризисном этапе? Процессы, происходящие сегодня в сфере труда и занятости в регионах, содержат потенциальные риски для посткризисного инновационного развития экономики (сокращения квалифицированных кадров на крупных предприятиях; слабая генерация эффективных рабочих мест; отсутствие условий достойного труда и др.).
Таким образом, государственное регулирование рынка труда в условиях современного кризиса должно быть нацелено на решение двуединой задачи: с одной стороны, способствовать повышению эффективности функционирования рынка труда (без этого инновационная экономика не может развиваться), а с другой — обеспечивать защиту субъектов рынка труда от рисков и предоставлять им новые возможности занятости. В связи с этим изучение инновационных подходов к регулированию рынка труда имеет большое практическое значение, в том числе для прогнозирования социально-экономических последствий политики занятости в регионах России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Е.А., Ильченко А.Н. Проблемы безработицы в странах мира: сравнительный анализ, опыт разрешения // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. — 2011. — № 2. — С. 5-10.
Алонкина Л.И. Занятость в трансформируемой экономике // Труд и социальные отношения. — 2007. — № 3. — С. 10-17.
Волошина А.В. Специфика развития рынка труда в российской промышленности // Общество: политика, экономика, право. — 2012. — № 1. — С. 127-129.
Вукович Г.Г. Рынки труда промышленно развитых стран в условиях глобализации // Общество: политика, экономика, право. — 2011. — № 2. — С. 121-124.
Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). — М.: Финстатинформ, 2008. — 694 с.
Колосова Р.П. Детерминанты изменений в занятости и безработице в России // Уровень жизни населения регионов России. — 2007. — № 8-9. — С. 8-31.
Косырева А.В., Санкова Л.В. Инновационные подходы к регулированию рынка труда // Инновационная деятельность. — 2011. — № 17. — С. 38-45.
Мелоян В.Г., Савина Ю.В. Зарубежный опыт формирования механизма регулирования рынка труда // Новые технологии. — 2012. — № 1. — С. 158-163.
Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М.: КноРус, 2007. — 792 с.
Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). — М.: Альфа-Пресс, 2007. — 900 с.
Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2011 год. — М.: Федеральная служба по труду и занятости, 2012. — 175 с.
Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 381 с.
Попова Н.В. Регулирование процессов на рынке труда: опыт зарубежных стран // Кадры предприятия. — 2010. — № 1. — С. 45-49.
Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 32). — М.: Институт Гайдара, 2011. — 592 с.
Салтанова С.П., Смирнов В.В. Познание сущности рынка труда // Вестник Чувашского университета. — 2011. — № 4. — С. 466-469.
Спиридонов С.П., Свешников А.В. Обеспечение занятости экономически активного населения — необходимое условие улучшения качества жизни // Век качества. — 2010. — № 1. — С. 14-15.
Фан Т., Хансен Э., Прайс Д. Государственная служба занятости в условиях меняющегося рынка труда. — Женева: Международное бюро труда, 2009. — 228 с.
Фофанова Н.П. Совершенствование законодательства о занятости населения и защите российских граждан от безработицы с позиции социального государства // Современное право. — 2009. — № 5. — С. 58-61.
Цапова Н.Ю. Зарубежный опыт регулирования занятости // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2010. — № 5. — С. 105-111.











2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абрамова Е.А., Ильченко А.Н. Проблемы безработицы в странах мира: сравнительный анализ, опыт разрешения // Современные наукоемкие технологии. Ре-гиональное приложение. — 2011. — № 2. — С. 5-10.
2.Алонкина Л.И. Занятость в трансформируемой экономике // Труд и соци-альные отношения. — 2007. — № 3. — С. 10-17.
3.Волошина А.В. Специфика развития рынка труда в российской промыш-ленности // Общество: политика, экономика, право. — 2012. — № 1. — С. 127-129.
4.Вукович Г.Г. Рынки труда промышленно развитых стран в условиях глоба-лизации // Общество: политика, экономика, право. — 2011. — № 2. — С. 121-124.
5.Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). — М.: Финстатинформ, 2008. — 694 с.
6.Колосова Р.П. Детерминанты изменений в занятости и безработице в Рос-сии // Уровень жизни населения регионов России. — 2007. — № 8-9. — С. 8-31.
7.Косырева А.В., Санкова Л.В. Инновационные подходы к регулированию рынка труда // Инновационная деятельность. — 2011. — № 17. — С. 38-45.
8.Мелоян В.Г., Савина Ю.В. Зарубежный опыт формирования механизма регулирования рынка труда // Новые технологии. — 2012. — № 1. — С. 158-163.
9.Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М.: КноРус, 2007. — 792 с.
10.Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макро-экономика труда). — М.: Альфа-Пресс, 2007. — 900 с.
11.Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2011 год. — М.: Федеральная служба по труду и занятости, 2012. — 175 с.
12.Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (со-циально-экономический аспект). — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 381 с.
13.Попова Н.В. Регулирование процессов на рынке труда: опыт зарубежных стран // Кадры предприятия. — 2010. — № 1. — С. 45-49.
14.Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 32). — М.: Институт Гайдара, 2011. — 592 с.
15.Салтанова С.П., Смирнов В.В. Познание сущности рынка труда // Вестник Чувашского университета. — 2011. — № 4. — С. 466-469.
16.Спиридонов С.П., Свешников А.В. Обеспечение занятости экономически активного населения — необходимое условие улучшения качества жизни // Век качест-ва. — 2010. — № 1. — С. 14-15.
17.Фан Т., Хансен Э., Прайс Д. Государственная служба занятости в условиях меняющегося рынка труда. — Женева: Международное бюро труда, 2009. — 228 с.
18.Фофанова Н.П. Совершенствование законодательства о занятости насе-ления и защите российских граждан от безработицы с позиции социального государст-ва // Современное право. — 2009. — № 5. — С. 58-61.
19.Цапова Н.Ю. Зарубежный опыт регулирования занятости // Наука о чело-веке: гуманитарные исследования. — 2010. — № 5. — С. 105-111.

Вопрос-ответ:

Что такое безработица и занятость?

Безработица - это экономическое состояние, при котором люди, желающие работать, не могут найти подходящую работу. Занятость - это состояние, при котором люди имеют оплачиваемую работу.

Как государство регулирует занятость населения?

Государство регулирует занятость населения через различные меры, такие как создание рабочих мест, образовательные программы, поддержка предпринимательства и стимулирование инвестиций. Оно также может предоставлять пособия по безработице и устанавливать минимальные зарплаты.

Каковы новые направления вовлечения неработающих в занятость в России?

В России в настоящее время активно развивается поддержка предпринимательства и стимулирование самозанятости. Также проводятся различные образовательные программы и проекты по подготовке кадров для определенных отраслей.

Какова специфика развития рынка труда в российской промышленности?

Российская промышленность имеет свои особенности в развитии рынка труда. Одна из них - высокая конкуренция между работниками, что может приводить к низкому уровню заработной платы. Также промышленность может быть восприимчива к экономическим кризисам и колебаниям на мировом рынке.

Как финансируется государственное регулирование безработицы и занятости?

Государственное регулирование безработицы и занятости финансируется из бюджета государства. Средства выделяются на создание рабочих мест, предоставление пособий по безработице, образовательные программы и другие меры по поддержке занятости.

Что такое безработица и занятость?

Безработица - это состояние, когда человек не имеет работы, но активно ищет ее. Занятость, напротив, означает, что человек имеет работу и получает за нее определенное вознаграждение.

Как государство регулирует занятость населения?

Для регулирования занятости населения государство использует различные механизмы и инструменты, такие как программы поддержки занятости, обучение и переквалификация безработных, стимулирование создания новых рабочих мест и т.д.

Каковы особенности безработицы и занятости в России?

В России безработица имеет свои особенности, такие как высокий уровень трудовой миграции и недостаточное развитие регионального рынка труда. В последние годы государство активно вовлекает неработающих граждан в занятость через программы поддержки и стимулирования трудоустройства.

Как происходит регулирование безработицы и занятости в российской промышленности?

Развитие рынка труда в российской промышленности имеет свою специфику. Государство поддерживает создание новых рабочих мест и стимулирует развитие отраслей, где может возникнуть дефицит рабочей силы. Кроме того, проводится анализ финансирования государственных программ поддержки занятости и безработицы.