Влияние стиля воспитания на тревожности подростка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 56 56 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 15.04.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния стиля семейного воспитания на тревожность подростков
1.1. Тревожность как психологическая категория
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
1.3. Стиль семейного воспитания как фактор формирования тревожности в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания на тревожность подростков
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ результатов
2.3. Рекомендации по снижению уровня тревожности подростков
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Фрагмент для ознакомления

Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания.
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания.
Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.
Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако, в то же время, лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.
Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте – это воспитание по типу "Золушки". В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей, которые устанавливают в отношениях с ним большую дистанцию. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациям
При жестоком обращении родителей с детьми на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей
Гипопротекция (гипоопека) Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.
Следующим этапом нашего исследования, после проведения всех методик, был анализ полученных эмпирических данных, их сравнение и выявление особенностей связи уровня тревожности подростков и особенностей стиля семейного воспитания.

2.2. Анализ результатов

Итак, в результате проведения диагностики по определению выраженности ситуативной и личностной тревожности у подростков были получены следующие данные, которые представлены в таблице 1 и диаграмме 1.
Таблица 1
Выраженность ситуативной и личностной тревожности подростков, в %
Уровень тревожности Ситуативная тревожность Личностная тревожность Низкий 26,6 40 Средний 40 33,4 Высокий 33,4 26,6
Диаграмма 1
Выраженность ситуативной и личностной тревожности подростков, в %


Итак, как видно из таблицы, что касается ситуативной тревожности, то 26,6 % опрошенных подростков демонстрируют низкий уровень; 40 % опрошенных – средний; 33,4 % подростков имеют высокий уровень выраженности ситуативной тревожности.
Что касается личностной тревожности, то 40 % опрошенных подростков имеют низкий уровень личностной тревожности; 33,4 % - средний; 26,6 % - низкий.
Таким образом, для большинства подростков чувство тревоги связано с определенными ситуациями (более выражена ситуативная тревожность), однако для четверти опрошенных тревожность является личностной характеристикой (личностная тревожность).
Далее мы проанализировали, какие ситуации в жизни подростка в большей степени вызывают у него чувство тревоги.
Данные представлены в таблице 2 и диаграмме 2.
Таблица 2
Причины, вызывающие тревожность у подростков, в %
Уровень тревожности школьная самооценочная межличностная магическая Низкий 26,6 40 13,3 33,4 Средний 40 33,4 40 40 Высокий 33,4 26,6 46,7 26,6
Диаграмма 2
Причины, вызывающие тревожность у подростков, в %


Итак, как видно из таблицы, ситуации, которые вызывают наибольшую тревожность у подростков, связаны с межличностным общением: 46,7 % опрошенных подростков демонстрируют высокую степень тревожности, 40 % - среднюю и только 13,3 % - низкий уровень тревожности.
Межличностная тревожность связана со следующими ситуациями: когда необходимо обратиться к незнакомому человеку, когда на подростка смотрят окружающие и оценивают его, когда раздается смех за спиной, необходимо выступать перед аудиторией, когда в процессе общения возникают конфликты, особенно с родителями, когда окружающие неадекватно оценивают подростка, например, относятся к нему как к маленькому и т.д.
Также вызывают тревогу ситуации, связанные с обучением в школе. Высокий уровень школьной тревожности выявлен у 33,4 % подростков, средний у 40 %, низкий у 26,6 %.
Школьная тревожность возникает в следующих ситуациях: когда нужно отвечать у доски, когда учитель делает замечание, когда нужно общаться с кем-то из дирекции школы, во время проверки знаний 9контрольные, опросы и т.д.), когда подросток ожидает родителей с родительского собрания, когда ожидает, что возникнет ситуация неуспеха, когда не может справиться с заданием и т.д.
Так называемая магическая тревожность выражена следующим образом: 26,6 % подростков демонстрируют высокий уровень, 40 % - средний, 33,4 – высокий.
Этот вид тревожности возникает в следующих ситуациях: когда подросток сталкивается с чем-то для него непонятным, сверестесственным, когда видит «плохие» сны, когда верит в приметы, предсказания и т.д.
Высокий уровень самооценочной тревожности выявлен у 26,6 % подростков, средний – у 33,4 %, низкий – у 26,6 % респондентов.
Сасооценочная тревожность связана со следующими ситуациями: когда возникает ситуация соревнования, сравнивания подростка с другими сверстниками, когда сравниваются их достижения, когда критикуют в присутствии других людей, когда подросток ожидает ситуацию успеха или неуспеха в деятельности, когда подросток оценивает свою внешность, думает о противоположном поле, когда берется за что-то новое.
Таким образом, возникновение тревожности у подростков в первую очередь связаны с ситуациями межличностного взаимодействия и со школой, далее – ситуации, которые пугают подростка из-за того, что он не может понять и объяснить их, а также ситуации, когда подросток оценивает себя и свои возможности.
Далее мы проанализировали данные, полученные в ходе проведения диагностики особенностей стиля родительского воспитания. Результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ уровня тревожности подростка и особенностей стиля родительского воспитания (средние значения ответов матери и отца)

Уровень тревожности подростка гиперпротекция гипопротекция потворствование игнорирование потребностей ребенка чрезмерные требования - обязательства недостаточныость требований обязательств чрезмерность требований запретов недостаточность требований запретов чрезмерные санкции минимальные санкции низ 1 1 1 1,5 1,5 2 1,5 2 1 2 низ 2 1 2 2 2 1,5 2 3 2,5 2 низ 2,5 2 1,5 2,5 2 1 2 2 2 2 низ 2,5 1,5 1 1 1 2 3 2 3 2 низ 3 2 1 2,5 2,5 2 2,5 2 2 1,5 ср 3 1 2 3 2 2 2 3 3 2 ср 3 2 2 2,5 1 2 2 2 1 2 ср 3,5 1,5 1,5 2 2,5 2 2 2,5 3 3 ср 3 2 2 3 2 2,5 3 2,5 3 3 ср 3,5 2 2 3 3,5 2 3 2 3,5 3 ср 4 3 2 3,5 2 3 3,5 3 2 3 выс 4,5 2,5 2 4,5 4,5 2 5 2 4,5 2 выс 5 2,5 2 4 4,5 2,5 5 2,5 5 1,5 выс 5 2,5 1,5 5 4,5 3 4,5 2,5 5 1 выс 5 3 2 5 5 2 5 2,5 5 2
Итак, как видно из таблицы, в семьях подростков с низким уровнем тревожности нарушений, связанных с процессом воспитания, не выявлено.
В семьях подростков со средним уровнем тревожности выявлена тенденция к следующим типам нарушений стиля воспитания: гиперпротекция, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований – обязанностей, чрезмерность требований – запретов, чрезмерность санкций и минимальность санкций.
В семьях подростков с высоким уровнем тревожности выявлены следующие типы нарушений стиля воспитания: гиперпротекция, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований – обязанностей, чрезмерность требований – запретов, чрезмерность санкций.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутое предположение о том, что существует связь между выраженностью тревожности и стилем семейного воспитания, полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу.
Расчеты представлены в приложении.
Итак, в результате корреляционного анализа можно утверждать, что существует очень сильная корреляция между показателям выраженности тревожности и такими особенностями родительского отношения, как.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась
Итак, особенностью взаимоотношений в семьях подростков с низким уровнем тревожности является демократический стиль отношений, адекватное восприятие подростка, адекватное соотношение разрешений и запретов, поощрений и санкций.
Особенностью взаимоотношений родителей и подростков со средним уровнем тревожности является стремление родителей несколько строже, чем следует общаться с ребенком, преобладание обязанностей и запретов, неоднозначность позиции в отношении санкций.
Особенностью взаимоотношений родителей и подростков с высоким уровнем тревожности является директивный стиль общения, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерная нагрузка обязанностями и многочисленность запретов, при нарушении которых применяются жесткие санкции.
Эти нарушения воспитания и вызывают фрустрированность подростка, ожидание наказания, порицания, запрета. Эти негативные переживания вызывают высокий уровень ситуативной тревожности, а постоянная тревога, связанная с частоповторяющейся ситуацией взаимодействия с родителями способствует тому, что чувство тревоги закрепляется на уровне личностной характеристики. Отсюда формируется такая черта характера, как тревожность, которая будет сопровождать взрослого уже человека в течение всей жизни и откладывать отпечаток на стиль его взаимодействия с окружающим миром и отношение к самому себе.
Подростки с высокой степенью тревожности попадают в группу риска, так как данные особенности воспитания препятствуют нормальному и гармоничному течению процесса психического и личностного развития подростка.
Для решения данной проблемы зачастую необходимы специально организованные коррекционные и развивающие занятия и с подростками, и с родителями, чтобы, во-первых, снизить уровень тревожности самого подростка, а во-вторых, оптимизировать детско – родительские отношения


2.3. Рекомендации по снижению уровня тревожности подростков

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению тревожности подростков проводится сразу в нескольких направлениях, комплексно: во-первых, это работа непосредственно с подростками, во-вторых, проводится работа с родителями, в-третьих, с другими взрослыми, которые окружают подростка (учителями, например) и со сверстниками.
Итак, непосредственная работа с подростками включает в себя две основные задачи:
Во-первых, снижение уровня выявленной тревожности в настоящий момент жизни подростка (коррекционная работа)
Во-вторых, обучение подростка способам саморегуляции, формирование определенных личностных качеств и стратегий поведения и реагирования (развивающая работа)
Наиболее эффективной работа считается тогда, когда сам подросток может контролировать свое эмоциональное состояние в различных стрессовых ситуациях, может выбрать оптимальные способы реагирования на данные ситуации. То есть профилактическая работа с подростками будет иметь более продолжительные и более стойкие результаты.
В процессе индивидуальных и групповых занятий с подростками решаются следующие коррекционные и развивающие задачи:
Воспитание у учащихся толерантности в коммуникативных ситуациях, формирование установок на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам;
Воспитание у них привычки заботиться о своём психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;
Формирование у школьников потребности находиться в оптимальном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы;
Формирование у учащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативной ситуации;
Развитие у школьников самообладания, а также умений и навыков психофизической саморегуляции, которые дадут возможность ученику чувствовать себя увереннее при ответах учителю, выполнении контрольных работ и сдаче экзаменов;
Обучение психологическим навыкам эффективного преодоления деструктивных состояний – дистресса, депрессии, дисфории.
Коррекционная работа включает в себя сотрудничество многих специалистов, взаимодействующих с подростком: школьного психолога, педагогов, социального педагога, в некоторых случаях – медика.
На начальных этапах коррекционной работы необходимо выявить учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов,
Для этих учащихся необходим особый подход в осуществлении учебно – воспитательного процесса, направленный на снижение влияния стрессовых ситуаций на психику ребенка (например, ситуаций экзамена, выступления перед аудиторией, общения с дирекцией и т.д.).
Далее необходима коррекционная работа по снижению уровня тревожности. Такая работа будет иметь больший успех, если буде проводиться индивидуально. Вначале необходимо проработать первичные причины возникновения высокого уровня тревоги у подростков из группы риска, а уже потом работать с конкретными симптомами (данная работа может уже проходить в группе).
Работа с родителями также включает в себя несколько направлений:
Коррекционная – ведется с родителями, чьи дети относятся к группе риска в связи с высоким уровнем тревожности;
Профилактическая – с родителями, чьи дети могут попасть в группу риска из-за повышенного уровня тревожности;
Просветительская – для всех родителей, включая первые две группы.
Просветительская работа направлена на рассмотрение таких вопросов, как роль взаимоотношений в семье в возникновении и закреплении тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку, оптимальное соотношение обязанностей, возможностей и ограничений, формирование у ребенка чувства защищенности и уверенности в себе, влияние эмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное самочувствие детей разного возраста и т.д.
Работа с педагогами также выстраивается в виде психокоррекции, психопрофилактики и просвещения.
Педагоги должны представлять, какие факторы школьной жизни и учебно – воспитательного процесса могут спровоцировать развитие тревожности ребенка, усилить ее.
Учителя должны понимать, что тревожность – это негативное чувство, которое мешает ребенку адекватно и максимально эффективно реализовываться в учебном процессе.
Особая роль педагогов заключается в формировании у учащихся мотивации успеха и избегания неудач, отношения к ошибкам.
Можно привести несколько конкретных рекомендаций педагогам, как вести себя, чтобы не спровоцировать или не усилить проявление тревожности ребенка:
Серьезные, эмоционально затратные разговоры с ребенком проводить наедине, а не публично.
Не тревожиться самому, не передавать личную тревогу обучающимся.
Учить детей адекватному восприятию действительности, нивелировать тревогу по поводу событий, ещё не случившихся.
Уметь аргументировать оценку и отметку.
Уметь самому признавать право на ошибку.
Учить детей рефлексии.
Таким образом, работа по оптимизации проблем, связанных с тревожностью подростков, представляет собой единый комплекс коррекционных, развивающих и профилактических мероприятий, в которых участвуют все стороны учебно – воспитательного процесса: у сами учащиеся, и родители, и педагоги, и специалисты, в чьей компетенции решать подобные вопросы.


Заключение


Данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной психологии и педагогике – изучению особенностей тревожности подростков и ее связи с особенностями детско – родительских отношений.
Нестабильные социально - экономические условия жизнедеятельности современного человека приводят к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера.
Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека.
Особенно сильно данное негативное влияние на психику подростка, так как именно в этом возрасте отмечается активный процесс формирования характера старшеклассника.
Поэтому важная роль по снижению неблагоприятного влияния условия социальной среды отводится семье, как главному институту социализации подростка.
В семье в процессе непосредственного общения с родителями и другими родственниками, в процессе наблюдения за семейными взаимоотношениями ребенок познает окружающий мир, усваивает определенные социальные роли и установки, перенимает модели поведения и привычки. В процессе данной социализации происходит и личностное развитие ребенка, формирование его характера.
Если гармония семейных взаимоотношений нарушена, то и нарушается гармония личностного развития ребенка, начинают формироваться и закрепляться нежелательные черты и свойства его личности.
К таким нежелательным характеристикам относится выраженная тревожность.
В норме тревожность для личности выполняет функцию ориентировки в социальном пространстве, предупреждает и защищает от негативного воздействия на личность стрессовых факторов. Однако, если тревожность выражена сильно, это становится препятствием для нормального личностного развития и самореализации.
Вот почему изучение связи особенностей детско – родительских отношений и тревожности подростков выходит сегодня на первый план в рамках дошкольной психологии и педагогики.
Исходя из этого, целью данной исследовательской работы было изучение влияния детско – родительских отношений на тревожность подростков.
В данной работе было рассмотрено понятие и сущность тревожности как психологического феномена в психолого – педагогической литературе; изучены психологические особенности подросткового возраста; охарактеризованы основные стили семейного воспитания, оказывающие влияние на процесс личностного развития ребенка; эмпирически изучены особенности влияния детско – родительских отношений на тревожность подростков.
Результаты теоретического и практического исследования позволили сделать следующие выводы.
Причиной выраженной тревожности подростков чаще всего выступают нарушения в системе детско – родительских отношений.
Результаты диагностики показали, что на формирование выраженной тревожности у подростков в первую очередь оказывают влияния такие нарушения в системе родительского отношения как отвержение ребенка, авторитарный стиль семейного воспитания, чрезмерная нагрузка на подростка с точки зрения обязанностей, множество запретов, а также игнорирование потребностей ребенка.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что существует зависимость между особенностями детско – родительских отношений и выраженностью тревожности подростков, подтвердилась.
Однако данную работу необходимо рассматривать как начальный этап изучения проблемы взаимосвязи детско – родительских отношений и выраженности подростков, а также проблемы эффективности специальных коррекционных занятий, направленных на снижения тревожности дошкольников и данные, полученные в результате исследования, нуждаются в более детальной и глубокой проверке.

Список литературы

Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 156 – 165
Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988
Берк, Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1999
Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. – 1996. – № 6.
Изард, К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000
Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
Киселева, М.В. Арт - терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб, 2008
Кошкарова, Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. - 2004.- № 2.- с. 5-14
Крайг, Г. Психология развития. – СПб., 2006
Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2006
Майерс, Д. Социальная психология. – СПб., 1999
Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999
Мэй, Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 215 – 223
Мэй, Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М., 2001
Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
Макушина, О.П., Тенькова, В.А. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей. – Воронеж, 2008
Обухова, Л. Ф. Детская психология. - М., 1996
Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003
Осипова, А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
Прихожан, А.М. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И. Божович // Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. тр. – М., 1991. с. 89 – 98
Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и профилактика. – 1998. - № 2. - с.11-17
Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / Реан А.А., Коломинский Я.Л. – СПб., 2000
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М., 2001
Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 34–36
Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983
Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001
Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Хорни К. - М., 2004
Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 2007
Щербатых, Г.М. Психология страха. – М., 2006
Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999

Приложение 1
Расчет корреляции между показателями выраженности тревожности подростков и особенностей стиля семейного воспитания со стороны родителей

№ респондента СТ ЛТ школьная самооценочная межличностная магическая гиперпротекция гипопротекция потворствование игнорирование потребностей ребенка чрезмерные требования - обязательства недостаточныость требований обязательств чрезмерность требований запретов недостаточность требований запретов чрезмерные санкции минимальные санкции 1 21 17 2 2 2 2 1 1 1 1,5 1,5 2 1,5 2 1 2 2 24 19 3 2 3 3 2 1 2 2 2 1,5 2 3 2,5 2 3 26 21 3 3 4 3 2,5 2 1,5 2,5 2 1 2 2 2 2 4 28 23 3 3 4 3 2,5 1,5 1 1 1 2 3 2 3 2 5 33 26 4 3 5 3 3 2 1 2,5 2,5 2 2,5 2 2 1,5 6 35 28 4 3 5 4 3 1 2 3 2 2 2 3 3 2 7 38 32 4 4 5 4 3 2 2 2,5 1 2 2 2 1 2 8 41 35 5 4 5 4 3,5 1,5 1,5 2 2,5 2 2 2,5 3 3 9 42 37 6 5 6 5 3 2 2 3 2 2,5 3 2,5 3 3 10 44 42 6 5 7 5 3,5 2 2 3 3,5 2 3 2 3,5 3 11 47 44 7 5 7 5 4 3 2 3,5 2 3 3,5 3 2 3 12 49 48 8 7 8 6 4,5 2,5 2 4,5 4,5 2 5 2 4,5 2 13 51 52 8 7 9 6 5 2,5 2 4 4,5 2,5 5 2,5 5 1,5 14 53 57 9 8 9 7 5 2,5 1,5 5 4,5 3 4,5 2,5 5 1 15 56 63 9 9 10 7 5 3 2 5 5 2 5 2,5 5 2                                   Xср 39,2 36,26667 5,4 4,666667 5,933333 4,466667 3,366667 1,966667 1,7 3 2,7 2,1 3,066667 2,366667 3,033333 2,133333 S 11,09182 14,37988 2,354327 2,193063 2,344192 1,552264 1,172096 0,667262 0,414039 1,210077 1,346954 0,507093 1,251666 0,399404 1,355764 0,6114 сумм XY1             2154 1241 1034 1929 1753 1284,5 1967 1403,5 1943,5 1255 сумм XY2             2055,5 1180,5 965,5 1853 1699,5 1203 1892 1301 1870,5 1150 сумм XY3             309,5 177,5 144,5 280 257 180,5 286 194,5 282,5 171 сумм XY4             269 154,5 124,5 244 225 155 250 166,5 247 146 сумм XY5             337 193,5 158 303,5 278,5 196 310,5 212,5 307 187 сумм XY6             249,5 143 119 225,5 205,5 147 229,5 160,5 228 141,5


гиперпротекция гипопротекция потворствование игнорирование потребностей ребенка чрезмерные требования - обязательства недостаточныость требований обязательств чрезмерность требований запретов недостаточность требований запретов чрезмерные санкции минимальные санкции СТ 0,96 0,82 0,54 0,88 0,79 0,63 0,84 0,19 0,76 0,01 ЛТ 0,95 0,82 0,49 0,91 0,85 0,59 0,89 0,17 0,81 -0,09 школьная Т 0,95 0,83 0,50 0,93 0,86 0,62 0,91 0,21 0,82 -0,09 Самооценочная Т 0,93 0,82 0,43 0,92 0,87 0,51 0,92 0,07 0,83 -0,18 Межличностная Т 0,97 0,84 0,49 0,92 0,86 0,55 0,91 0,14 0,83 -0,14 Магическая Т 0,94 0,77 0,57 0,93 0,84 0,57 0,88 0,22 0,84 -0,11
Приложение 2
Сводный протокол исследования
Тревожность подростков

№ СТ   ЛТ   школьная   самооценочная   межличностная   магическая   1 21 низ 17 низ 2 низ 2 низ 2 низ 2 низ 2 24 низ 19 низ 3 низ 2 низ 3 низ 3 низ 3 26 низ 21 низ 3 низ 3 низ 4 ср 3 низ 4 28 низ 23 низ 3 низ 3 низ 4 ср 3 низ 5 33 ср 26 низ 4 ср 3 низ 5 ср 3 низ 6 35 ср 28 низ 4 ср 3 низ 5 ср 4 ср 7 38 ср 32 ср 4 ср 4 ср 5 ср 4 ср 8 41 ср 35 ср 5 ср 4 ср 5 ср 4 ср 9 42 ср 37 ср 6 ср 5 ср 6 выс 5 ср 10 44 ср 42 ср 6 ср 5 ср 7 выс 5 ср 11 47 выс 44 ср 7 выс 5 ср 7 выс 5 ср 12 49 выс 48 выс 8 выс 7 выс 8 выс 6 выс 13 51 выс 52 выс 8 выс 7 выс 9 выс 6 выс 14 53 выс 57 выс 9 выс 8 выс 9 выс 7 выс 15 56 выс 63 выс 9 выс 9 выс 10 выс 7 выс


Стиль семейного воспитания
№ гиперпротекция гипопротекция потворствование игнорирование потребностей ребенка чрезмерные требования - обязательства недостаточныость требований обязательств чрезмерность требований запретов недостаточность требований запретов чрезмерные санкции минимальные санкции 1 1 1 1 1,5 1,5 2 1,5 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1,5 2 3 2,5 2 3 2,5 2 1,5 2,5 2 1 2 2 2 2 4 2,5 1,5 1 1 1 2 3 2 3 2 5 3 2 1 2,5 2,5 2 2,5 2 2 1,5 6 3 1 2 3 2 2 2 3 3 2 7 3 2 2 2,5 1 2 2 2 1 2 8 3,5 1,5 1,5 2 2,5 2 2 2,5 3 3 9 3 2 2 3 2 2,5 3 2,5 3 3 10 3,5 2 2 3 3,5 2 3 2 3,5 3 11 4 3 2 3,5 2 3 3,5 3 2 3 12 4,5 2,5 2 4,5 4,5 2 5 2 4,5 2 13 5 2,5 2 4 4,5 2,5 5 2,5 5 1,5 14 5 2,5 1,5 5 4,5 3 4,5 2,5 5 1 15 5 3 2 5 5 2 5 2,5 5 2











3

1.Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 156 – 165
2.Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988
3.Берк, Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
4.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968
5.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999
6.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1999
7.Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. – 1996. – № 6.
8.Изард, К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000
9.Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
10.Киселева, М.В. Арт - терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб, 2008
11.Кошкарова, Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. - 2004.- № 2.- с. 5-14
12.Крайг, Г. Психология развития. – СПб., 2006
13.Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2006
14.Майерс, Д. Социальная психология. – СПб., 1999
15.Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000
16.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999
17.Мэй, Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. – СПб., 2001. с. 215 – 223
18.Мэй, Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. – М., 2001
19.Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
20.Макушина, О.П., Тенькова, В.А. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей. – Воронеж, 2008
21.Обухова, Л. Ф. Детская психология. - М., 1996
22.Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003
23.Осипова, А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
24.Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
25.Прихожан, А.М. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И. Божович // Формирование личности в онтогенезе. Сб. науч. тр. – М., 1991. с. 89 – 98
26.Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и профилактика. – 1998. - № 2. - с.11-17
27.Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000
28.Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / Реан А.А., Коломинский Я.Л. – СПб., 2000
29.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
30.Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М., 2001
31.Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
32.Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 34–36
33.Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983
34.Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб., 2001
35.Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Хорни К. - М., 2004
36.Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 2007
37.Щербатых, Г.М. Психология страха. – М., 2006
38.Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999


Вопрос-ответ:

Что такое тревожность?

Тревожность – это психологическое состояние, которое характеризуется чувством беспокойства, нервозности, тревоги и напряженности.

Какие особенности свойственны подростковому возрасту?

В подростковом возрасте происходят значительные физические, психологические и эмоциональные изменения. Подростки переживают кризис самооценки, пробуют новые роли, сталкиваются с социальными проблемами. Также подростковый возраст характеризуется повышенной впечатлительностью, сменой настроений и повышенной тревожностью.

Как стиль семейного воспитания влияет на тревожность подростков?

Стиль семейного воспитания может оказывать значительное влияние на тревожность подростков. Так, авторы исследования показали, что жесткий и суровый стиль воспитания связан с повышенной тревожностью подростков, в то время как теплый и поддерживающий стиль воспитания связан с низким уровнем тревожности.

Какими методами проводилось исследование влияния стиля семейного воспитания на тревожность подростков?

Исследование проводилось в несколько этапов. Вначале был определен образец подростков и их родителей, которые затем заполнили специальные опросники о стиле семейного воспитания и тревожности. Затем полученные данные были проанализированы с использованием статистических методов.

Какие результаты были получены в ходе исследования влияния стиля семейного воспитания на тревожность подростков?

Результаты исследования показали, что стиль семейного воспитания действительно оказывает влияние на тревожность подростков. Подростки, воспитываемые в семьях с жестким стилем воспитания, имели более высокий уровень тревожности, в то время как подростки, воспитываемые в поддерживающей семейной среде, имели более низкий уровень тревожности.

Что такое тревожность? Каковы ее основные характеристики?

Тревожность - это психологическое состояние, которое характеризуется повышенным уровнем тревоги, беспокойства и напряженности. Основные характеристики тревожности включают постоянную тревогу, неуверенность, беспокойство, боязнь и нервозность. Люди, страдающие от тревожности, часто испытывают физические симптомы, такие как повышенное сердцебиение, потливость, дрожь, слабость в мышцах и проблемы с сном.

Какие психологические особенности характерны для подросткового возраста?

Подростковый возраст характеризуется рядом психологических особенностей. В этом возрасте происходят интенсивные физиологические и психологические изменения. Подростки ищут свое место в обществе, формируют свою личность и сталкиваются с различными проблемами и вызовами. Они могут быть очень впечатлительными, эмоциональными и восприимчивыми к внешним воздействиям. Кроме того, идентификация с группой сверстников может играть важную роль в их жизни, что может влиять на формирование их поведения и взглядов.

Как стиль семейного воспитания влияет на тревожность подростков?

Студии показывают, что стиль семейного воспитания может оказывать значительное влияние на тревожность подростков. Авторитарный стиль воспитания, характеризующийся строгими правилами и контролем, может приводить к повышенной тревожности у подростков. С другой стороны, пермиссивный стиль воспитания, который позволяет подросткам делать все, что они хотят, также может быть связан с тревожностью. Оптимальным вариантом является демократический стиль воспитания, который сочетает установление правил с уважением к мнению и чувствам ребенка.

Что такое тревожность?

Тревожность - это психологическая категория, которая выражается в переживании человеком сильного беспокойства, нервозности и неуверенности. Она может быть вызвана различными причинами, включая стрессовые ситуации, неуверенность в своих способностях и неопределенность в будущем.

Какие особенности характерны для подросткового возраста?

В подростковом возрасте происходят значительные физические, психологические и эмоциональные изменения. Подростки часто испытывают непостоянные настроения, стремление к самостоятельности и поиску своего места в обществе. Они часто сталкиваются с проблемами самооценки, подвержены влиянию сверстников и могут испытывать тревожность и неуверенность в себе.

В чем заключается влияние стиля семейного воспитания на тревожность подростков?

Стиль семейного воспитания может оказывать значительное влияние на тревожность подростков. Если родители используют слишком строгий или контролирующий стиль, это может вызывать у подростков чувство неуверенности, страха и тревожности. С другой стороны, слишком пермиссивный или небрежный стиль воспитания также может вызвать тревожность у подростков из-за отсутствия четких границ и правил. Идеальный стиль воспитания должен быть поддерживающим, эмоционально поддерживающим и учить подростков самостоятельности и адаптации к стрессовым ситуациям.

Какими методами исследовали влияние стиля семейного воспитания на тревожность подростков в этом исследовании?

В рамках исследования были использованы различные методы, включая анкетирование, наблюдение и психологическое тестирование. Родители и подростки заполнили анкету, в которой они оценили свои взаимоотношения и стиль воспитания. Также были проведены наблюдения за семейной средой и взаимодействием родителей с подростками. Подросткам были даны психологические тесты для оценки тревожности.