Исследование уровня тревожности у младших школьников, обучающихся по развивающей и традиционным программам.
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 15.10.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Проблема тревожности в младшем школьном возрасте
1.1.Понятия тревожности
1.2. Причины возникновения тревожности в младшем школьном возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности у младших школьников, обучающихся по развивающей и традиционным программам
2.1. Организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Таблица 4.Результаты в группе учеников по шкале «переживание социального стресса»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов (из 11 ответов)Результат (% неправильных ответов)А. Валерия5, 20, 24, 36, 42546%А. Владлен20, 36, 42327%Б. Павел5, 24, 36, 44436%Б. Вита5, 10, 20, 24, 36, 42, 44764%Г. Иван5, 15, 20, 24, 44546%И. Александра5, 10, 20, 33, 42, 44655%Особенности переживания социального стресса показаны на рис.2.Рис.2. Особенности переживания социального стресса67% учеников не испытывают социальный стресс, 33% от группы – испытывают.Рассмотрим результаты по шкале «фрустрация потребности в достижении успехов».Таблица 5.Результаты по шкале «фрустрация потребности в достижении успехов»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов (из 13 ответов)РезультатА. валерия1, 6, 11, 25, 41539%А. Владлен11, 25, 32, 41431%Б. Павел3518%Б. Вита1, 3. 6, 11, 19, 32, 43754%Г. Иван3218%И. Александра1, 3, 6, 17, 41539%Особенности переживания фрустрации потребности в достижении успехов показаны на рис.3.Рис.3. Особенности переживания детьми фрустрации потребности в достижении успехов83% детей не испытывают фрустрацию потребности в достижении успехов, 17% детей – испытывают.Изучим результаты по шкале «страх самовыражения».Таблица 6.Результаты в группе учеников по шкале «страх самовыражения»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов (из 6 ответов)РезультатА. Валерия27, 34,37,40467%А. Владлена37117%Б. Павел31, 34, 37, 40467%Б. Вита27, 34, 37, 40, 45583%Г. Иван37117%И. Александра27, 34, 37, 40467%Особенности проявления у учеников страха самовыражения показаны на рис.4.Рис.4. Особенности проявления у учеников страха самовыраженияСтрах самовыражения характерен для 67% учеников.Проанализируем результаты испытуемых по шкале «страх ситуации проверки знаний».Таблица 7.Результаты испытуемых по шкале «страх ситуации проверки знаний»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов( из 6 ответов)РезультатА. валерия2, 7, 12, 16, 21, 266100%А. Владлена21117%Б. Павел2, 21,26350%Б. Вита2, 7, 12, 21, 26583%Г. Иван2, 21, 26350%И. Александра2, 7, 12, 16, 21, 266100%Особенности проявления страха ситуации проверки знаний представлены на рис.5.Рис.5. Особенности проявления страха ситуации проверки знанийЛишь один ребёнок не испытывает данного страха, остальные 83% испытывают.Изучим результаты по шкале «страх не соответствовать ожиданиям окружающих».Таблица 8.Результаты по шкале «страх не соответствовать ожиданиям окружающих»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов( из 5 ответов)РезультатА. Валерия8, 22240%А. Владлена 00%Б. Павел22120%Б. Вита3, 8, 13, 22480%Г. Иван13120%И. Александра3, 8, 13, 17480%На рис.6 показано проявление страха не соответствовать ожиданиям окружающих.Рис.6. Особенности проявления проявление страха не соответствовать ожиданиям окружающих67% детей от группы не испытывают данный страх, характерен он для 33% детей.Проанализируем результаты по шкале «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу».Таблица 9.Результаты учеников по шкале «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов (из 5 ответов)РезультатА. Валерия9, 14240%А. Владлен18120%Б. Павел18120%Б. Вита18, 23, 28360%Г. Иван14, 18240%И. Александра9, 14, 18, 28480%Особенности проявления данного вида тревожности среди испытуемых показаны на рис.7.Рис.7. Особенности проявления вида тревожности «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»По рисунку мы видим, что большинство детей 67% от группы не испытывают данный вид тревожности.Изучим результаты в данной группе детей по шкале «проблемы и страхи в отношениях с учителями».Таблица 10.Результаты детей по шкале «проблемы и страхи в отношениях с учителями»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов( из 8 ответов)РезультатА. Валерия2, 6, 11338%А. Владлена11, 32, 41338%Б. Павел2, 35, 44338%Б. Вита2, 6, 11, 32, 44, 47675%Г. Иван2, 32, 44338%И. Александра2, 6, 41, 44, 47563%Особенности данного вида тревожности представлены на рис.8.Рис.8. Особенности проявления у детей страха в отношениях с учителямиТеперь изучим результаты в группе испытуемых, обучающихся по развивающей программе, учеников 4 «В» класса.Рассмотрим результаты по шкале «общая тревожность».Таблица 11.Результаты по шкале «общая тревожность»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов (из 22 ответов)Результат (% неправильных ответов)Е. Данил12, 21, 46314%И.Анастасия7, 12, 21, 47, 48, 52, 55, 57836%К. Дарья2, 3, 12, 21, 47, 49, 628%К. Екатерина12, 21, 46, 55418%К. Даниил2, 3, 7, 16, 23, 26, 46, 48, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 581777%К. Ксения2, 7, 12, 21, 26, 28, 47, 48, 52, 55, 57, 581255%Особенности проявлений общей тревожности показаны на рис.9.Рис.9. Проявления общей тревожности в группе испытуемыхДля 33% детей характерна общая тревожность, для 67% - не характерна.Изучим результаты в группе учеников по шкале «переживание социального стресса».Таблица 12.Результаты в группе учеников по шкале «переживание социального стресса»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов (из 11 ответов)Результат (% неправильных ответов)Е. Данил 00%И. Анастасия5, 15, 20, 33, 42, 44655%К. Дарья20, 42, 44 327%К. Екатерина5, 20, 218%К. Даниил5, 10, 20, 30, 33, 546%К. Ксения5, 15, 20, 33, 36, 39, 42, 44873%Особенности переживания социального стресса показаны на рис.10.Рис.10. Особенности переживания социального стресса67% учеников не испытывают социальный стресс, 33% от группы – испытывают.Рассмотрим результаты по шкале «фрустрация потребности в достижении успехов».Таблица 13.Результаты по шкале «фрустрация потребности в достижении успехов»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов (из 13 ответов)РезультатЕ. Данил6, 11, 32, 41431%И. Анастасия6, 11, 29, 32, 41539%К. Дарья3, 19, 41 323%К. Екатерина11, 25, 41 323%К. Даниил1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 41 969%К. Ксения6, 11, 17, 29, 32, 43646%Особенности переживания фрустрации потребности в достижении успехов показаны на рис.11.Рис.11. Особенности переживания детьми фрустрации потребности в достижении успехов83% детей не испытывают фрустрацию потребности в достижении успехов, 17% детей – испытывают.Изучим результаты по шкале «страх самовыражения».Таблица 14.Результаты в группе учеников по шкале «страх самовыражения»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов (из 6 ответов)РезультатЕ. Данил31, 37233%И. Анастасия31, 34, 37350%К. Дарья31, 37, 40350%К. Екатерина27, 31233%К. Даниил27, 31, 37, 45467%К. Ксения31, 34, 37, 40, 45583%Особенности проявления у учеников страха самовыражения показаны на рис.12.Рис.12. Особенности проявления у учеников страха самовыраженияСтрах самовыражения характерен для 67% учеников.Проанализируем результаты испытуемых по шкале «страх ситуации проверки знаний».Таблица 15.Результаты испытуемых по шкале «страх ситуации проверки знаний»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов( из 6 ответов)РезультатЕ. Данил12, 21233%И. Анастасия7, 12233%К. Дарья2, 12233%К. Екатерина12, 21233%К. Даниил2, 7, 16, 26467%К. Ксения2, 7, 12, 21, 26583%Особенности проявления страха ситуации проверки знаний представлены на рис.13.Рис.13. Особенности проявления страха ситуации проверки знаний67 % детей не испытывают данный вид тревожности, 33% - испытывают.Изучим результаты по шкале «страх не соответствовать ожиданиям окружающих».Таблица 16.Результаты по шкале «страх не соответствовать ожиданиям окружающих»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов( из 5 ответов)РезультатЕ. Данил 00%И. Анастасия8120%К. Дарья3, 22240%К. Екатерина 00%К. Даниил3, 8, 17, 22480%К. Ксения8, 17, 22360%На рис.14 показано проявление страха не соответствовать ожиданиям окружающих.Рис.14. Особенности проявления проявление страха не соответствовать ожиданиям окружающих67% детей от группы не испытывают данный страх, характерен он для 33% детей.Проанализируем результаты по шкале «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу».Таблица 17.Результаты учеников по шкале «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов (из 5 ответов)РезультатЕ. Данил 00%И. Анастасия 00%К. Дарья 00%К. Екатерина 00%К. Даниил9, 18240%К. Ксения9, 14, 28360%Особенности проявления данного вида тревожности среди испытуемых показаны на рис.15.Рис.15. Особенности проявления вида тревожности «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»По рисунку мы видим, что большинство детей 83% от группы не испытывают данный вид тревожности.Изучим результаты в данной группе детей по шкале «проблемы и страхи в отношениях с учителями».Таблица 18.Результаты детей по шкале «проблемы и страхи в отношениях с учителями»Ф. И. респондента№ несовпадающего ответаКол-во несовпадающих ответов( из 8 ответов)РезультатЕ. Данил6, 11, 32338%И. Анастасия6, 11, 32, 41, 44, 47675%К. Дарья2, 41, 47338%К. Екатерина11, 41225%К. Даниил2, 6, 11, 41225%К. Ксения2, 6, 11, 31, 44, 47338%Особенности данного вида тревожности представлены на рис.16.Рис.16. Особенности проявления у детей страха в отношениях с учителямиБольшинство детей данной группы не испытывают страхи в отношениях с учителями (83%).Для сравнения проявлений тревожности у учеников, обучающихся по традиционной программе, и учеников, обучающихся по развивающей программе, была составлена таблица 19.Таблица 19.Сравнительная таблица результатов в 2-ух группах испытуемых1. По шкале «Переживание социального стресса» «Школа России»Система Л.В.ЗанковаНе испытывают тревожность67%67%Испытывают тревожность33%33%2. По шкале «Общая тревожность в школе»:Не испытывают тревожность50%67%Испытывают тревожность50%33%3. По шкале «Фрустрация в достижении успеха»:Не испытывают тревожность83%83%Испытывают тревожность17%17%4. По шкале «Страх самовыражения»:Не испытывают тревожность33%33%Испытывают тревожность67%67%5. По шкале «Страх ситуации проверки знаний»:Не испытывают тревожность17%67%Испытывают тревожность83%33%6. По шкале «Страх не соответствовать ожиданиям»:Не испытывают тревожность67%67%Испытывают тревожность33%33%7. По шкале «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»:Не испытывают тревожность67%83%Испытывают тревожность33%17%8. «Проблемы и страхи в отношениях с учителем»:Не испытывают тревожность67%83%Испытывают тревожность33%17%Таким образом, можно сделать вывод:Обучающиеся по традиционной программе «Школа России» испытывают тревожность по 3 шкалам. Высокую по шкале «Проверка знаний» - 83% обучающихся, по шкале «Самовыражение» - 67% обучающихся и небольшую тревожность по шкале «Общая тревожность в школе» - 50% обучающихся.Обучающиеся по развивающей системе Л.В. Занкова испытывают тревожность по 1 шкале «Страх самовыражения» - 67% обучающихся.Таким образом, гипотеза подтвердилась: уровень и характер тревожности, связанные со школой у младших школьников, обучающихся по развивающей системе меньше, чем у детей, обучающихся по традиционным программам.ЗаключениеЦелью эмпирического исследования являлось изучение уровня тревожности у младших школьников, обучающихся по развивающей и традиционным программам. Для этого нами применялся тест школьной тревожности Филлипса.В результате его применения мы выявили следующее:Обучающиеся по традиционной программе «Школа России» испытывают тревожность по 3 шкалам. Высокую по шкале «Проверка знаний» - 83% обучающихся, по шкале «Самовыражение» - 67% обучающихся и небольшую тревожность по шкале «Общая тревожность в школе» - 50% обучающихся.Обучающиеся по развивающей системе Л.В. Занкова испытывают тревожность по 1 шкале «Страх самовыражения» - 67% обучающихся.Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: уровень и характер тревожности, связанные со школой у младших школьников, обучающихся по развивающей системе меньше, чем у детей, обучающихся по традиционным программам.Список использованной литературыАстапов В.М. Тревожность у детей. – СПб.: Питер, 2004.Александрова С. С. Психологические особенности младшего школьника - М – 2007Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2003Гуров В.А. Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и личностные особенности педагога // Сибирский учитель. - 2006. - № 2. - С. 27-28.Дмитриева С.А. Особенности школьной тревожности у детей-сирот младшего школьного возраста // Дефектология, 2005, №4, с. 86 -87. Кьеркегор С. Страх и трепет // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001, 7 – 17 с.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие – М.: Генезис. – 2005.Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004. Материалы с сайта:http://gdou85kspb.okis.ru/trevoga1.htmlМолчанова Г. В. Особенности интеллектуального развития детей с выраженной тревожностью и импульсивностью:http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ii.htmМикляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004. Микляева А.В. Программы групповой работы по проблеме диагностики школьной тревожности для детей разных возрастов : [программы групповой работы по проблеме диагностики школьной тревожности] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Там же. - 2006. - № 6. - С. 76-81. Микляева А.В. Проективная методика школьной тревожности : [опросник школьной тревожности Филипса, шкала тревожности] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Там же. - 2006. - № 2. - С. 86-97. Микляева А.В. Психопрофилактика школьной тревожности : программы работы, диагностика : [содействие школьной адаптации учащихся] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Там же. - 2007. - № 2. - С. 88-111. Микляева А.В. Развивающая работа психолога с детьми с высоким уровнем школьной тревожности / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Там же. - 2006. - № 5. - С. 106-113. Николаева М. Помогите малышу почувствовать себя успешным // Сельская шк. - 2007. - № 2. - С. 113-118. Никитина В.А. Тревожные дети // Дошкольное воспитание, 2006, №1. с. 102 – 103.Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха; под общ. ред. В.Б.Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006, 808 с.Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003, 224 с. (Серия «Библиотека психолога»).Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007, 192 с.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006, 479 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006, 713 с. Сушков Ф. Уровень тревожности школьников растет // Воспитание школьников, 2006, №9, с. 26 – 35.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607 с.
1.Астапов В.М. Тревожность у детей. – СПб.: Питер, 2004.
2.Александрова С. С. Психологические особенности младшего школьника - М – 2007
3.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2003
4.Гуров В.А. Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и личностные особенности педагога // Сибирский учитель. - 2006. - № 2. - С. 27-28.
5.Дмитриева С.А. Особенности школьной тревожности у детей-сирот младшего школьного возраста // Дефектология, 2005, №4, с. 86 -87.
6.Кьеркегор С. Страх и трепет // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001, 7 – 17 с.
7.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие – М.: Генезис. – 2005.
8.Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004.
9.Материалы с сайта: http://gdou85kspb.okis.ru/trevoga1.html
10.Молчанова Г. В. Особенности интеллектуального развития детей с выраженной тревожностью и импульсивностью:http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ii.htm
11.Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004.
12.Микляева А.В. Программы групповой работы по проблеме диагностики школьной тревожности для детей разных возрастов : [программы групповой работы по проблеме диагностики школьной тревожности] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Там же. - 2006. - № 6. - С. 76-81.
13. Микляева А.В. Проективная методика школьной тревожности : [опросник школьной тревожности Филипса, шкала тревожности] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Там же. - 2006. - № 2. - С. 86-97.
14. Микляева А.В. Психопрофилактика школьной тревожности : программы работы, диагностика : [содействие школьной адаптации учащихся] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Там же. - 2007. - № 2. - С. 88-111.
15. Микляева А.В. Развивающая работа психолога с детьми с высоким уровнем школьной тревожности / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Там же. - 2006. - № 5. - С. 106-113.
16. Николаева М. Помогите малышу почувствовать себя успешным // Сельская шк. - 2007. - № 2. - С. 113-118. Никитина В.А. Тревожные дети // Дошкольное воспитание, 2006, №1. с. 102 – 103.
17.Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха; под общ. ред. В.Б.Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006, 808 с.
18.Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003, 224 с. (Серия «Библиотека психолога»).
19.Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007, 192 с.
20.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006, 479 с.
21.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006, 713 с.
22.Сушков Ф. Уровень тревожности школьников растет // Воспитание школьников, 2006, №9, с. 26 – 35.
23.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607 с.
Вопрос-ответ:
Что такое тревожность?
Тревожность - это состояние, характеризующееся повышенной нервозностью, беспокойством и напряженностью. В данном исследовании тревожность рассматривается в контексте младшего школьного возраста.
Какие причины могут вызвать тревожность у младших школьников?
В младшем школьном возрасте тревожность может возникать по разным причинам, таким как: переживание адаптации к новым условиям обучения, страх перед неудачей, переживание сложностей в учебе или социальном взаимодействии, низкая самооценка и многие другие.
Как проводилось исследование уровня тревожности у младших школьников?
Исследование включало организацию опроса с использованием специальных тестов и шкал для измерения тревожности у младших школьников. Данные собирались у учеников, обучающихся по развивающей и традиционным программам.
Какие результаты были получены в ходе исследования?
Анализ результатов исследования показал, что уровень тревожности у младших школьников, обучающихся по развивающей программе, был ниже по сравнению с учениками, обучающимися по традиционным программам. Это может свидетельствовать о более благоприятной атмосфере в образовательном процессе развивающей программы.
Какие выводы можно сделать из данного исследования?
Исследование позволяет сделать вывод о том, что развивающая программа обучения может оказывать положительное влияние на уровень тревожности у младших школьников. Это может быть полезной информацией для педагогов и родителей при выборе образовательных программ для детей младшего школьного возраста.
Что такое тревожность у младших школьников?
Тревожность у младших школьников - это состояние повышенной тревожности и беспокойства, которое может проявляться в разных ситуациях и влиять на их психическое и физическое состояние.
Какие причины могут вызывать тревожность у младших школьников?
Причины возникновения тревожности у младших школьников могут быть разными, включая переживание изменений в окружающей среде, проблемы в семье, неуверенность в себе, страхи и т. д.
Как организовано исследование уровня тревожности у младших школьников?
Исследование уровня тревожности у младших школьников организовано путем проведения специальных тестов и анкетирования, с помощью которых определяется степень тревожности у детей.
Какие результаты были получены в ходе анализа исследования?
В ходе анализа исследования были получены результаты, показывающие различный уровень тревожности у младших школьников, обучающихся по развивающим и традиционным программам.
Какие выводы можно сделать из результатов исследования?
Из результатов исследования можно сделать вывод, что программа обучения может оказывать влияние на уровень тревожности у младших школьников, и развивающая программа может способствовать снижению тревожности у детей.