Практикум:Дифференциальная психология личности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 39 39 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 07.03.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Возрастно-психологический портрет личности
Методика свободного самоописания
Беседа
Рисунок несуществующего животного (РНЖ)
Стандартизированный многофакторный метод исследования (ММРI)
Опросник Кеттела
Методика исследования самоотношения
Краткий Ориентировочный Тест
Методика определения психологических типов личности Д. Кейрси
Уровень субъективного контроля (УСК)
Защитные механизмы личности (ЗМЛ)
НЕ-Я
Наблюдение за испытуемой
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

После этого начните медленными и мягкими касаниями подушечек пальцев слегка массировать кожу головы круговыми движениями, задерживаясь на пяти энергетических точках: на затылке, макушке, передней части головы, на висках и за ушами. Если вы не уверены в том, что все делаете правильно, это совсем не страшно. Важно, что наши намерения искренние, - тогда волосы примут нашу заботу как подарок», скажет клиентке специалист. Во – вторых, психолог предложит женщине описать свой гардероб и обувь.Перед нами предстала испытуемая в следующем образе. Модная одежда, снятая с выставочного манекена, может быть великолепно сшита, прекрасно подобрана по цветовой гамме и иметь красивый фасон. Но сама по себе она - вовсе не залог успеха. Одежда должна гармонировать с возрастом, прической, макияжем, обувью, манерами, поведением человека. Чтобы добиться такого результата, мало объективно оценивать свою внешность. Нужно еще учитывать и особенности своего внутреннего мира, хорошо знать свой характер - в общем, досконально изучить себя. Психолог это должен сделать за несколько минут общения с клиенткой. Начинают изучение с темперамента.• Если женщина импульсивная, легко загорается и быстро успокаивается, то она - холерик. Ей подойдут современные молодежные стили с использованием ярких расцветок, неплох будет спортивный. А вот от романтического лучше отказаться.• Если эмоциональность испытуемой подкреплена смелостью и уверенностью в себе, можно выбрать минимализм и авангард - одежду решительных людей. Это позволит ей выразить свое самоощущение максимально точно.• Сангвиник - такой тип темперамента у женщинвстречается чаще всего. Со своим оптимизмом, энергией и ровным характером такому типу людей можно использовать самые разные стили. Такой темперамент сгладит и излишнюю строгость классики (кстати, вариации на тему классического стиля можно рекомендовать всем), и мрачность гранжа. Он же может помочь отнестись с юмором к авангарду, использовать динамику спортивного стиля и не скатиться в бездну безвкусицы и примитивности.• Если женщина спокойна, любит все делать по порядку, с педантизмом, то перед нами - флегматик. Стиль одежды такого типа клиентов должен быть особенно удобным и комфортным- им трудно переносить неуютные вещи. При этом клиентка должна позволять себе чувствовать себя в полном порядке - готовой к действиям и подтянутой. Такую возможность прекрасно предоставляет стиль сафари.Поговорим о фигуре. Определяющим фактором при выборе собственного стиля является, не степень полноты, а линии тела. Именно они служат главным критерием при выборе фасона, расцветки и ткани. На них же нужно ориентироваться при выборе аксессуаров, сумок, головных уборов. Ткани должны быть струящимися, мягко укладывающимися в складки и легко создающими драпировки. Ставку специалист делает на женственность фасона, линии которого должны быть изящными, а детали – плавно закругленными. «Летящие» юбки – солнце, узоры в мелкий цветочек, крапинки и горошки – все это придаст образ нашей клиентке. Идеально подойдет романтический стиль с обилием пышных воланов, мягких складок, который поможет создать образ мягкой женщины и покладистого начальника на работе.Одежда прямого покроя сведет на нет все достоинства испытуемой, придаст фигуре неуклюжесть и лишит грациозности.«Поймите, - говорит психолог, определенный стиль в одежде – это всего лишь форма. Вы можете наполнить ее новым содержанием и сделать этот стиль своим, продумав все необходимые элементы будущего наряда. Но возможен и другой вариант, требующий фантазии и игры воображения, - создать нечто абсолютно новое, смешав все детали существующих стилей и получив новый эксклюзивный образ».«Для создания образа выберем базовую модель – скромное однотонное платье без украшений, - продолжает психолог, примерим к ним верх – начнем с топиков, маечек, блузок и водолазок. После в ход пойдут жакеты и куртки. Пробуем разные комбинации с жилетами и шарфами».Главный психологический эффект состоит не столько в подборе различных предметов туалета, самое важное здесь – запомнить удачные варианты.После того, когда испытуемая согласится с доводами психолога, можно подумать о более мелких элементах одежды, отделке.Лететь по волнам поможет, специально подобранная сумкаEmporioArmani. Комбинезон темно-вишневого цвета и ремень NafNaf сгладят визуальные недостатки фигуры бывшего главного бухгалтера предприятия. Парфюмированная вода EauxMarguisesExcale, ChristianDiorнаполнит помещение ароматом цветов волшебного сада, в котором побывала Герда из сказки Г, Х. Андерсона «Снежная королева».Отметим, что наша испытуемая среднего роста, следовательно, необходимо подобрать такую обувь, которая бы создавала эффект высокого роста. Низкий каблук и широкий носок практически сразу отпадают – ориентируемся на клоги. В их характере и конструкции скрыт ощутимый парадокс. У них солидный каблук, но в сочетании с легкой женской стопой и щиколоткой клоги начинают выглядеть хрупкими и уязвимыми. У них уверенная подошва с надежными металлическими заклепками, однако, держать равновесие в клогах не так – то просто, как кажется на первый взгляд. В клогах наша клиентка может чувствовать комфортно повсюду. С другой стороны, утонченный и изысканный вкус сослуживцев нашей клиентки, определит, что клоги для нового руководителя станут скорее символом поиска – поиска равновесия, что, возможно, приведет к стабильному составу организации.«Как вы ходите!?», вспоминаются крылатые слова из фильма Г. Рязанова «Служебный роман». Специалист по имиджу предлагает клиентке сделать три-четыре небольших шага, повернуться, вытянуть носок. Прекрасным дополнением к темно-фиолетовым клогам с лакированными коричневыми каблуками несомненно подойдут по цвету серьги YSL. Мягкие и нежные ткани, яркие тропические цвета, элегантный комфортный силуэт, утонченные сочетания оттенков. Все это ни к чему не обязывет, но делает женщину среднего роста с невыразительной внешностью свободнее. Например, от деловых встреч, совещаний …В конце работы с испытуемой психолог дает советы по поводу восприятия нового стиля окружающими людьми. «Главная трудность, говорит специалист, заключается в том, что ваша семья, подруги, компания, сослуживцы могут оказаться не готовыми правильно воспринять те или иные перемены в вашем облике. А неприятие с их стороны может вас сильно расстроить и отбить всякую охоту к подобным опытам. Поэтому попробуй произвести нужное тебе впечатление на этих людей. Имидж – это, прежде всего гармоничное сочетание внешнего, выбранного тобой облика и поведения. Причем ваши манеры не только должны соответствовать выбранному образу, они должны быть естественными. Пусть каждый из ваших коллег подумает: «Как мне повезло, что я знаком с этой женщиной!»Представим испытуемую через призму теории Роджерса и Альберта ЭллисаКак известно теория Роджерса рассматривает индивида как полноценно функционирующего человека и «человека завтрашнего дня».В теории А.Эллиса лейтмотивом прослеживается феноменологическая позиция, которая основывается на том, что тревога, чувство вины, депрессия и другие психологические проблемы вызываются не психотравмирующими ситуациями, а тем, как человек воспринимает эти события, что он думает о них.Более подробно опишем Ольгу Михайловну Шакину, исходя из цели: полноценно функционирующего человека и «человека завтрашнего дня», дадим характеристику персоне согласно качествам личности. Открытость переживанию.Наблюдая за испытуемой, анализируя ее высказывания убеждаемся, что женщина имеет индивидуальную Я-концепцию, которая позволяет воспринимать ее сенсорный и висцеральный опыт, и, которая является основой эффективного функционированияиспытуемой в жизни. Открытость переживанию женщиныобусловливает более эффективное поведение, при котором онаимеет более широкое перцепционное поле и способна чаще вести себя в соответствии со своим выбором, а, не исходя из существующей необходимости. Да, Ольга открыто проповедует семейные ценности, не лавирует между добром и злом, плохим и хорошим.Открытость переживанию у испытуемойспособствует повышению спонтанности и креативности: она не связана условными узами с теми или иными канонами жизни, высказывает те мысли, которые интерпретирует в зависимости от собственного понимания ситуации.Таким образом, открытость переживанию дает женщине возможность участвовать в экзистенциальном процессе жизни. Участвуя в этом процессе, испытуемая является живывой в полном смысле этого слова, способна справиться с переменами в общественно-политической сфере и в любой ситуации сделать свободный выбор. Рациональность. Открытость переживаниям позволяет Ольге вести себя рационально. Женщина находится в контакте с тенденцией актуализации, ееповедение, вероятно, будет рациональным (способствует сохранению и укреплению ееорганизма). Другой аспект рациональности – это высказывания своих мыслей вслух. Поэтому поводу Роджерс считал трагедией то, что большинство защитных механизмов, имеющихся у людей, не позволяют им даже представить, насколько рационально они могли бы действовать. Таким образом, рациональность испытуемой поставлена в противовес напряженности. Личная ответственность. Роджерс утверждал, что людей можно считать «лично ответственными» в том случае, если они берут на себя ответственность за свою самоактуализацию, а не просто испытывают чувство ответственности за других. Испытуемая придает большое значение в собственный авторитет, она берет на себя ответственность за собственное поведение, а также за отличие от других людей. Она лично ответственный человек и способнаконтролировать свою жизнь и самоактуализацию. Личностно-центрированная философия испытуемойво многих отношениях является философией самоконтроля, самоусовершенствования и увеличения личной силы. Признание личной ответственности является центральной частью Я-концепций испытуемой. Самоуважение. Самоуважение - еще одна важная часть Я-концепции Ольги Михайловны, как уважающий себя человек она характеризуется высокой степенью безусловного самоуважения, или самопринятия. Самоуважение основано, скорее, на внутреннем психологическом процессе оценки, чем на похвале и удовлетворении потребностей других людей. Роджерс уверяет, что люди, характеризующиеся высокой степенью безусловного самоуважения, ценят себя даже в том случае, если они не могут высоко оценивать все свое поведение и все свои отличительные черты. Возможно, самопринятие испытуемой - это более фундаментальный способ провозглашения желательных качеств «правильными», поскольку положительная Я-концепциия или оценка может отражать условия ценности, которые препятствуют, реалистическому восприятию. Способность к поддержанию хороших личных отношений. Самопринятие подразумевает, что люди менее склонны занимать оборонительную позицию и, следовательно, более склонны признавать других. Хорошие личные отношения, как считал Роджерс, подразумевают принятие других людей как уникальных личностей, высокую оценку других, открытое и свободное обращение к ним на основе непосредственного переживания, а также наличие способности, когда это необходимо, сообщать другим о высоком уровне самосознания. Ольга Михайловна, конечно, избирательна в своих предпочтениях о людях, не всегда лесную оценку получает даже ее муж. Однако, женщина уважает и по достоинству оценивает позицию оппонентов. Более того, Ольга поддерживала с ними хорошие личные отношения, что показывает ее высокую степень принятия других, более глубокий контакт и более демократическую структуру характера. Роджерс считал, что конгруэнтность, аутентичность или «реальность», являются, вероятно, наиболее важными элементами обычных жизненных взаимодействий, эмпатии же Роджерс придавал наибольшее значение в случаях, когда другой человек тревожен и уязвим. Этическая жизнь. Личностно-центрированная теория основана на представлении о том, что люди, по сути, являются заслуживающими доверия организмами. Данное представление у испытуемой проявляется в социальных отношениях как самоактуализирующегося человека, по крайней мере, двумя путями. Во-первых, она способна идентифицировать себя с другими людьми, так что она склонна способствовать самоактуализации других, так же как и собственной самоактуализации. Следовательно, она проявляет осторожность, чтобы не посягать на права других при удовлетворении собственных потребностей. Во-вторых, женщина как самоактуализирующаяся личность, способна проводить резкое различие между целями и средствами, а также между добром и злом. Качества испытуемой, которые, вероятно, необходимы для этической жизни, следующие: доверие скорее к внутреннему, чем к внешнему авторитету; безразличие по отношению к материальным вещам, таким как деньги и атрибуты высокого положения в обществе; стремление к духовным ценностям, которым придается большее значение, чем индивидуумам. Другие черты испытуемой, такие, как стремление к общению, повышенная частота пиковых переживаний, остается за кадром ее жизни. Однако, как известно, без самоанализа, без оценки ситуаций, без эмоционального преломления ситуации через себя она не состоялась бы ни как профессионал своего дела, ни как самоактуализирующаяся личность.Главными отличительными чертами испытуемойявляются уже упомянутые шесть черт: открытость переживанию, рациональность, личная ответственность, самоуважение, способность к поддержанию хороших личных отношений и этическая жизнь. Все эти свойства являются и целями, и средствами тенденции самоактуализации и все они подразумевают наличие эффективной Я-концепции. Я-концепция испытуемой как самоактуализирующегося человека является актуализирующей.Исходя из вышеперечисленного резюмируем сказанное. А. Согласно феноменологическому подходу, испытуемая обладает индивидуальной способностью воспринимать и интерпретировать события, явления, ситуации в мире и сам мир. То есть его психическое переживание окружающего – это и есть феномен, а наше изучение того, как онапереживает реальность, - это феноменология.Б. В своих высказываниях, суждениях, позициях испытуемая следует не инстинктам (самосохранению, самобичеванию) или стимуламвнешней среды, которые во многом детерминируют поведение некоторых граждан, а ее личное восприятие реальности в каждый данный момент. Она делает свой выбор в пользу устоявшихся взглядов, делает свой выбор и заставляет поверить в правоту взглядов окружающих ее людей.В. Описание качеств испытуемойчерез призму теории Роджерса и Альберта Эллиса было бы не полным, если бы нами не рассматривались такие качества как сознание, самосознание, креативность, способность строить планы, принимать решения и ответственность за них. Эти гуманистические качества Ольги являются отличительными качествами и характеризуют ее личностный рост, - хотя общественно- социальнаясреда постоянно находится в противоречиии пытается блокировать этот рост. Да, многие люди не могут по-настоящему понять ее мотивы, идеи, устремления или ее поведение. Г. К другим критериямв описании качеств испытуемой через призму теории Роджерса и Альберта Эллиса следует отнести следующее:способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков;целеустремленность, работоспособность, активность;полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;критический подход к обстоятельствам жизни;автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);независимость и естественность поведения;чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;самообладание и способность радоваться. Конечным итогом высокоразвитой личности, каким является, по нашему описанию, женщинаявляется психологическое благополучие, поэтому для комплексного развития требуется знать основные составляющие психического здоровья и благополучия. Их шесть. 1. Первой и самой важной составляющей является принятие себя как человека, достойного уважения. Это центральный признак ментального здоровья испытуемой.2. Умение испытуемой поддерживать позитивные, теплые, доверительные  отношения с другими. Женщина с такими качествами имеет более высокий потенциал к любви и дружественным отношениям.3. Автономность -  это независимость и способность испытуемой регулировать свое поведение изнутри, а не ждать похвалы или оценки себя со стороны окружающих. Это способность, благодаря которой женщинаможет не придерживаться коллективных верований, предрассудков и страхов.4. Экологическое мастерство - способность испытуемой активно выбирать и создавать собственное окружение, которое отвечает ее психологическим условиям жизни.5. Наличие цели в жизни - уверенность в наличии цели и смысла жизни, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.6. Самосовершенствование - мало достичь тех характеристик, которые были описаны выше, важно развивать собственный потенциал. Т.е. должна быть потребность реализации себя и собственных способностей. Важным аспектом отношения к себе, как к личности, способной к самосовершенствованию, является также открытость новому опыту.Показатель нормального развития, согласно теории А.Эллиса – рациональная система установок как система гибких эмоционально-когнитивных связей, которая была нами описана на примере испытуемой Ольги Михайловны Шакиной.Список литературыАлексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие СПб.- Изд. Питер.- 2009 , 96 с.Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.- Изд. Питер.- 2010, 384 с.Дружинин В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. СПб.- Изд. Питер.- 2009, 656 с.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб. -Изд. Питер.- 2010, 320 с.Крысько В. Г.Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб.- Изд. Питер.- 2009 г, 256 с.Иванников В. А. Основы психологии. Курс лекций. СПб.- Изд. Питер.- 2010 г, 336 с.Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие. Сост.: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов. – М., 1996Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2001.Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь – М. Изд.: "Проспект", 2011.

Список литературы

1.Алексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие СПб.- Изд. Питер.- 2009 , 96 с.
2.Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.- Изд. Питер.- 2010, 384 с.
3.Дружинин В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. СПб.- Изд. Питер.- 2009, 656 с.
4.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб. -Изд. Питер.- 2010, 320 с.
5.Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. СПб.- Изд. Питер.- 2009 г, 256 с.
6.Иванников В. А. Основы психологии. Курс лекций. СПб.- Изд. Питер.- 2010 г, 336 с.
7.Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие. Сост.: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов. – М., 1996
8.Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2001.
9.Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь – М. Изд.: "Проспект", 2011.

Вопрос-ответ:

Какие методики исследования личности используются в дифференциальной психологии?

В дифференциальной психологии используются различные методики исследования личности, такие как: методика свободного самоописания, беседа, рисунок несуществующего животного, стандартизированный многофакторный метод исследования, опросник Кеттела, методика исследования самоотношения, краткий ориентировочный тест и другие.

Что такое методика свободного самоописания?

Методика свободного самоописания - это метод исследования личности, при котором испытуемому предлагается описать себя свободно, без каких-либо ограничений или вопросов. Это позволяет получить информацию о самооценке, самоидентификации и особенностях самовосприятия человека.

Что такое рисунок несуществующего животного (РНЖ)?

Рисунок несуществующего животного - это методика исследования личности, при которой испытуемому предлагается нарисовать животное, которого нет в реальности. По этому рисунку можно судить о творческом потенциале, воображении и выражении индивидуальности испытуемого.

Что такое защитные механизмы личности?

Защитные механизмы личности - это психологические стратегии и механизмы, которые человек использует для защиты своего эго от тревоги, стресса, конфликтов и других неприятных ситуаций. Эти механизмы могут быть различными, например, отрицание, преобразование, сублимация и другие.

Какие методы используются для определения психологических типов личности?

Для определения психологических типов личности используется, например, методика определения психологических типов личности Д. Кейрси, которая основана на классификации личности по основным функциям мышления (экстраверсия/интроверсия, сенсорика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность). Кроме того, можно использовать опросники, такие как опросник Кеттела, чтобы определить различные характеристики и склонности личности.

Что такое дифференциальная психология личности?

Дифференциальная психология личности - это научная область, которая изучает индивидуальные отличия между людьми в психологических характеристиках и поведении.

Какова основная цель методики свободного самоописания?

Основная цель методики свободного самоописания - получение информации о личности, размышлениях, чувствах и мотивациях испытуемого. Она позволяет проанализировать личностную динамику и выделить поведенческие и эмоциональные особенности человека.

Что представляет собой методика рисунка несуществующего животного?

Методика рисунка несуществующего животного представляет собой психологический тест, в котором испытуемому предлагается нарисовать животное, которое не существует. Анализируются особенности рисунка, цвета, элементы композиции и другие детали, чтобы получить представление о личностных особенностях и внутреннем мире испытуемого.

Что такое защитные механизмы личности?

Защитные механизмы личности - это неосознаваемые психологические стратегии, которые используются для снижения тревожности и защиты от столкновения с неприятными или неприемлемыми мыслями, чувствами или ситуациями. Эти механизмы помогают сохранить психическое равновесие и поддерживают психическую стабильность.