«Севильский озорник, или Каменный гость» Тирсо де Молина и «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольера. Сравните образы главных героев. Чем отличается тематикаи проблематика произведений? В чем назидательность обоих драматургов, за что наказаны их герои? Насколько комичны ситуации в обеих комедиях? Есть ли место донжуанам в современной жизни? Почему?

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Литература
  • 10 10 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 02.04.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Оттого способен порождать волшебные миражи, вырывающие из тисков реальности, и сам же их грубо разрушает. Этот вызов небу не может не быть наказан, так как в своем цинизме Дон Жуан доходит до богохульства и прямого вызова небу.
В противовес де Молина, Мольер не слишком заботится о том, чтобы выставить героя монстром. Это скорее игрок, который стремится покорять все больше женских сердец. Но он не вызывает негативного отношения по сравнению с его предшественником.
В то же время Дон Жуан – грешник, но его прегрешения легко узнаваемы и обыденны. Ничего чудовищного в них нет, однако он наказан за прегрешения. На мой взгляд, большим грехом в трагедии является даже не женолюбие, которое противоречит христианской морали, а лицемерие, становящееся противной всей человеческой культуре.

4. Комичность в произведениях драматургов

Оба произведения по праву названы комедиями, однако комедию «Севильский озорник, или Каменный гость» комедией в полном смысле этого слова назвать трудно. В ней поднимается почти религиозный вопрос нравственного падения и наказания за грехи. Комическим элементом является только карнавальный элемент – смена масок главным персонажем для достижения цели – завоевания женщин.
Совсем иначе дело обстоит в комедии Мольера. Комичность подчеркивается взаимоотношениями Дон Жуана с его слугой Сганарелем. Это традиционная линия взаимоотношений между господином и слугой – Дон Жуан обладает добродушием, однако, в определенных моментах, обещает поколотить слугу и даже лишить его жалования. Отчасти Сганарель при герое играет роль шута, предупреждающего героя о возможных последствиях. Однако, на протяжении комедии обнаруживается множество комических ситуаций, в которых подчеркивается, что Сганарель не так привязан к своему господину, как это может показаться.
Особенно показательным является финал комедии. «Сильный удар грома, яркие молнии падают на Дон Жуана. Земля разверзается и поглощает его, и из того места, куда он исчез, вырываются языки пламени» - такова авторская ремарка. Это своеобразное предупреждение для всех остальных грешников. Однако, в свойственной мольеровской форме, в комедии сохраняется ирония и религиозный пафос сдабривается причитаниями Сганареля: «Моё жалование, моё жалование, моё жалование! Пропали денежки бедного Сганареля». Страшное событие гибели Дон Жуана не сравнимо с мелочью потери денег. Однако подобный подход Мольером хорошо продуман: Дон Жуан непрестанно движется по замкнутому порочному кругу, откуда при его «философии наслаждения» нет выхода в в осмысленную общественно-полезную жизнь.

Заключение

Прошло не одно столетие с выхода трагедий де Молина и Мольера. Однако темы Дон Жуана продолжает волновать людей. Его имя стало нарицательным, сложно найти человека, которому не была бы известна хотя бы вскользь история о нем.
Хотя легенда о Дон Жуане очень старая, отрицать, что место Дон Жуанов в современности утрачено, было бы неправдой. Дон Жуаны есть в современном мире, однако обаяния мольероского героя им не хватает. Многие люди стремятся достичь целей лицемерием, некоторые мужчины также «коллекционируют» женщин, но обаяния и галантности им не достает. Иными словами, современным Дон Жуанам есть чему поучиться.












Список литературы

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII−XVIII веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.
Мольер. Полное собрание сочинений в одном томе. / Пер. с фр.-- М.: "Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2009 – 415 с.
Тирсо де Молина. Севильский озорник, или каменный гость/ пер. Ю. Корнеева. – М: "Художественная литература", 1969. – 129 с.



Мольер. Полное собрание сочинений в одном томе. / Пер. с фр.-- М.: "Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2009 – 211 с.
Тирсо де Молина. Севильский озорник, или каменный гость/ пер. Ю. Корнеева. – М: "Художественная литература", 1969. – с. 21
Мольер. Полное собрание сочинений в одном томе. / Пер. с фр. - М.: "Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2009 – с. 351












2

Список литературы

1.Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII?XVIII веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.
2.Мольер. Полное собрание сочинений в одном томе. / Пер. с фр.-- М.: "Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2009 – 415 с.
3.Тирсо де Молина. Севильский озорник, или каменный гость/ пер. Ю. Корнеева. – М: "Художественная литература", 1969. – 129 с.

Вопрос-ответ:

В чем различия между «Севильским озорником, или Каменным гостем» Тирсо де Молины и «Дон Жуаном, или Каменным гостем» Мольера?

Одно из основных отличий между «Севильским озорником» и «Дон Жуаном» заключается в том, что первая пьеса написана Тирсо де Молиной в 1620 году, а вторая - Мольером в 1665 году. Кроме того, «Севильский озорник» является испанской комедией, а «Дон Жуан» - французской комедией.

Какие образы главных героев присутствуют в «Севильском озорнике, или Каменном госте» Тирсо де Молины и «Дон Жуане, или Каменном госте» Мольера?

В обеих пьесах присутствует образ главного героя, который называется Каменным гостем. Однако в «Севильском озорнике» герой называется Кальдероном, а в «Дон Жуане» - Дон Жуаном.

В чем заключается назидательность обоих драматургов в пьесах «Севильский озорник, или Каменный гость» Тирсо де Молины и «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольера?

Тирсо де Молина и Мольер стремились показать наказание своих героев, которые пренебрегают моральными нормами и этикой. Оба драматурга исходили из идеи, что зло должно быть наказано, а добро вознаграждено. Герои Каменных гостей столкнулись с последствиями своих поступков и понесли заслуженное наказание.

На сколько комичны ситуации в «Севильском озорнике, или Каменном госте» Тирсо де Молины и «Дон Жуане, или Каменном госте» Мольера?

Обе пьесы являются комедиями и наполнены комическими ситуациями. В «Севильском озорнике» зритель смеется над неуклюжими попытками Кальдерона вырваться из обстановки, а в «Дон Жуане» - над постоянными оправданиями и изворотами Дон Жуана. Комичные ситуации вызывают хохот и развлекают зрителей.

Какие основные отличия между образами главных героев в «Севильском озорнике» и «Дон Жуане»?

Образ главного героя в «Севильском озорнике», Дон Жуана Тенаорио, является светским мужчиной, который не верит в любовь и постоянно меняет своих возлюбленных. В «Дон Жуане» Мольера, главный герой, также постоянно меняет своих поклонниц, но его образ преимущественно комический и связан с его недостатками в поведении.

Чем отличаются тематика и проблематика произведений «Севильский озорник» и «Дон Жуан»?

В «Севильском озорнике» обсуждаются темы любви, предательства, искупления грехов и возвращение к вере. В «Дон Жуане» основная тема - это нравственная декаденция аристократического общества и последствия безнравственного поведения главного героя.

Какая назидательность есть у обоих драматургов и за что наказаны герои?

Оба драматурга, Тирсо де Молина и Мольер, представляют персонажей, нарушающих моральные и этические нормы общества, и в конце произведений наказывают их за их поступки. В «Севильском озорнике» Дон Жуана Тенаорио убивает комендатор, и в конце произведения его наказывают появлением духа комендатора. В «Дон Жуане» Мольера Дон Жуан также наказывается за его нравственную декаденцию и безнравственное поведение.

Насколько комичны ситуации в обеих комедиях?

Ситуации в обеих комедиях действительно комичны. В «Севильском озорнике» разворачивается ряд нелепых и смешных ситуаций, связанных с попытками Дон Жуана скрыть свои преступления. В «Дон Жуане» Мольера комичность ситуаций основана на неуклюжем поведении главного героя и его постоянных попытках избежать наказания.

Как сравнить образы главных героев в «Севильском озорнике» Тирсо де Молина и «Дон Жуане» Мольера?

В обоих произведениях главные герои, Севильский озорник и Дон Жуан, являются любовными авантюристами и обманщиками. Однако, у них есть различия в характере и мотивации. Севильский озорник - это склонный к романтическим поступкам и рискованным авантюрам молодой человек. Он стремится найти истинную любовь и часто попадает в комические ситуации из-за своих глупых решений. В то время как Дон Жуан - это холодный и циничный мужчина, который воспринимает женщин только как объекты для своего удовольствия. Он обманывает и пользуется ими без каких-либо чувств. Оба героя являются прототипами своих времен и представляют различные аспекты мужской амурности и манипуляций с любовью.

В чем отличается тематика и проблематика произведений «Севильский озорник» Тирсо де Молина и «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольера?

Тематика и проблематика произведений отличаются друг от друга. «Севильский озорник» Тирсо де Молина - это романтическая комедия, в которой главный герой ищет истинную любовь и попадает во множество комических ситуаций. Основной конфликт заключается в том, как молодому озорнику удастся завоевать сердце красавицы. С другой стороны, «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольера - это сатирическая комедия, где главный герой представляет собой образ циничного ловеласа, который обманывает и пользуется женщинами. Проблематика произведений связана с вопросами морали, чести, любви и последствий эгоистического поведения.

Какие образы главных героев присутствуют в произведениях «Севильский озорник, или Каменный гость» Тирсо де Молина и «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольера?

В обоих произведениях присутствует образ главного героя, который является обольстителем и сердцеедом. В "Севильском озорнике" это Дон Хуан, а в "Дон Жуане" - сам Дон Жуан.