На выбор из требований
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 08.02.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
1.1Основные понятия, бюджетная классификация
1.2. Подходы к планированию бюджетных расходов
2. Анализ расходов федерального бюджета
2.1.Анализ расходов федерального бюджета в 2009-2011 гг.
2.2. Перспективные направления расходов федерального бюджета в 2012-2014 гг.
3. Основные направления совершенствования бюджетной политики в области расходов на современном этапе
3.1. Программа по повышению эффективности бюджетных расходов
3.2. Предложения по повышению эффективности бюджетных расходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Так, например, доля освоенных ресурсов в общем объеме приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье- гражданам России» за период 2006-2010 г.г. составила лишь 70,6%;
2)длительное нахождение средств по программам на счетах получателей без использования. Так, же в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» при строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий на счете подрядной организации ГПВО «Техноинторг» в течение 2010 г. находился аванс почти 2,9 млрд. руб., который по назначению не использовался;
3)перерасходованные средства. Например, в республике Татарстан без проведения конкурса на размещение заказа были заключены четыре контракта и осуществлена закупка оборудования на сумму более 2,3 млн. руб.
Наличие указанных нарушений делает необходимым разработать методику оценки результативности и эффективности реализации среднесрочных целевых программ, которая в настоящий момент отсутствует.
На сегодняшний день проблема оценки эффективности реализуемых программ до конца не решена, и в мире нет стран, которые были бы полностью удовлетворены своими показателями эффективности. Поэтому вопросы надежности и актуальности показателей продолжают оставаться одними из самых важных. Ясно, что показатели оценки эффективности при поэтапном планировании должны включать в себя не только количественные, но и качественные аспекты.
Проведение бюджетной реформы требует новых методов учета затрат. С этой точки зрения наиболее эффективными являются методы, с успехом применяющиеся в бизнес-среде, которые следует адаптировать в соответствии с государственной спецификой. Оценка и сопоставление затрат и результатов необходимы для подготовки обоснованных решений в отношении целесообразности реализации различных программ. При этом следует определить: а) компоненты издержек; б) экономические измерители, позволяющие оценивать разнообразные элементы затрат и результатов в едином масштабе; в) чистую отдачу (разницу между результатами и затратами в т. ч. между общественными выгодами и общественными издержками).
Для оценки эффективности общественных расходов целесообразно использовать следующие критерии: экономичность, производительность, результативность.
На основе такой оценки: можно перейти на программно-целевое бюджетирование, ориентированное на результат, при допустимом уровне эффективности; выявить негативные тенденции в ходе реализации ЦП и определить их причины; своевременно принять меры по улучшению планирования, регулирования и контроля реализации программных мероприятий среднесрочных целевых программ.
На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий Федеральный Закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до 1 июля 2012 г.).
Практическая реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существования учреждения вне зависимости результатов его деятельности.
Правительство Российской Федерации, региональные и местные администрации обязаны обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.
Но и здесь органы власти не застрахованы от ошибок. О чем говорит опыт работы одного из федеральных автономных учреждений в Новосибирской области. Весь 2010 год учреждение работало самостоятельно. Анализ, проведенный в конце года, выявил накопление кредиторской задолженности, несмотря на то, что учредителем были даны все средства для выполнения задания. Причина - значительное увеличение заработной платы, прирост которой не удалось покрыть даже за счет платных услуг, стоимость которых была удвоена. В итоге учреждение имеющее задание на 12 млн. руб. образовало кредиторскую задолженность на 2,7 млн. руб. Со стороны учредителя были приняты санкции к данному учреждению, которые носили лишь административный характер.
Таким образом, чтобы избежать таких ошибок в дальнейшем, требуется рассмотрение возможности применения финансовых санкций к автономному учреждению, которая не отражена ни в одном федеральном законе об автономных учреждениях.
В настоящее время, как на федеральном, так и на региональном уровне осуществляется внедрение управления по результатам и бюджетирования, ориентированного на результат. Данное понятие можно охарактеризовать как систему бюджетного планирования, которая соединяет произведенные расходы и ожидаемый эффект и общественную значимость от их исполнения.
Но существенным недостатком для внедрения БОР является отсутствие системы показателей, по которым можно оценивать результаты работы и органов власти, и конкретных учреждений. Необходимо на федеральном сформировать пакет методических рекомендаций, отработать критерии оценки результатов, формы стимулирования и т.д. Эти меры приведет к созданию стимулов улучшения качества оказываемой государственной (муниципальной) услуги, повышенного финансового обеспечения тех, кто добивается лучших результатов, и т.д.
Одной из главных зада государства определяется задача развития эффективного, работоспособного и действенного государственного и муниципального контроля, поскольку именно система государственного финансового контроля, отражающая многоуровневый характер бюджетных отношений и единство общегосударственных финансов является объективной необходимостью формирования, развития и реализации целостной экономической политики государства.
На современном этапе система государственного контроля за государственными расходами имеет ряд недостатков. Основными из них являются отсутствие в современной России единой политики в области государственного контроля и так же отсутствие координации внешнего контроля между законодательными и исполнительными органами власти. Контроль в государственной финансовой сфере осуществляют различные органы. Их задачи и полномочия определяются разными законодательными и нормативно-правовыми актами, чаще всего между собой не согласованными.
Необходимо на современном этапе исключить параллелизм и дублирование органов государственного и муниципального контроля, усилить координацию органов контроля в контроле за государственными расходами, урегулировать нормативно-правовую базу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственные бюджетные расходы –это денежные средства бюджета, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и оказывающие активное воздействие на общественное воспроизводство.
Основными документами, регламентирующими бюджетное планирование расходов в РФ являются: Бюджетный Кодекс РФ, Бюджетная классификация РФ, Методика планирования объемов бюджетных ассигнований, Программа повышения эффективности бюджетных расходов и др.
Анализ расходов федерального бюджета показал, что федеральный бюджет по расходам за 2010-2011 год исполнялся с принципиально новыми подходами, которые предусматривали восстановление макроэкономической сбалансированности. Так же бюджет за исследуемые года по расходам был ориентирован на постепенное снижение дефицита бюджета и на обеспечение условий для модернизации экономики. При формировании данных бюджетов были решены три ключевые задачи:
— обеспечить первоочередное исполнение социальных обязательств перед гражданами Российской Федерации;
— проводить мероприятия, направленные на модернизацию реального сектора экономики, а так же ключевых элементов инфраструктуры;
— обеспечить сохранение макроэкономической стабильности страны.
Практически аналогичные задачи стоят и перед бюджетом на 2012-2014 гг.- исполнение социальных обязательств государства и финансирование программ, связанных с модернизацией экономики и развитием высоких технологий.
Эффективная бюджетная политика должна быть направлена на достижение устойчивого развития государства, повышение результативности государственных расходов, улучшение качества и доступности услуг, предоставляемых государством.
Анализ Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года показал, что имеются существенные недостатки в организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы, существенно тормозящие повышение эффективности бюджетных расходов. К ним можно отнести: отсутствие в ряде программ четких количественных показателей результата, отсутствие в современной России единой политики в области государственного и муниципального финансового контроля, отсутствие системы показателей, по которым можно оценивать результаты работы и органов власти, и конкретных учреждений и др.
Поэтому необходимо принятие дальнейших мер по повышению эффективности бюджетной политики в области расходов.
В 2012 году и на перспективу 2013-2014 гг. предстоит работа по многим направлениям:
-совершенствование в рамках нового формата бюджета различных инструментов программно-целевого планирования;
- улучшение планирования качества и доступности услуг, предоставляемых государством (совершенствование форм бюджетных учреждений);
-совершенствование среднесрочного бюджетного планирования (в особенности на региональном и муниципальном уровне).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145 ФЗ (с изменениями на 01.01.2012 г.)
Федеральный Закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2010г. и на плановый период 2011г. и 2012г.г." от 2 декабря 2009 года №308-ФЗ
Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013г. и 2014г.г." от 30 ноября 2011 года №371-ФЗг
Распоряжение Правительства РФ 30 июня 2010 года № 1101-р «Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года»
Приказ Минфина России от 28.12.2010 г. №190-н «Об утверждении указаний Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ».
Бюджет и бюджетная система: учебник / под.ред. М.П.Афанасьев, А.А.Беленчук, И.В.Кривогов.-М.:Юрайт, 2009
Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ под.ред В.К.Сенчагов, И.И.Архипов- М.: ТК Велби, 2008г.
Барулин С.В., Кусмарцева В.С. Оценка результативности и эффективности долгосрочных целевых программ//Финансы.-2010.-№5.-с.18
Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 гг.//Финансы, №6, 2010
Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2012-2014 г.г//Финансы, №7, 2011
Клишина М. Шишов В. Реестр расходных обязательств в бюджетном процессе: практика применения и перспектив//Бюджет,№6,2008
Нестеренко Т.Г. Бюджетная реформа: альтернативы поступательному движению вперед нет//Финансы, №4, 2011
Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов//Финансы, №7, 2010
Пронина Л.И.Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов//Бюджет,№1,2012
Силуанов А.Г. О проблемах обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов РФ//Бюджет, №8, 2011
Файзуллаев Е.Ш. Азизова И.А. Среднесрочное бюджетное планирование,-Ташкент.: Издательство «infoCOM.UZ»,2010
www.roskazna.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Формы предоставления бюджетных средств
Формы предоставления бюджетных средств Направления использования 1Ассигнования
1.На содержание бюджетных учреждений;
2.На реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
3.На осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
4.На компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов 2 Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физ. и юр лицами по государственным и муниципальным контрактам На оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам 3 Трансферты населению На предоставление социальных выплат гражданам, на приобретение товаров, работ услуг в пользу граждан 4 Бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств)
На определенные цели на условиях возмездности и возвратности 5 Субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам
На возмещение затрат, недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. 6 Инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц На создание или увеличение за счет бюджетных средств стоимости государственного (муниципального) имущества 7 Межбюджетные трансферты
На достижение сбалансированности бюджетов, на софинансирование расходных обязательств, на финансовое обеспечение переданных расходных обязательств. 8 Кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований и кредиты иностранным государствам
На определенные цели на условиях возмездности и возвратности на основаниях и условиях, установленных Федеральным Законом о федеральном бюджете 9 Средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий
На осуществление операций по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Структура расходов федерального бюджета на 2009-2011гг. по разделам
Наименование 2009 год 2010 год 2011 год Сумма, млрд. руб. % в структуре Сумма, млрд. руб. % в структуре Сумма, млрд. руб. % в структуре Расходы, всего 9660,0 100,0 10117,0 100,0 11027,1 100,0 В том числе: 853,1 8,8 887,9 8,8 844,6 7,7 Государственное управление Национальная оборона 1188,2 12,3 1276 12,6 1 537,40 13,9 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 1004,5 10,4 1085,4 10,7 1 242,10 11,3 Национальная экономика 1650,7 17,1 1222,7 12,1 1 784,90 16,2 Жилищно-коммунальное хозяйство 151,6 1,6 234,9 2,3 234,1 2,1 Охрана окружающей среды 13 0,1 13,5 0,1 17,6 0,2 Образование 418 4,3 442,8 4,4 560 5,1 Культура и СМИ 111,7 1,2 125,6 1,2 88 0,8 Здравоохранение и физкультура 352,3 3,6 347,4 3,4 503,7 4,6 Социальная политика 323,5 3,3 344,9 3,4 3 135,30 28,4 Физическая культура 44,00 0,4 СМИ 61,30 0,6 Обслуживание долга 350,70 3,2 Межбюджетные трансферты 3593,4 37,2 4135,9 40,9 623,4 5,7
Бюджет и бюджетная система: учебник / под.ред. М.П.Афанасьев, А.А.Беленчук, И.В.Кривогов.-М.:Юрайт, 2009.-с.78.
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений": Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145 ФЗ (ред. на 01.01.2012 г.) ст.165
Нестеренко Т.Г. Бюджетная реформа: альтернативы поступательному движению вперед нет//Финансы, №4,2011,с.3
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145 ФЗ (ред. на 01.01.2012 г.) ст.169 п.3
Файзуллаев Е.Ш. Азизова И.А. Среднесрочное бюджетное планирование,- Ташкент.:Издательство «infoCOM.UZ»,2010,с.12
Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2012-2014 г.г//Финансы№7,2011,с.3
Пронина Л.И.Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов//Бюджет, №1,2011,с.8
Федеральный Закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Клишина М. Шишов В. Реестр расходных обязательств в бюджетном процессе: практика применения и перспектив//Бюджет.-2008.-№6
Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 гг.//Финансы.-2010.-№6
www.roskazna.ru
www.roskazna.ru
Силуанов А.Г. О проблемах обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов РФ//Бюджет,№8,2011, с.12
Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2012-2014 г.г//Финансы, №7,2011,с.3
Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013г. и 2014г.г." от 30 ноября 2011 года №371-ФЗг
Там же
Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013г. и 2014г.г." от 30 ноября 2011 года №371-ФЗг
Распоряжение Правительства РФ 30 июня 2010 года № 1101-р, Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года
Барулин С.В., Кусмарцева В.С. Оценка результативности и эффективности долгосрочных целевых программ//Финансы,№5,2010, с.18
Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов//Финансы,№7,2010,с.10
Официальный сайт Федерального казначейства// www.roskazna.ru
39
2.Федеральный Закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
3.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
4.Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2010г. и на плановый период 2011г. и 2012г.г." от 2 декабря 2009 года №308-ФЗ
5.Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013г. и 2014г.г." от 30 ноября 2011 года №371-ФЗг
6.Распоряжение Правительства РФ 30 июня 2010 года № 1101-р «Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года»
7.Приказ Минфина России от 28.12.2010 г. №190-н «Об утверждении указаний Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ».
8.Бюджет и бюджетная система: учебник / под.ред. М.П.Афанасьев, А.А.Беленчук, И.В.Кривогов.-М.:Юрайт, 2009
9.Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ под.ред В.К.Сенчагов, И.И.Архипов- М.: ТК Велби, 2008г.
10.Барулин С.В., Кусмарцева В.С. Оценка результативности и эффективности долгосрочных целевых программ//Финансы.-2010.-№5.-с.18
11.Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 гг.//Финансы, №6, 2010
12.Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2012-2014 г.г//Финансы, №7, 2011
13.Клишина М. Шишов В. Реестр расходных обязательств в бюджетном процессе: практика применения и перспектив//Бюджет,№6,2008
14.Нестеренко Т.Г. Бюджетная реформа: альтернативы поступательному движению вперед нет//Финансы, №4, 2011
15.Обсуждаются проблемы региональных и местных бюджетов//Финансы, №7, 2010
16.Пронина Л.И.Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов//Бюджет,№1,2012
17.Силуанов А.Г. О проблемах обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов РФ//Бюджет, №8, 2011
18.Файзуллаев Е.Ш. Азизова И.А. Среднесрочное бюджетное планирование,-Ташкент.: Издательство «infoCOM.UZ»,2010
19.www.roskazna.ru
Вопрос-ответ:
Что такое бюджетная классификация?
Бюджетная классификация - это система группировки и кодирования бюджетных расходов с целью их учета и контроля. Она представляет собой стандартизированную структуру, которая помогает организовать информацию о расходах, определить их цели и направления.
Какие подходы существуют к планированию бюджетных расходов?
Существуют следующие подходы к планированию бюджетных расходов: функциональный, программный и целевой. Функциональный подход основан на группировке расходов по функциональным областям государственного управления. Программный подход предполагает планирование расходов в рамках определенных государственных программ. Целевой подход направлен на достижение определенных целей и задач в финансово-бюджетной сфере.
Какие направления расходов федерального бюджета были в 2009-2011 гг.?
В 2009-2011 гг. основные направления расходов федерального бюджета были связаны с социальной сферой, обороной и безопасностью, наукоемкими и инновационными программами, инфраструктурным развитием и поддержкой регионов.
Какие перспективные направления расходов федерального бюджета ожидаются в 2012-2014 гг.?
В 2012-2014 гг. ожидается увеличение расходов на инфраструктурные проекты, развитие малого и среднего предпринимательства, модернизацию экономики, образование и здравоохранение, а также поддержку инновационных программ в стране.
Какие основные направления совершенствования бюджетной политики в области расходов на современном этапе предлагаются?
На современном этапе предлагается программа по повышению эффективности бюджетных расходов, которая включает в себя такие направления, как оптимизация бюджетных программ, укрепление контроля и прозрачности бюджетных расходов, повышение эффективности государственного управления, развитие системы мониторинга и оценки результативности расходов.
Что такое бюджетная классификация?
Бюджетная классификация – это систематизированное разделение бюджетных расходов на группы в соответствии с определенными критериями, такими как целевое назначение, экономический сектор, организации и т.д.
Какие подходы существуют к планированию бюджетных расходов?
Существуют различные подходы к планированию бюджетных расходов, такие как функциональный подход, программно-целевой подход, планово-контрольный подход и др. Каждый подход имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей и задач планирования.
Какие направления расходов были в федеральном бюджете в период 2009-2011 гг.?
В период 2009-2011 гг. основные направления расходов федерального бюджета включали социальные программы, оборону и безопасность, образование, здравоохранение, жилищное строительство и многое другое. Каждое направление имело свою долю в общем объеме расходов.
Какие направления расходов планируются в федеральном бюджете 2012-2014 гг.?
В 2012-2014 гг. планируется увеличение расходов на социальные программы, развитие инфраструктуры, инновационный сектор, образование, культуру и другие приоритетные области. Точные планы и доли расходов будут уточнены в ходе составления бюджета.
Какую программу по повышению эффективности бюджетных расходов предлагается в рамках совершенствования бюджетной политики?
В рамках совершенствования бюджетной политики предлагается программа, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов. Она предусматривает анализ и оптимизацию расходов, внедрение более эффективных методов управления бюджетными средствами и контроля за их использованием.