Шедевры древнеегипетской скульптуры и загадка Сфинкса
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 05.03.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ПЛАСТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, и здесь мы встречаемся с тем же законом соединения и сочетания разных материалов.
Пышное искусство Аменхотепа III завершает собою искусство первой половины XVIII династии и вместе с тем несет уже в себе зародыши искусства Амарны. На рубеже этих двух эпох создается статуэтка царицы Тии. До наших дней дошла только портретная головка царицы — едва ли не лучший памятник малой деревянной пластики этого времени.
Очень выразительна портретная характеристика царицы. У нее большой, с плотными губами рот, тонкий нос с расширенными ноздрями, несколько косо — ближе к переносице — посаженные глаза. Она изображена пожилой женщиной, что подчеркивается двумя глубокими морщинами, идущими диагонально к концам губ. Декоративность достигнута тонкой, глянцевитой полировкой тисового дерева и усилена инкрустациями. Брови инкрустированы кусочками более темного цвета черного дерева. Глазные яблоки выложены белой, а зрачки черной массой. Голову, несомненно, первоначально украшал пышный головной убор, ныне утраченный, на что указывает торчащий штырь. Верхнюю часть лба украшала золотая лента и два урея, кончики которых уцелели и по сие время. Сохранилась и одна дискообразная ушная подвеска из золота с лазуритом. Как полагают, головка царицы была выставлена в статуэтку из другого дерева.
К характеристике малой пластики периода Нового царства следует добавить еще одну, и очень многочисленную, группу памятников—украшенные скульптурой мелкие сосуды для косметики. Памятники эти бывают двух типов. Это, во-первых, статуэтки, где сам сосудик для мазей является как бы своего рода атрибутом, придатком к круглой скульптуре.
Как бы ни были многообразны поиски египетских художников в трактовке формы и в цвете, в композиции и в искании художественного образа, они никогда не забывают красоту силуэта, линию контура.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как можно судить по различным музейным собраниям, большую часть египетских коллекций составляет скульптура, связанная с религиозными культами. Культ животных — обожествление их — существовал у многих народов, но никто из них не достиг такого совершенства в их изображении, как египтяне. Существо, наделенное сверхъестественной силой, носитель божества, требовало божественных почестей и уважения. В изображении животных египтянами нет места ни сентиментальному умилению, ни снисходительной игре. Тысячелетняя близость к природе охотника и пастуха, проявившаяся в резце скульптора или кисти художника, помогла отбросить все случайное и временное, отобрать все главное и характерное. Вот почему египетские статуэтки животных всегда естественны и правдивы, но они боги и образы их величественны и торжественны. Но помимо мастерства скульптора имел значение и материал, из которого создана скульптура.
Самым типичным материалом в монументальной пластике Египта был, конечно, камень. Камень во многом определяет монументальное величие египетского искусства.
С особой силой это ощущаешь, когда стоишь возле сфинкса Хефрена в окружении больших пирамид в Гизе. «Граниты глядят серыми очами, обтесанные в сфинксов»,— говорит Гоголь в своем гениальном отрывке «Жизнь». Разумеется, сам по себе камень много значит в сложении монументального образа, но не им одним определяется стиль этой монументальности. Очень верно об этом говорит В. К. Мальмберг в своей статье о египетской пластике: «Естественно, что материал не может не отразиться как на характере произведений, так и на способе их обработки. Материал как-никак ставит известные границы творчеству художника и тем самым подсказывает формы самих изваяний».
Твердые породы камня: гранит, диорит, базальт—более типичны для монументальной египетской скульптуры, но они определяют собою и целую линию развития пластики.
Кроме разных видов твердых и мягких камней большое место отводилось дереву. В пластике периода Нового царства наблюдалось еще большее увлечение деревом. В период Нового царства египетские цари стремились к расширению своего государства и к подчинению египетской державе стран Передней Азии и Нубии. В Египет ввозилось дерево из Сирии и Ливана, а из Нубии и с Сомалийского побережья (страны Пунт) доставлялось особой драгоценности черное дерево, именовавшееся по-египетски «хебни». Термин этот позднее был заимствован греками и проник в европейские языки под названием эбенового дерева.
Таким образом, можно сделать вывод о разнообразии использованных материалов и форм в древнеегипетской пластике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. - М., 1976.
Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. - М., 1969.
Лурье И. М.: Матье М. Э. Культура и искусство Древнего Египта: Путеводитель по выставке Государственного Эрмитажа. - М. - Л., 1952.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968. С. 5–36.
Матье М.Э. Фараон Аменемхет III // Государственный Эрмитаж. Тезисы докладов на юбилейной научной сессии. Л., 1964. С. 1.
Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2003.
Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968.
Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968.
Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
2
1.Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. - М., 1976.
2.Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. - М., 1969.
3.Лурье И. М.: Матье М. Э. Культура и искусство Древнего Египта: Путеводитель по выставке Государственного Эрмитажа. - М. - Л., 1952.
4.Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968. С. 5–36.
5.Матье М.Э. Фараон Аменемхет III // Государственный Эрмитаж. Тезисы докладов на юбилейной научной сессии. Л., 1964. С. 1.
6.Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
7.Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2003.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет древнеегипетская скульптура?
Особенности древнеегипетской скульптуры включают приверженность идеалам канона, жесткость и формальность изображений, символичность и статичность, а также изображение людей в идеальной форме.
Какое искусство в Египте можно считать шедеврами?
Среди шедевров древнеегипетской скульптуры можно выделить Сфинкс, статуи фараонов, известные такие произведения, как статуя фараона Хеопса и статуэтка царицы Тии.
Какие вопросы остаются без ответа относительно Сфинкса?
Существует множество загадок и тайн, связанных с Сфинксом, такие как его возраст, авторство и предназначение.
Какие материалы использовались в древнеегипетской скульптуре?
Для создания древнеегипетской скульптуры использовались различные материалы, включая камень, бронзу и дерево. Каждый материал имел свои особенности и использовался в зависимости от предпочтений и возможностей художников.
Что является основными чертами искусства Амарны?
Основными чертами искусства Амарны являются реалистичность изображений, сильное влияние природы, упрощенные формы и смягченные контуры, а также большое внимание к деталям.
Какие особенности характеризуют древнеегипетскую скульптуру?
Одной из основных особенностей древнеегипетской скульптуры является строгое иератическое отношение к изображаемым образам. Скульптуры имели символическое значение и служили для подчеркивания важности и мощи правителя. Характерной чертой таких скульптур является строгая симметричность и фронтальность, отсутствие движения и натуральности в изображении. Также важным элементом была идеализация и стилизация фигур, что подчеркивало их божественное происхождение и величие.
Какие материалы использовались для создания древнеегипетской скульптуры?
Для создания древнеегипетской скульптуры использовались различные материалы, такие как гранит, песчаник, известняк и дерево. Каждый материал имел свои особенности и использовался в зависимости от поставленных задач и условий. Например, гранит использовался для создания монументальных и долговечных скульптур, песчаник - для более детализированных изображений, а дерево - для создания более легких и подвижных скульптур.
Каким образом искусство Аменхотепа III завершает искусство первой половины XVIII династии и какие новые черты оно несет?
Искусство Аменхотепа III завершает искусство первой половины XVIII династии своими пышными и красочными произведениями. Оно представляет собой высшую точку развития искусства того времени и несет в себе зародыши искусства Амарны. Характерными чертами искусства Аменхотепа III являются реалистичное и детализированное изображение фигур, гармоничное сочетание различных материалов и великолепное оформление и декорация произведений искусства.
Есть ли до наших дней сохранившиеся произведения древнеегипетской скульптуры?
До наших дней дошло немного сохранившихся произведений древнеегипетской скульптуры. Одним из известных образцов является портретная головка царицы Тии, которая считается одним из лучших памятников древнеегипетской скульптуры. Но в целом, большая часть произведений была утрачена из-за различных исторических событий и природных катастроф.