Англиканская церковь накануне и во время Английской революции середины XVII века
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 14.04.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ
1.1. Влияние Реформации на формирование церковно-государственных отношений в Англии
1.2. Религиозная политика Карла I
2. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РЕВОЛЮЦИОННОЙ АНГЛИИ
2.1. Церковь и политические трансформации
2.2. Религиозный аспект Славной революции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В 1655 г. было восстановлено старое запрещение английским подданным посещать иностранные церкви. Ряд католиков в связи с этим был арестован. В защиту католиков пробовал выступить Мазарини. Кромвель ответил ему, что меры к ослаблению преследований католиков за их религиозные убеждения им предприняты и что он надеется достигнуть большего. В общем положение католиков в период протектората было все же значительно лучше, чем при прежнем правительстве, как это должен был признать и французский посол. Епископальная англиканская церковь выступала на стороне короля. Это была церковь кавалеров, старой знати, политических врагов протектората. Сближение семьи Кромвеля со старой знатью содействовало смягчению его враждебности к англиканскому вероучению. Более благоприятное отношение к англиканской церкви было одним из проявлений внутреннего кризиса протектората, стремления Кромвеля к реставрации монархии
2.2. Религиозный аспект Славной революции
Всё большее число историков интерпретируют Славную революцию как исключительно протестантскую, в которой защита как Церкви Англии, так и веротерпимости к протестантским диссентерам стояла на первом месте в мыслях её участников. При этом и члены официальной церкви, и нонконформисты оказались в авангарде сопротивления английскому королю Якову II, а много мирян рассматривали революцию прежде всего в религиозном значении.
Говоря о юридически оформленных последствиях Славной революции, не стоит забывать о том, что кроме широко известного Билля о правах имелись и другие законы. В сфере религии аналогичным по значимости документом стал Акт о веротерпимости 1689 г. Он являлся кульминацией почти сорокалетней борьбы протестантов неангликанского вероисповедания за легальное право официально практиковать свою религию без наказания. Акт решительно подорвал позиции официальной Церкви Англии, разрушив её статус как единственно законной церкви, при этом сделав то, чего добивался ещё Яков II. Однако это не осложнило связи между церковью и государством и не дало полного политического членства в английском обществе тем, кто остался вне утверждённой конфессии. Хотя вместе они составляли только около 8% всего населения страны, их влияние было непропорционально большим, так как из-за них пришлось отказаться от надежд на религиозную гомогенность королевства. Интересно, что наиболее громкое выражение критики победившей революции можно было услышать именно в религиозном аспекте. В этом контексте достойны упоминания так называемые «неприсягнувшие». В 1689-1690 гг., когда подданным были предложены новые клятвы верности Вильгельму и Марии, около 400 клириков из принципа заявили, что их присяга Якову II, несмотря на его бегство, остаётся всё ещё в силе, и что новая присяга будет считаться противной всем священным установлениям. О влиятельности этой схизмы говорит тот факт, что во главе раскольников стоял сам архиепископ Кентерберийский Вильям Санкрофт, а также ещё семь епископов. Неприсягнувшие сознательно образовали маленькую церковь в церкви, и их деятельность омрачила триумф Вильгельма Оранского.
Взаимовлияние религии и революции проявляется и в династическом вопросе. Хотя протестант Вильгельм Оранский был провозглашён королём, свергнутый Яков и его сын на долгое время стали стабильной угрозой трону, возглавив движение якобитов. При этом в момент бегства Якова якобитская партия состояла в большинстве своём из католиков. Её ядро выросло, когда захваченного Якова возвратили в Лондон. Партия была на самом деле гораздо больше, чем об этом принято говорить. Она обладала заметным влиянием в палате общин и ещё большим в палате лордов, что заметно по голосованиям. Эта партия не была однородной: старая школа якобитской историографии описывает две фракции внутри самого якобитского движения – компаудеров (конституционалисты, которые защищали возможность уступок со стороны Якова чтобы вернуться к власти) и нонкомпаудеры (абсолютисты, выступающие против всякого компромисса). При этом нонкомпаудерами как раз выступали католики. Учитывая, что никто из претендентов не решился на возвращение к протестантской религии, что по мнению многих открыло бы им дорогу на престол на фоне непопулярных иностранцев в лице Вильгельма и ранних представителей Ганноверской династии, религиозный аспект движения якобитов выдвигается на первое место.
В заключении можно отметить и влияние Славной революции на положение самих священнослужителей. В течение многих поколений трон и алтарь стояли в непосредственной близости, как во власти, так и вне её. Но в революцию 1688-89 гг. многие доктрины церкви вошли в стадию жестокой проверки, и духовенство отвечало на это по-разному. Некоторые, вдохновлённые преданностью теологическим принципам, становились неприсягнувшими; другие продолжали придерживаться тех латитудинарских идеалов, которые ослабили их лояльность в переломный период развития страны. Многие стали бескомпромиссными эрастианцами, как того требовали обстоятельства, хотя ранее являлись последователями высокой церкви или защитниками веротерпимости. Другие всё ещё приспосабливали лояльность принципам высокой церкви с рациональностью. Революция заставила их более рельефно обозначить свои религиозные и идейные позиции, а также ещё более сблизиться с государственными проблемами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, категориальной основой и формой выражения идеологии в предреволюционной Англии являлась религия. Решающим фактором в сфере идеологии данного периода была Реформация. Возникшая в ее результате англиканская церковь, оказала глубокое влияние на все сферы идеологии: политическую, философскую, этическую и историческую мысль. И хотя процесс секуляризации во всех этих областях был значительно ускорен, мы все же не можем – вплоть до революции середины XVII в. – анализировать ни одну из них, отвлекаясь от Реформации. Известно, что эта последняя – на английской почве – не была доведена до конца: приняв основы кальвиновской догматики, реформаторы, действовавшие по указке короля, по сути отбросили кальвиновскую организацию церкви – она осталась монархической и епископальной.
Тем не менее английское общество раскололось в плане конфессиональном на две неравные части: преобладающее большинство – англикане, и меньшинство – католики. И хотя католическое меньшинство выступало в английской публицистике того времени в качестве внутриполитического фактора первостепенной важности, тем не менее уже с конца XVI в. линия решающего идеологического деления общества передвинулась в действительности в среду самих англикан. Речь идет о формировании в этой среде идеологии пуританизма, сыгравшей решающую роль в идеологической подготовке революции середины XVII в. И хотя основной социальный конфликт в предреволюционном обществе был представлен в религиозных партиях англикан и пуритан в весьма преобразованном виде, однако уже то обстоятельство, что пуританами в Англии первых Стюартов сплошь и рядом называли всех противников королевского произвола, независимо от их религиозных убеждений, свидетельствует достаточно недвусмысленно, в какой степени в периоды революционных ситуаций укорачивается в сознании цепь опосредований между действительностью и отражением.
Вторая половина XVII в. характеризуется усложнением конфессионального состава английского населения за счет распространения многочисленных диссидентских сект (квакеры, унитарии, баптисты и др.). В это же время в рамках Церкви Англии формируются два направления: Высокая и Низкая церковь. В плане богословского учения Низкая церковь близка кальвинизму. Однако, в отличие от пуритан, представители этого течения признавали власть епископата, принимали англиканский вариант литургии, но настаивали на большей простоте богослужения. Они надеялись изнутри реформировать государственную церковь в соответствии со своими идеалами. Постепенно Низкая церковь втягивает в орбиту своего влияния большую часть английской нации. В то же время традиционное англиканство (Высокая церковь) замыкается в рамках элиты. Таким образом, несмотря на то, что классическое пуританство теряет после Реставрации статус господствующей государственной конфессии, ареал влияния кальвинизма как богословской и этической концепции расширяется в рамках Низкой церкви.
Стоит добавить, что значительная часть острых религиозно-политических дебатов того времени сконцентрировалась на обсуждении следующей проблемы: возможна ли в политически стабильных обществах свобода вероисповедания или религиозные различия подрывают политическое и социальное равновесие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Барг М., Черняк Е. Великие социальные революции XVII-XVIII веков. – М.: Наука, 1989. – 258 с.
Ерохин В. Новые подходы в современной британской историографии к пониманию деятельности лодианской группировки в предреволюционной Англии // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. – 2008. – №1. – С. 14-21.
Кареев Н. Две английские революции XVII века / Гос. публ. ист. б-ка России. – М., 2002. – 164 с.
Козыренко Л. Генезис и эволюция англиканской церкви // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2006. – №1-2. – С. 227-242.
Кондратьев С. Английская революция XVII века. – М.: Академия, 2010. – 190 с.
Креленко Н. "Пуританская" революция и английская общественная мысль XVII-XIX вв.: Ист. миф в контексте полит. борьбы. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. – 110 с.
Смирнова Н. Взаимоотношения светской и духовной власти в понимании английских реформаторов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 39-44.
Хилл К. "Ревизионистские" историки и Английская революция // Вопросы истории. – 1998. – №6. – С. 148-155.
Царегородцев А. О некоторых аспектах эволюции английского протестантизма в XVI – середине XIX века сквозь призму проблемы становления буржуазного этоса // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – №12. – С. 99-108.
Эйлмер Дж.Э. Английская революция середины XVII в: Современные трактовки // Вопросы истории. – 1998. – №6. – С. 142-148.
Козыренко Л. Генезис и эволюция англиканской церкви // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2006. – №1-2. – С. 227.
Креленко Н. "Пуританская" революция и английская общественная мысль XVII-XIX вв.: Ист. миф в контексте полит. борьбы. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. – С. 25.
Креленко Н. "Пуританская" революция и английская общественная мысль XVII-XIX вв.: Ист. миф в контексте полит. борьбы. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. – С. 27.
Смирнова Н. Взаимоотношения светской и духовной власти в понимании английских реформаторов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 39.
Смирнова Н. Взаимоотношения светской и духовной власти в понимании английских реформаторов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 40.
Кареев Н. Две английские революции XVII века / Гос. публ. ист. б-ка России. – М., 2002. – С. 76.
Козыренко Л. Генезис и эволюция англиканской церкви // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2006. – №1-2. – С. 233.
Козыренко Л. Генезис и эволюция англиканской церкви // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2006. – №1-2. – С. 234.
Креленко Н. "Пуританская" революция и английская общественная мысль XVII-XIX вв.: Ист. миф в контексте полит. борьбы. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. – С. 50.
Смирнова Н. Взаимоотношения светской и духовной власти в понимании английских реформаторов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 41.
Ерохин В. Новые подходы в современной британской историографии к пониманию деятельности лодианской группировки в предреволюционной Англии // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. – 2008. – №1. – С. 17.
Там же. – С. 18.
Кареев Н. Две английские революции XVII века / Гос. публ. ист. б-ка России. – М., 2002. – С. 86.
Кондратьев С. Английская революция XVII века. – М.: Академия, 2010. – С. 80.
Хилл К. "Ревизионистские" историки и Английская революция // Вопросы истории. – 1998. – №6. – С. 150.
Эйлмер Дж.Э. Английская революция середины XVII в: Современные трактовки // Вопросы истории. – 1998. – №6. – С. 144.
Креленко Н. "Пуританская" революция и английская общественная мысль XVII-XIX вв.: Ист. миф в контексте полит. борьбы. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. – С. 86.
Кондратьев С. Английская революция XVII века. – М.: Академия, 2010. – С. 103.
Кондратьев С. Английская революция XVII века. – М.: Академия, 2010. – С. 105.
Кареев Н. Две английские революции XVII века / Гос. публ. ист. б-ка России. – М., 2002. – С. 90.
Царегородцев А. О некоторых аспектах эволюции английского протестантизма в XVI – середине XIX века сквозь призму проблемы становления буржуазного этоса // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – №12. – С. 102.
Козыренко Л. Генезис и эволюция англиканской церкви // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2006. – №1-2. – С. 234.
Кареев Н. Две английские революции XVII века / Гос. публ. ист. б-ка России. – М., 2002. – С. 98.
Там же. – С. 100.
26
1.Барг М., Черняк Е. Великие социальные революции XVII-XVIII веков. – М.: Наука, 1989. – 258 с.
2.Ерохин В. Новые подходы в современной британской историографии к пониманию деятельности лодианской группировки в предреволюционной Англии // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. – 2008. – №1. – С. 14-21.
3.Кареев Н. Две английские революции XVII века / Гос. публ. ист. б-ка России. – М., 2002. – 164 с.
4.Козыренко Л. Генезис и эволюция англиканской церкви // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2006. – №1-2. – С. 227-242.
5.Кондратьев С. Английская революция XVII века. – М.: Академия, 2010. – 190 с.
6.Креленко Н. "Пуританская" революция и английская общественная мысль XVII-XIX вв.: Ист. миф в контексте полит. борьбы. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. – 110 с.
7.Смирнова Н. Взаимоотношения светской и духовной власти в понимании английских реформаторов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 39-44.
8.Хилл К. "Ревизионистские" историки и Английская революция // Вопросы истории. – 1998. – №6. – С. 148-155.
9.Царегородцев А. О некоторых аспектах эволюции английского протестантизма в XVI – середине XIX века сквозь призму проблемы становления буржуазного этоса // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – №12. – С. 99-108.
10.Эйлмер Дж.Э. Английская революция середины XVII в: Современные трактовки // Вопросы истории. – 1998. – №6. – С. 142-148.
Вопрос-ответ:
Какое влияние оказала Реформация на формирование церковно-государственных отношений в Англии?
Реформация, которая началась в Англии в XVI веке, привела к разрыву с Римской католической церковью и созданию отдельной англиканской церкви, которая стала государственной церковью. Это означало, что монарх был главой церкви и имел власть в назначении епископов и других духовных должностных лиц. Таким образом, церковно-государственные отношения в Англии были тесно связаны, и церковь исполняла важную роль в поддержании власти монархии.
Какую религиозную политику проводил Карл I в Англии перед Английской революцией?
Карл I был сторонником высокого церковного обряда и старался укрепить власть англиканской церкви. Он проводил политику, которая ограничивала религиозную свободу непопулярных групп, таких как пуритане, и активно преследовал неконформистов. Карл I также вводил новые налоги на церковные священные обряды и назначал высокопоставленные духовные лица, что вызывало недовольство и протесты со стороны оппозиционных групп.
Как церковь влияла на политические трансформации в революционной Англии?
Церковь играла важную роль в политических трансформациях в революционной Англии. Она была разделена на два лагеря: англиканский и пуританский. Англиканская церковь поддерживала короля и старалась сохранить государственный контроль над церковью. Пуританская церковь же выступала за более радикальные изменения и требовала превращения церкви в более демократичную организацию. Борьба между этими двумя лагерями приводила к политическим конфликтам и столкновениям, которые в конечном итоге привели к свержению монархии и установлению республики в Англии.
Какое влияние оказала Реформация на формирование церковно-государственных отношений в Англии?
Реформация в Англии привела к возникновению Англиканской церкви, которая стала национальной церковью и соединением государственной и религиозной власти. Под влиянием Реформации король Генрих VIII отделился от Римской церкви и стал главой новой церкви, что привело к слиянию церковной и государственной власти.
Какая была религиозная политика Карла I?
Карл I стремился укрепить централизованную и абсолютную власть короны, в том числе и в церковных делах. Он проводил религиозную политику, целью которой было установление единой веры в Англии и подчинение Церкви королю. Он внедрил некоторые католические обряды в Англиканскую церковь, что вызвало недовольство протестантской части населения.
Как церковь связана с политическими трансформациями в революционной Англии?
Церковь была тесно связана с политическими трансформациями в революционной Англии. Крупная часть духовных лиц стала поддерживать парламентскую оппозицию и поддерживала крупные перемены в стране. Кроме того, некоторые группы радикальных протестантов критиковали Англиканскую церковь и выступали за ее реформу и разделение церкви и государства.
Какой был религиозный аспект Славной революции?
В религиозном аспекте Славная революция привела к смене государственной церкви в Англии. По прошествии революции был принят Акт о Толерантности, который дал свободу вероисповедания некоторым протестантским группам. Также католикам были предоставлены некоторые права. Однако Англиканская церковь оставалась государственной церковью и главенствующей верой в Англии.
Какое влияние оказала Реформация на формирование церковно-государственных отношений в Англии?
Реформация в Англии привела к разрыву с Римской католической церковью и возникновению Англиканской церкви. Это также повлекло за собой изменения в церковно-государственных отношениях, так как английские монархи стали главами церкви и контролировали ее деятельность.
Какую религиозную политику проводил Карл I?
Карл I был сторонником высокого эпископализма и стремился к установлению тоталитарной теократии в Англии. Он преследовал протестантов-пуритан, что вызывало недовольство значительной части населения и являлось одной из причин Английской революции.
Как церковь была задействована в политических трансформациях во время Английской революции?
Церковь во время Английской революции была вовлечена в политические события. Пуритане и другие антироялистские силы искали поддержку у диссидентской части англиканской церкви и формировали свои собственные религиозные общины. В результате церковь стала разделена на несколько лагерей, которые выражали различные политические и религиозные взгляды.
Какое религиозное значение имела Славная революция в Англии?
Славная революция привела к смене монархии и приходу к власти короля Нидерландов Вильгельма III Оранского и его супруги Марии II. Революция была также связана с конфликтом между протестантами и католиками. Поддерживая протестантскую власть, Славная революция укрепила протестантское господство и обеспечила религиозную стабильность в Англии.
Какие ограничения были налагаемы на английских подданных в отношении посещения иностранных церквей во время церковно-государственных перемен в Англии?
В 1655 году было восстановлено запрещение английским подданным посещать иностранные церкви. Это ограничение коснулось прежде всего католиков, которые часто находили убежище и поддержку в зарубежных странах. Таким образом, они были лишены возможности свободно исповедовать свою религию.