Правовой статус космонавтов и космических объектов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Международное право
  • 21 21 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 21.01.2013
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение
1. Международно-правовой режим космического пространства
2. Правовое положение космонавтов
3. Правовой режим космических объектов
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Если в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлится на территории, находящейся под юрисдикцией Договаривающейся Стороны, или будет обнаружен в открытом море или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, он должен быть в безопасности и незамедлительно возвращен представителям властей, осуществивших запуск (статья 4 Соглашения).
Правовой режим космического пространства и небесных тел установлен нормами международного космического права, сформулированными в следующих источниках:
- в универсальном Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), в котором участвуют более 220 государств;
- в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах, 1979 г. (далее - Соглашение о Луне).
В настоящее время появились частные фирмы, организовавшие бизнес по продаже участков лунной поверхности с выдачей соответствующих сертификатов. Такая деятельность не является правомерной. П. 3 ст. 11 Соглашения о Луне прямо указывает, что: поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр, или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения, или любого физического лица.
Приведенное положение могло бы стать искомым ответом на наш вопрос, однако проблема состоит в том, что ни Россия, ни США не участвуют в Соглашении о Луне. На 1 января 2006 года Соглашение о Луне ратифицировали всего лишь 12 государств, а подписали без ратификации - еще четыре.
К сожалению, Договор по космосу 1967 г. не содержит подобной формулировки, прямо и дословно запрещающей приобретать поверхность Луны в собственность. В ст. II указывается только лишь следующее: "Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами".
Вспомним, что для возникновения субъективного права собственности необходимы две предпосылки: наличие соответствующих норм гражданского права, т.е. института права собственности; наличие определенного юридического факта (создание вещи, договор купли-продажи, принятие наследства и др.). По этой причине не бывает вещных прав "вообще", существующих самих по себе, вне связи с каким-либо государством и его правопорядком. Можно говорить о российском (французском, британском и др.) субъективном праве собственности. Причем в каждом случае оно будет иметь свое вполне конкретное содержание (правомочия), свои основания возникновения и прекращения и т.д. Это вытекает из принципа территориального действия законодательства каждого государства.
Всякое субъективное право собственности опирается на законодательство определенного государства, а значит, и на его суверенитет. Следовательно, в принципе невозможно стать собственником участка Луны, если отсутствует государство, распространившее свой суверенитет на данную территорию, - в этом случае на данной территории отсутствует гражданское законодательство, на основании которого можно приобрести право собственности. Физическое же или юридическое лицо, не будучи сувереном, создать само для себя законодательство не в состоянии.
Другими словами, запрет осуществлять международно-правовое присвоение Луны (в форме объявления суверенитета) автоматически означает невозможность присвоения Луны на более низком уровне - в форме приобретения права собственности на ее участки.
Решение вопроса об отнесении/неотнесении небесных тел, включая Луну, к объектам гражданских прав находится вне компетенции национального законодателя (российского, немецкого, американского и пр.). Закрепление в национальном гражданском законодательстве Луны или ее участков в качестве объектов гражданских прав будет международно-противоправным деянием такого государства. По этой причине ни российский ГК, ни законодательство любой другой страны, включая США, никого не может сделать собственником лунной (марсианской etc.) недвижимости.
Заключение
Свою деятельность в космическом пространстве человечество начало в 20-м веке. Поэтому и появилась необходимость в нормативном регулировании данного вида деятельности. Такая необходимость возникла изначально только у тех государств, которые осваивали космическое пространство: СССР и США. Все нормативное регламентирование сводилось к нескольким международным договорам между СССР и США.
Уже к концу 20-го века космическое пространство стали осваивать и ряд других развитых или развивающихся стран мира. В настоящее время свои космические программы есть у Китая, Индии, развитых стран западной Европы, Бразилии и др. Поэтому к концу 20-го века появилась острая необходимость в выработке общих и единых правил деятельности человечества (всех стран мира) в области космоса. Такая потребность продиктована тем, что космос можно использовать в различных целях.
Ведущие страны мира так и не определили возможные пределы военного использования космического пространства, многие сейчас говорят о недопущении вооружения космоса и предотвращении возможности ведения в будущем "звездных" войн. Каждая страна, принимающая активное участие в освоении космического пространства устанавливает свое национальное законодательство, которым и регулируется космическая деятельность. Исследование и освоение космического пространства для нашей страны являются одной из приоритетных задач. Россия выступает не за единоличное и исключительное освоение космоса, но за его совместное освоение с другими странами на равных партнерских условиях. Наша страна не только первая в мире запустила своего космонавта в космос, но и первая стала оказывать услуги по космическому туризму, и в настоящее время мы имеем исключительную возможность по наращиванию своих космических технологий. Именно от освоения космоса зависит в будущем наше место в мире.
Библиография
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. Принята 12.11.1974 Резолюцией 3235 (XXIX) на 2280-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 368 - 371.
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Принята 05.12.1979 Резолюцией 34/68 на 89-ом пленарном заседании 34-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996.
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Подписан в г. г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967. Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1967 г. N 44. Ст. 588.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
Закон РФ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности". Российская газета, N 186, 06.10.1993.
Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010.
Гетьман-Павлова И. В. Международное право. Конспект лекций. М.: Юрайт, 2013.
Колосов Ю. М., Штодина И. Ю. Некоторые тенденции развития международного космического права. М.: МГИМО (У) МИД России, 2006.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009.
Международное публичное право / Под ред. Камиля Бекяшева. М.: Проспект, 2013.
Международное частное право: учебник: в 2 т. / А.И. Абдуллин, Н.М. Артемьева, Д.В. Афанасьев и др.; под ред. С.Н. Лебедева, Е.В. Кабатовой. М.: Статут, 2011.
Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010.

Международное частное право: учебник: в 2 т. / А.И. Абдуллин, Н.М. Артемьева, Д.В. Афанасьев и др.; под ред. С.Н. Лебедева, Е.В. Кабатовой. М.: Статут, 2011. С. 82.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 84.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 89.
Международное частное право: учебник: в 2 т. / А.И. Абдуллин, Н.М. Артемьева, Д.В. Афанасьев и др.; под ред. С.Н. Лебедева, Е.В. Кабатовой. М.: Статут, 2011. С. 109.
Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010. С. 208.
Колосов Ю. М., Штодина И. Ю. Некоторые тенденции развития международного космического права. М.: МГИМО (У) МИД России, 2006. С. 47.
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. Принята 12.11.1974 Резолюцией 3235 (XXIX) на 2280-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 368 - 371.
Закон РФ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности". Российская газета, N 186, 06.10.1993.
Гетьман-Павлова И. В. Международное право. Конспект лекций. М.: Юрайт, 2013. С. 72.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 98.
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Принята 05.12.1979 Резолюцией 34/68 на 89-ом пленарном заседании 34-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996.
Международное публичное право / Под ред. Камиля Бекяшева. М.: Проспект, 2013. С. 184.
Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010. С. 71.












2

Библиография
1.Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. Принята 12.11.1974 Резолюцией 3235 (XXIX) на 2280-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 368 - 371.
2.Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Принята 05.12.1979 Резолюцией 34/68 на 89-ом пленарном заседании 34-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996.
3.Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Подписан в г. г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967. Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1967 г. N 44. Ст. 588.
4.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
5.Закон РФ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности". Российская газета, N 186, 06.10.1993.
6.Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010.
7.Гетьман-Павлова И. В. Международное право. Конспект лекций. М.: Юрайт, 2013.
8.Колосов Ю. М., Штодина И. Ю. Некоторые тенденции развития международного космического права. М.: МГИМО (У) МИД России, 2006.
9.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009.
10.Международное публичное право / Под ред. Камиля Бекяшева. М.: Проспект, 2013.
11.Международное частное право: учебник: в 2 т. / А.И. Абдуллин, Н.М. Артемьева, Д.В. Афанасьев и др.; под ред. С.Н. Лебедева, Е.В. Кабатовой. М.: Статут, 2011.
12.Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010.

Вопрос-ответ:

Какой международно-правовой режим существует для космического пространства?

Международное пространственное право устанавливает основные принципы и нормы, регулирующие деятельность государств и космических объектов в космосе. Основой этого правового режима является Договор о космическом пространстве, который был подписан в 1967 году и вступил в силу в 1969 году.

Какое правовое положение имеют космонавты?

Космонавты, как представители государства, которое отправляет их в космос, имеют особый статус в соответствии с международным правом. Они пользуются определенными привилегиями и иммунитетами, которые защищают их права и интересы.

Каков правовой режим для космических объектов?

Космические объекты имеют особый правовой статус в соответствии с международным правом. Все государства обязаны уважать неприкосновенность и частную собственность таких объектов и недопускать их неправомерного доступа или использования.

Что происходит, если космонавты приземляются на территории другого государства?

Если в результате аварии или других обстоятельств космический корабль приземляется на территории другого государства, это государство обязано уважать неприкосновенность экипажа и обеспечить его безопасность. Космонавты пользуются дипломатическом иммунитетом и имеют право на возвращение в свою страну.

Каким образом определяется юрисдикция над космическими объектами?

Космические объекты не подчиняются непосредственной юрисдикции какого-либо государства, если они находятся в космическом пространстве или на международной орбите. Однако, если такой объект приземляется на территорию какого-либо государства, это государство получает временную юрисдикцию над ним и обязано соблюдать его неприкосновенность.

Какой международно-правовой режим устанавливается для космического пространства?

Для космического пространства устанавливается режим свободного использования и исследования, который не предоставляет государствам права на собственность или юрисдикцию над космическим пространством.

Какое правовое положение имеют космонавты?

Космонавты обладают особым правовым статусом. Они пользуются привилегиями и иммунитетами, а также имеют право на национальную защиту и восстановление своих прав и интересов в случае нарушения.

Какой правовой режим устанавливается для космических объектов?

Для космических объектов устанавливается режим исключительно мирного использования. Государства могут осуществлять юрисдикцию и контроль только на территории своего суверенитета, но не в космическом пространстве или на других планетах.

Какого юридического статуса приобретает экипаж космического корабля в случае аварии или непреднамеренной посадки на территории государства?

В случае аварии, бедствия или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приобретает юридический статус лиц, находящихся под юрисдикцией государства, на территории которого произошла посадка. Они подлежат защите и помощи со стороны этого государства.

Что происходит, если экипаж космического корабля приземлился на территории без юрисдикции какого-либо государства?

Если экипаж приземлился на территории, не подпадающей под юрисдикцию какого-либо государства, то заблудшие космонавты получают относительную независимость и имеют право на восстановление и дальнейшую эвакуацию.

Какой международно-правовой режим установлен для космического пространства?

Международно-правовой режим космического пространства установлен Космическим Договором 1967 года, который регулирует мирное использование космического пространства, запрещает размещение ядерного оружия и устанавливает принципы ответственности государств за деятельность своих космических объектов.