Любая в рамках данного предмета

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 29 29 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 28.01.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретико-методологическая основа нарушенного развития индивидов
1.1. Психофизиологические причины школьной неуспеваемости
1.2. Характеристика подростков с нарушенным развитием
Глава 2. Исследование особенностей Я-концепции подростков с общим психическим недоразвитием
2.1. Цели, задачи, гипотеза и методы исследования
2.2. Результаты и оценка результатов исследования
2.3. Тренинги «Веревочного курса» для подростков с общим психическим недоразвитием
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В веревочном курсе нет места соревнованию. Каждая группа выполняет задания отдельно, выбор определенных упражнений обусловлен ситуацией в группе, настроем и потребностями участников. За день веревочного курса группа может выполнить десять упражнений, а может и два, от этого ее опыт командного взаимодействия не будет скуднее [15. С. 121].
В основе психокорреционной программы - групповая работа. Групповая работа включала в себя тренинговые занятия, которые проводились во внеучебное время 1 раз в три недели по восемь часов на протяжении учебного года.
Периодичность проведения занятий может быть различной: разовой, занятия проводятся ежедневно в течение конкретного промежутка времени (несколько дней, неделя, десять дней и т.д.), ежемесячные целенаправленные занятия. При этом от занятия к занятию нарастает как сложность технических приёмов, используемых в тренинге (изменяется высота выполнения упражнений, усложняются элементы, добавляются сбивающие факторы), так и направленность упражнений в целом.
Методические принципы тренинговых занятий восходят к гуманистической психологической практике, основой для которой послужила гештальттерапия. Такой подход позволяет человеку не уходить в теоретические абстракции разговоров о жизни, своем жизненном опыте, а больше пребывать в реальном времени, т. е. «быть- здесь- и сейчас», осознавать и присваивать те эмоциональные переживания, телесные ощущения, которые он испытывает. Важным принципом в работе с подростками был принцип полного, ясного, искреннего сообщения о своих чувствах в словесной форме - «Я-сообщение». Необходимыми элементами групповой работы были обмен впечатлениями и обсуждение [16, с. 105].
Групповая работа с подростками была направлена на решение следующих задач:
повышение ценности собственного эмоционального мира,
повышение эмоциональной компетентности, способности осознавать, выражать собственные эмоциональные проявления,
улучшение качества общения у разных групп испытуемых,
снижение уровня напряженности психологических защит, связанных с проблемами эмоционального самовыражения,
повышение уровня удовлетворенности жизнью, связанного с развитием умения свободно и гармонично выражать свои эмоции,
развитие способности принимать себя и других разными.
На начальных этапах занятий целевая установка связана с формированием коллективного сознания, т.е. выполняются групповые задания, упражнения, в которых главным является взаимодействие всех членов команды вне зависимости от возраста, пола и подготовленности. В то же время на более высоких ступенях работа ориентирована на задания, в основе которых - проявление индивидуального самосознания и самовыражения, однако, и здесь значительна роль команды (например - элементы страховки при выполнении сложных технических заданий).
В практике работы с подростками с общим психическим недоразвитием, как правило, тренинги проводятся в двух направлениях:
- занятия с группой (группами) подростков;
- занятия с подростками с общим психическим недоразвитием, составе семьи.
Традиционное проведения занятий ВК предполагает включение упражнений (заданий) как «низкого» курса (командные задания, различающиеся по степени сложности и выполняемые на земле), так и «высотного» курса (выполняются на высоте до 2-10 м с использованием специального альпинистского страховочного снаряжения).
На наш взгляд все упражнения и задания, используемые в занятиях с подростками с общим психическим недоразвитием, целесообразно разделить на три ступени, проводимые поочерёдно: подготовительная, командная, индивидуальная. Сложность заданий может варьироваться в зависимости от возраста, степени подготовленности участников, наличия специфического оборудования и квалификации педагогов, проводящих данный тренинг (квалификация не общая профессионально-педагогическая, а учитывающая наличие специальных умений и навыков, предполагающих, прежде всего, обеспечение безопасности подростков). При этом упражнения из так называемого «высотного курса» применять в практике работы с подростками с общим психическим недоразвитием целесообразно лишь в отдельных случаях. Во время проведения Веревочного Курса могут возникнуть ситуации, когда кто-то из ребят не желает работать вместе со всеми (хотя такое бывает крайне редко). Одна группа легко выполняет упражнения, другая - продвигается по тем же заданиям с огромным трудом. Во время упражнений, к сожалению, неизбежны микротравмы, ребята могут порвать одежду или обувь, будьте к этому готовы и подготовьте подростков.
Особенный интерес для подростков представляют тренинги, имеющие сюжетную направленность, такие как: «В поисках священного тотема», «Сокровища капитана Немо», «По следам бременских музыкантов», «Капризная принцесса», «Пираты Карибского моря», «В поисках сокровищ» [20, с. 114].
Оптимальное время проведения тренинга 2-4 часа. Если группа успешно преодолевает все препятствия за меньшее время, можно или закончить занятие раньше, или включить в программу дополнительные упражнения. Нередко группа может «зависнуть» на длительное время при выполнении какого-либо упражнения. Данная ситуация предполагает благоприятную почву для сбора интересного материала и его обсуждения совместно с педагогом-психологом в отношении установок и норм сотрудничества, мешающих эффективному взаимодействию в группе. Именно в таких случаях хорошо проявляются сильные и слабые стороны группы и каждого участника в отдельности. Обсуждение проводится не только в случае неудачи, но и после серьёзных испытаний. Цель обсуждения - проанализировать чувственный опыт, исследовать групповые роли участников, закрепить ресурсы группы, способствующие преодолению препятствий, исследовать самооценку группы.
В ходе целенаправленной работы с систематическим применением программ верёвочного курса у подростков с общим психическим недоразвитием формируются положительные черты и свойства характера: самостоятельность, смелость, решительность и сглаживаются негативные черты: вспыльчивость, неуверенность, неадекватное поведение и многие другие.
К прогнозируемым результатам работы относится то, что у всех воспитанников должна повыситься личностная самооценка, как правило, за счет того, что они успешно усваивают материал, справляются с заданиями, получают удовлетворение, одобрение сверстников и педагогов, а это самое важное для подростков с общим психическим недоразвитием.

Заключение

Цель работы заключалась в выявлении возрастных особенностей Я - концепции младших подростков с общим психическим недоразвитием в сравнении с особенностями Я-концепции старших подростков с общим психическим недоразвитием, воспитывающихся в семье.
Для решения данной цели нами поставлены следующие задачи:
- выявить психофизиологические причины школьной неуспеваемости;
- охарактеризовать подростков с нарушениями развития;
- определить особенности Я – концепции подростков с общим психическим недоразвитием;
- сравнить возрастные особенности Я - концепции младших подростков с общим психическим недоразвитием в сравнении с особенностями Я-концепции старших подростков с общим психическим недоразвитием, воспитывающихся в семье;
- предложить программу психолого-педагогического сопровождения подростков с общим психическим недоразвитием.
Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что причины школьной неуспеваемости учащихся находятся в области наследственных заболеваний, нарушений в строении и числе хромосом, патогенных факторов и т. п. Феномен школьной неуспеваемости специалисты связывают с задержкой психического развития, которое является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это обусловлено несложными и осложненным недоразвитием познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы и т. д.
Таким образом, нарушения затрагивают структуры, механизмы центральной нервной системы, головного мозга в частности.
Характеристика подростков с нарушениями развития сводится к проявлению замедленных и неравномерных этапов в созревании высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы подростков.
Особенности Я – концепции подростков с общим психическим недоразвитием следующие:
- возрастные изменения соотношения объективных и субъективных аспектов образа Я показывают общую тенденцию расширения представлений о себе от младшего к старшему подростковому возрасту;
- снижается представленность объективных категорий в пользу субъективных оценок себя, то есть подростки 15- 16 лет в большей степени способны оценить себя через оценки других, высказаться о собственных предпочтениях и желаниях;
- количество физических и личностных самохарактеристик растет, а социальных уменьшается;
- с возрастом качественно меняется система значений, образующих индивидуальное самосознание субъекта;
- подростки с общим психическим недоразвитием 15-16 лет не только осознают свои черты характера, но и выражают свое отношение к ним;
- развитие Я-концепции у младших подростков с общим психическим недоразвитием идет медленнее, чем у старших подростков с общим психическим недоразвитием, воспитывающихся в семье;
- соотношение представлений подростка о себе с представлениями о нем других людей с возрастом становятся более адекватными
В ходе исследования мы предположили, что при целенаправленном формировании положительных черт и свойств характера у подростков с общим психическим недоразвитием можно существенно повысить уровень самооценки, что положительно скажется на Я - концепции младших и старших подростков с общим психическим недоразвитием. Для нивелирования нарушений в развитии у подростков нами предложена программа психолого-педагогического сопровождения.
В процессе работы психолога с подростками с общим психическим недоразвитием возможно создание таких условий, которые способствуют преодолению комплекса неполноценности и тем самым обеспечивают возможность более эффективного развития личности подростков. В целом, школьная неуспеваемость подростков связана с комплексным нарушением в развитии, и способы ее преодоления должны быть направлены не на изменение только особенностей когнитивной или эмоциональной сферы, но личности в целом, поэтому деятельность психолога органично связана с основными функциями педагогов образовательного учреждения.



















Список литературы

Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры. - Интернет-журнал «Ломоносов» (изд-во МГУ).
Басилова Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. - М: Просвещение, 2008.
Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание. - М., 1986.
Брушулинский А.В. Психология субъекта. – СПб.: Речь, 2004
Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1.--М.: Школьная Пресса, 2005.
Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. - М., 2004.
Кон И.С. Открытие «Я». - М: Политиздат, 1978. - С. 23-38.
Крутский А.Н. Психодидактика среднего образования: Монография. - Барнаул: БГПУ, 2008.
Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. - СПб, 2005.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб: Речь, 2006.
Менчинская Н.А.. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М., 1989.
Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения (психологический аспект): Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2006.
Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Монография. - СПб: Питер, 2007.
Психологические тесты. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников. – М.- Обнинск: СОЦИН, 2007
Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования. - М.: ПЕР СЭ, 2005.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М, 1989.
Рубцов В.В. Школа и стрессы: современное состояние проблемы // Вестник практической психологии образования, 2007, № 1 (10). – С. 20.
Сырцев А.В. Психологические характеристики личности и особенности поведения детей и подростков группы риска // мир детства, 2002, № 2. – С. 12-17.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. Эмоциональные расстройства и современная культура //Вопросы психологии, №2, 1999.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М.: Академия, 1998.
Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.























2

Список литературы

1.Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры. - Интернет-журнал «Ломоносов» (изд-во МГУ).
2.Басилова Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. - М: Просвещение, 2008.
3.Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание. - М., 1986.
4.Брушулинский А.В. Психология субъекта. – СПб.: Речь, 2004
5.Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1.--М.: Школьная Пресса, 2005.
6.Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. - М., 2004.
7.Кон И.С. Открытие «Я». - М: Политиздат, 1978. - С. 23-38.
8.Крутский А.Н. Психодидактика среднего образования: Монография. - Барнаул: БГПУ, 2008.
9.Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. - СПб, 2005.
10.Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб: Речь, 2006.
11.Менчинская Н.А.. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М., 1989.
12.Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные пра¬вонарушения (психологический аспект): Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2006.
13.Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Монография. - СПб: Питер, 2007.
14.Психологические тесты. – М.: ВЛАДОС, 2006.
15.Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников. – М.- Обнинск: СОЦИН, 2007
16.Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования. - М.: ПЕР СЭ, 2005.
17.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М, 1989.
18.Рубцов В.В. Школа и стрессы: современное состояние проблемы // Вестник практической психологии образования, 2007, № 1 (10). – С. 20.
19.Сырцев А.В. Психологические характеристики личности и особенности поведения детей и подростков группы риска // мир детства, 2002, № 2. – С. 12-17.
20.Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. Эмоциональные расстройства и современная культура //Вопросы психологии, №2, 1999.
21.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М.: Академия, 1998.
22.Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002
23.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

Вопрос-ответ:

Какие есть психофизиологические причины школьной неуспеваемости?

Психофизиологические причины школьной неуспеваемости могут быть разными, включая замедленное развитие памяти и внимания, низкую мотивацию к учебе, эмоциональные и поведенческие проблемы и другие факторы, связанные с физиологическими особенностями ученика.

Как можно охарактеризовать подростков с нарушенным развитием?

Подростки с нарушенным развитием могут обладать низким интеллектуальным уровнем, дефицитом социальных навыков, трудностями в общении и адаптации, а также иметь повышенную эмоциональную и поведенческую неустойчивость.

Какие цели, задачи, гипотезы и методы исследования были установлены?

Целью исследования было изучение особенностей Я-концепции подростков с общим психическим недоразвитием. Задачи включали анализирование уровня развития Я-концепции у подростков с недоразвитием, выявление связи между Я-концепцией и уровнем школьной неуспеваемости, а также оценку эффективности тренингов «Веревочного курса» для подростков с недоразвитием. Гипотезой исследования было предположение о том, что уровень развития Я-концепции будет связан с уровнем школьной неуспеваемости у подростков с недоразвитием. Методы исследования включали анкетирование, наблюдение и анализ статистических данных.

Каковы были результаты исследования и как они были оценены?

В результате исследования было выявлено, что уровень развития Я-концепции у подростков с общим психическим недоразвитием был значительно ниже, чем у их здоровых сверстников. Была выявлена связь между уровнем Я-концепции и уровнем школьной неуспеваемости у подростков с недоразвитием. Тренинги «Веревочного курса» оказались эффективными в развитии Я-концепции и улучшении школьной успеваемости у подростков с недоразвитием. Результаты были оценены как положительные и показали значимость тренингов в работе с подростками с недоразвитием.

Какие причины могут быть у школьной неуспеваемости?

Причины школьной неуспеваемости могут быть разные. В данной статье рассматриваются психофизиологические причины, такие как нарушения в работе мозга, утомляемость, нарушения внимания и памяти и др.

Какие особенности характерны для подростков с нарушенным развитием?

Подростки с нарушенным развитием могут иметь различные особенности, связанные с психическим недоразвитием. Это включает задержку психического развития, проблемы в общении, нарушения восприятия, эмоциональные и поведенческие проблемы.

Какие цели и задачи ставились перед исследованием особенностей Я-концепции подростков с общим психическим недоразвитием?

Целью исследования было выяснить особенности формирования Я-концепции у подростков с общим психическим недоразвитием. Задачи включали изучение самооценки, уровня коммуникативных навыков и особенностей представления о себе у подростков.

Какие результаты были получены в ходе исследования особенностей Я-концепции?

В результате исследования было выяснено, что подростки с общим психическим недоразвитием имеют низкий уровень самооценки, испытывают трудности в общении и имеют искаженное представление о себе. Однако, тренинг "Веревочного курса" помогает улучшить эти показатели и развить навыки коммуникации.

Что такое тренинг "Веревочного курса" и как он помогает подросткам с психическим недоразвитием?

Тренинг "Веревочного курса" - это практическое занятие, в котором подростки с психическим недоразвитием проходят различные испытания на преодоление трудностей. Этот тренинг помогает развить навыки коммуникации, повысить самооценку и развить уверенность в себе у подростков.

Какие причины школьной неуспеваемости у подростков с нарушенным развитием?

Причины школьной неуспеваемости у подростков с нарушенным развитием могут быть различные. В основе проблемы часто лежат психофизиологические причины, которые мешают эффективному обучению. Такие подростки могут испытывать трудности с концентрацией внимания, памятью и мышлением. Они также могут иметь проблемы с организацией своего времени и управлением задачами. Все это может приводить к низким результатам в учебе.

Какие особенности имеют подростки с нарушенным развитием?

Подростки с нарушенным развитием обычно имеют некоторые особенности, связанные с их психическим и физическим состоянием. Они могут иметь задержку в развитии речи и двигательных навыков, а также проблемы с социальной адаптацией. У них часто наблюдаются трудности с коммуникацией и взаимодействием со сверстниками. Они могут проявлять повышенную тревожность и иметь низкую самооценку. Также у них может быть ограниченный круг интересов и дефицит социальных навыков.

Какие цели и задачи ставились в исследовании особенностей Я-концепции подростков с общим психическим недоразвитием?

Целью исследования было изучить особенности Я-концепции подростков с общим психическим недоразвитием. Задачи исследования включали определение уровня самооценки, самооценочных стереотипов и представлений о себе у этих подростков. Также исследование ставило перед собой задачу выявления существующих связей между особенностями Я-концепции и уровнем нарушения развития у подростков.