четыре модели рынка и их особенности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 19 19 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 14.05.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Причины существования рынков несовершенной конкуренции
2. Модель рынка монополии
3. Модель рынка олигополии
4. Модель рынка монополистической конкуренции
5. Модель рынка совершенной конкуренции
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В результате некоторые потребители готовы уплатить большую цену за шоколад «Сникерс» или зубную пасту «Колгейт», при этом считая, что данные продукты немного лучше, чем их так называемые «собратья».Монополистическая конкуренция – это скорее сочетание совершенной конкуренции и монополии. Поскольку производителей очень много, каждый оказывает ничтожное влияние на общие условия реализации данной группы товаров. Поэтому в отличие от олигополии каждый производитель может не принимать во внимание ответную реакцию своих конкурентов на то или иное свое действие. Этой реакции, видимо, не будет, так как воздействие данного производителя на всех остальных крайне незначительно [13, с.71]. Модель монополистической конкуренции предполагает, что отсутствуют ограничения на переход производителей из других сфер деятельности в данную и наоборот. Это означает, что в состоянии рыночного равновесия в длительном периоде производители должны получать нулевую «экономическую» прибыль. Если бы прибыль была положительной, то это привело бы к переходу производителей из других отраслей в данную отрасль, к увеличению предложения данной группы взаимозаменяемых товаров, к понижению цен и к исчезновению прибыли [15, с.257]. Рынок монополистической конкуренции характеризуется следующими основными чертами:1. На рынке функционирует множество небольших предприятий. Их количество таково, что при формировании своей стратегии, то есть при установлении или изменении своих цен и объемов производства, предприятие может не учитывать поведение отдельного своего конкурента.2. Предприятия имеют незначительную долю отраслевого рынка какого-либо продукта. Поэтому изменение поведения отдельного предприятия практически не оказывает влияние на рынок в целом.3. Предприятия имеют ограниченный контроль над ценой своего продукта. У каждого товара есть множество заменителей. Поэтому спрос на него неэластичен только в небольших пределах изменения цены. Выход за эти пределы ведет к переориентации потребителей на другой продукт.4. Основная форма конкуренции в условиях монополистической конкуренции - неценовая, осуществляемая посредством дифференциации продукции.Можно отметить, что различия между монополистической и совершенной конкуренцией достаточно значимы. Для монополистической конкуренции не нужно присутствия сотен или тысяч предприятий, достаточно сравнительно небольшого их количества, к примеру, 25, 25, 60 либо 70.Из данного количества предприятий на рынке вытекает некоторое количество важнейших признаков монополистической конкуренции. Во-первых, у каждого предприятия есть относительно небольшая доля всего рынка, в связи с этим оно имеет достаточно ограниченный контроль над ценой рынка. Помимо этого, присутствие достаточно большого количества предприятий к тому же является гарантией, что тайный сговор, согласованные действия предприятий для ограничения объема выпуска продукции и искусственного завышения цен, практически невозможны. И, наконец, при большом количестве предприятий в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждым предприятием устанавливается собственная политика, не учитывая при этом возможной реакции со стороны конкурирующих с ним предприятий. В конце концов, рост продаж на 10-15%, который предприятие Х может производить посредством снижения цены, распространится достаточно слабым образом на его 20, 40 или 60 конкурентов, что воздействие на их продажи будет почти не заметно. Реакцию конкурентов можно не принимать во внимание, потому что воздействие действий одного предприятия на каждого из его многочисленных соперников настолько малой степени, что у данных конкурентов не будет присутствовать причина реагирования на действия предприятия.5. Модель рынка совершенной конкуренции Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей [2, с.185].Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично у кого из продавцов его покупать. Поэтому на таком рынке нет оснований для ценовой конкуренции.Условия возникновения:-          свободный доступ всех производителей к производственным ресурсам по одинаковым ценам. Ресурсы понимаются в широком смысле, т.е. не только материальные, но и рабочая сила, капитал, технологии, информация, другие интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы.-          Положительный эффект масштаба достигается при объемах производства значительно меньших, чем имеющийся рыночный спрос. Этим предопределяется экономическая целесообразность действия в отрасли множества мелких производителей.-          Цены на продукцию не зависят от объемов производства и ценовой политики отдельного производителя. В ценообразовании фирмы, действующие в отрасли, выступают в роли «Price-Taker», поскольку цена определяется рынком (цена рыночного равновесия). ЗаключениеБольшое количество случаев несовершенной конкуренции может быть объяснено двумя важнейшими причинами. Во-первых, существует тенденция к снижению числа продавцов в тех отраслях, для которых характерными являются значительные экономии от масштаба и снижаются издержки. В данных условиях крупным субъектам экономики производство будет обходиться намного дешевле, и они могут реализовать собственную продукцию по более низкой цене, чем более мелкие производители, что ведет к «вытеснению» последних из данной отрасли. Во-вторых, у рынков имеется тенденция к несовершенной конкуренции, когда присутствуют трудности для вступления новых конкурентов в данную отрасль. Так называемые «барьеры входа» в отрасль могут появлятьсяпо причине государственного регулирования экономики, которое ограничивает количество предприятий. В иных случаях может быть просто достаточно дорогим для новых конкурентов «прорыв» в данную отрасль. Различают три основных модели несовершенной конкуренции:- монополия – представляет собой исключительное право производства, которое принадлежит одному лицу;- олигополия – представляет собой понятие, которое характеризует немногочисленность участников на рынке товаров и услуг;- монополистическая конкуренция – представляет собой относительно большое число производителей, которые предлагают похожую, но не идентичную с покупательской точки зрения продукцию.Модель рынка совершенной конкуренции характеризуется множеством относительно мелких, независимых производителей (продавцов), которые предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей. Список литературы1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 4-е изд. – М.: Высшее образование, 2008. – 391с.2. Бункина М.К. Национальная экономика. Учебное пособие. – М.: Дело, 2010. – 272 с.3. Гукасьян Г.М. Экономика от «А» до «Я». – М.: ИНФРА-М, 2010. – 480с.4. Ефимова Е.Г. Экономика. – М.: МГИУ, 2008. – 368с.5. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. – М.: АСТ, 2010. – 544с.6. Казначевская Г.Б. Экономическая теория. – М.: Феникс, 2009. – 346с.7. Клюня В.Л., Черченко Н.В. Основы экономической теории. – Минск: Минск, 2006. – 238с.8. Корниенко О.В. Микроэкономика. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 363 с.9. Лямкин И.П. Предприятие в условиях монополистической конкуренции: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2006.-28с.10. Макро- и макроэкономика: Учебное пособие / М.И.Плотницкий, Л.В.Воробьева, Н.Н.Сухарева и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный дом: Мисанта, 2009. – 224с.11. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527с.12. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. – И.: КНОРУС, 2010. – 452с.13. Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Романова Е.В. Экзамен по экономической теории: Учебное пособие для вузов. – М.: Приор-издат, 2010. – 144 с.14. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 832с.15. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д.э.н. О.Мамедова. – Ростов/н/Д: изд-во «Феникс», 2009. – 545 с.16. Татарников Е.А., Богатырева Н.А.,Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 176 с.17. Экономическая теория / под ред. Давыденко Л.Н. – Минск: Вышейшая школа, 2007. – 352с.18. Экономическая теория. Экономика / под ред. Соболева А.В., Соловых Н.Н. – М.: Дашков и К, 2008. – 552с.

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 4-е изд. – М.: Высшее образование, 2008. – 391с.
2. Бункина М.К. Национальная экономика. Учебное пособие. – М.: Дело, 2010. – 272 с.
3. Гукасьян Г.М. Экономика от «А» до «Я». – М.: ИНФРА-М, 2010. – 480с.
4. Ефимова Е.Г. Экономика. – М.: МГИУ, 2008. – 368с.
5. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. – М.: АСТ, 2010. – 544с.
6. Казначевская Г.Б. Экономическая теория. – М.: Феникс, 2009. – 346с.
7. Клюня В.Л., Черченко Н.В. Основы экономической теории. – Минск: Минск, 2006. – 238с.
8. Корниенко О.В. Микроэкономика. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 363 с.
9. Лямкин И.П. Предприятие в условиях монополистической конкуренции: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2006.-28с.
10. Макро- и макроэкономика: Учебное пособие / М.И.Плотницкий, Л.В.Воробьева, Н.Н.Сухарева и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный дом: Мисанта, 2009. – 224с.
11. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527с.
12. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. – И.: КНОРУС, 2010. – 452с.
13. Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Романова Е.В. Экзамен по экономической теории: Учебное пособие для вузов. – М.: Приор-издат, 2010. – 144 с.
14. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 832с.
15. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д.э.н. О.Мамедова. – Ростов/н/Д: изд-во «Феникс», 2009. – 545 с.
16. Татарников Е.А., Богатырева Н.А.,Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 176 с.
17. Экономическая теория / под ред. Давыденко Л.Н. – Минск: Вы-шейшая школа, 2007. – 352с.
18. Экономическая теория. Экономика / под ред. Соболева А.В., Соловых Н.Н. – М.: Дашков и К, 2008. – 552с.

Содержание

Введение

1. Рынок труда: сущность и основные компоненты

1.1 Структура и сущность рынка труда

1.2 Современные виды и модели рынка труда

1.2.1 Современные виды рынка труда

1.2.2 Модели на рынке труда

2. Национальные модели рынка труда

2.1 Американская модель (США)

2.2 Японская модель

2.3 Шведская модель

2.4 модель Немецкий

2.5 Русская модель

Вывод

Список используемой литературы

Введение

Рынок труда-это те товарно-денежные отношения, которые связаны с спросом и предложением труда, службы найма рабочей силы, с использованием профессиональных востребованных способностей и их вознаграждением.

Ранее было мнение, что рынок труда просто не может существовать. У него были такие аргументы, как то, что работник и средства производства неотделимы друг от друга, способность человека труд не является товаром. Но позже стало ясно, что на рынке труда есть. Он ограничивает свободу сотрудников в выборе профессии и места работы. Это доказывает, что, однако, рабочая сила является товаром.

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без армии безработных.

Все элементы и отношения рыночного механизма в разных странах развивается по-разному. Это привело к формированию различных типов и моделей, на рынке труда. Их сочетание можно выявить по характеру территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, объема и сроков инвестиций в образование.

Цель данного исследования:

1) Рассмотреть сущность рынка труда. Основные типы и модели;

2) дать характеристику национальной модели рынка труда;

3) Осуществлять сравнительная характеристика российской модели рынка труда со странами Центральной и Восточной европы.

1. Рынок труда: сущность и основные компоненты

1.1 Структура и сущность рынка труда

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: