Особенност формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 32 + 32 источника
- Добавлена 01.06.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Основные понятия - трудовая деятельность
Глава 2. Психолого- педагогические особенности возраста дошкольников
Глава 3. Основные методы и формы формирования трудовой деятельности у детей дошкольников
Заключение
Список используемой литературы
Уметь излагать план работы.IV. Формирование умения достигать результата и оценивать егоФормировать представление о результатах своих усилий (сам оделся).Достигать результата без помощи взрослых в тех трудовых процессах, в которых освоены способы действия.Формировать умение оценивать свои действия с помощью воспитателя.Формировать представление о конечном результате, его значении. Закреплять настойчивое стремление к результату.Поддерживать стремление к хорошему качеству работы.С помощью педагога оценивать свою и общую работу, ее качество.Формировать привычку настойчиво добиваться результата. Справедливо оценивать свою и общую работу. Находить причины недостатков с помощью воспитателя.Закреплять привычку достигать результат с хорошим качеством. Закреплять умение критически относиться к своей, общей и совместной работе. Справедливо оценивать, анализировать причины недостатков. Намечать пути совершенствования своей деятельности.Для обучения детей трудовым действиям необходима специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда. Содержание среды описано в рекомендациях ДОУ по государственной аккредитации.Уголок дежурства по столовой:- фартучки, косынки, пилотки.- стенд для фотографий или картинок детей;- стенд для оценки дежурств детей (старший возраст).2. Уголок дежурств по уголку природы:- стенд для картинок или фотографий;- фартуки клеенчатые, тканевые, - палочки-рыхлители,- пульверизаторы мелкие и крупные;- тряпочки для протирания крупных листьев;- большая клеенка на стол для работы с цветами;- перчатки тканевые на 2 младшую группу для протирания растений;лейки на 2-3 ребенка;- модели: в старшей и подготовительной группе каждого комнатного растения; последовательности ухода за растением, особенности ухода за светолюбивыми, влаголюбивыми, теневыносливыми растениями; модель посадки огорода на окне; [4]- дневники наблюдений на каждого ребенка в старшей и подготовительной группе; на группу в средней и 2 младшей;- модель последовательности перевалки и пересадки растения;-модель черенкования растения.Уголок хозяйственно-бытового труда:- фартуки на подгруппу детей тканевые и клеенчатые;- клеенка большая на стол;- тазик для протирания пыли и мытья игрушек;- тряпочки для протирания пыли на подгруппу;- веревка и прицепки для развешивания кукольного белья;- модель последовательности стирки белья;- модель последовательности работы в группе (хозяйственно-бытовой труд);- модель трудового процесса: 5 этапов: планирование (что), последовательность (с чего начинаем и чем заканчиваем), способы (как), методы и средства (чем), результат (что получится).Уголок дежурств по занятиям (старшая и подготовительная группа):- стенд с фотографиями или картинками детей,- модель оценивания качества работы дежурных (самооценка и оценка сверстников),- модель или алгоритм последовательности подготовки столов к разным видам занятий,- модели на дверцы шкафов с обозначением находящихся там предметов и дидактических наборов для занятий (эмблемы материала по экологии, изодеятельности, математике, грамоте и т.д.),- алгоритм действий дежурного по уборке материалов после занятия по лепке, рисованию, математике.Уголок ручного труда (старший дошкольный возраст):подборка сухих листьев и веток для изготовления;набор для рукоделия (для девочек),набор для столярных и плотницких работ (для мальчиков),наборы бумаги, картона, бросового материала для изготовления игрушек.6. Современные педагогические технологии в организации труда детей дошкольного возрастаДля формирования навыков трудовой деятельности сегодня необходимо использовать современные педагогические технологии, позволяющие оптимизировать процесс обучения детей трудовым навыкам и умениям. В качестве таких технологий можно использовать:модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку),модели последовательности работы в уголке природы (полив растений, перевалка или пересадка растений, уход за животными уголка природы),модели по организации хозяйственно-бытового труда,схемы и алгоритмы трудовых действий (на огороде, на участке),модель трудового процесса (цель, оборудование, действия, результат),модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку).Они могут быть вначале работы цветными, более узнаваемыми, а затем – все более схематичными.Модели последовательности работы в уголке природы (надеть фартук, приготовить рабочее место, подобрать необходимый инструмент).Модели ухода за разными видами растений (полив растений, перевалка или пересадка растений, высадка семян, рассады, подготовка почвы к посадкам).Модели уход за животными уголка природы (отдельно по каждому животному в зависимости от его потребностей, особенностей проживания и питания).Модели по организации хозяйственно-бытового труда (последовательность мытья игрушек, стирки белья для кукол, мытья кубиков).[7]Схемы и алгоритмы трудовых действий на огороде, на участке (схема подготовки земли к перекопке, схема последовательности посадочных работ, схема ухода за огородными растениям) (на каждую грядку с растением – своя схема).Общая модель трудового процесса (цель, оборудование, планирование, действия, результат).Кроссворды по знакомым растениям и правилам ухода за ними.Развивающие пособия по организации разных видов труда.ЗаключениеВ нашей работе все задачи исследования выполнены.Мы пришли к выводу, что с древних времен функцией воспитания было формирование трудовых умений, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному. Формирование трудовых уменийдошкольников представляет собой целенаправленную трудовую деятельность человека, совершаемую без принуждения, по собственному убеждению.В труде результат – обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение, прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Воспитывая интерес к труду у детей дошкольного возраста, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Эти достижения следует отмечать и доводить до сведения всех воспитанников.Список используемой литературыАтутов П.Р., Поляков В.А. Исследование современных проблем трудовой подготовки подрастающего поколения // Сов. педагогика. -1983. -№ 6. С.64-71. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987 - 222с. Буре Р.С. Трудовое воспитание в детских садах. М.: Просвещение, 2004.- 158с. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М.: Просвещение, 2011.- 144с. Буре Р.С. – Учите детей трудиться – М., 1983Воспитание дошкольника в труде/ В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др.; Сост. Р.С.Буре; Под ред. В.Г.Нечаевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983 с.84-124Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18.Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 208с. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с.Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В.Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54. Крулехт М.В – Ребенок и рукотворный мир. Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности /СПб 2005;Кокорева И.Н., Бондаренко Л.К. – Любить труд на земле/М., 1987.Ковальчук Я.И., Васильева А.И.Трудовое воспитание дошкольников. -Мн.: Народная асвета,1983.с.35-37Кононко Е.Л. Трудовое воспитание детей в семье.- К.: Рад. Шк., 1988Куликова Т.А. Учите детей трудиться! // Дошкольное воспитание. 2000.-№ 7. - С. 101-105. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 224 с.Маркова Т.А. Воспитанте трудолюбия у дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1991.Малунова Г.С. Теория и практика формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2000. - 223 с. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1991 108с. Наблюдения и труд детей в природе / Сост. А.В. Мазурина.-3-е изд., перераб., испр.-М.: Просвещение, 1976. 206с. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 1983.-208с. Нечаева В.Г. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1974. - 192с. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А.Козлова и др.; Под. Ред. Р.С.Буре.- М.: Просвещение, 1987Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Науч. ред. Р.С. Буре- М.: АПО, 1994. 92 с. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. - 2008. - №4. - С.36-40.Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост.Л.В. Русскова; Под. Ред .М.А. Васильевой. -М.: Просвещение, 1984.с.51-55 Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении // О трудовом воспитании: Хрестоматия. М., 1962. - С. 114-
1.Атутов П.Р., Поляков В.А. Исследование современных проблем трудовой подготовки подрастающего поколения // Сов. педагогика. -1983. -№ 6. С.64-71.
2.Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
3.Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987 - 222с.
4.Буре Р.С. Трудовое воспитание в детских садах. М.: Просвещение, 2004.- 158с.
5.Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М.: Просвещение, 2011.- 144с.
6.Буре Р.С. – Учите детей трудиться – М., 1983
7.Воспитание дошкольника в труде/ В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др.; Сост. Р.С.Буре; Под ред. В.Г.Нечаевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983 с.84-124
8.Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18.
9.Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 208с.
10.Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
11.Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с.
12.Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.
13.Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
14.Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.
15.Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В.Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.
16.Крулехт М.В – Ребенок и рукотворный мир. Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности /СПб 2005;
17.Кокорева И.Н., Бондаренко Л.К. – Любить труд на земле/М., 1987.
18.Ковальчук Я.И., Васильева А.И.Трудовое воспитание дошкольников. -Мн.: Народная асвета,1983.с.35-37
19.Кононко Е.Л. Трудовое воспитание детей в семье.- К.: Рад. Шк., 1988
20.Куликова Т.А. Учите детей трудиться! // Дошкольное воспитание. 2000.-№ 7. - С. 101-105.
21.Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 224 с.
22.Маркова Т.А. Воспитанте трудолюбия у дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1991.
23.Малунова Г.С. Теория и практика формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2000. - 223 с.
24.Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1991 108с.
25.Наблюдения и труд детей в природе / Сост. А.В. Мазурина.-3-е изд., перераб., испр.-М.: Просвещение, 1976. 206с.
26.Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 1983.-208с.
27.Нечаева В.Г. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1974. - 192с.
28.Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А.Козлова и др.; Под. Ред. Р.С.Буре.- М.: Просвещение, 1987
29.Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Науч. ред. Р.С. Буре- М.: АПО, 1994. 92 с.
30.Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. - 2008. - №4. - С.36-40.
31.Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост.Л.В. Русскова; Под. Ред .М.А. Васильевой. -М.: Просвещение, 1984.с.51-55
32.Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении // О трудовом воспитании: Хрестоматия. М., 1962. - С. 114-
Вопрос-ответ:
Какие понятия связаны с трудовой деятельностью детей дошкольного возраста?
Понятия, связанные с трудовой деятельностью детей дошкольного возраста, включают такие термины, как труд, работа, процесс, результат, методы и формы формирования трудовой деятельности.
Какие психолого-педагогические особенности возраста дошкольников влияют на формирование их трудовой деятельности?
Психолого-педагогические особенности возраста дошкольников, такие как развитие мелкой моторики, формирование волевых качеств, развитие интеллекта и эмоциональной сферы, влияют на формирование их трудовой деятельности.
Какие методы и формы используются для формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста?
Для формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста используются различные методы и формы, такие как игры-имитации, ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, трудовые игры, конструирование, рисование, моделирование, вырезание и другие.
Как можно формировать у детей дошкольного возраста умение достигать результата и оценивать его?
Умение достигать результата и оценивать его можно формировать у детей дошкольного возраста через различные задания, где необходимо довести начатое дело до конца и оценить собственную работу. Например, ребенок может самостоятельно одеваться и потом оценивать свои достижения.
Какие источники использовались при написании статьи?
При написании статьи использовались следующие источники: [список используемой литературы].
Какие понятия связаны с трудовой деятельностью детей дошкольного возраста?
Понятия, связанные с трудовой деятельностью детей дошкольного возраста, включают выполнение самостоятельных действий, формирование умения достигать результата и оценивать его, а также формирование представления о результатах своих усилий.
Какие особенности возраста дошкольников влияют на формирование их трудовой деятельности?
Особенности возраста дошкольников, такие как активное двигательное развитие, формирование самостоятельности и независимости, развитие познавательных процессов, а также эмоциональная и социальная сферы, оказывают влияние на формирование их трудовой деятельности.
Какие методы и формы используются для формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста?
Для формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста используются методы и формы, такие как игровая деятельность, коллективные и индивидуальные трудовые проекты, занятия с использованием различных материалов и инструментов, а также организация рабочих мест и условий для самостоятельной работы.
Какие результаты достигают дети дошкольного возраста в процессе своей трудовой деятельности?
Дети дошкольного возраста достигают различные результаты в процессе своей трудовой деятельности, например, они могут самостоятельно одеваться, готовить пищу, участвовать в уборке помещения, выполнять различные творческие проекты и т.д.
Какими источниками литературы можно воспользоваться для изучения темы "Особенности формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"?
Для изучения темы "Особенности формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" можно воспользоваться следующими источниками литературы: 1) В.А. Волков, "Развивающее обучение в детском саду"; 2) В.А. Сухомлинский, "Избранные педагогические сочинения"; 3) Т.М. Матерова, "Труд в дошкольном детстве"; и другими.
Какие основные понятия связаны с трудовой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях ДОУ?
Основными понятиями, связанными с трудовой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), являются активная образовательная деятельность, самостоятельность, умение работать в коллективе, овладение навыками заботы о себе и окружающих, развитие творческого мышления и фантазии.
Какие психолого-педагогические особенности характерны для детей дошкольного возраста?
Дети дошкольного возраста характеризуются быстрым развитием моторики, активным интересом к окружающему миру, ростом самостоятельности и самоопределения. Они находятся в периоде формирования своей личности и важно создать для них условия для развития и раскрытия своего потенциала, включая возможность участия в трудовой деятельности.