Эстетическое воспитание детей в возрасте 10-15 лет мезенской росписи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 31 31 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 28.12.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Эстетическое воспитание и развитие подростка как фактор социализации личности
1.1. Содержание эстетического воспитания детей и подростков
1.2. Особенности эстетической деятельности и эстетического воспитания школьника
2. Эстетическое воспитание детей и подростков через изучение мезенской росписи
2.1. Направление эстетического воспитания в школьных кружках при изучении мезенской росписи
2.2. Особенности эстетического развития и воспитания в подростковом возрасте через изучение мезенской росписи
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В Архангельске на экспериментальном предприятии "Беломорские узоры" выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.
Мезенская роспись отличается от других видов росписи. В ней ярко проявляются архаичные представления о мире древних людей. Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами.
Иногда, из-за попытки угодить массовому покупателю, появляется тенденция "осовременивать" традиции росписи, применяя “модный” прием - письмо по золотому фону. В результате этого нововведения теряется изящество, строгость и красота стиля, наносится вред сохранению и поддержанию исконных традиций.

2.2. Особенности эстетического развития и воспитания в подростковом возрасте через изучение мезенской росписи

Принадлежность мезенской росписи к фольклору таит большие возможности в работе с детьми.
Например , уже более десяти лет в Новосибирске работает "Мезенская мастерская" на основе учреждений дополнительного образования. Обучение проходят как взрослые, так и дети. Как отмечает Костина Г.Н. - мастер росписи по дереву, ведущий методист Областного центра русского фольклора и этнографии г. Новосибирска, педагог дополнительного образования, руководитель студии "Народные узоры" в настоящее время сложилась своеобразная программа формирования у детей основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в народный календарь, а также развитие творческих способностей и задатков через освоение народной живописи Русского Севера [6].
Многолетний опыт работы с детьми показывает, что мезенская роспись - самая благоприятная из всех для пробуждения исторической памяти, для возникновения интереса к ремеслу росписи по дереву и ко всей эстетике народного творчества в целом, потому что затрагивает все стороны человеческой деятельности.
Дети чувствуют себя исследователями, их волнуют тайны седой старины. Кроме того, цветовой лаконизм, эстетика и простота графического изображения, схематичный контурный рисунок - создают благоприятные условия для освоения росписи, так называемую "ситуацию успеха", что даёт ребёнку уверенность в своих силах, вызывает устойчивый интерес к ремеслу росписи и мотивирует их на дальнейшее совершенствование мастерства.
В России уже есть несколько детских коллективов, успешно осваивающих тайны мезенской росписи. Задача состоит в том, чтобы таких коллективов стало больше. Мезенская роспись достойна широкого распространения среди поклонников русского прикладного творчества и того, чтобы встать в ряду таких знаменитых росписей, как Хохлома, Городец, Полхов-Майдан и многих других.
Рассмотрим организацию занятия по изучению мезенской росписи в целях эстетического воспитания детей и подростков.
Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для мезенской росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.
Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров. В мезенской росписи для кружка, как минимум, понадобятся такие кисти:
· круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской).
· круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски.
· плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.
Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внещнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий — он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве “тычка”, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.
Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.
Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы —олифа, лак, мастика — придают изделию дополнительный декоративный эффект.
Обработка изделия лаком — тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы.
Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Это лак прозрачный, достаточно светлый, но придает росписи некоторую желтизну, что для мезенской росписи даже желательно. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака.
При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.
На примере детской рабочей тетради Дорожина попробуем изучить основы мезенской росписи [3;c.38].
Итак, мы с вами ознакомились с историей возникновения Мезенской росписи и узнали значения некоторых ее мотивов. Теперь пришла пора научиться самим составлять композиции и орнаменты, а самое главное научиться расписывать мезенские мотивы. Итак, все готовы? Поехали!
Для работы нам понадобиться: альбом для рисования или отдельные листы плотной бумаги, линейка, карандаш, стирательная резинка, кисточки № 1-3 круглые белка или колонок, краски- красная и черная.
На листе бумаги разметьте с помощью линейки и карандаша полоски с квадратами, как показано на рисунке. Теперь берем кисточку № 2 и красную Красочку и аккуратно, стараясь одним движением, держа кисточку строго вертикально прописываем прямую горизонтальную линии. Потом прорисовываем другую, после этого прорисовываем вертикали. У нас получились Мезенские поля-земля, теперь, приступаем к внутренней прорисовке. Для этого берем кисточку № 1 и черную краску, осторожными, тоненькими линиями начинаем вписывать в клетки узоры, как на рисунках… Теперь нарисовав одну полоску, мы можем по подобию расписать и другие. Эти орнаменты в мезенской росписи служат некими границами между ярусами на изделии. Как я уже говорила в таких квадратах рисуют землю, квадраты либо все одинаковые в одной полосе, либо чередуются через один. По правилам такие полосы располагаются в нижней или центральной части, т.к верх- это воздух, но здесь можно экспериментировать.


Рис.4. Квадраты
Еще в мезенской росписи есть разновидность орнамента-треугольник, он может обозначать и землю и иногда воду, воздух. Для написания этого орнамента, на листе бумаги чертим полосу и вписываем в нее треугольники, с помощью линейки и карандаша, теперь как и в случае квадратов наводим красные линии. Смотрим внимательно на рисунок стараемся повторить все линии завитки. Так же на этом рисунке представлены орнаменте в полоске (вода, с черными завитками). И земля (квадратный орнамент) Попробуйте прорисовать их все. Орнамент Воды используются под птицами…

Рис.5. Орнаменты
Теперь мы с вами будем творить небо и воздух… Чертим и прорисовываем красным цветом линии как показано на рисунке (с косыми вертикальными линиями). Берем черную краску и кисточку № 1 и приступаем к детальной прорисовке орнамента. Мы с вами научились рисовать небо, воздух, как и следовало ожидать такой орнамент будет располагаться в верхней части композиции.

Рис.6. Небо
Что же за земля без цветов и деревьев? Давайте их нарисуем как показано на рисунке. Растения и деревья располагаются в орнаменте вместе с животными и птицами, они символизируют плодородие, начало новой жизни.

Рис.7. Деревья
Птицы- символ души предков (толстенькие уточки), птицы, парящие в небе- души людей, живущих на земле, а жар-птица- это нечто мистическое и волшебное. Теперь берем кисть и краску и начинаем тренироваться, конечно не у всех может получиться птичка с первого раза, но стоит потренироваться и все птички будут хороши.

Рис.8. Птицы
Теперь приступим к коням и лосям. Можно попробовать писать их сразу кистью, а если трудно нарисуйте карандашом. Вот у вас получился замечательный олень, а вот и простые композиции с конем и лосем


Рис.8. Кони
И конечно роспись будет казаться незаконченной без таких маленьких, но очень важных элементов как звезды. Они символизируют и вселенную, и ветер, и звезды.
Заключение

Для теории и практики эстетического воспитания представляют серьезный интерес особенности эстетического развития учащихся подросткового возраста на занятиях по мезенской росписи. Подростковый возраст – период становления личности, особенно активного освоения многогранного мира. Главное, что определяет специфику подростка, – это возникшее у него самосознание, а вместе с ним – потребности в самоутверждении и самовыражении. Подросток уже приобрел некоторый эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира. Отсюда при восприятии сюжета произведения искусства он успешнее, чем младший школьник, пытается проникнуть в содержание художественных произведений с точки зрения уже известных ему общественных критериев. У подростка обнаруживается тенденция оценивать явления жизни и произведения искусства самостоятельно, а значит, – избирательно. Подростковый возраст – начало самовоспитания. Школьник становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладевать тем или иным видом искусства. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, эстетических, нравственных, трудовых, социальных установок личности, системы оценочных суждении, формируется определенный тип личности.
Эстетическое воспитание – важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности. Особое значение имеют произведения искусств для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Такая перестройка направлена на формирование активной позиции ученика в процессе обучения, ибо она предусматривает реализацию единства образовательных, развивающих и воспитывающих функций обучения; единство идейно-теоретического, научно-мировоззренческого содержания обучения и активную учебно-познавательную деятельность учащихся.
Мезенская роспись имеет собственную, неповторимую эстетику цвета, формы и содержания.
Многолетний опыт работы с детьми показывает, что мезенская роспись - самая благоприятная из всех для пробуждения исторической памяти, для возникновения интереса к ремеслу росписи по дереву и ко всей эстетике народного творчества в целом, потому что затрагивает все стороны человеческой деятельности.
Список литературы

Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. / Межвуз. сб. научн. трудов. – СПб: Питер, 2004.
Денисова, Дорожин: Развитие речи у малышей: Рабочая тетрадь. Младшая группа. Для детей от 3-х лет,М., 2011 – 56 с.
Куренкова Р.А. Эстетика. Учебник для студентов вузов. – М.: Владос, 2003.
Мальцев В.А. Основы нравственности. – СПб., 2009.
Мезенская мастерская - http://www.openclass.ru/node/2916
Обовский А.В. Вопросы эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе // Вопросы педагогики. – 2011. – № 8.
Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития школьников. – М.: Наука, 1997.
Онищук В.А. Урок в современной школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
Основы эстетического воспитания. / Под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Альфа, 2002.
Система эстетического воспитания школьников. / Под ред. С.А. Герасимова. – М.: Логос, 2005.
Урок по теме "Народная роспись Мезени" курса "Мезенская народная роспись" - http://festival.1september.ru/articles/510908/
Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Педагогика, 2004.
Эстетическая культура и эстетическое воспитание. / Сост. Т.К. Короткина, Л.Б. Шалыт. – М.: Инфра-М, 2006.











2

Список литературы

1.Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
2.Взаимодействие искусств в педагогическом про¬цессе. / Межвуз. сб. научн. трудов. – СПб: Питер, 2004.
3.Денисова, Дорожин: Развитие речи у малышей: Рабочая тетрадь. Младшая группа. Для детей от 3-х лет,М., 2011 – 56 с.
4.Куренкова Р.А. Эстетика. Учебник для студентов вузов. – М.: Владос, 2003.
5.Мальцев В.А. Основы нравственности. – СПб., 2009.
6.Мезенская мастерская - http://www.openclass.ru/node/2916
7.Обовский А.В. Вопросы эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе // Вопросы педагогики. – 2011. – № 8.
8.Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития школьников. – М.: Наука, 1997.
9.Онищук В.А. Урок в современной школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
10.Основы эстетического воспитания. / Под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Альфа, 2002.
11.Система эстетического воспитания школьников. / Под ред. С.А. Герасимова. – М.: Логос, 2005.
12.Урок по теме "Народная роспись Мезени" курса "Мезенская народная роспись" - http://festival.1september.ru/articles/510908/
13.Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Педагогика, 2004.
14.Эстетическая культура и эстетическое воспитание. / Сост. Т.К. Короткина, Л.Б. Шалыт. – М.: Инфра-М, 2006.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет эстетическое воспитание детей и подростков?

Эстетическое воспитание детей и подростков играет важную роль в их социализации и развитии личности. Через развитие эстетического вкуса, чувства прекрасного и красоты, дети и подростки учатся оценивать и понимать искусство, формировать свою индивидуальность и воспринимать окружающий мир более гармоничным образом.

Какие особенности мезенской росписи могут быть использованы в эстетическом воспитании детей и подростков?

Мезенская роспись имеет свои особенности, такие как яркие цвета, геометрические узоры и символы, а также использование натуральных материалов. Это позволяет детям и подросткам развить свою творческую мысль, восхищаться красотой искусства и ощущать гармонию с окружающим пространством.

В чем заключается направление эстетического воспитания в школьных кружках при изучении мезенской росписи?

В школьных кружках, где изучается мезенская роспись, основное внимание уделяется развитию эстетического вкуса, умению работать с красками и материалами, творческого мышления и креативности. Дети и подростки имеют возможность экспериментировать, создавать собственные произведения и расширять свой кругозор в области искусства.

Какую роль играет эстетическое развитие и воспитание в формировании личности подростка?

Эстетическое развитие и воспитание играют важную роль в формировании личности подростка. Оно помогает развить индивидуальность, эмоциональный интеллект, внимательность к деталям, умение оценивать и анализировать произведения искусства. Также через эстетическое воспитание подростки учатся красоте и гармонии в отношениях с другими людьми.

Какое значение имеет эстетическое воспитание детей и подростков?

Эстетическое воспитание детей и подростков имеет большое значение для их развития и социализации. Оно способствует формированию эстетического вкуса, культуры эстетического восприятия и эстетических ценностей. Кроме того, эстетическое воспитание развивает творческие способности, воображение и эмоциональную сферу личности.

Какие особенности эстетической деятельности и воспитания школьника?

Особенности эстетической деятельности и воспитания школьника включают в себя стремление к красоте, восприимчивость к искусству, формирование эстетического вкуса и поиск своего творческого стиля. Школьник может заниматься различными видами искусства, такими как рисование, музыка, танцы, чтение литературы. Он также может участвовать в художественных конкурсах и выставках, развивая свои таланты и получая признание.

Какое значение имеет изучение мезенской росписи в эстетическом воспитании детей и подростков?

Изучение мезенской росписи имеет большое значение в эстетическом воспитании детей и подростков. Оно позволяет им расширить свой кругозор, познакомиться с историей и культурой своего региона, развить творческие способности и навыки художественной деятельности. Изучение мезенской росписи также способствует развитию эстетического вкуса и эстетического восприятия мира.

Какие направления эстетического воспитания существуют в школьных кружках при изучении мезенской росписи?

В школьных кружках при изучении мезенской росписи можно выделить несколько направлений эстетического воспитания. Это знакомство с историей и традициями мезенской росписи, освоение техники рисования и декорирования изделий, развитие творческих способностей и фантазии. Также важно формирование эстетического вкуса и умение оценивать произведения искусства.

Какое значение имеет эстетическое воспитание для подростка?

Эстетическое воспитание является важным фактором социализации личности подростка. Оно способствует развитию его эстетического вкуса, а также формированию ценностей и навыков, связанных с искусством и красотой. Эстетическое воспитание помогает подростку расширить свой кругозор, укрепляет его эмоциональное состояние и способствует развитию творческих способностей.

Какие особенности есть в эстетической деятельности и эстетическом воспитании школьника?

В эстетической деятельности и эстетическом воспитании школьника следует учитывать его возрастные особенности и интересы. В этом возрасте школьник проявляет большой интерес к искусству и желание самовыражаться через него. Важно предоставить ребенку возможность экспериментировать и развивать свои творческие способности. Также важно учитывать разнообразие культурных предпочтений и традиций, чтобы дети могли оценить разные виды искусства и красоты.

Каким образом мезенская роспись может быть использована в эстетическом воспитании детей и подростков?

Мезенская роспись является интересным и доступным видом искусства, который можно использовать в эстетическом воспитании детей и подростков. Она позволяет развивать творческие способности, учиться наблюдать и анализировать формы, цвета и композиции. Изучение мезенской росписи также позволяет детям погрузиться в историю и культуру этого региона, развивает их эстетическое восприятие и расширяет их кругозор.

Какие особенности есть в эстетическом развитии и воспитании детей и подростков в рамках изучения мезенской росписи?

В рамках изучения мезенской росписи дети и подростки могут развивать свои творческие способности, учиться работать с разными материалами и инструментами, а также погружаться в историю и культуру Мезенского района. Это позволяет им расширить свое эстетическое восприятие, а также формировать уважение к народному искусству и культурному наследию. Работа в группе и обмен опытом также способствуют социализации и развитию коммуникационных навыков.