Развитие речи детей раннего возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 18.04.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи в раннем возрасте
1.1.Этапы развития речи у детей раннего возраста
1.2.Сущность развития речи
1.3.Факторы, влияющие на развитие речи ребенка
Заключение
Список литературы
В работе с детьми до 1 г.6 мес. на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Детей учат понимать слова, обозначающие людей, предметы (одежда, мебель, посуда и т.д.), элементарные действия, а также простейшие фразы. С помощью фраз взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения учит понимать смысл поручений и выполнять их. B становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания. Необходимо формировать у детей умение подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова они должны воспроизводить не только после того, как услышат в речи взрослого, но и по собственной инициативе.С 1 г.6 мес. основной задачей является развитие у детей активной речи, продолжается развитие понимания речи взрослого. Их необходимо учить понимать названия малознакомых или совсем незнакомых предметов, явлений, событий, действий, происходящих не только в непосредственно близком, но и более далеком окружении (в саду, во дворе, на улице), а также понимать названия признаков предметов, выполнять поручения и т.д. [4].В активной речи отмечается значительное расширение словарного запаса: дети начинают употреблять все те слова, которые ранее научились понимать. Важным является обучение детей составлению предложений из трех и более слов. Необходимо, развивая речь как основное средство общения с окружающими, учить детей обращаться по различным поводам к взрослым и сверстникам, задавать вопросы, передавать ранее полученные впечатления (увиденное, услышанное) несколькими словами и простыми фразами.Взрослый стремится сделать режимные процессы и все виды самостоятельной деятельности малыша содержательными, эмоционально-выразительными, результативными для развития его активной речи. Речевые реакции у детей раннего возраста активизируются в моменты сильной заинтересованности, следовательно, эти моменты необходимо использовать, если они возникают случайно, и создавать специально. Работа по развитию речи и ориентировки в окружающем должна проводиться одновременно: расширяя ориентировку в окружающем, взрослый развивает и речь ребенка [20].Если воспитатель не называет предметы, с которыми малыш действует изо дня в день при проведении режимных процессов, не показывает знакомые предметы в различных новых взаимосвязях, то познавательная активность снижается вместе с угасанием ориентировочной реакции на новизну ситуации: у ребенка возникает пассивное отношение к происходящему. Овладевая действием быстрее, чем словом, малыш приучается обходиться без речевого общения со взрослым, не интересуется его действиями, безучастен к происходящему: Он пассивно участвует в режимных процессах, подчиняясь авторитету взрослого и установленному распорядку. Вот почему необходимо поддерживать ориентировочную активность ребенка в бытовых ситуациях (кормление, одевание, переодевание, умывание и т.д.), чтобы каждая из них носила развивающий характер.Одним из приемов такой активизации является раскрытие не только способов действия с предметами, их названия, но и мотивации этих действий: "Будем мыть руки с мылом, чтобы они были чистыми", "Оденем на головку шапочку, на руки варежки, на ножки сапожки, чтобы не замерзла наша Оленька" и т.д. Ребенок учится видеть предметы в различных взаимосвязях, понимать целесообразность и направленность действий взрослых, усваивать причину и следствие собственных действий с предметами и т.д. Результатом такой работы является то, что ребенок как бы делает "открытие", что все предметы имеют названия и для чего-то предназначены. Это огромный скачок в развитии познавательной деятельности малыша. Показателем развития познавательной активности детей являются вопросы: "Это что? А это?", их направленность связана не.только с уточнением названия предмета или действия, но и с желанием узнать, что с этим предметом можно сделать [19].К полутора годам дети начинают хорошо ходить, что способствует дальнейшему освоению окружающего. К этому времени следует познакомить их с новыми предметами мебели - шкафом, диваном, скамейкой; одежды - рубашкой, штанишками, колготками, носками, бантом, туфлями и т.д., учить свободно ориентироваться среди них. В кукольном уголке следует показать новые предметы посуды - кастрюлю, сковороду, чайник.В условиях детского учреждения в холодный период года дети начинают выходить на прогулку после 1 г.6 мес., поэтому с предметами верхней одежды (пальто, рейтузы, шарф, варежки, галоши) регулярно знакомятся лишь в этом возрасте.В результате повседневно проводимой работы по ознакомлению с окружающим малыши начинают хорошо ориентироваться в комнате. К 1 г. 9 мес. они усваивают назначение однотипных предметов - шкаф для одежды, для посуды, для игрушек, для полотенец; полка "для игрушек, для цветов и т.д. К двум годам легко находят предметы одежды для мальчика (рубашка, брюки), для девочки (платье, юбка, кофта). Малыши начинают лучше ориентироваться в предметах посуды: отличают тарелку от миски, чашку от стакана, знают чайник, кастрюлю, сковороду.Ориентировка в предметах мебели расширяется за счет уточнения их назначения и усвоения отличительных свойств однотипных предметов, имеющих разные внешние признаки: взрослый стул и детский; стол для ребенка и для взрослого; шкаф для детской одежды и для одежды взрослого. К концу второго года жизни у детей складываются более точные знания об окружающем и более сложная ориентировка в комнате: они знают, где находятся окно, дверь, потолок, пол, лампа, усваивают назначение спальни, столовой, игровой, раздевалки, ванной комнаты. К двум годам знают назначение основных постельных принадлежностей (подушка, одеяло, матрац, простыня) [16].Уже в начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых. Они наблюдают, как няня моет посуду, подметает пол, протирает мебель и игрушки. После 1 г.6 мес. малышам следует показать и назвать некоторые трудовые действия, связанные с предметами домашнего обихода: стирка, глажение, мытье посуды, влажная уборка пола, починка игрушек, одежды и т.д. Причем дети могут не только наблюдать труд взрослых, но и активно по возможности помогать: принести тряпочку, убрать игрушки, повесить свою одежду в шкаф, подать упавший на пол предмет и т.д. До 1 г.6 мес. детям дают поручения, состоящие из одного действия, а после 1 г.6 мес. - из 2-3 взаимосвязанных действий, например: "Оленька, подойди к шкафу, возьми совочек, принеси мне" [7].Родители во время прогулок в воскресные дни, ежедневно по пути в детский сад обращают внимание малышей на погоду ("Светит солнце", "Идет дождь (снег)", "Дует ветер"), на растения, животных и т.д., учат выражать словами свои впечатления.Особое место отводится ознакомлению детей в доступной и простейшей форме с явлениями общественной жизни. Следует обращать внимание на транспорт («Это машина», «Поехал автобус», «Летит самолет» и т.д.), изменения на улице («Развесили флаги», «Украсили улицу цветными огоньками» и т.д.), трудовые действия взрослых на улице («Дворник (дядя) подметает двор», «Плотник чинит скамейки» и т.д.). Все, что дети видят вне детского учреждения, является поводом для общения с ними воспитателя, тем более что после 1 г.6 мес. можно и нужно говорить с детьми о том, что было в их недавнем опыте, что они могут вспомнить.Своевременное ознакомление с окружающим и доступными пониманию ребенка явлениями общественной жизни способствует своевременному и успешному развитию сюжетно-отобразительной игры. И это не случайно, так как ребенок второго года отображает в игре то, что видит в действиях взрослых, в реальной действительности [9].В игровой деятельности специальная задача развития речи, как правило, не ставится. Однако сам процесс обучения способам действий в большой степени способствует развитию речи, так как осуществляется взрослым через речь. В результате обучения развивается способность подражания не только действиям, но и словам, создаются условия для высказываний по инициативе ребенка. Например, воспитатель наблюдает за постройкой дома. Выбрав удобный момент, он спрашивает ребенка, что тот построил. Ребенок отвечает: «Дом». Взрослый задает второй вопрос: «Кто будет в домике жить?» Ребенок перечисляет: «Петушок, зайка, мишка». Методы развития речи должны применяться в сочетании с методами обучения детей способам действий с предметами [9].Таким образом, выделяют следующие факторы, влияющие на развитие речи детей раннего возраста: пренатальный, натальный и постнатальный. Особе значение придают хорошо развитому слуховому, зрительному анализаторам и сформированности аналитико-синтетической деятельности. Неоценимую помощь оказывает взаимодействие со взрослыми и предметами окружающего мира.ЗаключениеРазвитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать в слух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях.Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.Знание этапов речевого развития, факторов, влияющие на развитие речи ребенка, потребности в общении поможет воспитать у детей правильно артикулирование звуков, лексически богатую и грамматически правильную речь, тем самым подготовив ребенка к обучению в школе.Список литературыАксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.: Медецина 2007. - 304с.Алексеева, Яшина Методика развития и обучения родному языку дошкольников. – Москва, Академия, 2000Бородин A. M. Методика развития речи детей: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 2004. - 192 с.Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под ред.Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. - М.: Просвещение, 2002. - 238 с.Кольцова М.Ребенок учится говорить. – Москва: Советская Россия, 1979.Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева и др. - М.: Просвещение, 2003. - 253 с.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 412 с.Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1985. - 214 с.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006. - 315 с.Павлова, Л.Д. Малыш учится говорить / Л.Д. Павлова. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С.84 - 86.Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. - М.: Просвещение, 2000. - 208 с.Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет.сада/К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2006. - 144 с. л.Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: Владос, 2007. - 176с.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979.Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской - М.: Эксмо, 2005. - 208 с.Розенгарт - Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста / Розенгарт - Пупко Г.И. - М.: Смысл, 2003. - 178 с.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.Тарасов, Е.Ф. Речевое общение как воздействие / Е.Ф. Тарасов // Актуальные проблемы. Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. - Челябинск: ЮурГУ, 2009, С.98 - 105.Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина- М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 112 с.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.Урунтаева Г.А. Детская психология. - Издательский центр "Академия", 2006. - 368 с.Штерн, В. Психология раннего детства / В. Штерн. - СПб.: Стиль, 2005. - 230 с.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Просвещение, 2000. - 267 с.Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. - Москва: Просвещение, 1966Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 192 с.
Список литературы
1.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.: Медецина 2007. - 304с.
2.Алексеева, Яшина Методика развития и обучения родному языку дошкольников. – Москва, Академия, 2000
3.Бородин A. M. Методика развития речи детей: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 2004. - 192 с.
4.Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под ред.Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
5.Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.
6.Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
7.Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. - М.: Просвещение, 2002. - 238 с.
8.Кольцова М. Ребенок учится говорить. – Москва: Советская Россия, 1979.
9.Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева и др. - М.: Просвещение, 2003. - 253 с.
10.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 412 с.
11.Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1985. - 214 с.
12.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
13.Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006. - 315 с.
14.Павлова, Л.Д. Малыш учится говорить / Л.Д. Павлова. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С.84 - 86.
15.Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. - М.: Просвещение, 2000. - 208 с.
16.Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2006. - 144 с. л.
17.Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: Владос, 2007. - 176с.
18.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979.
19.Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской - М.: Эксмо, 2005. - 208 с.
20.Розенгарт - Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста / Розенгарт - Пупко Г.И. - М.: Смысл, 2003. - 178 с.
21.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
22.Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.
23.Тарасов, Е.Ф. Речевое общение как воздействие / Е.Ф. Тарасов // Актуальные проблемы. Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. - Челябинск: ЮурГУ, 2009, С.98 - 105.
24.Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина- М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 112 с.
25.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.
26.Урунтаева Г.А. Детская психология. - Издательский центр "Академия", 2006. - 368 с.
27.Штерн, В. Психология раннего детства / В. Штерн. - СПб.: Стиль, 2005. - 230 с.
28.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Просвещение, 2000. - 267 с.
29.Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. - Москва: Просвещение, 1966
30.Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 192 с.
Вопрос-ответ:
Какие этапы развития речи у детей раннего возраста?
Развитие речи у детей раннего возраста проходит через несколько этапов. На первом этапе (до 1 года) дети начинают проявлять интерес к звукам и мимике взрослого, а также начинают понимать простые слова и фразы. На втором этапе (1-2 года) они начинают произносить первые слова и фразы, использовать жесты, чтобы выразить свои нужды и желания. На третьем этапе (2-3 года) дети активно учатся произносить звуки и слова, строят более сложные фразы и начинают использовать грамматические конструкции. Наконец, на четвертом этапе (3-4 года) дети улучшают свои навыки речи, строят более сложные предложения и активно общаются с окружающими людьми.
В чем сущность развития речи у детей раннего возраста?
Сущность развития речи у детей раннего возраста заключается в том, что они постепенно осваивают способы выражения своих мыслей и чувств с помощью слов и фраз. Важную роль в развитии речи играют слуховое восприятие и понимание речи, активное участие в разговоре с родителями и окружающими, игры, чтение книг, а также наличие стимулирующей речи среды. В процессе развития речи дети учатся произносить отдельные звуки, строить предложения, использовать грамматические конструкции и расширять свой словарный запас. В результате развития речи дети становятся способными передавать свои мысли и понимать речь окружающих людей.
Какие этапы развития речи у детей раннего возраста?
Этапы развития речи у детей раннего возраста включают период до 6 месяцев, когда дети начинают проявлять реакцию на речевые сигналы окружающих, от 6 до 12 месяцев, когда происходит активное развитие понимания речи, и от 12 до 24 месяцев, когда ребенок начинает использовать отдельные слова и начинает формироваться его произношение.
Что представляет собой развитие речи детей раннего возраста?
Развитие речи детей раннего возраста включает в себя процессы развития понимания и произношения речи. В этом возрасте дети начинают понимать речь окружающих, осваивают базовые слова и начинают использовать их, формируют свою речь и учатся передвигаться от простых слов к составлению фраз и предложений.
Какие факторы влияют на развитие речи ребенка?
На развитие речи ребенка влияют такие факторы, как генетическая предрасположенность, общение с окружающими людьми, уровень интеллектуального и эмоционального развития ребенка, особенности воспитания и обучения. Также важным фактором является наличие слуховых или речевых нарушений, которые могут повлиять на развитие речи ребенка.
Каким образом детей учат понимать речь взрослого?
Детей учат понимать речь взрослого путем использования слов, обозначающих предметы, действия и простейшие фразы. Родители и родственники могут использовать игрушки, картинки и жесты для объяснения значений слов и фраз. Также важно обеспечить ребенку регулярное общение с взрослыми, чтобы он мог привыкнуть к звукам и интонации речи.
В каком возрасте дети начинают использовать слова?
Дети начинают использовать слова примерно в возрасте от 12 до 18 месяцев. Вначале они используют отдельные слова для обозначения предметов или действий, а затем начинают сочетать их в простейшие фразы. Важно помнить, что у каждого ребенка свой индивидуальный темп развития речи.
Какие этапы развития речи у детей раннего возраста описываются в статье?
В статье описываются этапы развития речи у детей раннего возраста.