«План Маршала» и дипломатическая борьба в ходе его подготовки и осуществления.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 13.04.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Разработка и принятие «плана Маршалла».
1.1. Политическая и социально-экономическая ситуация в Европе после Второй мировой войны
1.2. Оособенности дипломатической борьбы в ходе разработки «плана Маршалла»
Глава 2. Реализация «плана Маршалла» и её последствия .
2.1. «План Маршалла» и дипломатическая борьба вокруг его реализации
2.2. Исторические последствия «плана Маршалла»
Заключение
Список источников и литературы
Рыбас. В Великобритании, например, окончательное сворачивание угольной промышленности произошло в 1980-е гг., во время нахождения у властиправительства консерваторов во главе с М.Тэтчер. Таким образом, реализация «плана Маршалла» была не менее ответственным этапом, чем его разработка. Ситуация в Европе и мире, характеризовавшаяся усилением «холодной войны» и противостояния двух лагерей, требовали от США выполнения взятых на себя обязательств при одновременном соблюдении сложившегося в послевоенный период баланса сил и интересов. Возможно, именно поэтому мировому сообществу удалось избежать нового военного противостояния, казавшегося в конце 40- начале 50-х гг. практически неизбежным. ЗаключениеОсновной целью «программы восстановления Европы», известной также как «план Маршалла», являлась реструктуризация и модернизация пострадавшей от войны европейской промышленности. Она предусматривала выделение масштабных кредитов целому ряду европейских стран в обмен на обеспечение благоприятных условий для экспорта американских промышленных и сельскохозяйственных товаров. Разработка и реализация «плана Маршалла» сопровождалась достаточно острой политической борьбой, развернувшейся на нескольких участках. Первым из них был Конгресс США, среди членов которого существовали достаточно серьёзные сомнения в обоснованности плана и оправданности соответствующих расходов – особенно странам Восточной Европы, попавших после войны под влияние Советского Союза. Разработчикам «плана Маршалла» пришлось приложить немало усилий для того, чтобы склонить конгрессменов и других влиятельных государственных деятелей на свою сторону. Активная дипломатическая работа велась и в западноевропейских странах, которые планировалось привлечь к участию в программе. Таким образом, финальный акт подписания «плана Маршалла» в Париже летом 1947 г. стал результатом огромной и кропотливой дипломатической работы, шедшей на протяжении двух предшествующих лет. Второй ареной борьбы стала Восточная Европа, где столкнулись интересы СССР и ряда стран, намеревавшихся первоначально примкнуть к «плану Маршалла». В этой борьбе победу одержало советское руководство, имевшее к этому времени достаточные средства давления на своих новых союзников по социалистическому лагерю. В результате данные страны, включая прежде всего Польшу, Чехию и Румынию, вынуждены были отказаться от американской помощи.Само руководство СССР вплоть до Парижского совещания 1947 г. испытывало колебания – присоединяться или нет к «плану Маршалла». Однако,в конце концов боязнь самим попасть под американское влияние и утратить завоёванные в ходе войны позиции в Восточной Европе возобладали и СССР отказался от участия в программе. Более того, «план Маршалла» стал восприниматься как антисоветская акция, направленная на сколачивание враждебного СССР империалистического западноевропейского блока и экономическую экспансию в интересах монополий американских монополий. Советские пропагандисты и их зарубежные единомышленники предсказывали, что в результате осуществления «плана Маршалла» страны Европы ничего не выиграют, а лишь попадут в экономическую кабалу к крупнейшим монополиям США. Жизнь, однако, показала ошибочность подобных взглядов. «План Маршалла» оказался одним из самых успешных экономических планов в истории Европы. В целом, страны, принимавшие участие в «плане Маршалла», смогли расплатиться по внешним долгам, значительно окреп западноевропейский средний класс – гарант политической стабильности и устойчивого экономического развития.В результате уровень социально-экономического развития стран Западной Европы и благосостояния её жителей оказался гораздо выше, чем в странах бывшего советского блока. Это хорошо видно на примере Восточной Германии, более двадцати лет назад объединившейся со своим западным соседом, но всё еще отстающей от него по важнейшим экономическим показателям. Попутно были решены и важные политические задачи – например, было ослаблено влияние СССР и коммунистической идеологии, представлявшей в первый послевоенный период реальную угрозу для внутриполитической стабильности западноевропейских стран и всего цивилизованного мира. Таким образом, с помощью экономической дипломатии Соединённые Штаты сумели достигнуть своих стратегических целей в Европе, одновременно оградив еёот советской экспансии. Большую роль в этом сыгран дополнивший «план Маршалла» в 1951 г. закон «О взаимном обеспечении безопасности», предусматривавший одновременно предоставление и экономической, и военной помощи. «План Маршалла» формально действовал до середины 60-х гг., т.е. до того времени, когда страны, получавшие американскую экономическую помощь, начали переводить свои долларовые резервы в золотой запас или иные активы. Тем не менее, Соединённые Штаты не отказались от политики предоставления финансовой помощи тем странам, которые с экономической точки зрения представляли для них интерес – например, ряду стран Восточной Азии. Особенно это касается Японии, которая без американской помощи никогда бы не вышла на передовые рубежи научно-технического прогресса. Как известно, в настоящее время Япония уже активно теснит США на мировом рынке, и, по ряду прогнозов, к середине XXI века может занять её нынешнее место. Это в значительной степени относится и к Китаю, в экономику которого США также инвестируют значительные средства. Список источников и литературыАллен Дж. План Маршалла. М.,1949. Беневоленский В., Кортунов А. Экономическая взаимозависимость и внешняя политика США // Мировая экономика и международные отношения. 1991. №10. Громыко А.А. Внешняя экспансия капитала. М.,1982. Дементьев Е.В., Олевская Е.М. «План Маршалла»: взгляд из сегодняшней России // Российский экономический журнал. № 8, 1993. С.81-86Ергин Д. Добыча. История борьбы за нефть, деньги и власть. М.,1999. История дипломатии / Под ред. А.А.Громыко. Т.5. М.,1974.Клод А. План Маршалла. М.,1950. Плащинский А. Экономическая дипломатия США. План Маршалла и доктрина Трумэна как элементы одной стратегии // Белорусский журнал международного права. 2003. № 4.Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Ч.1.: Дипломатия — наука и искусство / Дипломатическая академия МИД РФ. М., 2000. С. 122. Правда. 1947. Октябрь. Рыбас С. Громыко. Война, мир и дипломатия. М.,2011. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945—1985). Новое прочтение / Отв. ред. Л. Н. Нежинский. М., 1995. Совещания Коминформа. 1947, 1948, 1949. Документы и материалы. М.,1998. Фурсенко А.А. У истоков «холодной войны» // Вопросы истории. 1983. №3.Шенин С.Ю. Начало «холодной войны»: анатомия «великого переворота» // США – экономика, политика, идеология. 1994. № 12.
1.Аллен Дж. План Маршалла. М.,1949.
2.Беневоленский В., Кортунов А. Экономическая взаимозависимость и внешняя политика США // Мировая экономика и международные отношения. 1991. №10.
3.Громыко А.А. Внешняя экспансия капитала. М.,1982.
4.Дементьев Е.В., Олевская Е.М. «План Маршалла»: взгляд из сегодняшней России // Российский экономический журнал. № 8, 1993. С.81-86
5.Ергин Д. Добыча. История борьбы за нефть, деньги и власть. М.,1999.
6.История дипломатии / Под ред. А.А.Громыко. Т.5. М.,1974.
7.Клод А. План Маршалла. М.,1950.
8.Плащинский А. Экономическая дипломатия США. План Маршалла и доктрина Трумэна как элементы одной стратегии // Белорусский журнал международного права. 2003. № 4.
9.Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Ч.1.: Дипломатия — наука и искусство / Дипломатическая академия МИД РФ. М., 2000. С. 122.
10. Правда. 1947. Октябрь.
11. Рыбас С. Громыко. Война, мир и дипломатия. М.,2011.
12.Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945—1985). Новое прочтение / Отв. ред. Л. Н. Нежинский. М., 1995.
13. Совещания Коминформа. 1947, 1948, 1949. Документы и материалы. М.,1998.
14. Фурсенко А.А. У истоков «холодной войны» // Вопросы истории. 1983. №3.
15. Шенин С.Ю. Начало «холодной войны»: анатомия «великого переворота» // США – экономика, политика, идеология. 1994. № 12.
Вопрос-ответ:
Какая политическая и социально-экономическая ситуация сложилась в Европе после Второй мировой войны?
После Второй мировой войны Европа оказалась разрушенной и обветшалой. Социально-экономическое положение стран было крайне сложным, с высокой безработицей и голодом. Политически же, в Европе сразу же после войны началась холодная война между СССР и Западом, что приводило к напряженным отношениям и конфликтам.
Какие особенности были в дипломатической борьбе при разработке "плана Маршалла"?
При разработке "плана Маршалла" была ожесточенная дипломатическая борьба между США и СССР. СССР пытался противостоять плану, предлагая свои условия и пытаясь установить контроль над получаемой помощью. В результате СССР и его социалистические союзники отказались принимать помощь от Маршалла, что привело к делению Европы на две части.
Как проходила реализация "плана Маршалла" и какие последствия она имела?
Реализация "плана Маршалла" началась в 1948 году. США предоставили финансовую помощь странам Европы, разрушенным войной, с целью восстановления их экономики. Благодаря плану, экономическое положение стран Европы значительно улучшилось, произошел экономический рост и снижение безработицы. Более того, реализация плана имела важные политические последствия, так как помогла укрепить позиции США и западных демократий, а также сковала отношения между СССР и его социалистическими союзниками.
Как проявлялась дипломатическая борьба вокруг реализации "плана Маршалла"?
В ходе реализации "плана Маршалла" СССР и его союзники пытались противостоять и контролировать получение помощи. Они создали Коминформ, организацию, направленную против влияния Запада. Кроме того, СССР и его союзники активно использовали свои дипломатические и политические ресурсы для противодействия плану и своим собственным целям.
Какая политическая и социально-экономическая ситуация сложилась в Европе после Второй мировой войны?
После Второй мировой войны Европа оказалась разрушенной и экономически обессиленной. Большинство стран столкнулись с огромными разрушениями как населенных пунктов, так и промышленной инфраструктуры. К тому же, послевоенная Европа также столкнулась социальными и политическими проблемами, такими как разрушенные государственные институты, массовое безработице и демографические проблемы.
Какие особенности были связаны с дипломатической борьбой в ходе разработки «плана Маршалла»?
Дипломатическая борьба ведомая в ходе разработки «плана Маршалла» была довольно сложной и напряженной. США сталкивались с некоторым сопротивлением со стороны СССР, которая не хотела, чтобы Западная Европа оказалась под влиянием Соединенных Штатов. СССР предпринимала попытки создать альтернативную программу восстановления, но в итоге большинство стран Западной Европы приняли предложение Маршалла и отказалось от советской помощи.
Что можно рассказать о реализации и последствиях «плана Маршалла»?
Реализация «плана Маршалла» привела к значительной экономической помощи Западной Европе со стороны США. Эта помощь позволила быстро восстановить экономику региона и укрепить демократические институты. Последствия этой программы были также многообразными. Она способствовала развитию торговых отношений между США и Европой, смягчила уровень безработицы и позволила укрепить единство Западной Европы.
Как проявлялась дипломатическая борьба вокруг реализации «плана Маршалла»?
Дипломатическая борьба вокруг реализации «плана Маршалла» проявлялась в противостоянии США и СССР на политическом и экономическом уровне. СССР и его последователи использовали различные методы, чтобы ослабить влияние США и подорвать доверие к программе. Например, они проводили антиамериканские кампании, контролировали информационный поток и создавали собственные альтернативные программы развития.
Какая была политическая и социально-экономическая ситуация в Европе после Второй мировой войны?
После Второй мировой войны Европа оказалась разрушенной и истощенной. Взрывы, бомбардировки и бои привели к огромным разрушениям как в городах, так и в сельской местности. Миллионы людей остались без крова и работы. Экономика была разорена, производственные мощности были уничтожены, а сельское хозяйство было серьезно пострадало. Ситуация была также усложнена переселенцами, беженцами и вынужденными переселенцами, которые стремились вернуться в свои родные страны. Все это создало огромные вызовы для Европы, а власти и народы стран занимались восстановлением и перестройкой.
Какие особенности были в дипломатической борьбе в ходе разработки «плана Маршалла»?
В ходе разработки «плана Маршалла» была ожесточенная дипломатическая борьба. Некоторые страны, особенно СССР, отказывались участвовать в плане и видели его как попытку США установить своё господство над Европой. Союзники США, в свою очередь, активно дипломатически убеждали страны Европы принять помощь и стать частью «плана Маршалла». Дипломатические переговоры проходили на разных уровнях - от международных конференций до индивидуальных встреч представителей стран. Эта борьба стала одной из ключевых черезвычайно важных для определения будущего Европы после войны.
Какие исторические последствия произошли в результате реализации «плана Маршалла»?
Реализация «плана Маршалла» имела глубокие исторические последствия. Благодаря помощи США, Европа смогла восстановить свою экономику и стать процветающим регионом. Это способствовало укреплению демократии и созданию мирных отношений между странами. «План Маршалла» также имел геополитическое значение, поскольку помогал США укрепить свою позицию в Европе и сдерживать расширение коммунизма. Кроме того, «план Маршалла» послужил основой для создания Европейского союза - организации, объединяющей страны Европы в экономическом и политическом сотрудничестве.