Особенности социальных проектов для людей с ограниченными возможностями
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 15.06.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Технология социального проектирования
1.1. Понятие проектирование
1.2. Процесс социального проектирования
1.3. Особенности и методы социального проектирования в регионе
Глава 2.Разработка социального проекта для детей с нарушением развития
Заключение
Список литературы
По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития[7].Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства (Ш.А.Амонашвили,1984).В связи с возросшим количеством детей, имеющих ЗПР, много споров в педагогической практике идёт вокруг проблемы целесообразности их обучения, а, следовательно, и успешности адаптации в массовой школе.Так как проблема адаптации младших школьников, имеющих ЗПР, в научной литературе не рассматривается, то и методик диагностики уровня их адаптированности к школе не выработано. Следовательно, существует и проблема.Проект направлен на решение социальной проблемы. Сейчас перед нами остро стоит проблема социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в обществе.Поэтому особенно важно проводить с детьми мероприятия, направленные на умение находится в коллективе. Цель социального проекта «Мы разные, но мы вместе»: привлечение внимания школьников, других участников образовательного процесса, к актуальным социальным проблемам, в частности, в необходимости толерантного поведения и общения с обучающимися с особыми образовательными потребностями.Гипотеза – социальная адаптация детей с ЗПР к условиям начальной школы и позитивное общественное мнение об обучающихся с особыми образовательными потребностями будут иметь больший успех и обеспечит навыки толерантного поведения,если будут выполнены следующие условия:- учтены особенности психофизического развития детей с ЗПР;- разработан планмероприятий проекта, подготовлены конспекты занятий, встреч на основе плана; - проведена поэтапная работа над проектом;- учтены индивидуальные возможности учащихся.Задачи социального проекта «Мы разные, но мы вместе»:- создать условия для социальной адаптации детей с ЗПР к условиям начальной школы;- формировать позитивное общественное мнение в социуме об обучающихся с особыми образовательными потребностями;- создать условия для совместного участия взрослых и подростков в общественно – значимой деятельности;- повышать общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;- формировать социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе;- совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.);- закреплять навыки коллективной работы.Дляпроверки гипотезы и решения поставленных задач в проекте, использовались следующие методы: - теоретические: изучение и анализ психолого – педагогической литературы, изучение и анализ практического опыта отечественных и зарубежных специалистов;- эмпирические: анкетирование, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ результатов деятельности, сравнительный анализ полученных данных; - дескриптивные: описание результатов проекта, полученных данных, их графическая интерпретация и анализ, обобщение социального проекта.1. Этапы реализации проекта1.Подготовительный этап.• Детальная разработка основных положений проекта.• Подготовка коллектива учащихся к реализации проекта.• Консультация педагогов – организаторов, руководителей.• Проведение рекламно – информационной работы со школьниками с целью формирования количественно – качественного состава участников проекта.• Проведение организационного периода с целью выявления творческого потенциала участников проекта.2.Этап реализации.• Включение участников в различные формы социально значимой деятельности.• Проведение мероприятий по организации социального и коллективного планирования.3.Заключительный этап.• Сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с участниками в ходе проведения проекта.• Итоговая диагностика, обобщение опыта.• Выпуск методических материалов проекта.• Планирование работы по дальнейшему совершенствованию проекта.2. Программа реализации проекта№Этапы и их срокиСодержаниедеятельностиПрогнозируемые результатыОтветственные1Первый этап –Подготовительный(сроки)•Изучение психолого - педагогической, социологической и методической литературы по теме проекта. • Определение, исходя из этих условий, и обоснование направленности, а также содержания образовательного процесса. •Мотивация участников социально - педагогического эксперимента. •Развитие рефлексивной позиции у педагогов.•Критический анализ научной литературы по проблеме эксперимента. •Уточненный план Проекта. •Документальное оформление деятельности соц. проекта. •Педагогическая концепция развития воспитательной системы учреждения. •План формирования гражданско - правового воспитывающего пространства.• Теоретическая, методическая и практическая готовность педагогов, участвующих в проекте.2Второй этап –реализации(сроки)•Выработка критериев, отбор содержания и форм деятельности воспитательного коллектива учреждения. Разработка адекватных поставленным целям педагогических и социально-психологических технологий. • Построение образовательной программы учреждения как современной формы социального заказа.•Организация текущей и итоговой рефлексии субъектов образовательной деятельности. • Осуществление опытно-экспериментальной и диагностической работы. •Проведение экспериментальной проверки эффективности работы. •Гуманизация в ОУ всего образовательного процесса. •Осознанное освоение и принятие детьми основных демократических ценностей. •Формирование школьного педагогического сообщества - наиболее высокой формы самоорганизации воспитательного коллектива. •Создание социально-педагогических технологий социализации личности. Критериальная система оценки деятельности участников учебно - воспитательного процесса. •Накопление детьми достаточного объема реального личного жизненного опыта, необходимого для их эффективной социальной адаптации. 3Третий этап – Обобщающийвнедренческий (сроки)•Уточнение, анализ и обобщение результатов проведенного исследования. • Обобщенные результаты реализации разработанной программы эксперимента. • Корректировка апробированных социально-педагогических технологий. •Разработка методик и рекомендаций по формированию в образовательном учреждении определенных условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности.•Проведение семинаров, научно-практических конференций для учителей города и района. •Подготовка статей в педагогические и социологические журналы. • Подготовка монографического издания. • Практические рекомендаций по организации различных видов организационной, педагогической и управленческой деятельности, направленной на проектирование и становление в образовательном учреждении действующей модели.• Сборник научно-методических материалов по проблеме эксперимента. • Публикации в педагогических и социологических журналах. • Издание монографии. 3.Предполагаемые методы и способы решения проблемы экспериментаДля решения намеченных задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы: • анализ философской, психолого-педагогической, социологической и методической литературы; • анализ образовательных технологий, учебных программ и планов, учебных пособий; • педагогическое наблюдение; • анкетирование, интервьюирование; • моделирование педагогической деятельности; статистические методы обработки полученных результатов и др.4. Формы работы- Деятельностные акции: «Новогодний подарок от Деда Мороза», «Игрушка на елку».- Классные часы, занятия: «Уроки толерантности», «Театральный кружок», «Поделись своим секретом», «Танцевальный кружок «Каблучок», «Художественные занятия»- Мероприятия: «Дед Мороз и Снегурочка для всех!» - новогодний музыкальный спектакль «Веселые старты» - спортивные состязания.- Конкурсы рисунков и поделок: «Открытка для Деда Мороза», «Новогодняя Игрушка».Предположительным выходом из данной ситуации является личностное саморазвитие, преодоление собственных ограничений и страхов. Для решения данных проблем нами была предложена и реализуется на практике система кружковых занятий.Ожидаемые результаты1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.2. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в школе. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры школьников.3. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.4. Изменение общественного мнения, увеличения числа учащихся, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации.ЗаключениеРазнообразие умений разработчиков проекта добиваться соответствия проекта реальности, многообразие способов реализации проекта, способность инициаторов проекта включать в проектирование и реализацию проекта новых участников, вдохновлять людей, развивать их инициативу и активность, как и богатство самих проектов, уровень их разработки, степень их эффективности, их реализации, а в утопиях степень их воздействия на людей составляют культуру проектирования.Это понятие следует отличать от понятия проектной культуры, как целостной характеристики современной культуры человечества, ориентированной на постоянную смену одних новаций другими, — в отличие от канонической культуры прошлых веков, равнявшейся на образцы прошлого. В данной работе речь идет о культуре непосредственных процессов проектирования.В этом случае качество проектов характеризует высоту культуры проектирования. Но качество проекта состоит не только в степени его соответствия реальности, целям его разработки, возможностям его реализации, но, в первую очередь, в соответствии потребностям общества, класса, группы-заказчика; а в социальном проекте его качество характеризуется также степенью его поддержки массами.Проектная культура включает в себя, таким образом, проектные процедуры — операции проектирования, а также способы пропаганды проектов, продуманность проектов к их содержанию и осуществлению, соответствие времени их осуществления потребностям общества, понимание обществом необходимости проекта.Культура проектирования включает в себя и идеологию проектирования, формирующиеся ценности общества, связанные с проектной деятельностью. Ибо в проекте реализуются ценности авторов, заказчиков, потребителей проекта (все это может совпасть в одном субъекте — группе лиц, классе и т. д.).Культура проектирования включает в себя и степень познания сущности, особенностей исходных и проектируемых артефактов, законов их развития, их сложившихся или проектируемых образцов и, в том числе, образцов проектной деятельности, а также точки зрения инстанций, согласующих разные моменты проектирования и способность согласования разных позиций.Нами предложен проект , который направлен на решение социальной проблемы. Сейчас перед нами остро стоит проблема социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в обществе.Поэтому особенно важно проводить с детьми мероприятия, направленные на умение находится в коллективе. Цель социального проекта «Мы разные, но мы вместе»: привлечение внимания школьников, других участников образовательного процесса, к актуальным социальным проблемам, в частности, в необходимости толерантного поведения и общения с обучающимися с особыми образовательными потребностями.Обоснование социальной значимости проекта: для того, чтобы привлечь внимание школьников, других участников образовательного процесса, к актуальным социальным проблемам, в частности, в необходимости толерантного поведения и общения с обучающимися с особыми образовательными потребностями, необходимы усилия педагогических работников, органов власти, родителей, но в первую очередь самих учащихся, так как они являются наиболее активной и динамичной группой, обладающей собственными склонностями и интересами, своими взглядами на жизнь и собственное будущее. К сожалению, большинство учащихся школы остается пассивной, ошибочно считая, что не в состояние привнести позитивные изменения в жизнь.Список литературыКурбатов В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие. — Ростов-н/ Д : Феникс, 2001.Курбатов, В. И. 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы: учеб. пособие / В. И. Курбатов. - М. : КНОРУС, 2010.Луков В. А. Социальное проектирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350500- Социальная работа. — Москва: Московский гуманитарный унт: Флинта, 2010.Мазур, И. И. Управление проектами: учеб. пособие: рекомендовано М- вом образования / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге ; ред. И. И. Мазур. - 4-е изд., стер. . - М. : Омега-Л, 2007.Михеева, Н. А. Социокультурное проектирование: учеб. пособие : рекомендовано УМО / Н. А. Михеева ; С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2008.Павленок П.Д. Теория, история, методика социальной работы. Избранные работы: учебное пособие. М., 2010.Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие для студентов. М.: Высший центр «Академия», 2003.ДополнительнаяЗотов В. В., Блинков Ю. А. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие для студентов специальности 040101 - Социальная работа. — Курск: Изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2009.Макашева, З. М. Социальный менеджмент: учебник / И. О. Калашникова. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2002.Машевская С. М. Социально-педагогическое проектирование: учебно- методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050711.65 Социальная педагогика. Шуя: ГОУ ВПО "ШГПУ", 2011.Социальное проектирование как средство развития активной гражданской позиции молодежи: методическое пособие / Авт.-сост. З. М. Молчанова, Н. В. Разваляева, А. А. Тимченко. —М., Москва: Глобус, 2009.Учебное пособие по разработке и реализации социальных проектов (для практиков и тренеров) / Под ред. А. Кочинева, Т. Саксина. — М.: Фонд социального развития и охраны здоровья «Фокус-Медиа», 2007.-196 с.Черкашина Т.Ю. Оценка социальных проектов и программ: учебно- методическое пособие. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2009.
2.Курбатов, В. И. 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы: учеб. пособие / В. И. Курбатов. - М. : КНОРУС, 2010.
3.Луков В. А. Социальное проектирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350500- Социальная работа. — Москва: Московский гуманитарный ун-т: Флинта, 2010.
4.Мазур, И. И. Управление проектами: учеб. пособие: рекомендовано М- вом образования / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге ; ред. И. И. Мазур. - 4-е изд., стер. . - М. : Омега-Л, 2007.
5.Михеева, Н. А. Социокультурное проектирование: учеб. пособие : рекомендовано УМО / Н. А. Михеева ; С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики. - СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2008.
6.Павленок П.Д. Теория, история, методика социальной работы. Избранные работы: учебное пособие. М., 2010.
7.Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие для студентов. М.: Высший центр «Академия», 2003.
8.Дополнительная
9.Зотов В. В., Блинков Ю. А. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие для студентов специальности 040101 - Социальная работа. — Курск: Изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2009.
10.Макашева, З. М. Социальный менеджмент: учебник / И. О. Калашникова. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2002.
11.Машевская С. М. Социально-педагогическое проектирование: учебно- методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050711.65 Социальная педагогика. Шуя: ГОУ ВПО "ШГПУ", 2011.
12.Социальное проектирование как средство развития активной гражданской позиции молодежи: методическое пособие / Авт.-сост. З. М. Молчанова, Н. В. Разваляева, А. А. Тимченко. —М., Москва: Глобус, 2009.
13.Учебное пособие по разработке и реализации социальных проектов (для практиков и тренеров) / Под ред. А. Кочинева, Т. Саксина. — М.: Фонд социального развития и охраны здоровья «Фокус-Медиа», 2007.-196 с.
14.Черкашина Т.Ю. Оценка социальных проектов и программ: учебно- методическое пособие. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2009.
Вопрос-ответ:
Что такое социальное проектирование?
Социальное проектирование - это процесс разработки и реализации социальных проектов, направленных на решение конкретных социальных проблем людей, в том числе людей с ограниченными возможностями. Оно включает в себя анализ существующих проблем, постановку целей и задач проекта, разработку стратегии и планов действий, а также оценку и контроль результатов.
Какие особенности и методы социального проектирования применяются в регионе?
В региональном социальном проектировании учитываются специфические особенности региона, его социальные проблемы и потребности. К методам социального проектирования в регионе относятся проведение социологических исследований, анализ данных, участие заинтересованных сторон, разработка инновационных подходов и сотрудничество с государственными и общественными организациями.
Какие трудности возникают у младших школьников в адаптации к школьному обучению?
Младшие школьники могут столкнуться с различными трудностями в адаптации к школе, такими как сложности с учебным материалом, проблемы в социальном взаимодействии с одноклассниками, стресс и тревожность, непонимание правил и требований и т.д. По оценкам исследователей, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения.
Что такое процесс социального проектирования?
Процесс социального проектирования - это последовательность этапов и действий, направленных на разработку и реализацию социального проекта. Он включает в себя анализ ситуации, определение проблем и потребностей, постановку целей и задач проекта, выбор методов и инструментов, разработку планов действий, реализацию проекта, оценку результатов и коррекцию дальнейших действий.
Как разрабатывается социальный проект для детей с нарушением развития?
Разработка социального проекта для детей с нарушением развития требует учета их специфических потребностей и возможностей. В процессе разработки проекта проводится анализ существующих проблем, определяются цели и задачи, разрабатывается стратегия и план действий, выбираются соответствующие методы и инструменты, проводится оценка результатов и коррекция проекта.
Что такое социальное проектирование?
Социальное проектирование - это методология, которая позволяет создать и реализовать проекты, направленные на решение социальных проблем и улучшение качества жизни людей. Основной целью социального проектирования является создание устойчивых и эффективных социальных программ и инициатив.
Каковы особенности и методы социального проектирования в регионе?
В каждом регионе могут быть свои особенности и методы социального проектирования. Это связано с учетом местных потребностей, культурных особенностей и доступности ресурсов. Например, в некоторых регионах акцент может быть сделан на развитие сельской местности, в других - на поддержку молодежи. Методы социального проектирования включают в себя анализ потребностей, привлечение заинтересованных сторон, разработку и реализацию программ и оценку их эффективности.
Какие проблемы младших школьников могут возникнуть при адаптации к условиям школьного обучения?
У младших школьников могут возникнуть различные проблемы при адаптации к школьной жизни. Это могут быть трудности в общении с другими детьми, плохая успеваемость, повышенная тревожность, проблемы с концентрацией внимания и др. Особые трудности могут возникнуть у детей с нарушением развития, которые нуждаются в дополнительной поддержке и специальных условиях обучения.