кластерная политика россии
Заказать уникальное эссе- 16 16 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 19.06.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основной целью кластерных инициатив становится формирование коммуникативных сетевых связей между научной и студенческой средой, предпринимательским сектором и государственными учреждениями для того, чтобы активизировать практику внедрения новшеств — как управленческих, так и производственно-технических, и чтобы в ходе исполнения государственных решений учитывались с интересы всех участников кластерной инициативы.
4. Развитие существующих и создание новых территориально-производственных комплексов на основе использования эффекта размещения, концентрации, комбинирования и кооперирования в сырьевых отраслях и в основном в районах нового освоения должно быть отдельным направлением государственной политики по диверсификации экономики и углублению степени переработки сырья. При этом наиболее приемлемым инструментом реализации этой политики является государственно-частное партнерство, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Пример создания ТПК в настоящее время — ТПК «Нижнее Приангарье», обсуждения необходимости развития которого и разработка программ велись с 1950-х гг.
Разграничение полномочий между уровнями государственной власти при реализации кластерной политики необходимо сделать согласно географическому масштабу соответствующей формы организации производства:
реализация программ по развитию внепространственных кластеров — федеральные органы государственной власти;
развитие существующих и создание новых территориально-производственных комплексов — федеральные органы государственной власти (разработка стратегии развития ТПК и софинансирование проектов) и региональные органы государственной власти (разработка и сопровождение отдельных проектов, софинансирование);
стимулирование развития пространственных кластеров — региональные органы власти и органы местного самоуправления;
формирование и развитие кластерных инициатив — в основном, органы местного самоуправления.
В целом политика по стимулированию развития внепространственных кластеров и созданию территориально-производственных комплексов осуществляется по отношению к отраслям экономики, ориентированным в основном на производителя, а кластерная политика по стимулированию пространственных кластеров и развитию кластерных инициатив — по отношению к отраслям промышленности, ориентированных на потребителя, и отраслям сферы услуг.
Таким образом, компетентное проведение кластерной политики через стимулирование развития форм территориальной организации производства будет способствовать диверсификации и сбалансированному развитию хозяйства страны и повышению жизненного уровня населения. Но успех в реализации кластерной политики возможно достичь только за счет хорошей координации действий и осознания необходимости постоянно повышать свою конкурентоспособность как со стороны органов государственных власти, так и бизнеса, образовательных и научных учреждений.
Список использованной литературы
«Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» (утвержденные Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19);
«Соглашение о сотрудничестве между Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Министерством экономического развития Российской Федерации, Государственной корпорацией «банк развития и внешнеэкономической деятельности» и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» / URL: http://mpt.volganet.ru/export/sites/tsl/folder_15/folder_15_5/doc/Chetyrehstoronee_Soglashenie_Klastery.pdf
Греф Г.О. О развитии малого предпринимательства и мерах его государственной поддержки. Доклад на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, 5 июня 2007.
Ефремов А.Л. Кластерная политика как инструмент формирования инновационной экономики // Правовые проблемы научного прогресса: Материалы заседаний Международной школы молодых ученых-юристов. Москва, 28-30 мая 2009 г.. - М.: Юриспруденция, 2010. - С. 67-72.
Кластерная политика. Министерство промышленности и торговли. Официальный портал / URL: http://mpt.volganet.ru/folder_15/folder_15_5/
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Правительство РФ, Распоряжение от 17 ноября 2008 г. № 1662-р., 2008.- 123 с.
Круглый стол «Инвестиционные проекты Нижнего Приангарья: путь к инновационной или сырьевой модели развития?». Красноярск, 28 ноября 2011 г. / URL: http://npriangarie.ru/event/ks2011/
Пилипенко И.В. Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов. // VIII Сократические чтения «Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России». / Сборник докладов под ред. В.А. Шупера. – М.: Эслан, 2011. – С. 177-211.
Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России. // Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов». М., 2008. 34 с.
Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. М.: Деловая литература, 2007.— 352 с.
Чайникова Л. Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография [Электронный ресурс].- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2008.- 148 с. / URL: http://www/tstu.ru/education/elib/pdf/2008/chainikova-a.pdf
Кластерная политика. Министерство промышленности и торговли. Официальный портал / URL: http://mpt.volganet.ru/folder_15/folder_15_5/; «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» (утвержденные Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19); «Соглашение о сотрудничестве между Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Министерством экономического развития Российской Федерации, Государственной корпорацией «банк развития и внешнеэкономической деятельности» и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» / URL: http://mpt.volganet.ru/export/sites/tsl/folder_15/folder_15_5/doc/Chetyrehstoronee_Soglashenie_Klastery.pdf
Ефремов А.Л. Кластерная политика как инструмент формирования инновационной экономики // Правовые проблемы научного прогресса: Материалы заседаний Международной школы молодых ученых-юристов. Москва, 28-30 мая 2009 г.. - М.: Юриспруденция, 2010. С. 67-68.
Чайникова Л. Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография [Электронный ресурс].- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2008.- 148 с. / URL: http://www/tstu.ru/education/elib/pdf/2008/chainikova-a.pdf
Там же. С. 69.
Там же. С. 70.
Там же. С. 5-6.
Греф Г.О. От макроэкономической стабильности к инвестиционному росту. // Экономическая политика, №4, декабрь 2006. С. 5-18.
Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России. // Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов». М., 2008. С. 1-34.
Например, Курская магнитная аномалия, Тимано-Печорский, Северо-Тюменский, Норильский, Средне-Обский, Кузбасский, Саянский, Красноярский, Иркутско-Черемховский, Братско-Усть-Илимский, Южно-Якутский и Западно-Якуюкий ТПК.
Выделяют две большие группы форм организации производства по их генезису: (1} образующиеся самостоятельно (промышленные районы и кластеры различных типов); (2) создаваемые искусственно органами государственной власти (технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, территориально-производственные комплексы). Поэтому государство не может создавать кластеры и промышленные районы «с нуля», необходимо стимулировать развития уже существующих или потенциальных кластеров. В то же время формы организации производства второй группы государству необходимо создавать «с нуля».
Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. М.: Деловая литература, 2007.— 352 с.
Пилипенко И.В. Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов. // VIII Сократические чтения «Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России». / Сборник докладов под ред. В.А. Шупера. – М.: Эслан, 2011. – С. 177-211.
Круглый стол «Инвестиционные проекты Нижнего Приангарья: путь к инновационной или сырьевой модели развития?». Красноярск, 28 ноября 2011 г. / URL: http://npriangarie.ru/event/ks2011/
Пилипенко И.В. Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов. // VIII Сократические чтения «Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России». / Сборник докладов под ред. В.А. Шупера. – М.: Эслан, 2011. – С. 177-211.
14
1.«Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» (утвержденные Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19);
2.«Соглашение о сотрудничестве между Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Министерством экономического развития Российской Федерации, Государственной корпорацией «банк развития и внешнеэкономической деятельности» и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» / URL: http://mpt.volganet.ru/export/sites/tsl/folder_15/folder_15_5/doc/Chetyrehstoronee_Soglashenie_Klastery.pdf
3.Греф Г.О. О развитии малого предпринимательства и мерах его государственной поддержки. Доклад на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, 5 июня 2007.
4.Ефремов А.Л. Кластерная политика как инструмент формирования инновационной экономики // Правовые проблемы научного прогресса: Материалы заседаний Международной школы молодых ученых-юристов. Москва, 28-30 мая 2009 г.. - М.: Юриспруденция, 2010. - С. 67-72.
5.Кластерная политика. Министерство промышленности и торговли. Официальный портал / URL: http://mpt.volganet.ru/folder_15/folder_15_5/
6.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Правительство РФ, Распоряжение от 17 ноября 2008 г. № 1662-р., 2008.- 123 с.
7.Круглый стол «Инвестиционные проекты Нижнего Приангарья: путь к инновационной или сырьевой модели развития?». Красноярск, 28 ноября 2011 г. / URL: http://npriangarie.ru/event/ks2011/
8.Пилипенко И.В. Кластерная политика в России: возможности реализации и конкурентоспособность регионов. // VIII Сократические чтения «Постиндустриальная трансформация старопромышленных районов России». / Сборник докладов под ред. В.А. Шупера. – М.: Эслан, 2011. – С. 177-211.
9.Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России. // Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов». М., 2008. 34 с.
10. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. М.: Деловая литература, 2007.— 352 с.
11. Чайникова Л. Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография [Электронный ресурс].- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2008.- 148 с. / URL: http://www/tstu.ru/education/elib/pdf/2008/chainikova-a.pdf
Кластерной политики Европейского Союза
Кластерной политики европейского союза
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.Сектор дифференциация кластеров
.Институциализация развитие кластеров
ВЫВОДЫ
ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Тема диссертации "Кластерная политика Европейского Союза" по предмету "Мировая экономика".
Усиление конкуренции в глобальной экономической среде всегда подталкивало основных игроков на международном рынке, поиск новых, оптимальных форм продуцирования и реализации товаров и услуг, которые в последние десятилетия стали технологические парки, технополисы, иннотехи, технозоны, кластеры. В них сосредоточилась большая часть венчурного капитала, который обеспечил финансирование так называемой новейшей экономики (био - нанотехнологий, генной инженерии, производства сканирующих систем). Самой распространенной в мире формой концентрации инноваций стали кластеров, который открыл новые возможности для развития традиционных и новейших отраслей национальной экономики.
Чрезвычайная популярность кластеров в США, Японии и Европе (в Италии и Франции называются фильерами) способствовали росту конкуренции между ТНК, защита позиций малых и средних предприятий и многочисленных научных открытий. Учитывались также налоговые льготы для внедрения инноваций, политика поощрения создания новых рабочих мест, уровень развития инфраструктуры. В рамках Европейского Союза как интеграционного сообщества, чрезвычайно важным становится мишенью реализации политики кластера, которые должны иметь эффективные инструменты и механизмы реализации и, в конечном счете, способствовало повышению конкурентоспособности европейской экономики.
Мы пытаемся определить сущность и особенности кластерной политики ЕС в трансформации изменения в ее горизонтальных и секторальных приоритетов. Эволюция категориального и методологического аппаратов в теории кластеров началась в XIX веке с описанных А. Маршалл преимущества создания агломерации экономической деятельности с учетом определенной специализации, и наличие квалифицированной рабочей силы. Спекания идеи были поддержаны в веке XX-го века. Шумпетером, выдвинувшим идею &';сгустки&';, или кластеризации, промышленности. В дальнейшем был не только изысканным эту теорию, но и предложена модель ее дифференциации; она обосновывала идеи региональной концентрации, которая ограничилась на формирование зон экономического роста. Со временем, уже на рубеже нового тысячелетия, начали выделять национальных и региональных инновационных систем, творческих областей и др. Важный вклад в новое понимание кластеров внесли известные западные исследователи J. Harrison, P. Сабела и М. Портер.