Городская реформа Екатерины II (1785г.)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 32 32 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 03.06.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ГЕНЕЗИС МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
2. СУЩНОСТЬ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОРОДСКОЙ РЕФОРМЫ 1785 г.
2.1. Структура городских учреждений согласно «Жалованной грамоте городам»
2.2. Функции и полномочия органов городского управления
2.3. Практическая реализация Городового положения 1785 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

При анализе этого документа выяснилось, что в Иркутске ни по каким доходным статьям Городового Положения 1785 г., кроме однопроцентного отчисления от питейной продажи, штрафных денег, выморочных имений и устроенных по приказу наместника рыбных лавок, не было именно из-за того, что план города не был утвержден.
Среди архивных документов есть отчет о приходах Иркутской градской думы за 1787-1788 гг. Доходы Иркутска составили 2312 руб. 18 коп. Львиную долю доходов составил питейный сбор с 21 сентября 1785 г. по 22 мая 1788 г. в размере 2011 руб. 83 коп., остальная часть - это выморочные имения, штрафные деньги и доходы с устроенных рыбных лавок. Необходимо обратить внимание, что сумма питейного сбора в 2011 руб. 83 коп. была собрана за 2,5 года с начала действия Жалованной грамоты городам. В среднем питейный сбор в Иркутске за год составлял 700-800 руб., питейный же сбор в Москве составлял от 7 000 до 11 000 руб. в год, т. е. в 13 раз был больше.
Кроме этого, в Москве получила развитие статья доходов от хозяйственной эксплуатации оброчных статей, если в 1787 г. она составила 484 руб., то в 1788 г. уже 937 руб., т. е. увеличилась в 2 раза. Поскольку думы были ограничены в расходах, поступающих в бюджет средств, то к концу года какая-то часть оставалась неизрасходованной.
Вмешательство губернаторов в распоряжении городскими доходами лишало думу всякой инициативы, и поэтому к концу года оставались не истраченными городские средства. Итак, доходы Московской градской думы намного превышали доходы Иркутской, только питейный доход был в 13 раз больше. Также в Москве стала развиваться хозяйственная эксплуатация оброчных статей. Не последнюю роль сыграли сами гласные Московской думы, которые увеличивали городской бюджет за счет вложения неистраченных в течение года средств в банк под проценты. Более того, в Москве доходы не превышали расходов.
Расходы Иркутской градской думы превышали ее доходы. Иркутский наместник определял, на что должны быть потрачены городские средства, поступавшие из казны. Содержание городских учреждений – городового магистрата и городской думы осуществлялось по общественному приговору сборами с купцов, мещан и цеховых, и составляло самый большой расход в городской смете. Подобная картина наблюдалась в большинстве городов Российской империи. В виду недостаточного развития хозяйственных городских предприятий городская касса поддерживалась с одной стороны отчислениями в пользу города некоторых казенных сумм, а с другой – самообложением градского общества.
Таким образом, самообложение играло важную роль в системе городского хозяйства того времени. Следует отметить, что только к середине XIX в. самообложение превратилось в оценочный сбор, взимаемый с недвижимого имущества горожан, а доходы от городских предприятий, стали составлять большую часть бюджета в начале XX в., с развитием в городах коммунального хозяйства.
В истории городского развития четко прослеживается роль личности. Например, в ряде городов европейской России – Костроме, Нерехте, Плесу, Галиче служащие в губернском магистрате и заседатели словесных судов соглашались служить городу безвозмездно из-за недостатка средств. В Омске же в 1820-х гг. купцы и мещане наоборот ходатайствовали о закрытии ратуши, будучи не в состоянии ее содержать. Если московский главнокомандующий предписал Думе тратить питейный доход на городские школы и народные училища, то иркутский наместник приказал перенести рыбные ряди из Гостиного двора и построить общественные хлебные магазины. Иркутское градское общество решило не только школу открыть, согласно Городовому положению 1785 г., но и гильдейцы скинулись на содержание народного училища. Устроенные по приказу Иркутского наместничества рыбные лавки действительно стали приносить городу доход, и уже в 1788 г. было собрано 105 руб. 50 коп. Однако в первой иркутской школе стало учиться 76 детей, а не попало в нее – 198, и средства от однопроцентного отчисления от питейной продажи в бюджете остались. В дальнейшем развитие народного образования в Иркутске осуществлялась силами и средствами купечества и стало одной из особенностей иркутского городского развития.
Большую роль в городском развитии играла личность городского головы, который возглавлял шестигласную думу. Например, в Иркутске первым городским головой Иркутской градской думы был избран Михаил Сибиряков – личность очень неординарная. Во-первых, у него был богатый опыт работы в городских учреждениях. В 1766 г. он был земским старостой, т. е. человеком, который непосредственно сам собирал государственные налоги, передавал их в магистрат, составлял списки населения; в 1777-1780 гг. был в магистрате президентом, т. е. отвечал за хозяйственную деятельность города, сбор налогов и суд.
Необходимо отметить, что его отец Василий Сибиряков тоже имел богатый послужной список. В 1746 г. в кяхтинской таможне был бургомистром, в 1748 г. в иркутском кружечном дворе бургомистр, в 1752 г. в иркутской таможне бургомистр, в 1754 г. в Гостином дворе – староста, в 1760 г. – земский староста. Во-вторых, Михаил Васильевич действительно радел за родной город, тому есть немало свидетельств, в том числе в документах Иркутской градской думы. Например, в июне 1788 г. им было написано от имени Градской думы письмо, в котором М. В. Сибиряков обращал внимание городового магистрата, что «здешнего наместничества чиновникам квартиры отводятся с крайним стеснением хозяев, а мещанин Ланин доведен до того, что вынужден просить разрешения у Думы покинуть свой дом». Иркутская градская дума просила городовой магистрат обратиться к высшему начальству с просьбой о прекращении тягот домовладельцев. На эту просьбу был получен ответ, что «всем тем чинам, которым дозволяется по вышеназванным законам пользоваться отводом квартир, объявить, что в нынешних от общества квартирах дозволяется пробыть один лишь только год, для чего в течение сего времени необходимо заводить свои дома или нанимать оные». Итак, несмотря на то, что новые городские учреждения не получили должного финансирования, они все-таки могли играть важную роль в городском развитии и привлекать внимание властей к проблемам города. Важным было то обстоятельство, как себя позиционировал и какую отводил себе роль городской голова. Если он подходил ответственно к своей деятельности во главе думы, то находились и средства, и возможности.
Таким образом, следует отметить, Екатерина II, учреждая градские думы, предполагала, что финансироваться они будут за счет однопроцентного отчисления от питейных доходов и доходов от развития хозяйственной эксплуатации оброчных городских статей. Город должен был содержать магистраты, школы и другие заведения приказа общественного призрения, а также заниматься городским строительством.
На практике получилось, что в Москве эти условия реализовывались, а в большинстве городов, в том числе и в Иркутске, городские доходы составляли только отчисления от питейной продажи, поэтому в системе городского хозяйства важную роль стало играть самообложение градского общества. Кроме того, градская дума не пользовалась на практике никакой самостоятельностью в распоряжении городскими финансами, всем распоряжались губернаторы, что лишало думу всякой инициативы к расширению и усовершенствованию городского хозяйства.
При сравнении Московской и Иркутской градских дум выяснилось, что в Москве городская реформа Екатерины достигла определенных успехов. В Иркутске же большую роль сыграло самообложение градского общества и личность городского головы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, обзор развития городского самоуправления в XVIII в. показал, что система выборных органов формировалась «сверху», по инициативе верховной власти. Это отличало ее от западноевропейских образцов, равно как и то, что создавалась она в первую очередь для удовлетворения государственных нужд. Для решения же собственно городских вопросов общественные учреждения вплоть до 1785 г. практически не имели реальных полномочий, средств и необходимой самостоятельности.
Тем не менее, правительство нуждалось в четком оформлении сословий как с точки зрения фискальных, так и экономических интересов. Для формирования более зрелого городского сословия Екатерина II ввела в городах принципиально новые органы самоуправления, в первую очередь - городские думы. Их деятельность основывалась на законе, а не на нормах традиционного права. В отличие от предшествующих выборных учреждений они обладали некоторыми властными полномочиями и правом формировать городской бюджет. Новое общественное управление получило достаточно широкую компетенцию. На него возлагалось решение местных задач, с которыми не в состоянии был справиться зачастую неповоротливый и малоэффективный бюрократический аппарат. Чтобы в деятельности городских органов учитывались интересы различных сословий, Городовое положение 1785 г. существенно расширило состав городской общины.
Но, столкнувшись с российской действительностью, законодательство претерпело ряд существенных изменений. Городские думы не стали всесословными. Вместо 6 категорий населения в состав шестигласной думы вошли только мещане, ремесленники и купцы. Предполагаемые законом собрания граждан по 6 разрядам в отдельности и собрание общества градского (купцы 1-2 гильдии) слились воедино. В результате образовалось городское собрание купцов, ремесленников и мещан, заседающее в зависимости от ситуации совместно или раздельно. В большинстве малых и средних российских городов, не была создана общая дума.
Особенности деятельности новых органов городского самоуправления определялись конкретными условиями их существования – экономическим, социальным и административным контекстом, в котором им приходилось действовать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алпатов Ю. Становление городского самоуправления в россии до 1917 года // Lex Russica = Русский закон. – 2007. – Т.LXVI. – №5. – С. 829-846.
Борисов А. Из истории становления городского самоуправления // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2007. – №7. – С. 91-94.
Востриков С. Трансформация местного самоуправления в дооктябрьской России // Россия и современный мир. – 2002. – №4. – С. 171-183.
Городское самоуправление в Иркутске: от Екатерины Великой до Дмитрия Медведева. – Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская, 2008. – 424 с.
Калинин В. Из истории городского самоуправления в России (XVII - начало XX вв.) / Ин-т экономики РАН. Отд. статистики и экон. анализа. – М., 1994. – 92 с.
Куанчалеева Л. Правовые основы городского управления в России на рубеже XVIII-XIX вв. // Актуальные проблемы экономики и права. – 2008. – №3. – С. 78-81.
Лаптева Л., Шутов, А. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – 322 с.
Писарькова Л. Городские реформы в России и Московская Дума / РАН. Ин-т рос. истории. – М., 2010. – 735 с.
Плотникова М. Иркутская градская дума в XVIII В.: замыслы Екатерины II и повседневная деятельность // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. – 2012. – №2-1. – С. 67-71.
Плотникова М. Компаративный анализ Московской и Иркутской градских дум в 1785-1789 гг // Вестник Югорского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 33-38.
Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. Т. 5. – М.: Юридическая литература, 1987. – С. 68-129.
Семенов А. Городское самоуправление провинциальных городов России и задачи имперской модернизации в конце XVIII - начале XX вв / Липец. экол. -гуманит. ин-т. – Липецк, 2005. – 201 с.
Середа Н. Региональная политика Екатерины Великой // Регионология. – 2005. – №1. – С. 198-210.
Середа Н. Российские регионы в политике Екатерины Второй // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. – 2007. – №1. – С. 58-67.
Борисов А. Из истории становления городского самоуправления // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2007. – №7. – С. 91.
Калинин В. Из истории городского самоуправления в России (XVII - начало XX вв.) / Ин-т экономики РАН. Отд. статистики и экон. анализа. – М., 1994. – С. 10.
Лаптева Л., Шутов, А. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – С. 22.
Лаптева Л., Шутов, А. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – С. 25.
Там же. – С. 31.
Писарькова Л. Городские реформы в России и Московская Дума / РАН. Ин-т рос. истории. – М., 2010. – С. 42.
Востриков С. Трансформация местного самоуправления в дооктябрьской России // Россия и современный мир. – 2002. – №4. – С. 172.
Борисов А. Из истории становления городского самоуправления // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2007. – №7. – С. 92.
Куанчалеева Л. Правовые основы городского управления в России на рубеже XVIII-XIX вв. // Актуальные проблемы экономики и права. – 2008. – №3. – С. 80.
Там же.
Писарькова Л. Городские реформы в России и Московская Дума / РАН. Ин-т рос. истории. – М., 2010. – С. 175.
Там же. – С. 177.
Семенов А. Городское самоуправление провинциальных городов России и задачи имперской модернизации в конце XVIII - начале XX вв / Липец. экол. -гуманит. ин-т. – Липецк, 2005. – С. 77.
Середа Н. Региональная политика Екатерины Великой // Регионология. – 2005. – №1. – С. 198.
Там же. – С. 199.
Середа Н. Российские регионы в политике Екатерины Второй // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. – 2007. – №1. – С. 62.
Семенов А. Городское самоуправление провинциальных городов России и задачи имперской модернизации в конце XVIII - начале XX вв / Липец. экол. -гуманит. ин-т. – Липецк, 2005. – С. 76.
Писарькова Л. Городские реформы в России и Московская Дума / РАН. Ин-т рос. истории. – М., 2010. – С. 188.
Там же. – С. 204.
Лаптева Л., Шутов, А. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – С. 144.
Калинин В. Из истории городского самоуправления в России (XVII - начало XX вв.) / Ин-т экономики РАН. Отд. статистики и экон. анализа. – М., 1994. – С. 35.
Алпатов Ю. Становление городского самоуправления в россии до 1917 года // Lex Russica = Русский закон. – 2007. – Т.LXVI. – №5. – С. 835.
Середа Н. Российские регионы в политике Екатерины Второй // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. – 2007. – №1. – С. 60.
Семенов А. Городское самоуправление провинциальных городов России и задачи имперской модернизации в конце XVIII - начале XX вв / Липец. экол. -гуманит. ин-т. – Липецк, 2005. – С. 102.
Там же. – С. 110.
Плотникова М. Иркутская градская дума в XVIII В.: замыслы Екатерины II и повседневная деятельность // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. – 2012. – №2-1. – С. 68.
Плотникова М. Компаративный анализ Московской и Иркутской градских дум в 1785-1789 гг // Вестник Югорского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 34.
Плотникова М. Компаративный анализ Московской и Иркутской градских дум в 1785-1789 гг // Вестник Югорского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 35.
Плотникова М. Компаративный анализ Московской и Иркутской градских дум в 1785-1789 гг // Вестник Югорского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 36.
Писарькова Л. Городские реформы в России и Московская Дума / РАН. Ин-т рос. истории. – М., 2010. – С. 348.
Плотникова М. Иркутская градская дума в XVIII В.: замыслы Екатерины II и повседневная деятельность // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. – 2012. – №2-1. – С. 69.
Плотникова М. Иркутская градская дума в XVIII В.: замыслы Екатерины II и повседневная деятельность // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. – 2012. – №2-1. – С. 69.
Там же. – С. 70.
Там же.
Плотникова М. Компаративный анализ Московской и Иркутской градских дум в 1785-1789 гг // Вестник Югорского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 38.












11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алпатов Ю. Становление городского самоуправления в россии до 1917 года // Lex Russica = Русский закон. – 2007. – Т.LXVI. – №5. – С. 829-846.
2.Борисов А. Из истории становления городского самоуправления // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2007. – №7. – С. 91-94.
3.Востриков С. Трансформация местного самоуправления в дооктябрьской России // Россия и современный мир. – 2002. – №4. – С. 171-183.
4.Городское самоуправление в Иркутске: от Екатерины Великой до Дмитрия Медведева. – Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская, 2008. – 424 с.
5.Калинин В. Из истории городского самоуправления в России (XVII - начало XX вв.) / Ин-т экономики РАН. Отд. статистики и экон. анализа. – М., 1994. – 92 с.
6.Куанчалеева Л. Правовые основы городского управления в России на рубеже XVIII-XIX вв. // Актуальные проблемы экономики и права. – 2008. – №3. – С. 78-81.
7.Лаптева Л., Шутов, А. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – 322 с.
8.Писарькова Л. Городские реформы в России и Московская Дума / РАН. Ин-т рос. истории. – М., 2010. – 735 с.
9.Плотникова М. Иркутская градская дума в XVIII В.: замыслы Екатерины II и повседневная деятельность // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. – 2012. – №2-1. – С. 67-71.
10.Плотникова М. Компаративный анализ Московской и Иркутской градских дум в 1785-1789 гг // Вестник Югорского государственного университета. – 2012. – №1. – С. 33-38.
11.Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. Т. 5. – М.: Юридическая литература, 1987. – С. 68-129.
12.Семенов А. Городское самоуправление провинциальных городов России и задачи имперской модернизации в конце XVIII - начале XX вв / Липец. экол. -гуманит. ин-т. – Липецк, 2005. – 201 с.
13.Середа Н. Региональная политика Екатерины Великой // Регионология. – 2005. – №1. – С. 198-210.
14.Середа Н. Российские регионы в политике Екатерины Второй // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. – 2007. – №1. – С. 58-67.

Вопрос-ответ:

Какие изменения в области самоуправления произошли в России во время городской реформы Екатерины II в 1785 году?

Во время городской реформы Екатерины II в 1785 году произошли значительные изменения в области самоуправления. Была учреждена новая структура городских учреждений согласно Жалованной грамоте городам, которая определила функции и полномочия органов городского управления. Также было реализовано Городовое положение 1785 года, которое включало различные статьи, определявшие доходы городов и порядок их использования.

Какие органы городского управления были учреждены во время городской реформы 1785 года?

Во время городской реформы 1785 года были учреждены следующие органы городского управления: городской приказ, городская дума, городская палата и городские суды. Городской приказ занимался общим управлением города, городская дума принимала участие в управлении финансами и гражданскими делами, городская палата осуществляла контроль за деятельностью городского самоуправления, а городские суды рассматривали гражданские и уголовные дела.

Что входило в функции и полномочия органов городского управления во время городской реформы 1785 года?

Во время городской реформы 1785 года городской приказ был ответственен за общее управление города, занимался контролем за исполнением городских правил и назначением должностных лиц. Городская дума принимала участие в управлении финансами города, устанавливала налоги и сборы, разрабатывала бюджет города. Городская палата осуществляла контроль над деятельностью городского самоуправления, проверяла его финансовую деятельность и соблюдение законов. Городские суды рассматривали гражданские и уголовные дела, осуществляли судебные процессы.

Каков генезис местного самоуправления в России?

Генезис местного самоуправления в России имел свои истоки в древнейших временах. Однако в современном понимании местное самоуправление начало формироваться в XVIII веке, особенно активно развиваясь во времена правления Екатерины II. Реформы и установления, проведенные Екатериной II, определили основные принципы местного самоуправления, которые заложили основу для развития городских учреждений и органов городского управления.

В чем заключается сущность и реализация городской реформы 1785 года?

Сущность и реализация городской реформы 1785 года Екатерины II заключалась в создании единой структуры городских учреждений, которые имели определенные функции и полномочия. Реформа также предусматривала введение новых правил и порядков в городском управлении, а также упорядочивание финансовых и налоговых отношений в городах. Она способствовала укреплению городского самоуправления и содействовала развитию торговли и промышленности в городах.

Каковы основные структура и функции органов городского управления согласно Жалованной грамоте городам?

Согласно Жалованной грамоте городам, основной структурой городского управления являлись городские учреждения: городская дума, городская управа и городская полиция. Городская дума была высшим органом городского самоуправления и состояла из лиц, избиравшихся по сословию. Городская управа занималась решением текущих вопросов города, а городская полиция осуществляла контроль и поддержание общественного порядка.

Как осуществлялась практическая реализация Городового положения 1785 года?

Практическая реализация Городового положения 1785 года происходила путем введения новых правил и порядков в городском управлении, финансовом и налоговом секторе. В своей реализации реформа сталкивалась с разными трудностями и противоречиями, связанными с адаптацией новых правил в существующую систему городского управления. Однако она сыграла значительную роль в росте экономического и социального развития городов, способствуя укреплению городского самоуправления.

Каков генезис местного самоуправления в России?

Генезис местного самоуправления в России связан с развитием городов и населенных пунктов. Вначале города управлялись местными князьями, затем с развитием городской общественности появились городские суды и соборные думы. Однако их полномочия были ограниченными. Первые попытки реформы местного самоуправления были предприняты Екатериной II в 1760-х годах, но наиболее серьезные изменения произошли в результате городской реформы 1785 года.

В чем состояла суть и реализация городской реформы 1785 года?

Городская реформа 1785 года предусматривала перераспределение полномочий и создание новой структуры городского самоуправления. В соответствии с Жалованной грамотой городам были созданы городские учреждения: городские правительства, городские суды и городские исправные комиссии. Городские учреждения получили определенные функции и полномочия в области управления городскими делами, прибыли и внесения налогов. Однако в некоторых городах, как, например, в Иркутске, реализация данного положения была затруднена из-за отсутствия доходных источников.