Человек среди людей.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Обществознание
  • 16 16 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 23.04.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Человек среди людей
Классификации групп
Форма социальной организованности
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда может и должен различать в самосознании, практически без всякой угрозы болезненного раздвоения личности.
Отличие навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) форм социальной организованности очевидно из названия: свободные отношения человек самостоятельно выбирает, в навязанные попадает не по собственной воле.
Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несвободность выбора различает игровую и социальную роль.
Система социальных ролей, типологизирует людей, системой социальных ожиданий выталкивает их в определенные социальные роли: лидера, умник, шут, козел отпущения, дурочка, красотка, недотрога, аутсайдер.
Оптимальная по численности группа должна насчитывать 5, 7, 9 человек. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.
Психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек, а состоящие из 7-8 человек наиболее подвержены конфликтам. Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют 8 социальных ролей, и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня», что и создает конфликтную ситуацию. Руководителю коллектива необходимо хорошо знать такие роли:
- координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;
- генератор идей, стремящийся докопаться до истины; воплотить же свои идеи на практике он не в состоянии;
- энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;
- контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею, он исполнителен, но чаще сторонится людей;
- искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела, может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно пользуется большой популярностью в коллективе;
- исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах;
- работяга, не стремящийся занять чье-либо место;
- шлифовщик необходим, чтобы другие не перешли своих границ.
Успешная работа коллектива зависит не только от состава хороших специалистов справлялся с работой, он должен не только состоять из хороших специалистов — им, как личностям, необходимо в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей следует исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий.
Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем американского врача и философа Дж. Морено. Наиболее типичные статусы: «звезды», «предпочитаемые», «неприняты», «изолированные» (аутсайдеры).
Важным явлением групповой жизни, равно относящимся к процессам интеграции и дифференциации, является лидерство и руководство. Лидерство - это процесс организации и управления малой группой, процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов группы. Лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели. В социально-психологической литературе подчеркивается несколько обстоятельств, характерных для лидерства: во-первых, личность добровольно берет на себя значительную долю ответственности за дела группы; во-вторых, члены группы гласно или негласно поддерживают выдвижение лидера; в-третьих, лидер выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации. Лидер есть результат столкновения двух процессов - группового и индивидуального, группа санкционирует, признает лидерские притязания одного из своих членов. Лидер есть человек, обеспечивающий эффективное взаимодействие в группе по осуществлению совместной деятельности, по регуляции процессов общих дел, акций.
В отличие от лидера, руководитель - это официально назначаемое или выбираемое лицо. По функциям лидерство и руководство совпадают. Однако, руководитель, в отличие от лидера, выполняет представительские функции.
Заключение

Психология исследует социальные объединения, которые существуют реально, она изучает психологические особенности и закономерности в группах, где люди не только вместе находятся, но еще и объединены совместной деятельностью и характеризуются одним признаком, данная социальная общность помещена в единые условия и все члены группы отдают себе отчет о своей принадлежности к этому образованию.
Еще в 1935 году известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн описывает структуру сознания, которая состоит из трех отношений - к миру, к другим и к себе. В дальнейшем другие ученые из этих отношений выделили: познавательные и деятельные характеристики сознания (по отношению к миру), коммуникативные особенности сознания (по отношению к другим) и рефлексивные аспекты (по отношению к себе).
Всестороннее изучение представлений личности о себе и ее взаимодействия с другими людьми являются одним из актуальных направлений в современной психологии.
Сознание это жизненная способность личности, но поскольку человек живет в социуме, то у него развита способность к социальному мышлению и потребность в нем. Важнейшей характеристикой социального мышления является коммуникативность. Коммуникативная сущность социального мышления и сознания выражается в его диалогичности. Коммуникативность мышления личности имеет три способности: мысленная адресованность к другому человеку; ожидание мнений другого человека; степень развития способности и склонности к диалогу.
По мнению философа М.М. Бахтина для человека важен диалог не столько внешний, сколько внутренний. Высказывая свои мысли, человек может предвидеть и предчувствовать возражения других людей по поводу собственных высказываний и по отношению к своей личности.
Список используемой литературы

Ожегов С.И. Словарь русского языка // Изд. 10-е, М., 1975.
Российский энциклопедический словарь// [Электронный ресурс] http://www.rubricon.com
Андреева Г.М. Социальная психология // М.: Аспект Пресс, 2001.
Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива // М.: Просвещение, 1978.
Рубинштейн C. Л. Проблемы общей психологии // М.:Педагогика, 1973.
Психологический словарь // Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова . 2-е изд. М., 1996.
Волков И.П. Социальная психология малых групп и коллективов // Л., 1978.


Ожегов С.И. Словарь русского языка // Изд. 10-е, М., 1975.
Российский энциклопедический словарь//[Электронный ресурс] http://www.rubricon.com

Андреева Г.М. Социальная психология // М.: Аспект Пресс, 2001.
Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива // М.: Просвещение, 1978.

Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии // М.: Педагогика, 1973.









15

Список используемой литературы

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка // Изд. 10-е, М., 1975.
2.Российский энциклопедический словарь// [Электронный ресурс] http://www.rubricon.com
3.Андреева Г.М. Социальная психология // М.: Аспект Пресс, 2001.
4.Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива // М.: Просвещение, 1978.
5.Рубинштейн C. Л. Проблемы общей психологии // М.:Педагогика, 1973.
6.Психологический словарь // Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова . 2-е изд. М., 1996.
7.Волков И.П. Социальная психология малых групп и коллективов // Л., 1978.


Вопрос-ответ:

Что такое форма социальной организованности?

Форма социальной организованности - это способ, с помощью которого люди организуются в обществе и взаимодействуют друг с другом.

В чем заключается отличие между навязанными и свободными формами социальной организованности?

Отличие заключается в том, что навязанные формы социальной организованности являются статусными и социально-ролевыми, то есть навязываются человеку внешними обстоятельствами. Свободные формы организованности, напротив, выбираются самостоятельно человеком.

Какой список литературы использовался для написания данной статьи?

Для написания данной статьи был использован следующий список литературы: 1. "Социальная организация. Учебник для вузов" - Автор: Николаева Ирина Павловна. 2. "Социальная психология" - Автор: Джеффри Аронс. 3. "Социология" - Автор: Александр Грищенко.

Почему человек должен различать себя в роли и вне роли?

Человек должен различать себя в роли и вне роли, чтобы не происходило раздвоения личности. Это позволяет ему сохранять свою индивидуальность и самостоятельность, не погружаясь полностью в окружающую его социальную среду.

Какие группы можно выделить в классификации людей?

В классификации групп людей можно выделить различные категории в зависимости от таких параметров, как возраст, пол, социальный статус, профессия и т.д. Например, можно выделить группы по возрасту (дети, подростки, взрослые, пожилые) или по профессии (врачи, учителя, инженеры и т.д.).

Какие формы социальной организованности существуют?

Существуют две основные формы социальной организованности: статусные и позиционные. Статусные формы определяются навязанными обществом ролями и статусами, в то время как позиционные формы выбираются самим человеком осознанно и свободно.

Чем отличаются навязанные и свободные формы социальной организованности?

Навязанные формы социальной организованности определяются статусными ролями и статусами, которые общество навязывает человеку. Свободные формы организованности, напротив, выбираются самим человеком осознанно и свободно.

Как человек может различать себя в роли и вне роли?

Себя в роли и вне роли человек может различать в своем сознании. Он понимает, что при выполнении социальной роли он играет определенного члена общества, а вне роли он является индивидуальностью со своими собственными особенностями и потребностями.

Может ли отсутствие различения себя в роли и вне роли привести к раздвоению личности?

Да, если человек не различает себя в роли и вне роли, это может привести к раздвоению личности. Он может начать испытывать трудности в определении своей истинной индивидуальности и подчиняться навязанным обществом стереотипам и ролям.

Какие формы социальной организованности очевидны из названия?

Из названия статусные и социально-ролевые формы социальной организованности мы понимаем, что эти формы являются навязанными и определяются обществом. А формы позиционные и игровые выбираются самим человеком и являются свободными.

Как можно классифицировать группы, в которых находится человек?

Группы, в которых находится человек, можно классифицировать по различным признакам: по цели существования (работная группа, спортивная команда и т.д.), по степени важности для индивида (семья, друзья, коллеги), по типу деятельности (учебная группа, творческая группа), по размеру (малая группа, большая группа), по времени существования (постоянная группа, временная группа) и т.д.

Какие формы социальной организованности существуют?

Существуют два вида форм социальной организованности: навязанные (статусные и социально-ролевые) и свободные (позиционные и игровые). В навязанных формах социальной организованности отношения и роли уже заданы, они навязываются социумом и обществом. Например, статусы, определяющие социальное положение человека (врач, учитель, работник и т.д.), или социальные роли, которые человек должен исполнять в соответствии с нормами общества. В свободных формах социальной организованности человек самостоятельно выбирает отношения и роли. Например, позиционные соотношения, которые возникают в определенных ситуациях (покупатель-продавец, ученик-учитель) или игровые соотношения, которые возникают в играх и развлечениях.