Изображение викторианской Англии в романе Д. Фаулза «Женщина французского лейтенанта»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лингвистика
  • 27 27 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 29.06.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДЖ. ФАУЛЗ И ЕГО РОМАН «ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»
1. 1 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ ДЖ. ФАУЛЗА
1. 2 РОМАН «ЖЕНЩИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА» В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ
1. 3 ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТРАЖЕНИЯ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ В РОМАНЕ ФАУЛЗА «ЛЮБОВНИЦА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»
2. 1 ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ
2. 2 ОДЕЖДА, ЖИЛИЩЕ, БЫТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТА ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ
2. 3 ВОПРОСЫ МОРАЛИ В ВИКТОРИАНСКУЮ ЭПОХУ
2. 4 ОТНОШЕНИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ВИКТОРИАНСКУЮ ЭПОХУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ИСТОЧНИКИ
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Именно поэтому Сара Вудраф получает в городке Лайм прозвище «женщины / любовницы французского лейтенанта» (хотя, как выясняется впоследствии, любовницей Варгенна она не была). Но более просвещённые и сочувствующие ей жители города величаются её Трагедией — так как её положение в этом обществе действительно трагично, — с точки зрения тех, кто, как им кажется, знает её историю.
Именно поэтому прогулка Сары и Чарльза по Вэрской пустоши выглядела бы подозрительно и недопустимо с точки зрения общественной морали — женщина и мужчина, гуляющие наедине, совершают тяжкий грех.
Но с другой стороны, расцвет проституции, когда целые районы Лондона были отданы представительницам этой профессии, также приходится на эту эпоху. И Фаулз посвящает и этому явления викторианской эпохи целый «исторический очерк»: «карета сэра Тома въехала в улицы, кишмя кишевшие женщинами легкого поведения всевозможных рангов и мастей: богатые куртизанки прогуливались в собственных колясках, проститутки помельче толпились стайками на тротуарах. Тут были представлены самые разнообразные типы – от скромненьких, белокожих модисточек до проспиртованных, краснорожих мегер. Тут можно было увидеть краски самые неожиданные, наряды самые причудливые, поскольку ни на что не существовало запретов» [1, с. 245].
И все эти крайности — невозможность прогулки женщины наедине с мужчиной — и наличие целых районов, населённых только проститутками — являются приметами одной и той же викторианской эпохи. Кроме того, сам автор пишет в романе о том, что все пуританские законы морали и нравственности касались преимущественно высших классов общества — именно там прогулка под руку с мужчиной, а уж тем более визит дамы в его дом/ гостинцу — это неслыханной по своей аморальности поступок. Но что касается иных классов общества, то здесь мораль — в силу исключительно экономических причин — выглядела совершенно иначе: «Пресловутую викторианскую строгость нравов мы по инерции распространяем на все без разбора классы викторианского общества, между тем как на деле эта строгость нравов была присуща в основном средней буржуазии, которую и следует считать ответственной за пуританскую репутацию эпохи. <…> Можно ли говорить о какой бы то ни было скромности или соблюдении приличий, если в одной небольшой комнате проживают в самом непосредственном и самом безнравственном соседстве – поскольку все спят на полу вперемешку и в крайней тесноте – отец, мать, молодые парни, мальчики-подростки, взрослые девушки и девочки – два, а иногда и три поколения одной семьи, если все гигиенические процедуры и все естественные отправления, все одевания, раздевания, рождения и смерти совершаются каждым на глазах у всех остальных…» [1, с. 347].
Остановимся более подробно на важнейшем аспекте морали той эпохи — на отношениях между мужчиной и женщиной, так как именно эта сторона жизни во многом является объектом художественного исследования Фаулза.
2. 4 Отношения мужчины и женщины в викторианскую эпоху
Хотя викторианская мораль и предписывала не допускать греховных мыслей, хранить чистоту до брака — тем не менее сексуальное влечение было свойственно и людям той эпохи ничуть не менее, чем и людям любого другого поколения или эпохи. Однако ни говорить об этом, ни признавать наличие этого влечения как со стороны мужчин, так и со стороны женщин было просто недопустимым. Но это вовсе не значит, что его не существовало. Разница между викторианской эпохой и современностью заключается не в том, что викторианцы не испытывают влечения, а наши современники испытывают его в высокой степени, но в том, что в викторианскую эпоху об этом не принято было говорить: «Таким образом, отнюдь не исключено, что викторианцы способны были испытывать более глубокое и полное сексуальное удовлетворение, чем мы, – хотя бы благодаря тому, что испытывали его не часто, – и что они, смутно сознавая это, выработали строгую систему условностей и разных способов подавления и замалчивания — специально для того, чтобы сохранить остроту испытываемого наслаждения» [1, с. 378].
Однако такое замалчивание физической стороны любви вело в викторианскую эпоху, с одной стороны, к таким трагическим последствиям, как в случае с Сарой — она становится изгоем, хотя, как выясняется позже, не совершила ничего предосудительного: «Я думаю, что я обладаю свободой, которой им не понять. Мне не страшны ни униженья, ни хула. Потому что я переступила черту. Я – ничто. Я уже почти не человек. Я – шлюха французского лейтенанта». [1, с. 137].
С другой стороны, для Эрнестины сексуальные отношения сулят страх, неизвестность и воспринимаются они ею как некая дань, долг, цена, которую нужно заплатить за статус замужней женщины: «Она не понимала, зачем Господь Бог допустил, чтобы Долг, принимая столь звероподобное обличье, испортил столь невинное влечение. Это же чувство разделяла большая часть современных ей женщин и большая часть мужчин; и неудивительно, что понятие долга стало ключом к нашему пониманию викторианской эпохи и, уж если на то пошло, внушает такое отвращение нам самим» [1, с. 89].
Более того, в эту пуританскую эпоху чувственность женщины вообще отрицалась, и Фаулз, всё углубляясь в эту деликатную тему, подчёркивает ещё одну особенность отношения к интимной стороне жизни той эпохи, характеризуя её следующим образом: это эпоха, «когда общепринятое мнение гласило, что женщина по своей природе не может испытывать оргазма — и когда каждую проститутку обучали симулировать оргазм. Когда во всех сферах человеческой деятельности наблюдались невиданные дотоле прогресс и свобода — и когда в самой важной и самой интимной сфере царила жестокая тирания» [1, с. 352].
Фаулз, занимая в своём романе позицию наблюдателя и комментатора, приводит некоторые документы — материалы судебных дет и записи врачей-психиатров тех лет (Доктор даёт их почитать Чарльзу чтобы хоть как-то разъяснить поведение Сары), где излагаются поистине ужасные истории болезней женщин викторианской эпохи, случаи психических расстройств, которые вызваны были именно подавлением полового инстинкта.
Именно эта сторона жизни, именно любовные и (в буквальном смысле) интимные отношения определяют судьбы героев, поэтому Фаулз уделяет так много внимания этой стороне жизни. Мнимое наличие у Сары любовника делает её фигурой, стоящей вне общества — за то, что она попирает его нравственные законы. Но тот факт, что в действительности она ничьей любовницей не была, и Чарльз её первый мужчина буквально переворачивает не только сознание самого Чарльза, но и весь ход романа до такой степени, что Чарльз даже расторгает свою помолвку.
То есть поведение героев определяется прежде всего их любовными взаимоотношениями. И как бы ни замалчивалась эта тема, как бы ни пытались ханжи вроде миссис Поултни отрицать в человеке наличие подобных желаний и побуждений, подобное «подавление» никогда не сможет победить человеческую природу.
***
Можно привести ещё целый ряд примет викторианской эпохи, отразившихся в романе. Это, в частности, и тот факт, что отец Эрнестины — богатый суконщик, владелец магазина, а вовсе не аристократ; это и описание знакомства и сцены «предложения» руки и сердца, которой делает Чарльз, и проверка родителями Эрнестины его «благонадёжности» — и т. д.
Но всё же акцент в романе сделан на любовные (а в подтексте — сексуальные) отношения, и именно они определяют судьбы героев во все эпохи — и Фаулз стремится показать это, изображая викторианскую эпоху и находя в ней не только избегание упоминаний о физической любви и близости, не только «сублимацию» любовных чувств, но и процветание продажной любви — глубочайшее противоречие той эпохи.
Но в конечном итоге именно любовь и близость в любую эпоху определяют судьбы людей — а в викторианскую эпоху, когда эта сторона жизни замалчивалась, — может быть и в большей степени, чем в иные эпохи. Запрет на обсуждение этой стороны жизни, на любовную связь вне брака — и в то же время невозможность придерживаться этих правил (как не придерживался их Чарльз) формируют в обществе совершенно особую, противоречивую ситуацию, в которой и вынуждены жить представители викторианской эпохи, и которая, в свою очередь, формирует порой совершенно причудливые характеры и создаёт почти невероятные сюжеты.
Заключение
Дж. Фаулз в своём романе «Женщина французского лейтенанта» в новаторской форме создаёт картины викторианской эпохи, одновременно анализируя и комментируя их. Особого внимания заслуживает позиция писателя, который одновременно и «включён» в повествование, но и занимает позицию над ним, имея возможность не только комментировать происходящее, но и давать читателям дополнительные исторические сведения об эпохе, так что сам сюжет повествования разворачивается на широком фоне описания обычаев и условностей того времени.
Фаулз приводит и описания типичной для викторианской эпохи одежды, обстановки домов, многие бытовые детали, и общий принцип викторианской эпохи на основе наблюдений Фаулза примерно таков: в викторианскую эпоху главенствуют не идеи комфорта, удобства или рациональности, но идеи необходимости следовать общепринятым правилам, выполнять некий этикет, ритуал, пусть даже и в ущерб здравому смыслу.
И ещё одна особенность этой эпохи, со всей полнотой раскрытая Фаулзом в романе — это её двойственность, противоречивость. Вслух, официально пропагандируются одни истины и нравственные нормы, но на деле всё обстоит совершенно не так. Пуританская мораль, запрещающая женщине просто жить под одной крышей с мужчиной, если он не является её мужем, или просто беседовать мужчине и женщине наедине, обратной своей стороной имеет процветающую проституцию, когда целые кварталы города отданы под публичные дома и притоны, где мужчины могут удовлетворять свои самые низменные потребности.
Фаулз не просто вводит в свой роман эпизод, когда Чарльз оказывается в этом районе, но приводит буквально статические данные, сравнивая положение вещей в викторианской и в современной ему Англии, причём положение в викторианскую эпоху оказывается хуже, чем нынешнее.
Делая акцент на чувственной стороне жизни, Фаулз проводит в своём романе эксперимент и приходит к выводу, что жизнь и судьба человека во многом определяются любовными, сексуальными отношениями (он использует именно эти, современные ему слова, которые в викторианскую эпоху ещё не могли быть использованы). Однако автор не делает однозначных выводов — более того, он предлагает читателям на выбор три варианта концовки романа, лишь одна их которых вполне соответствует официальным установкам викторианской эпохи (Чарльз остаётся с Эрнестиной), а две другие предполагают разрыв помолвки, скандал и долгие поиски Чарльзом Сары.
Итак, в романе перед читателем предстаёт очень полная, почти научно обрисованная (с привлечением статистических данных и данных социологических исследований) разносторонняя картина викторианской эпохи. Фаулзу удаётся изобразить не только её внешний фасад, но и глубокую внутреннюю противоречивость, что помогает и ему самому, и его современникам лучше ориентироваться не только в той эпохе, и в проблемах современности.
Литература
Источники
Фаулз Д. Любовница французского лейтенанта. М., 2003
Fowles J. The French Lieutenant’s Woman. London, 2004
Научная литература
Диттрич Т. В. Повседневная жизнь викторианской Англии. — М.: Молодая гвардия, 2007. 382 с.
Долинин А. «Паломничество Чарльза Смитсона» // Фаулз Дж. Подруга французского лейтенанта. Л., 1985
Дрэйзин Ч. Введение // Фаулз Д. Дневники 1949 – 1965. М.: АСТ, 2007. С. 7 - 18
Ивашева В. . Литература Великобритании XX века. М.: Высшая школа, 1984. 487 с.
Можаева А. Наследие «прошлого века» в романах У. М. Теккерея и «Женщине французского лейтенанта» Дж. Фаулза // Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX. Москва, ИМЛИ РАН, 2009. 480 – 506 с.
Саруханян А. П. Джон Фаулз // Английская литература, 1945 – 1980. М., 2001
Саруханян А. П. Фаулз // Энциклопедический словарь английской литературы XX века. М., 2005
Cenicola L.,Aumann M. Introduction into Victorian Morality - What exactly was the Victorian Era // Режим доступа: Электронный ресурс http://www.laura-cenicola.de/brithist2/brithist/8-1-introduction-into-victorian-morality-what-exactly-was-the-victorian-era.html
Goosmann В. Collecting John Fowles // Режим доступа: Электронный ресурс http://www.fowlesbooks.com/Firsts.htm
Warburton E. John Fowles: A Life in Two Worlds. London, 2004











27

Источники
1.Фаулз Д. Любовница французского лейтенанта. М., 2003
2.Fowles J. The French Lieutenant’s Woman. London, 2004
Научная литература
3.Диттрич Т. В. Повседневная жизнь викторианской Англии. — М.: Молодая гвардия, 2007. 382 с.
4.Долинин А. «Паломничество Чарльза Смитсона» // Фаулз Дж. Подруга французского лейтенанта. Л., 1985
5.Дрэйзин Ч. Введение // Фаулз Д. Дневники 1949 – 1965. М.: АСТ, 2007. С. 7 - 18
6.Ивашева В. . Литература Великобритании XX века. М.: Высшая школа, 1984. 487 с.
7.Можаева А. Наследие «прошлого века» в романах У. М. Теккерея и «Женщине французского лейтенанта» Дж. Фаулза // Английская литература от XIX века к XX, от XX к XIX. Москва, ИМЛИ РАН, 2009. 480 – 506 с.
8.Саруханян А. П. Джон Фаулз // Английская литература, 1945 – 1980. М., 2001
9.Саруханян А. П. Фаулз // Энциклопедический словарь английской литературы XX века. М., 2005
10.Cenicola L.,Aumann M. Introduction into Victorian Morality - What exactly was the Victorian Era // Режим доступа: Электронный ресурс http://www.laura-cenicola.de/brithist2/brithist/8-1-introduction-into-victorian-morality-what-exactly-was-the-victorian-era.html
11.Goosmann В. Collecting John Fowles // Режим доступа: Электронный ресурс http://www.fowlesbooks.com/Firsts.htm
12.Warburton E. John Fowles: A Life in Two Worlds. London, 2004

Вопрос-ответ:

Что изображается в романе "Женщина французского лейтенанта"?

В романе изображается викторианская Англия.

Какие особенности можно отметить в творческой манере Дж. Фаулза?

Основные особенности творческой манеры Дж. Фаулза включают богатую прозу, множество символических элементов и философские темы.

Что представляет собой роман "Женщина французского лейтенанта" для писателя?

Роман "Женщина французского лейтенанта" имеет особое значение в творчестве Дж. Фаулза, являясь одним из важных произведений в его литературной карьере.

Какая эпоха изображается в романе Фаулза?

В романе изображается викторианская эпоха.

Какие особенности отражаются в романе Фаулза, связанные с викторианской эпохой?

В романе отражаются особенности авторского повествования, описание одежды, жилища и бытовых особенностей викторианской эпохи.

Какие особенности творческой манеры Дж. Фаулза присутствуют в романе «Женщина французского лейтенанта»?

В романе «Женщина французского лейтенанта» можно заметить несколько особенностей творческой манеры Дж. Фаулза. Одна из них - использование множества персонажей и параллельных сюжетных линий, что создает сложность в структуре и раскрывает разные аспекты истории. Другая особенность - акцент на внутреннем мире персонажей и их психологических состояниях. Также стоит отметить многогранность и глубину образов, которые являются характерными чертами творчества Фаулза.

Каково отражение викторианской эпохи в романе Фаулза «Женщина французского лейтенанта»?

Роман Фаулза «Женщина французского лейтенанта» отражает особенности викторианской эпохи через различные аспекты жизни того времени. В книге можно увидеть описания одежды, жилых условий и бытовых особенностей того времени. Кроме того, в романе присутствуют социальные и культурные аспекты эпохи, такие как строгие общественные нормы, роль женщин, классовое неравенство и т.д. Фаулз сумел передать атмосферу и дух викторианской Англии через свой роман.

Какая одежда, жилье и бытовые особенности были характерны для викторианской эпохи и отражены в романе Фаулза "Женщина французского лейтенанта"?

В романе Фаулза "Женщина французского лейтенанта" можно наблюдать отражение характерной одежды, жилья и бытовых особенностей викторианской эпохи. В те времена женщины носили длинные платья, корсеты и аккуратные прически, что отражено в описании героини романа. Жилье было украшено пышными мебелью и декоративными элементами, что также отражено в описаниях помещений в романе. Бытовые особенности викторианской эпохи включали строгое соблюдение общественных норм и роли каждого члена семьи, а также идеалы морали и благополучия, которые также являются важной частью сюжета романа.