Профилактика асоциального поведения детей сирот в условиях интерната
Заказать уникальную курсовую работу- 56 56 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 29.04.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1.Профилактика асоциального поведения детей - сирот в условиях интерната
1.1. Содействие профилактике асоциального поведения детей – сирот в контексте теоретико-психологического анализа
1.2. Основные понятия о расстройствах поведения детей-сирот
1.3. Использование арт-методов в профилактике асоциального поведения детей – сирот в условиях интерната
Глава 2. Экспериментальное исследование профилактики асоциального поведения детей - сирот в условиях интерната
2.1. Процедура исследования
Специалисты центра начинают работу с проблемой в следующих случаях:
2.2. Результаты исследования
2.3. Рекомендации для специалистов по мерам профилактики асоциального поведения детей – сирот в условиях интерната
2.4. Меры профилактики асоциального поведения детей – сирот в условиях интерната
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Темы занятий:
1.»Наше ощущение, восприятие, иллюзии».
2. «В мире эмоций».
3. «Агрессия: быть или не быть?»
4. «Жизнь без стресса, страха и тревоги: чего и почему мы боимся?».
4 Практическая часть
Практическими приёмами и упражнениями научить школьников дифференцировать свои эмоции, прислушиваться к ощущениям собственного тела, его потребностям и возможностям. Развить умение рефлексивных навыков, а также работа с негативом и закрепление позитива. Упражнения:
«Приветствие». «Ощущение моего тела». «Знакомство руками». «Слепец и поводырь». «Чувствование».
«Творческое восприятие».
«Конфликт эмоций».
«Чувства без слов». «Психогимнастика».
«Стенка на стенку». «Ругаться вслепую». «Зоопарк» (разминка). «Портрет твоего врага».
«Злая фигурка».
«Групповое приветствие». «Крепкий орешек».
«Молекулы» (разминка).
«Ужасно-прекрасный рисунок».
«Доверяющее падение». 3. Поведенческий блок. Теоретическая часть
Познакомить старшеклассников с основным определением поведения и видами девиантного (отклоняющегося) поведения. В доступной и дозированной форме предоставить информацию о видах, свойствах и последствиях потребления психоактивных и психотропных веществ.
Обсуждение вопросов любви и секса в плане психического и физического здоровья.
Проблемное обсуждение темы жизни и смерти (профилактика суицидов).
Темы занятий:
1. «Свой среди чужих, чужой среди своих». (1 ч.)
(поведение человека в обществе).
2. «Кто такие «девианты» и почему с ними трудно?» (1 ч.)
(о девиантном поведении детей и взрослых).
3. «Курить и пить – здоровью вредить!» (2 ч.)
(о деликвентном поведении подростков).
5. «Наркомания и токсикомания: - смерть после жизни». (1 ч.)
6. «Любовь и СПИД – не совместимы». (1 ч.)
7. «Жить или не жить – вот в чём вопрос!». (1 ч.)
(профилактика суицида среди подростков). 7 Практическая часть
Выработать и скорректировать формы межличностного взаимодействия, развить способность гибко реагировать на ситуацию, научить адекватному поведению в различных условиях и разных группах. Сформировать негативное отношение к психоактивным и психотропным веществам, выработать навыки сопротивления групповому давлению. Отработать приёмы ответственного, уверенного и конструктивного поведения. Овладеть техникой перевода негативного состояния в позитивное.
Упражнения:
«Комплимент».
«Свой среди чужих, чужой среди своих».. «Отцы и дети» (ролевая игра).
«Ты мне нравишься тем…». «Приветствие». «Зубы и мясо».
«Конфликт». «Согнать со стула». «Необычное приветствие». «Мой организм». «Смерть в сигарете – смерть сигарете» (рисунок). «Групповое приветствие». «Антиреклама». «Сопротивление». «Между молотом и наковальней».
«Приветствие». «Паутина». «Марионетка». «Ангел-хранитель». «Степень риска». «Безопасное поведение».
«Комплимент».
«Три рыбы» (сказка-притча). «Ураган».
«Негативные идеи». 4.Когнитивный блок. Теоретическая часть
Направлена на овладение определёнными социально-
психологическими знаниями. Познакомить школьников с понятиями: развитие, саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание личности, раскрыть нравственные аспекты человека. Темы занятий:
«Кто Я, какой Я» (самопознание).
«Оцени себя сам» (самооценка)
«Я – смогу, я сумею» (самовоспитание)
4. «Учись управлять собой» (саморегуляция).
5 «Ученье - свет, а не ученью – нет» (самообразование).
6 . «Утверждай себя сам» (самоутверждение).
7 . «Найди в себе самого себя» (самоопределение)
8. «Реализуй себя» (самореализация).
9. «Программа моей жизни». (самоактуализация)
10. «Я - личность» (самосовершенствование) 10 Практическая часть
Центральная задача – формирование у подростков «Я – концепции», самосознания, развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, умение адекватно воспринимать себя и окружающих.
Упражнения:
«Групповое приветствие», «Построиться по признаку» (разминка).
«Ассоциации», «Познание своего «Я», «Необычное приветствие», «Молекулы» (разминка), «Вы меня узнаете?», «Вежливость», «Тропинка» (разминка), «Нетрадиционное приветствие», «Ураган» (разминка), «Кто быстрее», «Трудное – запомни», «Поиск аналогов».
«Неловкая ситуация», «Ты мне нравишься», «Моя характеристика», «Фокусировка», «Стоп», «К чему люди стремятся в жизни», «Мои ценности», «Олени» (разминка), «Я и окружающий мир», 5. Заключительная часть Теоретическая часть
Подведение итогов работы группы
Тема занятия
«До новых встреч, друзья!»
2
Практическая часть
Активизировать подростков на дальнейшее конструктивное взаимодействие, закрепление рефлексивных навыков.
Упражнения:
«Комплимент», Мои лучшие качества», «Портрет друга», «Декларация моей самоценности». Итого: 27
Перечень программ оказания социально- психологической помощи подросткам из семей «группы риска».
Возраст – 10- 12 лет; 13-14 лет, 15-16 лет.
Состав группы: 8-12 подростков
Программа №1
Тема: Профилактика возникновения зависимостей. « Как научиться говорить: «Нет».
Цели:
-здоровье как ценность;
-ценностное отношение к своей и чужой личности, мнения, повышение самооценки;
-обучение коммуникативным навыкам;
-манипулирование – как различать;
-групповое давление;
-преодоление стрессовых ситуаций;
-решение проблем;
-осознание ответственности и выбор.
Программа №2
Тема: «Учимся общаться, понимать себя и других». Работа с внутриличностными и коммуникативными дезактивациями
Цели:
-самопознание, адекватность и стабильность самооценки;
-коммуникативные навыки;
-совместная с другими деятельность;
-снижение агрессивности;
-понимание своих чувств;
- работа со страхами, конфликтами.
Программа № 3.
Тема: Как справиться с гневом, злостью, агрессией, яростью и другими эмоциями в сложных жизненных и стрессовых ситуациях
Работа со старшими подростками по предупреждению агрессивного и антисоциального поведения, по социально – психологической адаптации.
Цель:
-осознание отношения к своим переживаниям;
-выработка личностных стратегий поведения;
-обучение индивидуальной психоэмоциональной саморегуляции;
-обучение самоанализу, самопрогнозированию, вариативности поведения; бесконфликтным способам общения.
Программа №4.
Тема: Преодоление застенчивости и неуверенности в себе
Социально – психологическая адаптация подростков к реальной жизни.
Цель:
- выработка личностных установок на более уверенное поведение в реальных жизненных ситуациях; в том числе в ситуациях конфликтов, критики, манипулирования и т.д., расширение представлений о своих возможностях, ресурсах.
Программа №5.
Тема: Иду к цели
Работа со старшими подростками по выработке жизненных целей
Цель:
-самопознание, определение целей жизни, отработка конкретных этапов достижения целей;
- развитие творческих и высокодуховных ресурсов личности, позитивного взгляда на свое будущее и окружающую жизнь.
Программа №6
Тема: Искусство жить в ладу с собой и миром
Цель:
- предупреждение агрессивного и конфликтного поведения;
- социальная адаптация;
- развитие жизненно необходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям.
Тематика индивидуальных занятий с подростками следующая:
Занятие 1.
Тема: Каким ты выглядишь в глазах других?
Цель:
-формирование у учащихся стремления к конструктивному взаимодействию с людьми.
Задачи:
-сформировать у учащихся стремление понимать окружающих; убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать с самыми разными людьми; привычку искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.
Занятие 2.
Тема: О пользе критики
Цель:
-формирование у учащихся конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений о корректности в критике;
-обучение навыкам критического отношения к себе, умению критически мыслить.
Задачи:
-показать различие между критикой и оскорблением, сформировать у учащихся умение извлекать пользу из критических замечаний в свой адрес и корректно критиковать других;
- сформировать представление о критическом отношении к себе;
- показать пользу критического мышления.
Занятие 3
Тема: Умение принимать решение
Цель:
-формирование у учащихся навыка принятия решений как коллективных, так и персональных.
Задачи:
-показать учащимся, что понятие оптимального решения возможно только на основе критического осмысления ситуации;
-продемонстрировать особенности принятия персонального и коллективного решения;
-сформировать представление о том, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения.
Занятие 4
Тема: Конфликты и компромиссы
Цель:
-формирование у учащихся представлений о конфликтах, умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, способности идти на компромисс.
Задачи:
-показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей;
-сформировать способность предвидеть приближение конфликта;
- выработать навыки конструктивного решения конфликтов путем принятия коллективного решения.
Занятие 5
Тема: Зачем людям законы
Цель:
-формирование у учащихся убеждения необходимости знаний законов и моральных норм и их соблюдения.
Задачи:
-сформировать у учащихся ценностное отношение к регламентации взаимодействия и взаимоотношений людей, представление о законах и нормах как гарантах целесообразного и конструктивного сосуществования.
Примерная схема оказания психологической помощи
Цель: формирование системы социально-психологической поддержки семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Задачи:
Разработка и реализация комплекса мер по социально- психологической поддержке семей «группы риска».
Коррекционная работа с причинами и ликвидация проявлений дезадаптации в семье.
Работа с семьей, привлечение семьи к решению проблем социальной дезадаптации детей.
Формы работы:
Индивидуальные консультации для детей и родителей;
Групповые занятия с родителями и детьми;
Тренинги для детей;
Тренинги для родителей;
Тренинги детско-родительские
Лекции информационно-просветительские для родителей.
Выводы
Результаты настоящего исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Теоретико-методологический обзор научных данных показал, что имеет место комплекс социально–психологических факторов асоциального поведения детей-сирот 10-14 летнего возраста. Использование социологических, медицинских и статистических данных, является необходимым условием при изучении социально-психологических факторов, так как основой этих показателей является социальная и педагогическая запущенность ребенка.
2. Социально-психологические факторы асоциального поведения детей-сирот, зависят от микро среды, в которую входит семья, как первооснова социализации ребенка, и референтная группа (одноклассники, друзья, сверстники). Именно микросреда формирует личность и ее социальные установки взаимоотношений в социуме, а также отношение к законам социума. Внутрисемейные отношения в асоциальных семьях, носят не конструктивный, конфликтный характер. К большинству детей-сирот их близкие относятся индифферентно, не включены в их внутренний мир, не занимаются воспитанием, не участвуют в эмоциональной жизни.
3. Социально-психологические факторы не являются самостоятельным явлением, а проявляются под действием средовых воздействий макросреды, микросреды и от личностных особенностей детей-сирот.
В 4 – классе воспитанники не привязаны к своим одноклассникам и воспитателям, к школьной среде. Они имеют возможность заниматься любимыми делами, но, в силу субъективных причин (внутренняя неопределенность, отсутствием познавательного интереса, мотивации) воспитанники не проявляют желания заниматься общественно-полезной деятельностью. В младшем подростковом возрасте дети – сироты, находящиеся под влиянием негативного прошлого опыта, не чувствуют защищенность, спокойствие и уверенность в стенах учреждения.
В 7 – м классе воспитанники школы-интерната имеют выраженные показатели привязанности к своим одноклассникам и воспитателям, к школьной среде. Они имеют возможность заниматься любимыми делами и проявляют желания заниматься общественно-полезной деятельностью. В данном подростковом возрасте дети – сироты, находятся под влиянием социокультурной среды школы-интерната, они чувствуют защищенность, спокойствие и уверенность в стенах учреждения.
4. Создание благоприятных условий для личностного роста ребенка – сироты в условиях школы-интерната, занятия с ними специалистов Центра способствуют профилактике асоциального поведения.
Заключение
Цель исследования являлось определение влияния профилактики на асоциальное поведение детей - сирот.
Задачами исследования стали:
1. Изучение сущности содействия профилактике асоциального поведения детей – сирот по литературным источникам.
2. Выявление особенностей трудной жизненной ситуации у детей - сирот
3. Определение основных технологий социальной работы, способствующие профилактике асоциального поведения детей – сирот .
Мы предположили, что содействие профилактике асоциального поведения детей – сирот будет успешно, если работа организуется:
- с ориентацией на организацию социокультурной образовательной среды, которая влияет на структурные компоненты субъективного благополучия детей-сирот;
- формирование духовно-нравственной культуры может выступать в качестве ресурса, обеспечивающего субъективное благополучие детей-сирот в образовательной среде;
- использование профилактических программы в становлении социальной адаптации детей-сирот.
Процесс содействия профилактике асоциального поведения детей - сирот выступает как особая культура помощи детям-сиротам, которая основывается на принципах целенаправленности и гибкости, последовательности, непрерывности, ориентации на индивидуальные особенности ребенка-сироты и его развитие как целостной личности, а содержание сопровождения составляют психологический, педагогический, медицинский и социальный компоненты.
Реализация этой задачи возможна при доброжелательном, уважительном отношении учителя к ученикам, поощрении любых их успехов.
Профилактика асоциального поведения детей-сирот заключается в исправлении недостатков посредством коррекционных и специальных упражнений и занятий.
Так, трудовая подготовка способствует решению задачи социализации детей - сирот.
Индивидуально-групповые коррекционные занятия со специалистами, будучи направленными на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для отдельных детей, дополняют коррекционно-развивающую работу по общеобразовательным курсам.
В качестве основных критериев и показателей оценки успешной профилактики асоциального поведения детей - сирот могут выступать: особенности взаимоотношений; успешность адаптации ребенка-сироты в интернатном учреждении; положительная динамика развития ребенка-сироты; готовность его на соответствующем этапе развития к самостоятельной жизни.
Прогностический потенциал проведенного анализа первоисточников по проблемам профилактики асоциального поведения детей - сирот, обусловлен возможностью организации на его основе последующей исследовательской работы. Комплексный подход решения проблемы профилактики и коррекции социальной и педагогической запущенности открывает возможности и перспективы разработки и апробации иных форм, социальных технологий и методов работы с детьми - сиротами.
Список литературы
Аникеев М. В. Мифы современного общества о жизни и воспитании детей-сирот, или как увидеть реальность и помочь ребёнку./М. В. Аникеев // Журнал практического психолога. -М., 2008,N N 3.-С.169-179
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Уч. Пособия для студентов. – М. Изд-во «Академия» - 2011. – С.36.
Воскобойникова С.А. Нет чужих детей. Раздумья о проблемах современного сиротства: Кн. для учителя.-М.2010. – С.68.
Влияние условий воспитания на социализацию детей дошкольного возраста / Е. Л. Витрук, О. М. Филькина, Е. А. Воробьева, Н. В. Долотова // Здоровье и образование в XXI веке: материалы XII Международного конгресса. — М., 2010. - С. 477-478.
Герасимова Т.В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации. М., 2011.-136с.
Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М.,2012- С.254
Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //Социологические исследования. 2011. № 4
Дети социального риска и их воспитание/ред. Л. М. Шипицына. – 2003
Денисова Д. Н. Приобщение детей-сирот к основам духовно-нравственной культуры через взаимодействие с волонтерами/Д. Н. Денисова. – 2010
Дивицына Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска (краткий курс лекций для вузов) /Н. Ф. Дивицына. – 2008
Жуков М, Н., Кабачков В. А., Куренцов В. А. Социально-педагогические основы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи» (21-23 июня 2010 г., Смоленск). М., 2010, с. 92-102.
Иан Бултон Руководство для проведения тренингов «Активизация сообщества», М., 2010.-52с.
Котряхов Н.В. Современный подход к проблемам трудового воспитания. // Школа и производство, 2012, №2, с.2-3.
Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Учебное пособие. – Волгоград, 2010.
К вопросу о профилактике социального сиротства / О.М. Филькина, Л. А. Пыхтина, Е. А. Воробьева, Т. Г. Шанина, О. Ю. Кочерова, Т. С. Абросимова // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2010. - № 2. - С.13-14.
Ловецкий Г.И. Социализация: структурно-компонентный анализ. Калуга, 2010.-С.258.
Лушанина И.Н. Детям риска требуется помощь. //Воспитание школьников, 2011.-№4.-с.48-49.
Митрохин В.И. Динамика современности и модернизация семейных отношений. // Вестник социальной работы. – М., 2010. - №51. – с.26-29.
Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Уч. Пособие для ВУЗов – М.: Екатеринбург, 2011.- С.234/
Нузикина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков – социальных сирот //Работа социологической службы –2012 №3 Новикова Н. Некоторые аспекты обеспечения защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Методические рекомендации //Директор школы, 2010 №5.
Остапец-Свешников А. А. Туристско-краеведческая деятельность как средство профилактики девиантного поведения учащихся: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи» (21-23 июня 2010г., Смоленск). М., 2010, с. 203
Особенности реабилитации воспитанников домов ребенка / О. М. Филькина, Е. А. Воробьева, Л. А. Пыхтина, Н. В. Долотова, Е. А. Матвеева, О. С. Широкова // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XI Конгресса педиатров России. — М., 2011. — С. 693.
Павлюк П.Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2011
Палиева Н.А. Муниципальная модель жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Ставрополь: Литера, 2012.– 252 с. Палиева Н.А. Феномен детского сиротства и факторы его возникновения / В.И.Горовая. – Ставрополь: Литера, 2011.- 188 с.
Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. — М., 2011.
Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. / Под ред. Беличевой С.А..-М., 2010.-181с.
Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2010.-192с.
Попов М.Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе. М., 2012. – С.243.
Реабилитационная социализация дезадаптированных детей и подростков /Сост. Г.М. Иващенко, В.Н. Бушуева. – М.: НИИ семьи,2010
Семья: психология, педагогика, социальная работа/Т. В. Андреева [и др.] ; ред. А. А. Реан. - 2010
Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристь, 2012.
Справочное пособие по социальной работе. — М., 2011.
Социальная работа с группами риска в регионе: содержание и современные технологии : учебное пособие / О. В. Афанасьева [и др.] ; ред.: С. С. Лебедева, С. М. Безух. - СПб. : СПбГИПСР, 2010. - 140 с.
Социальный аспект реабилитации воспитанников домов ребенка / Т. С. Абросимова, О. М. Филькина, Е. А. Воробьева, Л. А. Пыхтина // Пути повышения эффективности медицинской помощи детям: Материалы XV Съезда педиатров России. — М., 2010. — С. 4.
Технологии социально-психологических тренингов - М.: «Социальное здоровье России», 2011.- 208с.
Теория социальной работы. // Под общ. Ред. Кузиной И.Г. – Владивосток: ДВГТУ, 2010
Технологии социальной работы / Григорьева Н. Ю., Герасимова Е.Ю. и др./учебное пособие. - Саратов, 2010
Филатова А.Ф. Концепция половых различий в становлении характера детей и подростков // Омский научный вестник. 2012. № 5. С.278-282.
Характеристика нервно-психического развития воспитанников домов ребенка / Е. А. Воробьева, О. М. Филькина, Л. А. Пыхтина, Н. В. Долотова, Т. Г. Шанина, О. Ю. Кочерова, Е. А. Матвеева, О. С. Широкова // Здоровье и образование в ХХI веке: материалы ХII Международной научно-практической конференции. — М., 2012. — С. 116—117.
Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2011. – с.297-308.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2010
Шептенко П.А., Ворониной Г.А. Методика и технология работы социального педагога.- М.: Академия.-2001.- 206с.
Щербаков В.П. Социокультурные механизмы становления человека: антропотехники и антропотехнологии. СПб.: Издательство СПбГУ, 2010.
Приложение 1
(адаптированный вариант анкеты Н.Г.Лускановой)
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на поставленные вопросы.
Вариант ответа, который отражает твое мнение, обведи кружком.
1 Тебе нравится жить в школе-интернате?
да не знаю нет 2 С хорошим ли настроением ты встречаешься с одноклассниками и воспитателями? да не знаю нет 3 Согласился ли ты перейти в другую школу-интернат, если бы тебе предложили? нет не знаю да 4 Когда ты бываешь за пределами школы-интерната, то скучаешь по ней? да не знаю нет 5 У тебя есть любимые занятия в школе-интернате?
много кое-что нет 6 Когда тебе трудно, ты можешь обратиться за помощью к друзьям, воспитателям? всегда иногда нет 7 Ты часто обсуждаешь свои дела с друзьями?
часто редко нет 8 Ты хотел, чтобы у тебя был другой воспитатель?
нет не знаю да 9 У тебя в школе, классе много друзей?
много мало нет 10 Тебе нравятся твои одноклассники? да не очень нет Благодарим за ответы!
Анализ результатов. За каждый первый ответ (первая колонка) – 3 балла, за промежуточный (вторая колонка) – 1 балл, последний (третья колонка) – 0 баллов. Суммируйте баллы.Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше уровень адаптации ребёнка в данном коллективе. 25 – 30 баллов: высокий уровень адаптации, сформировано положительное отношение к себе как к члену данного коллектива.15 – 24 баллов: средний уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива в целом сформировано.10 – 14 баллов: низкий уровень адаптации, отношение к себе как к члену данного коллектива не сформировано, ребёнок испытывает психологический дискомфорт. Ниже 10 баллов: дезадаптация ребёнка, негативное отношение к школе-интернату (детскому дому).
48
1.Аникеев М. В. Мифы современного общества о жизни и воспитании детей-сирот, или как увидеть реальность и помочь ребёнку./М. В. Аникеев // Журнал практического психолога. -М., 2008,N N 3.-С.169-179
2.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Уч. Пособия для студентов. – М. Изд-во «Академия» - 2011. – С.36.
3.Воскобойникова С.А. Нет чужих детей. Раздумья о проблемах современного сиротства: Кн. для учителя.-М.2010. – С.68.
4.Влияние условий воспитания на социализацию детей дошкольного возраста / Е. Л. Витрук, О. М. Филькина, Е. А. Воробьева, Н. В. Долотова // Здоровье и образование в XXI веке: материалы XII Международного конгресса. — М., 2010. - С. 477-478.
5.Герасимова Т.В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации. М., 2011.-136с.
6.Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М.,2012- С.254
7.Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //Социологические исследования. 2011. № 4
8.Дети социального риска и их воспитание/ред. Л. М. Шипицына. – 2003
9.Денисова Д. Н. Приобщение детей-сирот к основам духовно-нравственной культуры через взаимодействие с волонтерами/Д. Н. Денисова. – 2010
10.Дивицына Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска (краткий курс лекций для вузов) /Н. Ф. Дивицына. – 2008
11.Жуков М, Н., Кабачков В. А., Куренцов В. А. Социально-педаго¬гические основы профилактики правонарушений среди несовер¬шеннолетних средствами физической культуры и спорта: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура и спорт в про¬филактике наркомании и преступности среди молодежи» (21-23 июня 2010 г., Смоленск). М., 2010, с. 92-102.
12.Иан Бултон Руководство для проведения тренингов «Активизация сообщества», М., 2010.-52с.
13.Котряхов Н.В. Современный подход к проблемам трудового воспитания. // Школа и производство, 2012, №2, с.2-3.
14.Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Учебное пособие. – Волгоград, 2010.
15.К вопросу о профилактике социального сиротства / О.М. Филькина, Л. А. Пыхтина, Е. А. Воробьева, Т. Г. Шанина, О. Ю. Кочерова, Т. С. Абросимова // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2010. - № 2. - С.13-14.
16.Ловецкий Г.И. Социализация: структурно-компонентный анализ. Калуга, 2010.-С.258.
17.Лушанина И.Н. Детям риска требуется помощь. //Воспитание школьников, 2011.-№4.-с.48-49.
18.Митрохин В.И. Динамика современности и модернизация семейных отношений. // Вестник социальной работы. – М., 2010. - №51. – с.26-29.
19.Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Уч. Пособие для ВУЗов – М.: Екатеринбург, 2011.- С.234/
20.Нузикина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков – социальных сирот //Работа социологической службы –2012 №3
21.Новикова Н. Некоторые аспекты обеспечения защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Методические рекомендации //Директор школы, 2010 №5.
22.Остапец-Свешников А. А. Туристско-краеведческая дея¬тельность как средство профилактики девиантного поведе¬ния учащихся: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Физичес¬кая культура и спорт в профилактике наркомании и преступ¬ности среди молодежи» (21-23 июня 2010г., Смоленск). М., 2010, с. 203
23.Особенности реабилитации воспитанников домов ребенка / О. М. Филькина, Е. А. Воробьева, Л. А. Пыхтина, Н. В. Долотова, Е. А. Матвеева, О. С. Широкова // Актуальные проблемы педиатрии: материалы XI Конгресса педиатров России. — М., 2011. — С. 693.
24.Павлюк П.Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2011
25.Палиева Н.А. Муниципальная модель жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Ставрополь: Литера, 2012.– 252 с.
26.Палиева Н.А. Феномен детского сиротства и факторы его возникновения / В.И.Горовая. – Ставрополь: Литера, 2011.- 188 с.
27.Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. — М., 2011.
28.Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. / Под ред. Беличевой С.А..-М., 2010.-181с.
29.Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2010.-192с.
30.Попов М.Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе. М., 2012. – С.243.
31.Реабилитационная социализация дезадаптированных детей и подростков /Сост. Г.М. Иващенко, В.Н. Бушуева. – М.: НИИ семьи,2010
32.Семья: психология, педагогика, социальная работа/Т. В. Андреева [и др.] ; ред. А. А. Реан. - 2010
33.Словарь-справочник по социальной работе. — М.: Юристь, 2012.
34.Справочное пособие по социальной работе. — М., 2011.
35.Социальная работа с группами риска в регионе: содержание и современные технологии : учебное пособие / О. В. Афанасьева [и др.] ; ред.: С. С. Лебедева, С. М. Безух. - СПб. : СПбГИПСР, 2010. - 140 с.
36.Социальный аспект реабилитации воспитанников домов ребенка / Т. С. Абросимова, О. М. Филькина, Е. А. Воробьева, Л. А. Пыхтина // Пути повышения эффективности медицинской помощи детям: Материалы XV Съезда педиатров России. — М., 2010. — С. 4.
37.Технологии социально-психологических тренингов - М.: «Социальное здоровье России», 2011.- 208с.
38.Теория социальной работы. // Под общ. Ред. Кузиной И.Г. – Владивосток: ДВГТУ, 2010
39.Технологии социальной работы / Григорьева Н. Ю., Герасимова Е.Ю. и др./учебное пособие. - Саратов, 2010
40.Филатова А.Ф. Концепция половых различий в становлении характера детей и подростков // Омский научный вестник. 2012. № 5. С.278-282.
41.Характеристика нервно-психического развития воспитанников домов ребенка / Е. А. Воробьева, О. М. Филькина, Л. А. Пыхтина, Н. В. Долотова, Т. Г. Шанина, О. Ю. Кочерова, Е. А. Матвеева, О. С. Широкова // Здоровье и образование в ХХI веке: материалы ХII Международной научно-практической конференции. — М., 2012. — С. 116—117.
42.Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2011. – с.297-308.
43.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2010
44.Шептенко П.А., Ворониной Г.А. Методика и технология работы социального педагога.- М.: Академия.-2001.- 206с.
45.Щербаков В.П. Социокультурные механизмы становления человека: антропотехники и антропотехнологии. СПб.: Издательство СПбГУ, 2010.
Вопрос-ответ:
Какая роль играет профилактика асоциального поведения детей-сирот в интернате?
Профилактика асоциального поведения детей-сирот в интернате играет важную роль в их адаптации и интеграции в общество. Она направлена на предотвращение негативного влияния сиротской среды на детей и помогает им развивать социально-адаптивные навыки.
Какие основные понятия связаны с расстройствами поведения детей-сирот?
Основными понятиями, связанными с расстройствами поведения детей-сирот, являются: асоциальное поведение, дезадаптация, агрессия, депрессия, нарушение эмоциональной сферы и социальной коммуникации.
Какие арт-методы применяются в профилактике асоциального поведения детей-сирот в интернате?
Арт-методы, такие как музыка, театр, рисование и лепка, активно применяются в профилактике асоциального поведения детей-сирот в интернате. Они помогают выражать эмоции, развивать творческие способности и улучшать коммуникацию.
Какие результаты экспериментального исследования профилактики асоциального поведения детей-сирот показали положительный эффект?
Результаты экспериментального исследования профилактики асоциального поведения детей-сирот показали положительный эффект в виде снижения агрессивного поведения, улучшения социально-эмоциональной адаптации и увеличения уровня самооценки у детей-сирот.
Какие теоретико-психологические анализы помогают организовать содействие профилактике асоциального поведения детей-сирот?
Теоретико-психологические анализы, такие как теория социализации, теория адаптации, теория социального взаимодействия, имеют важное значение для организации содействия профилактике асоциального поведения детей-сирот. Они помогают понять особенности развития и формирования личности у детей-сирот и определить эффективные методы работы с ними.
Какой вид профилактики асоциального поведения детей-сирот предлагается в интернате?
В интернате предлагается содействие профилактике асоциального поведения детей-сирот, основанное на использовании арт-методов.
Что такое арт-методы и как они используются в профилактике асоциального поведения?
Арт-методы - это специальные методики, основанные на использовании художественных и креативных форм деятельности. В профилактике асоциального поведения детей-сирот в интернате, арт-методы используются для стимулирования самовыражения и развития социальных навыков у детей, а также для создания атмосферы доверия и поддержки.
Какие понятия о расстройствах поведения детей-сирот представлены в статье?
В статье представлены основные понятия о расстройствах поведения детей-сирот. Это может включать агрессивное поведение, нарушение социализации, эмоциональные проблемы, повышенную тревожность и др. Понимание этих расстройств помогает разработать эффективные методы исследования и профилактики асоциального поведения у детей-сирот.